Меню

Абхазия национальное свадебное платье

Как играют свадьбу в Абхазии

Как играют свадьбу в Абхазии. Свадебные традиции в Абхазии.

Практически в самом центре Кавказа расположилась небольшая, но очень красивая и уютная страна — Абхазия. Как и в других странах Кавказа, здесь живут гордые, независимые, иногда суровые люди, которые чтут свадебные традиции своих предков и очень гостеприимно встречают гостей. Как и у любых других национальностей у абхазов есть устоявшиеся веками ритуалы и традиции. Одними из таких традиций является свадьба. Издавна у абхазов запрещалось кровосмешение. У них строго запрещено жениться на представителях своего рода и носителях одинаковых фамилий. Так же раньше было запрещено брать свадьбу между людьми, принадлежащими к разным классам. Сейчас эта традиция устарела, но иногда имеет место быть. Но самым страшным нарушением традиций было и есть кровосмешение. За такое нарушение устоев могут даже выгнать из дома, отречься. Для родни нарушивший человек просто перестает существовать.

Как и во многих восточных странах, брак в Абхазии заключается с согласия старших родственников и жениха, мнение невесты не особо учитывается в этом вопросе. Она своего жениха зачастую видит только в день свадьбы. Так же в этой стране все еще распространен обычай кражи невесты. Обычно крадут самых красивых и богатых девушек из-за того что боятся отказа в свадьбе от старших родственников. Родственники могут потребовать вернуть девушку, но обычно этого не происходит. Причина этому то, что выдать замуж девушку, которая была выкрадена очень сложно. Именно поэтому женщины в Абхазии редко счастливы в браке с любимым человеком. Свадьба в этой стране играется только через 2 года, после того как девушку привели в дом. Свадебная церемония у абхазов очень пышное и многолюдное мероприятие и начинается оно со сватовства или с кражи невесты.

Сватовство происходит практически так же как во многих других странах востока и перекликается с традициями других народов. Во время сватовства в дом невесты приезжает родня жениха с подарками, среди которых украшения, ценные вещи, лошадь, деньги, и затем уже сватают невесту. После чего сваты уезжают, домой давая родственникам невесты время на обдумывание предложения. Если родственники невесты согласны на свадьбу, то в ответ отсылается какая либо личная вещь девушки.

Продолжение церемонии свадьбы в Абхазии тоже очень интересное. Свадьба начинается в доме невесты, но за невестой едет совсем немного народа. Для невесты ее подруги и сверстниц накрывается стол в отдельной комнате, зайти к ней могут только ее родственники, молодые люди и женская половина родственников жениха. Невеста раньше была одета в длинное платье с рукавами, высоким воротником, на голове был повязан платок, сейчас же облик абхазской невесты европеизирован. Невеста в Абхазии одевает привычное для нас свадебное платье, фату и туфли. Но конечно, платье невесты минимально открытое и достойное.

Когда наступает время отъезда невесты из дома, гостеприимные родственники всеми силами пытаются удержать гостей за столом. По пути следования гостей и невесты из дома постоянно произносятся тосты, а так же поется «песня проводов невесты».

Встреча невесты в доме жениха один из самых ярких событий вечера. Когда невеста приезжает в дом жениха, еще до порога мать жениха трижды обходит невесту. Когда невеста начинает подниматься в дом по ступенькам, ее обсыпают конфетами и серебряными монетами — это символизирует безбедное существование молодой семье, сладкую жизнь. Когда невеста переступает порог, над ее головой перекрещиваются кинжалы, это символизирует защиту молодых от происков злых духов. Во дворе дома жениха специально устанавливается стол, на котором выставляется на всеобщее обозрение приданое невесты. Раньше оно включало в себя предметы первой необходимости, ткани, и даже животных. Сейчас эта традиция отошла в прошлое, а приданое невесты чаще всего денежное. После просмотра приданого родственники невесты подносят подарки родным жениха. В это время в самом доме женщины и самые близкие родственники жениха проводят смотрины невесты.

Дальше начинается свадебное пиршество. Гостей со стороны невесты усаживают на самые лучшие места за свадебным столом. После этого слово берет хозяин дома. Ему подносят кубок с вином, а так же жаренные, надетые на шампур, сердце и печень жертвенного бычка. Хозяин произносит молитву и тост за молодых, после чего выпивает и закусывает. Оставшееся сердце и печень хозяин разрезает на кусочки и преподносит молодым и самым уважаемым гостям. Это и служит началом свадебного пиршества. Свадьба в Абхазии празднуется с большим размахом, иногда на таком торжестве присутствует около тысячи человек. Еще одно отличие свадебного торжества это отдельный стол для молодых, он может быть накрыт даже в другой комнате. Первый тост произносят за народ Абхазии, второй тост за погибших во время Великой отечественной войны в стране и только третий тост произносят за молодых новобрачных. Именно после него молодые приходят в общий зал и обходят все столы с гостями, чтобы каждый гость мог их увидеть.

В Абхазии очень много традиций связанных со свадьбой и если вам нравится эта удивительная красивая страна и гостеприимный народ, который в ней проживает, то вам придется по душе тур с символической свадебной церемонией. Такой тур в данный момент предлагает множество агентств. Он поможет любой семейной паре освежить свои отношения, добавить романтики.

Читайте также:  Средневековые платья для детей

Источник

Все особенности и традиции абхазской свадьбы

Абхазские свадьбы известны пышными гуляниями, большим количеством приглашенных и уважением к культуре предков. Правда, далеко не все традиционные элементы дошли до наших дней, но примеры многих из них можно и сейчас наблюдать на свадебном торжестве в Абхазии. Сперва расскажем о том, в каком возрасте принято выходить замуж или жениться, ведь и на этот счет в абхазской культуре существуют свои предписания. Чтобы увидеть больше современных празднований абхазских свадьб, можно посмотреть одну из самых популярных страниц в инстаграм.

Возраст

В брачной культуре этого региона большую роль играет возраст молодоженов. Для мужчины оптимальными годами для женитьбы считается период с 25 до 32 лет. Для дам планка пожестче — желательно успеть найти супруга в период с 18 до 25. К сожалению, после этого срока абхазку могут воспринимать как «засидевшуюся» в девках и не самую престижную невесту.

По отношению к мужчинам предубеждения по поводу возраста не так сильны, зато общество больше ждет от них профессиональных и общественных достижений — без такой почвы под ногами семью заводить не принято.

Обычаи до свадьбы

Начиная с древних времен, обручение у абхазов не подразумевало обмена кольцами. Вместо этого брачного символа молодые могли обменяться любыми другими вещами. В качестве обручального атрибута могли использовать что-то из вещей, которые девушка создала своими руками, например, вышитый традиционным узором платок или полотенце. С мужской стороны это могли быть рога животного или живая лань. Такой подарок символизировал не только скрепление узами, но и показывал избраннице и ее родственникам, что мужчина — надежный кандидат, с которым будущая семья не останется голодной.

Перед тем, как выдать дочь замуж, ее близкие отправлялись в дом жениха. В качестве старшего в такую делегацию брали не обязательно родственника — главное, чтобы он был на одной ступеньке социальной лестницы с родителями кандидата в мужья. С помощью этого визита семья девушки не только знакомилась с потенциальными родственниками, но и проверяла, на сколько надежно отправлять свое дитя в этом дом.

Гости

Испокон веков повелось, что отец с матерью невесты не имеют права присутствовать на празднике. Также существует даже требование к количеству приглашенных со стороны барышни: около 7 человек — максимум. Эта традиция до сих пор проявляет себя в брачном торжестве. Говоря о числе гостей, стоит отметить что сейчас оно снизилось: в старые времена набиралась компания из 200-300 человек, а в наши дни это уже редкость.

Жених и невеста

Раньше у абхазов было не принято, чтобы новобрачные вместе выходили к гостям. Допустимо такое поведение было только со стороны женщины, да и то, только если их упоминали в застольной речи. Брачующимся выделяли отдельное место. Более того, появляться вдвоем было неприлично еще в течение года — даже перед собственной семьей. Сейчас же от этого своеобразного представления почти ничего не осталось: гости охотно встречают и кого-то одного, и пару вместе.

Празднование

Традиции

Что не меняется с веками, так это веселая атмосфера свадебных абхазских гуляний. Сейчас ее поддерживают, приглашая на пир профессиональных танцоров и музыкантов. А раньше песни были делом только старших присутствующих. А еще во время застолья также было принято рассказывать притчи.

Если торжество проходило в холодный сезон, то с наступлением вечера на улицу выносили угли, чтобы присутствующие не замерзали.

Справка! Интересной особенностью является время проведения празднества — ночь. На следующий день устраиваются скачки, в которых могут поучаствовать и мужчины, и женщины. Традиционно продолжительность свадебного гуляния может составлять от 1 недели до 2. По окончании новоиспеченную жену знакомят с ее будущим жилищем, которое именуется «Большим домом». С этих пор начинается семейная жизнь пары.

Возвращаясь к торжеству, существует негласное правило, согласно которому хозяева не должны отпускать гостя пьяным домой. Такая ситуация говорит о них не лучшим образом. В том числе из-за этого празднество стараются растянуть на неделю ил даже две — чтобы уж точно все покинули застолье трезвыми. Все это время гостей нужно развлекать и абхазы всегда это умели: за столом звучали мудрые притчи, жизненные рассказы, истории рода или поселения.

В старые времена этим словам отводилось центральное место на празднике. Люди собирались не столько ради веселья и кушаний, сколько для того, чтобы послушать рассказы стариков. На современных же свадьбах и эта особенность, как и длительные гуляния, постепенно отходит в сторону.

Свадебное меню

В наши дни столы на праздничном банкете чуть ли не ломятся от еды. С одной стороны, это можно расценить как проявление щедрости и достатка семей, а с другой, часто гости признают, что такое количество излишне. Ведь часто после застолья многие блюда остаются даже нетронутыми.

Арда Ашуба (абхазский ученый) поделился воспоминаниями о том, как отличались накрытые свадебные столы в прежние годы от современных: «раньше такого не было. В то время помогали друг другу кто чем мог. Заранее готовили несколько мясных блюд. Абысҭа и ачашә, как правило, подавали в горячем виде. Готовили подливу из ореха, алычи».

Читайте также:  Как выбрать длинное свадебное платье

Танцы

Конечно, сейчас музыкальное сопровождение стало более доступным. Предкам нынешних абхазов приходилось служить самим себе и певцами, и аккомпанементом. Хоть на свадебном торжестве в наши дни чаще звучит современная музыка, национальные песни и танцы никуда не делись.

Но и в веселье нужно соблюдать порядок и свои правила. Идти в пляс, когда заблагорассудится, было не принято. Часто на свадьбах даже составляли очередь из желающих танцевать и каждой паре было выделено определенное время. При этом первенство всегда уступали старшим. Вообще, уважительное отношение к старшему поколению — часть абхазского культурного кода.

Всех брачных обрядов и ритуалов этого региона не перечислить, но в этом и нет нужды — многие из них ушли вместе с прежними эпохами. Но те, что сохранили свою силу, делают абхазские свадьбы особенными. Современная культура бракосочетания совмещает в себе строгие правила, следование основным традициям и задушевные праздничные гуляния.

Источник

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Многое изменилось за века в брачных традициях абхазского народа, но удивительно и то, что многое сохранилось. О традиционной абхазской свадьбе и о том, как она проходит сейчас – в очерке из этнографического цикла портала ВААК.

Абхазские свадьбы славятся своей пышностью и многочисленными гостями. Всегда ли это было так? Этнологи свидетельствуют: вовсе нет. Одно неизменно: молодые люди – и сегодня, как и в старину – знакомятся, проходят предсвадебный период, и, наконец, создают семьи.

Вооружившись материалами по этнографии и комментариями современных ученых, вспомним о древних свадебных традициях и постараемся узнать, как они видоизменились за тысячелетия существования абхазского этноса.

Знакомство

В традиционном абхазском обществе почти отсутствовал институт предбрачного ухаживания. Обычай не позволял даже молодому человеку говорить открыто о своих чувствах, и тем более не могла объясниться в любви девушка.

Юноша мог выразить избраннице свою заинтересованность другими способами. Например, чтобы показать себя ловким, убивал дрозда, клал в рот птице серебряную монету, «сажал» дрозда на веточку дикого ореха, добавлял к этой композиции фрукты и дарил понравившейся девушке. В знак симпатии девушка, в свою очередь, посылала ему свои ручные изделия: платок, кисет, полотенце. Затем молодой человек мог подарить более крупный подарок: материю на костюм или даже лошадь. Таким образом завязывалось знакомство, которое могло закончиться браком.

В наши дни молодые люди не дарят друг другу такие подарки. Молодой человек может подарить девушке кольцо, которым и обручается с ней.

В старину, как и сегодня, юноша мог и так выяснить расположенность к нему девушки: подсылал друга к ее подруге. Если оказывалось, что чувства взаимны, начиналось официальное сватовство.

Согласия сторон в процедуре сватовства добивался человек со специально отведенной для этого ролью – ақьаӷьариа («сват» в переводе с абхазского – прим. ред.). Но сватовство издревле существовало и в другой форме.

Сватовство с колыбели

Сегодня абхазы женятся по собственному выбору: молодые люди могут свободно знакомиться и общаться на свадьбах, других праздничных мероприятиях или в других общественных местах, где имеют возможность узнавать друг друга, понять свои симпатии. В наши дни крайне редко целенаправленно, для создания семьи, старшие знакомят молодых людей.

В прежние же времена браки устраивались исключительно родителями: детей об их желании не спрашивали. Бывали случаи, что родители обручали детей еще с колыбели: в знак обручения делали надрезы на люльках обоих детей (эта традиция на абхазском языке называется агараҿаҟәара – прим.ред.); кроме того, отец мальчика клал в колыбель девочки пулю. Пуля служила залогом исполнения договора. Неисполнение договора любой из сторон считалось оскорблением второй стороны, и дело могло дойти до кровной мести.

Сегодня эта форма сватовства утеряна и не применяется.

В старину абхазам было известно три способа заключения брака: открытый, или гласный (аргама), тайный (маӡала) и брак с похищением (амҵарсра). Все три формы сегодня также можно встретить, хотя тайные браки и похищения случаются крайне редко.

Аргама: все стороны согласны

Чаще всего брак в Абхазии заключался с одобрения старших в семье. Родственники жениха приходили свататься в дом невесты. Делегацию возглавлял уважаемый в фамилии человек или сосед родителей жениха, который мог быть их однофамильцем или же представителем другой фамилии. Пришедшие передавали намерения молодого человека. В знак согласия сторона невесты отдавала посланникам какую-нибудь личную вещь девушки, то есть происходил взаимообмен подарками – анапеимдахь еимырдон. Эта форма замужества называется «аргама» – открытый, гласный брак, когда все стороны на него согласны.

После такого сватовства девушка выходила замуж «из отчего дома», за ней приезжали родственники мужа, семь-восемь человек – атацаагацәа.

Как видим, в старину сватовство было целым ритуалом. Родители невесты серьезно готовились к встрече с гостями со стороны жениха, а родители жениха тщательно выбирали, кого они отправят за невестой, кто от их лица скажет «спасибо за доверие нам и за, то, что достойно воспитали дочь». Сегодня абхазские девушки выходят замуж «аргама», но это, как правило, больше тяготеет к красивому обычаю, утратив прежнюю суть.

Читайте также:  Самое красивое платье всех времен

Похищение и тайные браки

А если «стороны не согласны»? Получив от родителей невесты отказ, молодой человек считал себя крайне оскорбленным и организовывал похищение. Оно могло состояться, например, во время национальных праздников, на свадьбе соседей, или по предварительному сговору с подругами невесты, которые хитростью выводили ее из дома. Одним словом, жених, вознамерившись похитить любимую девушку, тщательно все планировал и ждал подходящего момента.

Похищенную девушку не привозили сразу в дом к жениху. Ее отвозили к влиятельному человеку в роде, фамилии или деревне. Так молодые искали не только покровительства, но и союзничества в разрешении конфликта. По долгу гостеприимства влиятельный родственник старался уладить дело и вступал в переговоры с несогласной стороной. Обычно дело кончалось миром.

Похищение, как исключение из правила, может иметь место и сегодня – в форме вывода девушки из дома обманом. Подруга или родственница просит куда-то с ней пойти или поехать, а вместо этого друзья юноши увозят девушку к его родственникам. При этом будущая невеста может и не подозревать о похищении.

Другое дело, когда девушка сама стремится к браку и выходит замуж втайне от своих родителей. Молодожены на время уезжают из страны, а по приезде стараются урегулировать конфликт. Здесь мы уже имеем дело с давней формой тайного брака.

В старые времена такая тайная свадьба (маӡала) проходила без родственников и друзей невесты, ее родители не присылали приданого, подарков для новых родственников. Вместо подруги невесты была молодая соседка или золовка.

Научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказывает о непростых взаимоотношениях между отцом и родной дочерью, которые мог повлечь такой брак.

«Бывали случаи, когда отец невесты «отказывался» от своей дочери, когда она тайно выходила замуж, – поясняет она. – Мог не общаться с ней от года до пяти-семи лет. Но все же, особенно после рождения детей, они мирились и начинали общаться. Их мирили уважаемые люди в селе, соседи – уговаривали отца простить дочь. Он мог упорствовать, но в конечном итоге прощал. Конечно, бывало, что отец умирал, так и не простив дочь, не увидев зятя».

Приданое, наряды и подарки

Подготовка к свадьбе начиналась, как и сейчас, после сватовства. День свадьбы назначала, как правило, сторона жениха. Свадьбы обычно проводились осенью, после сбора нового урожая.

После того, как назначали дату свадьбы, родители жениха начинали тщательно готовиться к ней: заливали вино, сеяли кукурузу для мамалыги, выращивали домашнюю птицу. Отец семейства выращивал животное, которое на свадьбу забивалось и готовилось в качестве главного блюда на пире. Чаще всего это был бычок весом в 100-120 килограмм.

Свадьбы были не такие многолюдные, как в Абхазии сейчас, не больше 150-200 человек, уточняет Элисо Сангулия.

«Приглашали только самых близких родственников, а организацию свадьбы брали на себя соседи. За несколько дней до свадьбы по селам рассылали гонцов, чаще жених со своим другом объезжал родственников и оповещал о предстоящей свадьбе. Не сам жених заходил в дом и звал на свою свадьбу, это делал его друг. Если была необходимость, то родичи помогали материально – кто-то вином, кто-то бычка давал. Никто не оставался безучастным», – отмечает этнолог.

Невеста сама готовила приданое: не то, что ей давали родители – аихраҵага, а другое – собственноручно сшитые и вышитые кисеты, очкура (пояса – прим. ред.) и полотенца. Ведь после обручения она большинство времени проводила за рукоделием: шила, вышивала, готовила подарки для будущих родственников. В этом ей помогали подруги. Все это она брала с собой в день свадьбы.

Эти же вещицы ручной работы от имени невесты «выдавались» в качестве наград на свадебных состязаниях – например, лучшим джигитам, мастерам «искусства вождения коня» (аҽҟазара).

Свадебных нарядов как таковых не было, или они не зафиксированы этнографическим материалом. Обычное платье шилось из ткани, которую привозил жених после обручения (аматырбага). Цвет не имел значения, но чаще оно было белое. Обычно это было длинное «до пят» и широкое книзу «абхазское платье» с туго затянутым высоким воротником, с длинными застегивающимися рукавами (аԥсуа ҵкы). Особенностью свадебного наряда невесты был платок – «аҭаца касы», который покрывал ее с головы до ног.

Известный ученый-этнограф Елена Малиа пишет, что изначально платок был белого цвета, его специально вязали из белых шелковых нитей, а к середине XX века он был заменен черным шифоновым. Сегодня в день свадьбы невеста не закрывает лица, и только во время привода ее лицо закрыто фатой.

Гости преподносили невесте подарки, в основном деньгами, и подруга невесты, приподняв платок, показывала ее лицо. Смотрины эти обычно открывались родителями жениха. Свекор обыкновенно дарил невестке корову, буйволицу или лошадь, свекровь – чаще всего постельные принадлежности. Эти подарки переходили в личную собственность невестки.

Источник

Adblock
detector