Меню

Черного платья раструбы что это

О стихотворении М. Цветаевой Бабушке

Фото: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева. Москва, Трехпрудный переулок, 8. Осень, 1911 г.
На стене – портрет М.Л.Бернацкой.

Тех, кто любит творчество М. Цветаевой, всегда интересует, почему Поэт именно тогда пишет именно об этом? Хочется в окне временного портала увидеть тот день и толчок события, которое стало поводом к написанию стихотворения. Ведь Марина Цветаева всегда писала по следам событий. Внешнее и внутреннее часто смешивалось, менялось местами. Но в раннем творчестве внешних поводов к стихам было особенно много. Марина Цветаева обладала необыкновенной впечатлительностью, чувствительностью, творческой отзывчивостью. На что именно отозвалось сердце Поэта 4 сентября 1914 года, можно попытаться предположить…

В самом начале сентября 1914 года Марина Цветаева и Сергей Эфрон переезжают только что снятую квартиру в Борисоглебском переулке, дом № Марина очень радовалась, когда нашла это необыкновенное жилище, как сейчас бы сказали – двухуровневое. Планировка напоминает и дом в Трехпрудном переулке, где прошло детство Марины, и Сережин родной дом, который в свое время был продан. К тому же в гостиной есть потолочное окно-фонарь, которое бесконечно нравится Марине. Похожие окна устроил в недавно открытом Музее отец. Память еще свежа. Папы нет всего-то год с небольшим.

Марина и Сергей очень увлечены переездом, с любовью и энтузиазмом устраивают новое семейное «гнездо». Что делают? Да понятно – что! Это легко представить! На извозчике перевозят вещи, сначала быстро разгружают в общую кучу, потом в спешном порядке расставляют по комнатам. 5 сентября их красавице-доченьке Алечке исполняется 2 годика. Из Коктебеля должна приехать Алечкина крестная Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина – мать большого друга семьи Макса Волошина, любимая Пра, т.е. Праматерь всем. Марине – 22 года, Сереже – 21 год, и к этому времени уже нет их родителей. А дорогая Пра уже едет поездом, и молодые очень торопятся поскорее подготовить комнату для нее.

Можно предположить, что именно 4 сентября Марина и Сергей украшали комнаты, расставляли и развешивали памятные вещи, в том числе и портреты. На одном из них – молодая, вероятно, около 20 лет, девушка. Портрет большой, рама массивная. Это – портрет бабушки по маминой линии Марии Лукиничны Бернацкой. Марина уже нашла место для него.
– Вот здесь будет лучше всего! И просторно, и свет хорошо падает…
Из какого-то угла, где вещи сложены кучей, Сережа приносит живописную работу.
– Мариночка, подержите немного.
Почему-то кажется, что Сергей Яковлевич сам забивал гвоздь в стену: взял молоток, встал на стул… Марина в это время стояла рядом и рассматривала бабушкин портрет, который стоял на полу у ее ног. Она была очень близорука, носила очки и, может быть, впервые увидела картину так близко.
– Все, Мариночка, можно вешать.
Сережа хотел взять портрет, но Марина остановила его руку.
– Сейчас, одну минуту…
Она присела и еще несколько минут рассматривала живописное полотно очень близко, потом встала и рукой отодвинула верхний край рамы.
– Все! Поднимайте, Сереженька!
Сергей повесил портрет на стену.
– Так хорошо?
Марина внимательно следила за процессом.
– Слева поправьте немного… Вот так будет ровнее.
Сережа спрыгнул со стула. Марина отошла от картины и еще несколько минут в одиночестве рассматривала портрет целиком. Из глубины квартиры донеслось:
– Мариночка, подойдите! Посмотрите, куда лучше поставить вот это?
– Иду.
А поздним вечером, когда множество радостных бытовых дел было закончено, и Алечку уложили спать, Марина в своей новой комнате уютно устроилась возле любимого письменного стола в нише у окна и написала стихотворение «Бабушке», вспоминая каждую деталь портрета…

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли.

4 сентября 1914 г.

Стихотворение написано. Марина еще раз прочла и осталась довольна. Завтра… Нет, скорее всего уже сегодня (5 сентября) придут родные, крестная и друзья поздравлять Ариадну Сергеевну с 2-х-летием. Будет шумно и весело. Марина обязательно прочтет новые записи о том, что и как говорят дети, в частности – ее необыкновенная дочь Алечка. Еще прозвучат Маринины новые стихи, а Сережа будет мило шутить…

Так могло быть… Даже самые удивительные Поэты иногда ведут себя, как самые обыкновенные люди.

Пра действительно приехала и остановилась у знакомых – в семье архитектора В.А.Рогозинского.(1) Ребята не успели подготовить комнату для дорогой гостьи. Только примерно через неделю Елена Оттобальдовна переселилась к Марине и Сереже… (2)

Марина Цветаева мало знала о своей бабушке
Сначала, по малолетству, не задумывалась об этом, а потом спросить было уже не у кого. Трудно сказать, знала ли она о том, что дом Бернацких находился в этом же переулке, только чуть дальше! Вот ведь что удивительно: есть какой-то особый знак в том, что первое стихотворение, написанное в новом доме, Марина Цветаева посвящает бабушке, которая много лет ходила по этой улице. Может быть, и образ ее навсегда остался здесь и мог «заглянуть» в окошко, возле которого внучка пишет посвящение ей…

Есть прекрасная статья: «Польская бабушка Марины Цветаевой»

Автор: Наталья Громова
Опубликовано: 17 июля 2015

«Наталья Громова – писатель, историк литературы, автор книг, в т. ч. «Дальний Чистополь на Каме. Писательская колония: Москва – Елабуга – Чистополь – Москва», «Цветы и гончарня. Письма Марины Цветаевой к Наталье Гончаровой», «Распад. Судьба советского критика в 40-е-50-е годы», «Ключ. Последняя Москва» (вошла в финал премии «Русский Букер» 2014), старший научный сотрудник Дома-музея М. И. Цветаевой в Москве, ведущий научный сотрудник Дома музея Бориса Пастернака в Переделкино.»

Источник

«Продолговатый и твёрдый овал, чёрного платья раструбы. Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?» (М. Цветаева) +

«БАБУШКЕ» Марина Цветаева
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли.
1914

Стихи посвящены бабушке поэтессы по материнской линии польской аристократке Марии Бернацкой

Читайте также:  Пакет для летнего платья

БАБУШКА И ВНУЧЕК
Лился сумрак голубой
В паруса фрегата.
Собирала на разбой
Бабушка пирата.
Пистолеты уложила
И для золота мешок.
А еще, конечно, мыло,
И зубной порошок.
— Ложка здесь.
Чашка здесь,
Чистая рубашка есть.
Вот мушкет пристрелянный,
Вот бочонок рома.
Он такой рассеянный
Все оставит дома.
Старенькая бабушка
Седая голова,
Говорила бабушка
Ласковы слова:
— Дорогой кормилец наш,
Сокол одноглазый,
Ты смотри на абордаж
Попусту не лазай.
Без нужды не посещай
Злачные притоны.
Зря сирот не обижай,
Береги патроны,
Без закуски ром не пей
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.
Серебро клади в сундук,
Золото — в подушку.
Но на этом месте внук
Перебил старушку:
— Слушай, если это все
Так тебе знакомо,
Ты давай сама езжай,
А я останусь дома!

БАБУШКА НА ПЕНСИИ
У бабушки нашей счастливые годы
бабуля ушла на заслуженный отдых.
Не надо теперь на работу ходить,
пора отдыхать, за здоровьем следить!

Вот только в квартире она убирает.
Погладит, сготовит, потом постирает.
Когда же всё в доме сверкает, блестит,
тогда за здоровьем бабуля следит!

Как много внимания требуют внуки!
До ночи бабуля не ведает скуки
Когда всех уложит, угомонит,
тогда за здоровьем бабуля следит!

Родители внуков приходят с работы,
и бабушка их окружает заботой.
Какой-то усталый у бабушки вид,
а вроде на пенсии, дома сидит.

Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она готовит ужин,
Для неё я всё съедаю.

Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.

Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!

Говорят нам папа с мамой:
— Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что-то бабушка не хочет.

Почему у бабушки
Волосы, как снег,
А смеётся бабушка
Громче всех?

Почему у бабушки
На лице морщины,
А в лес пойдёт
И полные
Грибов несёт корзины?

А я пойду
Как на беду,
Всего один грибок
Найду!

Почему у бабушки
На носу очки,
А она быстрее всех
Свяжет мне носки?
То полет наша бабушка,
То возится у печки,
У ней ладони твёрдые,
Сухие, как дощечки.

Так почему же всё-таки.
Скажите, в чём секрет?
Меня погладит бабушка,
Ладоней мягче
Нет!

Вздыхают петли у ворот:
– Ох, нету нам покоя!
То кто-то едет, то идет,
Да что ж это такое!

А во дворе и шум, и гам:
Корова, куры, гуси,
И внуки ходят по пятам
И пристают к бабусе.

Она и тут, она и там:
– Постой, я только корму дам.
Сейчас открою, отопру
И, что разлили подотру.

Ее зовут и просят все,
И всюду успевая,
Она, как белка в колесе,
Весь день, как заводная.

У бабули — внук и внучка
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«ПОЧЕМУ зеленый лист?
ПОЧЕМУ поет артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орел парит?
ПОЧЕМУ растет трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревет медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ежик.
Н. Иванова

Бабушка, отложи ты вязанье,
Заведи старый свой граммофон
И мое ты исполни желанье
Научи танцевать чарльстон.

Ну, давай же, ну!
Со мной не надо долго биться,
Я сама сумею, ты только поправляй.
Вот увидишь, буду я прилежной ученицей,
Давай, бабушка, ну давай!

Говорю тебе снова и снова,
Повторяю опять и опять
Для тебя я все сделать готова:
Шить, стирать, варить варенье,
Целый день носки вязать
И очки для тебя искать.
Чарльстон меня за это
Научи ты танцевать.

Ну, давай же, ну!
Со мной не надо долго биться,
Я сама сумею, ты только поправляй.
Вот увидишь, буду я прилежной ученицей,
Давай, бабушка, давай, давай, давай!

Говорю тебе снова и снова,
Повторяю опять и опять
Для тебя я все сделать готова.
Чарльстон меня за это
Научи ты танцевать!

Л. Подешт, Г. Фере, Л. Лукьянов

«Как известно, стихотворение посвящено памяти Марии Лукиничны Бернацкой, в замужестве Мейн (1841–1868), бабушки Цветаевой по материнской линии».

Люблю это стихотворение. Бабушек своих знал, когда им было уже за полтинник, молодыми они были только на старых фотографиях. Красивые у меня были бабушки.

«Помогаю бабушке,
Я уже большой.
Улыбнулась бабушка —
И стала молодой.
— Молодая бабушка! —
Люди говорят.
Я за нашу бабушку
Очень рад.»
.
Ну ладно. Хватит глупостей !
Еще я молода.
Но жаль, что очень быстро
Бегут — летят года.

Просто очень старая,
Волосы седые.
Где-то потеряла я
Годы молодые.
Где-то за огромными
За лесами тёмными,
За горой высокою,
За водой глубокою.
Как туда добраться,
Людям неизвестно…
Говорю я бабушке:
— Вспомни это место!
Я туда поеду,
Поплыву, пойду!
Годы молодые
Я твои найду!

Источник

Марина Цветаева — Бабушке: Стих

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли.

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой

Стихотворение «Бабушке» (1914 г.) Цветаева написала под впечатлением от настоящего портрета своей бабушки по материнской линии – М. Бернацкой. Поэтесса очень часто, особенно после революции, утверждала, что родилась не в свое время. Бурному двадцатому веку она предпочитала романтичный и таинственный девятнадцатый. Портрет своей прямой родственницы наводит ее на размышления о глубокой связи между поколениями.

На портрете М. Бернацкая выглядит ровесницей Цветаевой. Поэтому поэтесса использует противоречивое обращение – «юная бабушка». Ее восхищает образ своей родственницы («надменные губы», «ледяное лицо»). Бабушка Цветаевой была прирожденной аристократкой, что отразилось даже на картине. Поэтессе бесконечно жаль навсегда ушедшей эпохи «вальсов Шопена». Она понимает, что в то время жили совершенно другие люди, внутренний мир которых сегодня составляет большую тайну. Она пытается с помощью портрета разгадать загадку своей бабушки («кто вы?»).

М. Бернацкая умерла в молодости. Цветаева сожалеет об этой ранней смерти. Она считает, что бабушка забрала с собой огромное количество «возможностей» и «невозможностей». Ее ждала блестящая и счастливая жизнь. К тому же поэтесса могла бы лично встреться с живой свидетельницей интересующей ее эпохи.

Читайте также:  Какое платье мне пошло бы тест

В конце стихотворения Цветаева приходит к мысли о возможности передачи потомкам душевных качеств. Она предполагает, что ее «жестокий мятеж в сердце» вполне может быть бабушкиным наследством. Свое неприятие окружающего буржуазного мира поэтесса связывает с унаследованным аристократизмом. «Взгляд, к обороне готовый», свидетельствует об огромном чувстве гордости и ощущении собственного достоинства.

Стихотворение «Бабушке» — это не только описание конкретного человека, но и стремление Цветаевой проникнуть во внутренний мир своей родственницы. Поэтесса уже в то время остро ощущала свое одиночество и непохожесть на остальных людей. Возможную причину она видела в своих предках. Аристократы считали, что их душевные качества вырабатывались веками и естественным образом передавались по наследству. Портрет бабушки во многом подтверждает догадку Цветаевой. Изображенная на нем женщина символизирует собой строгость и неприступность.

Источник

Юная дама в черном платье: бабушка Марины Цветаевой

«Юная бабушка, кто целовал Ваши надменные губы?» Стихотворение «Бабушке» — одно из самых лиричных в творчестве Марины Цветаевой. Известная поэтесса имела польские корни, ее прабабушка Марианна Ледуховская происходила из старинного шляхетского рода.

Юная Марианна (уж не в память о ней ли назвали Цветаеву – Мариной?) вышла замуж за Лукаша Бернацкого. Супруги покинули территорию Польши и обосновались в Москве, снимали дом в Борисоглебском переулке. Лукаш Алексанлрович поступил на службу в императорскую армию, и даже участвовал в подавлении польского освободительного восстания 1831 г. Воевал против своих соотечественников, получается.

У Лукаша и Марианны родилась дочь Мария, бабушка Марины Цветаевой. Была ли она красива? На сохранившемся дагерротипном портрете мы видим прелестную девушку.

В стихотворении Цветаева так описывает Марию Бернацкую:

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Мне эти строки всегда напоминали о моей прабабушке, тоже польке. Сразу представляла, как она играла на фортепьяно на светских вечерах – прабабушка была хорошая пианистка…

Есть и еще одно изображение Марии Лукиничны, правда, только предположительно. На портрете кисти Н.В. Неврева мы видим привлекательную, но уже зрелую женщину.

Позвольте, а как же:

«Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!»

Вряд ли на портрете Неврева действительно бабушка Цветаевой, тем более, что та картина известна как «Портрет молодой женщины», и непонятно, кто и когда придумал, что это бабушка Марины Цветаевой. Смерть бабушки в ранней юности Марина Цветаева не выдумала. Мария Бернацкая вышла замуж за Александра Мейна, стала матерью и умерла вскоре после родов. Увы, смерть роженицы от «родильной горячки» была обыденной вещью в то время. Ей было всего 28 лет.

Марина Цветаева гордилась своими польскими предками, приписывала свой непростой характер знаменитому «польскому гонору». В одном из стихотворений она писала:

Но вал моей гордыни польской —

Как пал он! — С златозарных гор

Мои стихи — как добровольцы

К тебе стекались под шатер.

Цикл стихотворений посвятила Цветаева своей тезке, польской аристократке и московской царице Марине Мнишек. И не раз в ее творчестве встречался отсыл к польской крови, подчеркивалось сходство с Марией Бернацкой:

«Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?»

Судари и сударыни, если вам понравилась статья — не скупитесь на «лайк»! Автору всегда приятно признание)

Источник

Анализ стихотворения «Бабушке» (М.И. Цветаева)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.03.2020 · Обновлено 24.03.2020

Стихотворение «Бабушке» занимает очень значимое место в творчестве Марины Цветаевой. Оно содержит в себе черты, характерные для многих произведений поэтессы. Текст пронизан сильными эмоциями. Видно, как образ двадцатилетней бабушки перекликается с образом лирической героини. Попытаемся глубже разобраться во всех тонкостях представленного произведения. Многомудрый Литрекон подготовил для своих читателей подробный анализ стихотворения «Бабушке» Марины Цветаевой (по плану).

История создания

Произведение было написано Мариной Цветаевой в 1914 году. Тогда поэтесса только переехала со своей семьёй в новую квартиру, которая располагалась в Борисоглебском переулке (город Москва), где сейчас находится Дом-Музей. Стихотворение «Бабушке» — первое, что сочинила Цветаева на новом месте.

Она увидела портрет Марии Лукиничны Бернацкой, своей бабушки по материнской линии, и была очень впечатлена историей этой женщины. Поэтесса верила в «гений своего рода», который заключался в ранней смерти и несчастной любви. Поэтому ответ на вопрос, кому посвящено стихотворение «Бабушке», кроется уже в названии произведения.

«Моя мать умирает 35 лет от туберкулеза. Её мать, Мария Лукинична Бернацкая, моя бабушка, выходит замуж за её отца (моего деда, того, кто не разрешил), любя другого и умирает 24 лет, оставляя полугодовалую дочь — мою мать», — пишет Марина Цветаева своей чешской подруге, Анне Тесковой.

Поэтесса очень любила 19 век, предпочитая своему времени ушедшее столетие. Она легко нашла параллели между своим вольным характерам и чертами, которые были присущи «двадцатилетней польке».

Жанр, направление, размер

Произведение «Бабушке» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Читатели видят переживания юной девушки, поток её мыслей, состояние души. Чувства выходят на первый план, эмоции господствуют во всём тексте. Лирическую героиню можно рассматривать как художественного двойника самой Марины Цветаевой. Она очень похожа на поэтессу своим мировосприятием.

Стихотворение «Бабушке» относится к любовной лирике. Оно затрагивает важную тему родственной близости. Девушка понимает, что многие, присущие ей черты, она унаследовала от своей гордой и своевольной бабушки. Марина Цветаева придаёт привычному чувству новые краски и очертания. Её лирическая героиня влюблена в придуманный, романтизированный образ. Молодая девушка сама наделяет «двадцатилетнюю польку» разными характеристиками. Она верит в сильную родственную близость, считает, что очень похожа на свою бабушку.

Стоит уделить внимание и стихотворному размеру произведения «Бабушке». Произведение Цветаевой написано трёхстопным дактилем. Ударение в стопе падает на первый слог. Данный размер чем-то напоминает вальс, что придаёт произведению определённую лёгкость.

Композиция

Стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке» можно условно разделить на четыре части.

  1. В первой — лирическая героиня только «знакомится» с портретом, вглядывается в черты человека, изображённого на нём. Читатели видят описания, по которым начинает складываться впечатление о «двадцатилетней польке».
  2. Во второй части девушка задумывается над тем, какую жизнь вела её родственница. Она подмечает тонкие детали и задаётся вопросом: «Юная бабушка, кто вы». Кажется, что лирическая героиня и сама прекрасно знает ответ, догадывается о схожести характеров некоторых членов её семьи. Перед нами начинают вырисовываться картины из возможного прошлого женщины с портрета.
  3. В третей части появляется философская тема смерти. «Юная бабушка» ушла слишком рано, она осталось вечно молодой, однако упустила множество «возможностей» и «невозможностей». Необычным представляется момент гибели. «День был невинен, и ветер был свеж» — картина ничего не предвещающего пейзажа. Вот только «звёзды погасли».
  4. В четвёртой части лирическая героиня понимает, что свой мятежный характер она унаследовала от бабушки. Здесь звучит тема преемственности поколений, семейной связи.
Читайте также:  Самые откровенные платья знаменитостей

Образы и символика

Образ лирической героини очень яркий. Юная девушка, взирающая на портрет своей родственницы, во многом похожа на саму Марину Цветаеву. Она безумно эмоциональна, внимательна к деталям. Героиня любит предаваться фантазиям. Девушка рисует в своей голове картины жизни двадцатилетней бабушки. Она находит польку гордой и немного коварной. Лирическая героиня замечает своё сходство с родственницей. Молодая девушка верит, что «жестокий мятеж» достался ей от бабушки.

Образ «двадцатилетней польки» не менее значим и интересен. Он создаётся с помощью описания внешности женщины с портрета. Лирическая героиня делится с читателями своими мыслями о характере родственницы. «Юная бабушка» играла вальсы Шопена во дворцах, обладала огромной гордостью, лёгкой надменностью, необычным взглядом. Образ вырисовывается романтический, привлекающий внимание своей уникальностью. «Ледяное лицо» показывает силу и стойкость польки. Создаётся впечатление, что женщина с портрета похожа на холодную статую, красивую, но безжизненную мраморную скульптуру.

Лирическая героиня пытается пробиться через внешнюю оболочку, проникнуть в самые потаённые уголки души родственницы. Она задаёт вопрос: «Юная бабушка, кто вы». При этом девушке во многом удаётся разгадать загадку «двадцатилетней польки». Героиня осознаёт, что она похожа на женщину с портрета.

Разберёмся и с символикой произведения. В последнем катрене стихотворения появляется очень важный символ. В тот день, когда погибает бабушка лирической героини, на небосклоне гаснут «тёмные звёзды». Казалось бы, перед нами элемент обыкновенной пейзажной зарисовки, однако это совсем не так. Марина Цветаева словно объединяет в одно неразделимое целое тёмную небесную гладь и яркие, мерцающие звёзды. На некоторое время мир погружается во тьму. Меркнет, а затем гаснет звезда «двадцатилетней польки». Её больше нет на семейном небосклоне. В данном контексте звёзды становятся символом утраты, потери близкого человека. Слово «тёмные», использованное поэтессой, точно передаёт настроение печального момента.

Тематика стихотворения Марины Цветаевой «Бабушке» представлена ниже.

  1. Тема семьи — ключевая в тексте. Лирическая героиня с трепетом и благоговением относится к образу своей бабушки. Несмотря на то, что девушка не знала родственницу лично, она всё равно чувствует сильную связь с ней. Семейные узы объединяют, делают героинь частью одного целого.
  1. Тема любви тоже занимает значимое место в стихотворении. Лирическая героиня испытывает чувство душевной привязанности к своей бабушке. Марина Цветаева показывает читателям, как сильно юную девушку впечатляет портрет давно покинувшей этот мир родственницы. Героиня ассоциирует себя с «двадцатилетней полькой», понимает, что её характер схож с чертами человека, которого она видит на портрете.
  1. Тема утраты появляется в последних двух катренах. Лирическая героиня задумывается о том, сколько возможностей было бы у её родственницы, если бы та не погибла такой молодой. Несомненно, для юной девушки смерть бабушки — большая потеря. Разглядывая портрет, героиня находит некоторые сходства «двадцатилетней польки» с самой собой.
  1. Тема преемственности поколений во многом схожа с темой семьи, однако первая — более узкая. Лирическая героиня унаследовала черты характера своей бабушки. В тексте говорится только об одной родственнице девушки. Мы не знаем, считает ли себя героиня «наследницей» матери.

Проблемы

Рассмотрим проблематику произведения «Бабушке».

  1. Несомненно, в тексте звучит проблема памяти. Пускай у юной девушки и не было возможности лично пообщаться с бабушкой, обсудить важные проблемы, она всё равно делает попытки угадать характер родственницы. Лирическая героиня не может позволить себе забыть женщину, которая взирает на неё сквозь целое столетие. «Двадцатилетняя полька» — важная часть её семьи. Образ бабушки скрывает много тайн и секретов, он привлекает молодую девушку.
  1. Проблема ностальгии косвенно затрагивается в тексте. Лирическая героиня скучает по времени, в котором не жила, по человеку, с которым никогда не виделась и не общалась. Девушка рисует в своей голове образ сильной, гордой и роковой женщины, своей бабушки. Она верит, что унаследовала волевой характер именно от этой родственницы.
  1. Проблема раннего ухода из жизни возникает в самом конце произведения. Лирическая героиня задумывается над тем, какая судьба могла быть у её бабушки. Родственница девушки унесла большое количество «возможностей». Она могла бы достичь огромных высот, её путь мог быть тернист или безумно лёгок, но об этом героиня никогда уже не узнает. Ей остаётся лишь сожалеть о невозможности встречи, близкого общения и пытаться самой угадать, какой была «двадцатилетняя полька».

Основная идея

Марина Цветаева говорит о значимости сопричастности со своими родственниками. Она верит, что семейное древо скрывает множество интересных вопросов, на которые её предстоит найти ответы. По одному лишь портрету поэтесса пытается понять не только черты характера бабушки, но и её привычный образ жизни. Таков смысл стихотворения «Бабушке».

Стихотворение пронизано лирическим настроением. Для Цветаевой важно передать момент некого взаимодействия. Хоть героиня никогда и не знала свою родственницу, она всё равно чувствует сильную духовную связь с ней. В произведении звучат и философские мысли. «Двадцатилетняя полька», взирающая на юную девушку с портрета, умерла молодой. Вместе с собой она унесла и часть семейной тайны.

Цветаева говорит нам о настоящей любви. В этом главная мысль её стихотворения «Бабушке». Лирической героини по-настоящему нравится образ родственницы.

Средства выразительности

Произведение Марины Цветаевой «Бабушке» изобилует различными тропами. Читатели словно видят перед собой портрет, на который смотрит лирическая героиня. Меткие эпитеты помогают создать яркий образ. У «двадцатилетней полки» было «ледяное лицо». Она всегда была твёрдой и невозмутимой. «Взыскательный взгляд» придавал ей гордости и уверенности.

  1. Двухкратный повтор «юная бабушка» звучит как настоящий оксюморон. Марина Цветаева сочетает несочетаемое, ещё раз подчёркивая, что её родственница никогда не была старой. Слово «юная» становится анафорой в третьем катрене. Данный троп фокусирует внимание читателей на вечную молодость женщины, взирающей на нас со старого портрета.
  2. Поэтесса рисует образ бабушки в своей необычной манере. Она хватается за яркие детали, которые сразу приковывают взгляд («твёрдый овал» лица, «надменные губы», «прямой и взыскательный взгляд»). Этот художественный приём часто появляется в стихотворениях Марины Цветаевой. Так, например, в произведении «Анне Ахматовой» мы видим похожие описательные характеристики («нерусский стан», «облачный — тёмен — лоб», «юный демон»). Поэтесса всегда безумно любила творчество Ахматовой, это наводит нас на определённую закономерность. Цветаева создавала такие яркие портреты людей, которые ей по-настоящему нравились, были очень дороги.
  3. В стихотворении «Бабушке» встречается и особая авторская пунктуация. Поэтесса делит предложения на несколько частей с помощью тире, которые по правилам русского языка ставиться не должны. Текст содержит множество восклицательных и вопросительных конструкций. Такие предложения придают произведению сильный эмоциональный оттенок, характерный для стихотворений Марины Цветаевой.

Источник