Стиль несравненной легенды российского балета Майи Плисецкой
Отечественная икона стиля, красивая женщина и талантливая балерина — Майя Плисецкая даже во времена застоя и всеобщего дефицита находила желание и возможности одеваться так, будто сама лично присутствовала на модных показах в Париже и Милане. Ее грация, элегантность и отличный вкус выражались буквально во всем, чем она занималась! Мудрая женщина, кажется, понимала и принимала жизнь такой, какая она есть, и как бы сложно не было, никогда не забывала о том, что одежда — это не только необходимость, но и способ самовыражения.
Майя Михайловна была уверена, что «характер — это судьба», а «одежда диктует поведение» — такой мы ее и запомнили: сильной, но женственной, изящной и потрясающе стильной!
Сложные времена
В период всеобщего товарного дефицита в СССР позволить себе хорошо одеваться могли только те, кто имел возможность выезжать за границу и привозить оттуда «импортные» вещи. У Майи Михайловны такой возможности не было, иными словами она достаточно долгое время была «невыездной» и была вынуждена не покидать пределы Родины. Таких, как она, в те времена называли «штрафным батальоном Большого театра». Однако, что для молодой и красивой женщины значит отсутствие возможности одеваться стильно?
Когда Плисецкая наконец смогла отправиться на зарубежные гастроли, перед ней будто открылся новый мир. Советская балерина познакомилась со многими представителями западной модной элиты и заграничными деятелями культуры. Одним из самых значимых в мире моды знакомых стал Пьер Карден, несмотря на то, что талантом и фигурой Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них очень хотели увидеть на ней свою одежду.
Муза Пьера Кардена
«Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает».
Знакомство с именитым дизайнером произошло на фестивале в Авиньоне. Майя танцевала партию из балета «Умирающий лебедь на открытой площадке, когда внезапно начался сильный дождь. Балерина не прервала танец, и зрители, чтобы поддержать ее тоже сложили свои зонты. После выступления к Майе подошла ее знакомая франко-российская художница Надя Леже, которая и познакомила Плисецкую и Кардена. Спустя какое-то время модельер начал создавать для выступлений Майи костюмы. Увы, в советской действительности нельзя было афишировать то, что для ведущей балерины «Большого театра» костюмы шьет зарубежный кутюрье, поэтому данный факт стал известен гораздо позже.
Майя и Пьер Карден
Модельер и балерина дружили до конца жизни, а в 1998 году они представили в Кремле совместное шоу «Мода и танец».
Майя и Пьер Карден
Майя и Коко Шанель
Майя Плисецкая была знакома со многими легендарными дизайнерами, включая Ив Сен-Лорана и Габриэль Шанель, последняя, кстати, специально для нее устроила демонстрацию своей новой коллекции у себя дома. Когда кто-то из моделей вывел Коко из себя своей неуклюжестью, она попросила балерину показать девушкам, как должна ходить настоящая женщина. Плисецкая грациозно скопировала модельную походку, и так понравилась Шанель, что дизайнер захотела подарить балерине наряд! Смущенная такой щедростью, Майя попыталась отшутиться, но Коко настояла на своем и самостоятельно выбрала подарок: это был облегающий белый сарафан и жакет, украшенный темно-синими аксельбантами и золотыми пуговками. Подаренный Шанель комплект балерина надевала только в особых случаях.
Подарок Плисецкой от Шанель
Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Габриэль Шанель
Катрин Денев, Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая
Образы легендарной балерины
Многие образы Майи Плисецкой были уникальны. Балерина обожала эпатировать публику на сцене и в жизни. В своей автобиографии Плисецкая вспоминала, какой эффект произвел ее выход в белом парчовом платье в пол с абсолютно открытым балетным лифом. Балерина накинула сверху лишь широкий турмалиновый шарф. «Это было представление, — писала Плисецкая, — все взоры на мне».
Майя сыграла одну из ролей в экранизации Александра Зархи «Анны Карениной» (1967 года). Балерине досталась роль Бетси Тверской. Музыку к фильму сочинил ее супруг Родион Щедрин, а костюмы с легкой подачи Майи создал Пьер Карден.
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
До конца жизни артистка балета оставалась тоненькой как тростинка и потрясающе стильной. Широкое пальто с высокими сапогами, элегантная блузка и узкие классические брюки, подведенные глаза и яркая губная помада – узнаваемый фирменный стиль Майи, которому массово подражали все модницы Союза. Кстати, считается, что именно Плисецкая стала одной из первых женщин СССР, которая надела манто из белой норки – элемент, который был совершенно недопустим для советской женщины! Эта женщина умела привлекать внимание…
Майя Плисецкая в съемке Pierre Cardin
Майя Плисецкая в съемке Pierre Cardin
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Стиль несравненной легенды российского балета Майи Плисецкой
Отечественная икона стиля, красивая женщина и талантливая балерина — Майя Плисецкая даже во времена застоя и всеобщего дефицита находила желание и возможности одеваться так, будто сама лично присутствовала на модных показах в Париже и Милане. Ее грация, элегантность и отличный вкус выражались буквально во всем, чем она занималась! Мудрая женщина, кажется, понимала и принимала жизнь такой, какая она есть, и как бы сложно не было, никогда не забывала о том, что одежда — это не только необходимость, но и способ самовыражения.
Майя Михайловна была уверена, что «характер — это судьба», а «одежда диктует поведение» — такой мы ее и запомнили: сильной, но женственной, изящной и потрясающе стильной!
Сложные времена
В период всеобщего товарного дефицита в СССР позволить себе хорошо одеваться могли только те, кто имел возможность выезжать за границу и привозить оттуда «импортные» вещи. У Майи Михайловны такой возможности не было, иными словами она достаточно долгое время была «невыездной» и была вынуждена не покидать пределы Родины. Таких, как она, в те времена называли «штрафным батальоном Большого театра». Однако, что для молодой и красивой женщины значит отсутствие возможности одеваться стильно? Катастрофа! Поэтому Майе приходилось искать различные доступные варианты. Таким вариантом в то время были фарцовщики, перепродававшие товары из-за границы вдвое дороже их стоимости. Одна из таких «торгашек», женщина по имени Клара, вошла в историю благодаря тому, что долгое время одевала лучшую советскую балерину! Причем, принципиальная Клара не делала звездной клиентке никаких скидок. Майя мирилась с этой ситуацией, потому что у фарцовщицы были едва ли не самые лучшие импортные вещи: белье, платья, пальто и другое. Особенно дорого стоили красивое белье, сумки и шубы, которые балерина обожала! Ради того, чтобы одеваться красиво, Плисецкая не гнушалась даже выступать в провинциальных клубах, чье состояние нередко приближалось к аварийному. Майя умела носить одежду так, чтобы окружающие с восторгом бежали заказывать себе нечто подобное!
Когда Плисецкая наконец смогла отправиться на зарубежные гастроли, перед ней будто открылся новый мир. Советская балерина познакомилась со многими представителями западной модной элиты и заграничными деятелями культуры. Одним из самых значимых в мире моды знакомых стал Пьер Карден, несмотря на то, что талантом и фигурой Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них очень хотели увидеть на ней свою одежду.
Источник
Платья от Кардена для Майи Плисецкой в фильме «Анна Каренина» (1967)
В 1967 году на экраны вышел двухсерийный художественный фильм «Анна Каренина», снятый режиссером Александром Зархи по одноимённому роману Льва Николаевича Толстого.
Костюмы для героев фильма делала художник Людмила Кусакова. Всех, кроме костюмов кузины Вронского Бетси Тверской, роль которой исполнила Майя Плисецкая. И именно на них мы сейчас и взглянем.
Время действия романа — 1874 — 1876 гг.
В 1870-х и 1880-х годах весь объем юбки собирается сзади. Чтобы удерживать эту форму, под платьем носят специальные конструкции из проволоки. Форма эта называется турнюр, и, по факту за полтора десятилетия сменилось несколько основных форм турнюров, хотя принцип (акцент — сзади) оставался прежним.
Платье для вечернего приёма или поездки в оперу — но не для бала — середина 1870-х годов.
Hа самом деле, княгиня Бетси Тверская одевалась не просто в модные платья того периода, а у знаменитого парижского кутюрье Чарльза Фредерика Уорта Потому что именно его работы определили стиль эпохи последней трети 19 века. И неважно, существовала эта самая Бетси или не существовала — но одевалась она именно у Уорта
А вот костюмы для Майи Плисецкой в фильме «Анна Каренина» делал другой знаменитый французский кутюрье Пьер Карден. Балерина и модельер познакомились на фестивале в Авиньоне. И хотя Майя была знакома со многими звездами мира моды, Кардена она выделяла особенно. Их дружба длилась до конца жизни, и в 1998 году они представили совместное шоу «Мода и танец».
Давайте посмотрим, какие наряды придумал Карден для Плисецкой в роли Бетси Тверской.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)
Как видим по фото, вечернее платье Бетси создано по мотивам модного силуэта 1870-х годов, хотя смотрится очень современно!
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)
Платье, в котором Бетси появляется на скачках, очень оригинально и — хотя ни капли не похоже на то, что могла носить светская дама 1870-х по аналогичному поводу, имеет массу отсылок к эпохе.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)
Во-первых, турнюр. Тут он есть, и исторический силуэт читается. Но если присмотреться, то станет видно, что он отделен от юбки. В этом ракурсе мы видим обе стройные ножки Майи — а пышный «хвост» существует отдельно.
Во-вторых, цилиндр. Круглые шляпы дамы носили с. амазонкой, когда сами ездили верхом. На скачки надевали маленькие шляпки, сдвинутые вперед.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)
В-третьих, лиф с имитацией удлиненного лифа-кирасы 1870-х. Белый клин напоминает нам об удлиненных корсажах, выходивших мысиком вниз.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)
Самый шикарный наряд этой серии! Дневное визитное платье с закрытым лифом и длинными рукавами. Мы уже видим сзади турнюр, сформированный из пышно взбитых слоёв сетки или шёлка. Но характер героини требует углов — и вот мы видим два элемента, острыми углами уходящие вверх, формирующие стремительную линию.
Модная картинка 1880-х годов (да, не совсем то время — но стилистика та же) Декор на юбке создаёт иллюзию острого угла.
В общем, костюмы получились очень интересные: и с намёком на историчность, и очень оригинальные.
Отсюда
Источник
Божественная Майя: 20 фантастических платьев Плисецкой
Ее обожали все великие модельеры ХХ века – от Коко Шанель до Пьера Кардена. Именно платья от Кардена и стали основой выставки «Божественная Майя», которая открылась на днях в Шереметевском дворце Петербурга.
Текст: Мария Петрова, Ирина Васильева · 20 ноября 2015
Великая балерина была большой модницей, и это общеизвестный факт. Костюмы для ее балетов создавали Ив Сен Лоран и Жан-Поль Готье. А с Пьером Карденом балерину связывали 35 лет дружбы, вечерние туалеты и повседневные платья от Кардена занимали почетное место в ее гардеробе. Одиннадцать платьев от Кардена составляют большую часть экспозиции.
Это концертное платье (на фото вверху) из черного бархата с треном и контрастным зеленым поясом Пьер Карден сшил еще в 1995 году. Именно в нем Плисецкая появилась в гала-концертах «Мода и танец» с участием Кардена в Большом концертном зале «Октябрьский» в Петербурге и в концертном зале «Россия» в Москве.
Фантастический костюм Воды (в центре) Пьер Карден создавал специально для роли Майи Плисецкой в советско-американском фильме «Синяя птица» («Ленфильм», 1976). Увы, но в этом фильме балерина так и не снялась. А вот в белых платьях с рукавами-буфами (на фото слева и справа) Плисецкая танцевала в балете Родиона Щедрина «Дама с собачкой» (1985). В начале нынешнего года, всего за несколько недель до смерти, Плисецкая лично передала эти платья в музей для запланированной выставки.
А в этих платьях, ярко-желтом и белоснежном, Плисецкая блистала в балете «Анна Каренина» (1972). Художником по костюмам вновь выступил Пьер Карден. Модельер буквально загорелся идеей через костюмы рассказать свою историю одной из самых знаменитых героинь Льва Толстого. И Плисецкая осталась довольна: ему это удалось.
Судьба порой непредсказуема: выставка «Божественная Майя» готовилась при активном участии самой Плисецкой к ее юбилею – в ноябре великой балерине должно было исполниться 90 лет. В музее даже сохранились эскизы экспозиции с автографами Майи Михайловны… Но все сложилось иначе: выставка открылась уже как дань памяти гениальной танцовщице.
Ничуть не меньше карденовских впечатляют платья, которые разработали для выставки уже наши, российские модельеры, вдохновленные творчеством Плисецкой. Петербургский модельер Татьяна Котегова воспела неповторимую Кармен в исполнении Майи Михайловны, ее композиция из угольно-черного наряда и алых пуантов – еще одна версия легендарной «Кармен-сюиты».
Источник
Майя Плисецкая: муза дизайнеров, модель, икона стиля
Несмотря на то что главное призвание Майи Плисецкой — балет, с миром моды её тоже многое связывает. Она восхищала и вдохновляла легендарных кутюрье, участвовала в показах, позировала Ричарду Аведону, Сесилю Битону и Ирвину Пенну, а её образы, как сценические, так и из реальной жизни служили примером для подражания для советских модниц.
Муза дизайнеров
Талантом и фигурой Майи Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них мечтали увидеть на ней свою одежду. Одним из великих кутюрье, считавших советскую балерину эталоном женской красоты, был Пьер Карден. Их знакомство произошло, когда Майя танцевала «Умирающего лебедя» Сен-Санса на открытой площадке на фестивале в Авиньоне. Пошел сильный дождь, а Плисецкая продолжала номер. Зрители в знак поддержки закрыли свои зонты. Тогда среди публики оказались Пьер Карден с Надей Леже. Последняя и познакомила его с балериной. Позже модельер придумывал костюмы для балетов Майи. Поначалу Плисецкая переживала, что не сможет объяснить, как должны выглядеть наряды для постановок. Но с культурно образованным итальянцем все оказалось просто. Так, работая над костюмами для «Фантазии» по произведению «Вешние воды» Тургенева, Карден взял модные силуэты XIX века и приспособил их для балета, сделав длинные разрезы вдоль бедер до талии. Также благодаря нему, по словам Плисецкой, «состоялись» «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1973-м году Ролан Пети специально для Майи Плисецкой поставил номер на музыку Малера «Гибель розы». Костюм для третьего акта постановки разработал сам Ив Сен Лоран. Также наряды для советской балерины создавали Хальстон и Жан-Поль Готье. Ни одного из модельеров не смущало, что на афишах Большого театра их имена не печатали, хотя причина была весьма туманна: Министерство культуры СССР не разрешало.
Между тем за рамки дозволенного на сцене Плисецкая выходила и прежде. В одном из своих ранних балетов — «Кармен» — она появляется в черном непростительно коротком для конца советских 1960-х костюме с высоким красным цветком в волосах. «Сплошная эротика… Это чуждый нам путь… Юбку наденьте, Майя», — упрекала балерину министр культуры Екатерина Фурцева. Но спектакль, тем не менее, не запретили. Его ставил кубинец Альберто Алонсо, а ссориться с Фиделем Кастро никто не хотел.
Законодательница вкусов
Не только на сцене, но и в жизни Плисецкая диктовала моду в советские годы, пусть сама к этому и не стремилась. Еще до знакомства с Пьером Карденом она, как и многие звезды СССР, вынуждена была одеваться у фарцовщиц, перепродававших зарубежные товары из-под полы, в подворотнях или на съемных квартирах. «Как много значит для человека одежда! Внешняя оболочка лепит образ. Только она. По ней мы строим свое восприятие личности», — говорила балерина. Чтобы заработать на красивые вещи, Майе приходилось «обтанцовывать» тысячи неудобных площадок и клубных сцен. Элегантность, как позже выразилась сама балерина, ей давалась кровью. Особенно приходилось мучиться зимой. На шубу денег не хватало, и, чтобы выглядеть эффектно, Майя надевала старое каракулевое манто. Его ей подарила Суламифья Мессерер, а перешить облезшие шкурки помог театральный скорняк. Это благодаря Плисецкой в СССР стало популярным сочетание широкого пальто с высокими сапогами. Позже в Париже опять-таки каракулевую, но длинную, прошитую кожаными аппликациями шубку Плисецкой подарила Надя Леже. В ней балерина чувствовала себя в Москве Христофором Колумбом. Она же была первой женщиной в Советском Союзе, у кого было короткое манто из белой норки, перепавшее ей от Эльзы Триоле. В нем она пришла на знаменательную встречу с актрисой Ингрид Бергман. А на приеме у президента Кеннеди Плисецкая была в черных мехах.
Майя любила эпатировать. Как профессионал она отлично знала, как делается образ на сцене, и по таким же правилам создавала наряды «на выход». В своей автобиографии она вспоминает, как однажды надела белое парчовое платье в пол с совершенно открытым балетным лифом, на который небрежно набросила широченный турмалиновый шарф: «Это было представление. Все взоры на мне».
Еще до того в гардеробе Плисецкой появился костюм от Chanel. С самой Коко её познакомил Серж Лыфарь, некогда ведущий солист Дягилевского балета и балетмейстер Парижской оперы. Майя покорила его во время гастролей в Париже в 1962 году, и в качестве подарка Серж организовал ей встречу с Великой Мадемуазель. Для них двоих Коко устроила показ осенне-зимней коллекции именного дома. По воспоминаниям Плисецкой, хозяйка Chanel была очень недовольна манекенщицами и, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, сама принялась показывать, как носить созданную ею одежду. Затем выбрать себе наряд она предложила Майе, а так как балерина замялась в нерешительности, модельер протянула ей костюм с белым мундиром из плотного простроченного шелка, украшенного аксельбантами и золотыми полувоенными пуговицами. В обновке Плисецкая преподнесла урок дефиле нерадивым манекенщицам.
Часто балерина выбирала женственные наряды в стиле милитари, а её фирменным образом стал ансамбль из брюк, жакета или удлиненной блузы, черная подводка для глаз и яркая помада. После знакомства с Карденом Майя отдавала предпочтение его вещам. Их строгая геометрия невероятно близка была советской балерине. Один из его нарядов — черное платье с длинным шлейфом — она надевала по особым поводам.
Модель
Не только музой, но и любимой моделью была для Кардена Плисецкая. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию. Позже балерина станет лицом марки Pierre Cardin. Благодаря этому эпизоду в гардеробе Майи появилось платье «Радуга». Когда же модельер приезжал в Москву, вместе со своим мужем Родионом Щедриным Плисецкая организовала представление «Мода и танец». Весь вечер на сцене балерины в нарядах Pierre Cardin исполняли классические партии. Несколько раз на сцену выходила и Майя, демонстрируя феерические модели, подаренные ей модельером. Здесь впервые было представлено футуристичное платье, символизирующее, по замыслу Кардена, моду ХХI века.
Плисецкая стала первой советской артисткой, которая снялась для журнала Vogue. Она позировала знаменитым модным фотографам, таким как Сесиль Битон, Ирвин Пенн и Ричард Аведон. Последний чаще всего снимал советскую балерину, в том числе и для американского Harper’s Bazaar.
Источник