Меню

Абхазские национальные свадебные платья

Абхазская свадьба: старинные обычаи и современность

Маленькая республика, расположившаяся между Черным морем и Кавказскими горами, бережно хранит вековые традиции, по которым жили пращуры современных абхазцев. История, полная взлетов и падений, а также обособленное географическое положение во многом определили семейный уклад жителей этого региона. Да, за последние сто лет жизнь здесь изменилась, современные тенденции не обошли стороной Абхазию, это особенно заметно в городах. Но абхазская свадьба и предшествующие ей ритуалы знакомства и сватовства в полной мере иллюстрируют своеобразную культуру этого горного народа. В них гармонично переплелись вековая мудрость старцев и горячий нрав молодых людей, интересы родов и древние, еще языческие верования.

Традиции абхазского народа

Абхазцы очень дружелюбный, гостеприимный народ. У них очень развито почтение к старшим, и родственные чувства. Понятие чести рода и собственной совести для них не пустой звук. Во многом древний морально-этический кодекс «апсуара» продолжает определять жизненный уклад и брачные традиции в современной Абхазии.

Еще совсем недавно, до середины ХХ века, институт брака жестко контролировался уважаемыми старейшинами и главами родов. Ограничения касались, в основном, кровосмешения и неравных браков. Строжайше запрещались близкородственные браки. Даже девушку, носящую фамилию бабушки с материнской стороны, нельзя было рассматривать в качестве пары. Преступившего закон ждало общественное порицание, своим поступком он навлекал позор на весь свой род. Как правило, наказанием служило изгнание, и судьба несчастного была незавидна. Он не мог принимать пищу за одним столом, лишался какой бы то ни было защиты, с ним запрещено было разговаривать.

Столь же строгими были и ограничения для социально неравных браков. Сыновьям и дочерям старшие родственники подыскивали пары в привычном кругу. Одним из способов избежать отказа от родственников девушки, было ее похищение. Если она проводила ночь в доме похитителя, такая невеста считалась «порченной» и была вынуждена выйти замуж за похитителя. Как правило, родне и самой похищенной оставалось лишь смириться с неприятной ситуацией. Впрочем, случалось так, что подобные похищения развязывали кровавую месть, когда разъяренные родичи мстили за поруганную честь своей дочери и сестры. В современной Абхазии данный ритуал если и проводится, то по взаимному согласию, а реальное похищение девиц преследуется по закону.

Сватовство в Абхазии

Самым подходящим для женитьбы мужчин возрастом считался период от 24 до 35 лет. Девушек замуж выдавали намного раньше – в 18-24 года. В 25 девушка уже считалась перестарком. Такой обычай был вполне обоснован. Прежде чем завести семью, мужчина должен доказать, что достоин иметь семью, способен содержать и защитить свою жену и детей.

Пары обычно подбирали старшие родственники. В дом избранной, достойной по всем параметрам девушки, засылались сваты. Представители жениха приезжали с обязательными подарками: украшениями, ценной посудой, деньгами и живым призом – хорошей лошадью. Причем немедленного сговора не происходило. Сваты оставляли подарки, уведомляли о намерениях взять дочь в род молодого человека, и уезжали, давая родным девушки время на раздумье. Если согласие было достигнуто, в ответ посылалась личная вещь девицы.

После этого молодых наконец знакомили друг с другом, если они еще не встречались, и начинался обряд обручения. Кольца в Абхазии не были приняты, пара обменивалась личными подарками. Девушка подносила в дар свое рукоделие, а парень должен был показать, какой он добытчик. Обычно избраннице доставлялся рог собственноручно убитой добычи или даже пойманное животное.

Родственники девушки никогда не отдавали своих дочерей в неизвестность. Перед свадьбой в дом жениха приходила представительная делегация, составленная из самых уважаемых людей. Они оценивали обстановку в доме и напоминали новым родственникам, что к девушке стоит относиться с уважением и доброжелательностью. Если старейшинам что-то не нравилось, свадьба могла и не состояться.

Подготовка к брачным торжествам

Свадьба в Абхазии – удовольствие не из дешевых. Гуляния на триста человек не представляют ничего из ряда вон выходящего, обычно число гостей далеко переваливает за эту цифру и стремится к двум тысячам. Поэтому, готовятся к ней со всей ответственностью и размахом широкой горской души.

Праздничный стол

Угощение на свадьбе должно быть обильным – одно из основных правил этого гостеприимного народа. Гости не должны уйти голодными, поэтому готовят с избытком, порой весьма существенным. Остатки нетронутой еды обычно раздаются по родственникам и друзьям. Традиционные горячие блюда – мамалыга, крутая кукурузная каша, и хачапури, горячие национальные пироги с рассольным сыром, которые готовились тут же. Кроме этого, подавалось мясо во всех видах, зелень, овощи и фрукты, и, конечно же, местное вино.

Старики вспоминают, что подобное изобилие было не всегда. В годы нужды родственники помогали друг другу и свадьбы справляли хоть и скромнее в плане угощения, но так же душевно и весело.

Обычаи абхазской свадьбы

Свадьбы обычно гуляют по осени, когда заканчиваются работы на полях, а закрома полны дарами земли, окрестных гор, лесов и рек. Издревле самым удачным днем считалась и до сих пор остается суббота.

Особых свадебных одежд у абхазов не было, молодых одевали в лучшие платья с вышивкой и украшениями. На голове девушки обязательно должно было накинуто шелковое узорчатое покрывало или большой платок. В современной Абхазии наряды жениха и невесты традиционные – строгий черный костюм и белое платье обычно максимально закрытого типа.

Приданое невесты составляли ткани, хозяйственная утварь, постельное белье, полотенца и одежда. Также за девушкой могли давать скот и лошадей. Сейчас в качестве приданого чаще всего выступает определенная денежная сумма.

Прощание с невестой

Как только солнце садилось за горизонт, со двора парня как можно более бесшумно выдвигалась кавалькада. Если брак был сговорен и сопротивления не ожидалось, жених своих родственников и друзей не сопровождал. Современная свадьба начинается во второй половине дня, открыто, а транспортом выступают не лошади, а машины.

Пир в доме невесты был достаточно скромен и полон печали: ведь девушку отдавали в чужую семью. Невеста сидела в отдельной девичьей комнате в окружении своих сверстниц, и демонстрировала расстроенные чувства. Неженатые представители и женщины со стороны жениха могли зайти в альков невесты, чтобы вслух выразить свое восхищение ее достоинствами и красотой.

Когда близилось время отъезда, хозяева всеми силами старались задержать дорогих гостей за накрытым столом. Невесту выводили из дома, садили на коня и отправлялись в путь. Сопровождающие пели песню привода невесты в дом, стреляя в воздух.

Читайте также:  Прически для девочек под бальное платье

Прибытие в дом жениха

Когда молодую доставляли в новый дом, во дворе свекровь трижды обходила ее по кругу. Каждый шаг по ступеням крыльца встречался дождем конфет и серебра, пророча сладкую жизнь в достатке. Когда девушка переступала порог, мужчины над ее головой скрещивали кинжалы, отсекая происки злых духов и людей. В доме женщины рода и самые уважаемые мужчины оценивали невесту со всех сторон.

Тем временем на специально установленные во дворе постаменты выкладывалось приданое невесты, дабы все могли убедиться, что в род вступает не бесприданница. После оценки выложенного скарба прибывшие вместе со свитой родственники невесты дарили подарки родне жениха.

Свадебный пир

Гости рассаживались за столы, причем представители невесты занимали самые почетные места. Свадебный пир начинался со слова главы рода. Ему обязательно подносился шампур с запеченными сердцем и печенью жертвенного бычка. Остальной освященный деликатес хозяин раздавал молодым и самым уважаемым гостям.

Раньше за столом пели старшие, самые уважаемые члены рода и гости. Песни и тосты звучали почти непрерывно, в определенном порядке. За этим зорко следил тамада. Если к вечеру наступала прохлада, то разжигались костры, в чашах ставили угли, чтобы место застолья прогревалось, и гости не испытывали дискомфорта. Время тянули насколько возможно, перемежая зажигательные народные танцы и песни притчами и тостами, сказания о делах славных предков – мудрыми наставлениями. Молодые, находясь в отдельном закрытом от нескромных глаз помещении, должны были внимать всему, что говорилось на празднике.

Сейчас обычно приглашаются музыкальные коллективы, народные артисты. Ограничения по очередности тостов и песен упростились, а молодые вполне могут присутствовать на собственной свадьбе, не опасаясь всенародного порицания. Все также на свадьбах танцуют потрясающие национальные танцы и уступают старшим очередь к танцплощадке. А если мудрый человек решил сказать речь – его все внимательно слушают. Смысл абхазской свадьбы всегда заключался не в выпивке или веселье, а именно в советах молодым.

Интересные обычаи Абхазии

Абхазия славится своей приверженностью вековым устоям. Но течение времени исподволь меняет взгляды и обычаи, оставляя отжитое лишь на страницах учебников по истории. Старинные традиции абхазской свадьбы понемногу сменяются новыми, адаптированными под современные реалии.

  1. В старину при сватовстве бросали заряженный патрон или пулю с порохом перед отцом невесты, говоря, что девица взята в плен, то есть, сговорена, а тот в ответ бросал свой патрон перед представителем жениха. С этого момента девушка считалась несвободной, никто не мог ее больше сватать. После чего сваты садились на лошадей, стреляя в воздух.
  2. На свадьбу ни в коем случае не приглашались ни мать, ни отец девушки. Ее родственников могло набраться не более десяти человек, причем им предписывалась скромность.
  3. Жених и невеста не могли показываться перед гостями совместно, это считалось крайне позорным хвастовством. Даже к родственникам вместе не выходили длительное время. Девушка могла года два не видеть родню, поскольку одна пойти к ним не могла, а появление на людях вместе с мужем считалось постыдным. Невесту могли вывести к гостям в момент произнесения тоста в честь супругов. Жених на собственной свадьбе не появлялся вовсе.
  4. Старшие пели песни, разбавляя их мудрыми советами и наставлениями.
  5. Тамадой всегда назначали наиболее уважаемого человека, который соблюдал досконально весь ритуал и очередность произнесения тостов.
  6. При обилии выпивки и многочисленных здравицах, напиваться до бессознательности все же считалось позором. Особенно – для молодых. Тосты произносились не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы проявить уважение.
  7. Танцевать выходили поочередно, не толкаясь и не нарушая порядка.

На второй день свадьбы молодежь могла устроить скачки и состязания на ловкость, причем участвовать могли и незамужние девушки.

После свадьбы жизнь только начинается

Свадьба традиционно игралась ночью. Торжества могли растянуться на одну-две недели. По окончании свадебных торжеств молодую жену торжественно вводили в так называемый «большой дом», на женскую половину, где ей отныне предстояло жить.

Несмотря на пагубное влияние современной морали, абхазская свадьба до сих пор остается одним из самых колоритных мероприятий. Народ Абхазии сумел сберечь свое культурное достояние. Идя в ногу со временем, они сохранили старинные обычаи и понятия о чести и гостеприимстве, что не может не радовать.

Источник

Как играют свадьбу в Абхазии

Как играют свадьбу в Абхазии. Свадебные традиции в Абхазии.

Практически в самом центре Кавказа расположилась небольшая, но очень красивая и уютная страна — Абхазия. Как и в других странах Кавказа, здесь живут гордые, независимые, иногда суровые люди, которые чтут свадебные традиции своих предков и очень гостеприимно встречают гостей. Как и у любых других национальностей у абхазов есть устоявшиеся веками ритуалы и традиции. Одними из таких традиций является свадьба. Издавна у абхазов запрещалось кровосмешение. У них строго запрещено жениться на представителях своего рода и носителях одинаковых фамилий. Так же раньше было запрещено брать свадьбу между людьми, принадлежащими к разным классам. Сейчас эта традиция устарела, но иногда имеет место быть. Но самым страшным нарушением традиций было и есть кровосмешение. За такое нарушение устоев могут даже выгнать из дома, отречься. Для родни нарушивший человек просто перестает существовать.

Как и во многих восточных странах, брак в Абхазии заключается с согласия старших родственников и жениха, мнение невесты не особо учитывается в этом вопросе. Она своего жениха зачастую видит только в день свадьбы. Так же в этой стране все еще распространен обычай кражи невесты. Обычно крадут самых красивых и богатых девушек из-за того что боятся отказа в свадьбе от старших родственников. Родственники могут потребовать вернуть девушку, но обычно этого не происходит. Причина этому то, что выдать замуж девушку, которая была выкрадена очень сложно. Именно поэтому женщины в Абхазии редко счастливы в браке с любимым человеком. Свадьба в этой стране играется только через 2 года, после того как девушку привели в дом. Свадебная церемония у абхазов очень пышное и многолюдное мероприятие и начинается оно со сватовства или с кражи невесты.

Сватовство происходит практически так же как во многих других странах востока и перекликается с традициями других народов. Во время сватовства в дом невесты приезжает родня жениха с подарками, среди которых украшения, ценные вещи, лошадь, деньги, и затем уже сватают невесту. После чего сваты уезжают, домой давая родственникам невесты время на обдумывание предложения. Если родственники невесты согласны на свадьбу, то в ответ отсылается какая либо личная вещь девушки.

Читайте также:  Как дать имя платью

Продолжение церемонии свадьбы в Абхазии тоже очень интересное. Свадьба начинается в доме невесты, но за невестой едет совсем немного народа. Для невесты ее подруги и сверстниц накрывается стол в отдельной комнате, зайти к ней могут только ее родственники, молодые люди и женская половина родственников жениха. Невеста раньше была одета в длинное платье с рукавами, высоким воротником, на голове был повязан платок, сейчас же облик абхазской невесты европеизирован. Невеста в Абхазии одевает привычное для нас свадебное платье, фату и туфли. Но конечно, платье невесты минимально открытое и достойное.

Когда наступает время отъезда невесты из дома, гостеприимные родственники всеми силами пытаются удержать гостей за столом. По пути следования гостей и невесты из дома постоянно произносятся тосты, а так же поется «песня проводов невесты».

Встреча невесты в доме жениха один из самых ярких событий вечера. Когда невеста приезжает в дом жениха, еще до порога мать жениха трижды обходит невесту. Когда невеста начинает подниматься в дом по ступенькам, ее обсыпают конфетами и серебряными монетами — это символизирует безбедное существование молодой семье, сладкую жизнь. Когда невеста переступает порог, над ее головой перекрещиваются кинжалы, это символизирует защиту молодых от происков злых духов. Во дворе дома жениха специально устанавливается стол, на котором выставляется на всеобщее обозрение приданое невесты. Раньше оно включало в себя предметы первой необходимости, ткани, и даже животных. Сейчас эта традиция отошла в прошлое, а приданое невесты чаще всего денежное. После просмотра приданого родственники невесты подносят подарки родным жениха. В это время в самом доме женщины и самые близкие родственники жениха проводят смотрины невесты.

Дальше начинается свадебное пиршество. Гостей со стороны невесты усаживают на самые лучшие места за свадебным столом. После этого слово берет хозяин дома. Ему подносят кубок с вином, а так же жаренные, надетые на шампур, сердце и печень жертвенного бычка. Хозяин произносит молитву и тост за молодых, после чего выпивает и закусывает. Оставшееся сердце и печень хозяин разрезает на кусочки и преподносит молодым и самым уважаемым гостям. Это и служит началом свадебного пиршества. Свадьба в Абхазии празднуется с большим размахом, иногда на таком торжестве присутствует около тысячи человек. Еще одно отличие свадебного торжества это отдельный стол для молодых, он может быть накрыт даже в другой комнате. Первый тост произносят за народ Абхазии, второй тост за погибших во время Великой отечественной войны в стране и только третий тост произносят за молодых новобрачных. Именно после него молодые приходят в общий зал и обходят все столы с гостями, чтобы каждый гость мог их увидеть.

В Абхазии очень много традиций связанных со свадьбой и если вам нравится эта удивительная красивая страна и гостеприимный народ, который в ней проживает, то вам придется по душе тур с символической свадебной церемонией. Такой тур в данный момент предлагает множество агентств. Он поможет любой семейной паре освежить свои отношения, добавить романтики.

Источник

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Многое изменилось за века в брачных традициях абхазского народа, но удивительно и то, что многое сохранилось. О традиционной абхазской свадьбе и о том, как она проходит сейчас – в очерке из этнографического цикла портала ВААК.

Абхазские свадьбы славятся своей пышностью и многочисленными гостями. Всегда ли это было так? Этнологи свидетельствуют: вовсе нет. Одно неизменно: молодые люди – и сегодня, как и в старину – знакомятся, проходят предсвадебный период, и, наконец, создают семьи.

Вооружившись материалами по этнографии и комментариями современных ученых, вспомним о древних свадебных традициях и постараемся узнать, как они видоизменились за тысячелетия существования абхазского этноса.

Знакомство

В традиционном абхазском обществе почти отсутствовал институт предбрачного ухаживания. Обычай не позволял даже молодому человеку говорить открыто о своих чувствах, и тем более не могла объясниться в любви девушка.

Юноша мог выразить избраннице свою заинтересованность другими способами. Например, чтобы показать себя ловким, убивал дрозда, клал в рот птице серебряную монету, «сажал» дрозда на веточку дикого ореха, добавлял к этой композиции фрукты и дарил понравившейся девушке. В знак симпатии девушка, в свою очередь, посылала ему свои ручные изделия: платок, кисет, полотенце. Затем молодой человек мог подарить более крупный подарок: материю на костюм или даже лошадь. Таким образом завязывалось знакомство, которое могло закончиться браком.

В наши дни молодые люди не дарят друг другу такие подарки. Молодой человек может подарить девушке кольцо, которым и обручается с ней.

В старину, как и сегодня, юноша мог и так выяснить расположенность к нему девушки: подсылал друга к ее подруге. Если оказывалось, что чувства взаимны, начиналось официальное сватовство.

Согласия сторон в процедуре сватовства добивался человек со специально отведенной для этого ролью – ақьаӷьариа («сват» в переводе с абхазского – прим. ред.). Но сватовство издревле существовало и в другой форме.

Сватовство с колыбели

Сегодня абхазы женятся по собственному выбору: молодые люди могут свободно знакомиться и общаться на свадьбах, других праздничных мероприятиях или в других общественных местах, где имеют возможность узнавать друг друга, понять свои симпатии. В наши дни крайне редко целенаправленно, для создания семьи, старшие знакомят молодых людей.

В прежние же времена браки устраивались исключительно родителями: детей об их желании не спрашивали. Бывали случаи, что родители обручали детей еще с колыбели: в знак обручения делали надрезы на люльках обоих детей (эта традиция на абхазском языке называется агараҿаҟәара – прим.ред.); кроме того, отец мальчика клал в колыбель девочки пулю. Пуля служила залогом исполнения договора. Неисполнение договора любой из сторон считалось оскорблением второй стороны, и дело могло дойти до кровной мести.

Сегодня эта форма сватовства утеряна и не применяется.

Читайте также:  Квадратная кокетка выкройка платья

В старину абхазам было известно три способа заключения брака: открытый, или гласный (аргама), тайный (маӡала) и брак с похищением (амҵарсра). Все три формы сегодня также можно встретить, хотя тайные браки и похищения случаются крайне редко.

Аргама: все стороны согласны

Чаще всего брак в Абхазии заключался с одобрения старших в семье. Родственники жениха приходили свататься в дом невесты. Делегацию возглавлял уважаемый в фамилии человек или сосед родителей жениха, который мог быть их однофамильцем или же представителем другой фамилии. Пришедшие передавали намерения молодого человека. В знак согласия сторона невесты отдавала посланникам какую-нибудь личную вещь девушки, то есть происходил взаимообмен подарками – анапеимдахь еимырдон. Эта форма замужества называется «аргама» – открытый, гласный брак, когда все стороны на него согласны.

После такого сватовства девушка выходила замуж «из отчего дома», за ней приезжали родственники мужа, семь-восемь человек – атацаагацәа.

Как видим, в старину сватовство было целым ритуалом. Родители невесты серьезно готовились к встрече с гостями со стороны жениха, а родители жениха тщательно выбирали, кого они отправят за невестой, кто от их лица скажет «спасибо за доверие нам и за, то, что достойно воспитали дочь». Сегодня абхазские девушки выходят замуж «аргама», но это, как правило, больше тяготеет к красивому обычаю, утратив прежнюю суть.

Похищение и тайные браки

А если «стороны не согласны»? Получив от родителей невесты отказ, молодой человек считал себя крайне оскорбленным и организовывал похищение. Оно могло состояться, например, во время национальных праздников, на свадьбе соседей, или по предварительному сговору с подругами невесты, которые хитростью выводили ее из дома. Одним словом, жених, вознамерившись похитить любимую девушку, тщательно все планировал и ждал подходящего момента.

Похищенную девушку не привозили сразу в дом к жениху. Ее отвозили к влиятельному человеку в роде, фамилии или деревне. Так молодые искали не только покровительства, но и союзничества в разрешении конфликта. По долгу гостеприимства влиятельный родственник старался уладить дело и вступал в переговоры с несогласной стороной. Обычно дело кончалось миром.

Похищение, как исключение из правила, может иметь место и сегодня – в форме вывода девушки из дома обманом. Подруга или родственница просит куда-то с ней пойти или поехать, а вместо этого друзья юноши увозят девушку к его родственникам. При этом будущая невеста может и не подозревать о похищении.

Другое дело, когда девушка сама стремится к браку и выходит замуж втайне от своих родителей. Молодожены на время уезжают из страны, а по приезде стараются урегулировать конфликт. Здесь мы уже имеем дело с давней формой тайного брака.

В старые времена такая тайная свадьба (маӡала) проходила без родственников и друзей невесты, ее родители не присылали приданого, подарков для новых родственников. Вместо подруги невесты была молодая соседка или золовка.

Научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказывает о непростых взаимоотношениях между отцом и родной дочерью, которые мог повлечь такой брак.

«Бывали случаи, когда отец невесты «отказывался» от своей дочери, когда она тайно выходила замуж, – поясняет она. – Мог не общаться с ней от года до пяти-семи лет. Но все же, особенно после рождения детей, они мирились и начинали общаться. Их мирили уважаемые люди в селе, соседи – уговаривали отца простить дочь. Он мог упорствовать, но в конечном итоге прощал. Конечно, бывало, что отец умирал, так и не простив дочь, не увидев зятя».

Приданое, наряды и подарки

Подготовка к свадьбе начиналась, как и сейчас, после сватовства. День свадьбы назначала, как правило, сторона жениха. Свадьбы обычно проводились осенью, после сбора нового урожая.

После того, как назначали дату свадьбы, родители жениха начинали тщательно готовиться к ней: заливали вино, сеяли кукурузу для мамалыги, выращивали домашнюю птицу. Отец семейства выращивал животное, которое на свадьбу забивалось и готовилось в качестве главного блюда на пире. Чаще всего это был бычок весом в 100-120 килограмм.

Свадьбы были не такие многолюдные, как в Абхазии сейчас, не больше 150-200 человек, уточняет Элисо Сангулия.

«Приглашали только самых близких родственников, а организацию свадьбы брали на себя соседи. За несколько дней до свадьбы по селам рассылали гонцов, чаще жених со своим другом объезжал родственников и оповещал о предстоящей свадьбе. Не сам жених заходил в дом и звал на свою свадьбу, это делал его друг. Если была необходимость, то родичи помогали материально – кто-то вином, кто-то бычка давал. Никто не оставался безучастным», – отмечает этнолог.

Невеста сама готовила приданое: не то, что ей давали родители – аихраҵага, а другое – собственноручно сшитые и вышитые кисеты, очкура (пояса – прим. ред.) и полотенца. Ведь после обручения она большинство времени проводила за рукоделием: шила, вышивала, готовила подарки для будущих родственников. В этом ей помогали подруги. Все это она брала с собой в день свадьбы.

Эти же вещицы ручной работы от имени невесты «выдавались» в качестве наград на свадебных состязаниях – например, лучшим джигитам, мастерам «искусства вождения коня» (аҽҟазара).

Свадебных нарядов как таковых не было, или они не зафиксированы этнографическим материалом. Обычное платье шилось из ткани, которую привозил жених после обручения (аматырбага). Цвет не имел значения, но чаще оно было белое. Обычно это было длинное «до пят» и широкое книзу «абхазское платье» с туго затянутым высоким воротником, с длинными застегивающимися рукавами (аԥсуа ҵкы). Особенностью свадебного наряда невесты был платок – «аҭаца касы», который покрывал ее с головы до ног.

Известный ученый-этнограф Елена Малиа пишет, что изначально платок был белого цвета, его специально вязали из белых шелковых нитей, а к середине XX века он был заменен черным шифоновым. Сегодня в день свадьбы невеста не закрывает лица, и только во время привода ее лицо закрыто фатой.

Гости преподносили невесте подарки, в основном деньгами, и подруга невесты, приподняв платок, показывала ее лицо. Смотрины эти обычно открывались родителями жениха. Свекор обыкновенно дарил невестке корову, буйволицу или лошадь, свекровь – чаще всего постельные принадлежности. Эти подарки переходили в личную собственность невестки.

Источник

Adblock
detector