Меню

Что такое платье древнерусское

Одежда и украшения древнерусских женщин

Внешний облик русских женщин в X—XV вв. представлен больше в канонизированном изображении княжеских семей, по которому трудно судить об эволюции, женского костюма. Если же реконструировать представ-, ление о нем на основе отрывочных сведений источников, то нельзя не увидеть, как веками отрабатывалея.’ориги-, нальный, самобытный «стиль» в русской женской одеж-‘ де, дополняемой разнообразной обувью и украшениями.

Уже в древнейший период (X—XIII вв.) в костюме русских женщин имелось разделение на нижнюю (нательную) одежду и верхнее платье. Нательная одежда — «срачица» ( «сороцица», сорочка) — упомянута во многих письменных памятниках ‘. Испокон веков она делалась из тонкой льняной ткани: «Взем льну учинить ми срачицу, порты и полотеицо. » В древнерусском языке существовало два термина для обозначения льняной ткани: «хласт», «холст», «тълстпны», означавшие небеленую ткань, и «бель», «платно», означавшие выбеленное полотно. Характерно, что при раскопках нередко встречаются остатки этих материалов, причем чаще всего беленый холст («платно»), «Белые порты» (нижняя полотняная одежда) упомянуты еще в Уставе Ярослава Мудрого (XII в.). Льняное нижнее белье остается в употреблении и позже, в XIV—XV вв.

Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. На запястьях они поддерживались «наручами» — обручами, браслетами, которые нередко находят в женских захоронениях. Они заметны и в некоторых фресковых изображениях и книжных миниатюрах 3. Пляшущих женщин со спущенными рукавами без обычных «наручей» можно рассмотреть на ритуальных русальских браслетах XII в., описанных Б. А. Рыбаковым. Особенно характерно изображение такой плясуньи со спущенными рукавами на «наруче» из Старой Рязани (клад первой половины XIII в.). А. В. Арциховский считал, что нижняя женская рубаха не подпоясывалась4. Имеется и альтернативное мнение, которое разделяет ныне большинство исследователей г>. Разнообразные пояса были одним из древнейших элементов костюма, украшением и в то же время «оберегом», преграждавшим дорогу «нечистой силе». Части поясов находят среди курганных древностей, изображены они и на миниатюрах, например в сцене русалии из Радзивилловской летописи ь.

Те части нижних «руб», которые могли быть видны, украшались: в XIV в. у/наиболее знатных «дам» — «женчугом и дробницами» (мелкими металлическими пластинками в виде блесток, лапок или листочков); у представительниц социальных низов — льняным плетеным «ажуром» 7. Полотно для сорочек изготовляли сами женщины: достаточно вспомнить описание «доброй жены» в «Повести временных лет». В Софийском соборе Киева имеется фресковое изображение княжны, прядущий нить; аналогичен рисунок в Велеелавской библии (XII в.). «Уозцинку (холст.—Я. П.) выткала, и ты у себя избели»,— просит одна новгородка другую в грамоте № 21 (XV в.). В XIV—XV вв. сорочка знатных женщин делалась из шелка, стала «шиденной» (от немецкого Seide — шелк) и подчас не белой, а, например, красной, но такие «срачицы» были, по-видимому, праздничными и надевались редко в.

Источники X—XIII вв. дают сведения для характеристики верхней одежды более или менее зажиточных женщин древнерусского общества. Вероятно, костюм древнерусских женщин различных классов был одинаковым по крою, но различным по использованным тканям. Очевидно, одежда представительниц феодальной знати имела больше предметов и деталей в каждом из видов одежды, а комплектация проводилась из большего числа компонентов.

В массе своей у древнерусских женщин нижняя сорочица дополнялась набедренной одеждой — «поня-вой» или

Источник

Женская славянская одежда

Сегодня в интернете можно встретить рассуждения о том, что мусульманские женщины одеваются гораздо целомудреннее европейских, в том числе, и славянок.

Мусульманки недоумевают по поводу чересчур открытых современных нарядов: во что вы одеваетесь и для кого раздеваетесь?

И правда, то, в чем наши молодые женщины ходят по улице, в мусульманских традициях считается невозможным.

В таком виде жене пристало появляться только перед любимым мужем.

Но ведь еще совсем недавно наряды славянок были другими, они полностью соответствовали древним традициям Предков.

Какой была традиционная женская славянская одежда?

Как выглядела настоящая славянская женщина?

Какие особенности древнеславянского костюма передавались из поколения в поколение, и почему?

По какой причине ситуация так радикально изменилась за прошедшие два столетия, и что с этим делать?

Попробуем поискать ответы на эти вопросы вместе.

Начнем с того, что скромность и целомудрие женщин-славянок основывались вовсе не на закрытости костюма.

На Руси женщины, равно как и мужчины, купались в реках и озерах обнаженными, дети до 12-ти лет бегали в одних рубашках, а в баню шли всей семьей.

Легендарное целомудрие русских женщин опиралось не на сокрытие красоты, а на моральные качества, древние родовые устои.

У костюма была другая задача – обереговая.

Он не только защищал от холода, ветра или палящих лучей, но и оберегал свою хозяйку от вредоносных энергий.

Именно поэтому все наряды шили из домотканого полотна, ведь оно само по себе обладало мощной защитной силой.

И прялки, и древние ткацкие станки, и сама пряжа из растений (лен, крапива и др.), вобравшие природную силу, считались сильными оберегами.

И все это делалось любящими руками, ведь в любой труд вкладывали Душу.

Отдельный разговор – вышивка, обережная вязь, которая сопровождала каждого с рождения.

Женская славянская одежда всегда была многослойной.

1. Первый слой – рубаха.

Зачастую она была довольно длинной, считалось, что круг ее подола накапливал живительную силу Матушки-Земли.

Но край одежды – это и возможность воздействия навьих сил, именно поэтому по подолу, вороту и рукаву всегда пускался обережный узор. Огромное значение имела символика цвета. Белый цвет славянской рубахи символизировал Духовную чистоту.

Читайте также:  Модель платья для снегурочки

Повседневная женская славянская одежда отличалась от праздничной и покроем, и символикой.

Символы и знаки – это текст, из которого можно было многое узнать о женщине: замужем ли она, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором она живет (Род мужа, если она замужем).

Праздничный наряд, помимо Родовой символики, был богато украшен различными знаками плодородия, орнаментом, рассказывающим не только о Роде ее супруга, но и о том, в каком она сама родилась, какие Светлые Боги покровительствуют ее Роду.

О многом мог рассказать даже покрой рукава или ворота.

Например, рукав замужней женщины расширялся книзу, тогда как у незамужней оканчивался манжетой.

Ворот женской рубахи застегивался на пряжку, девичьей – завязывался плетеной веревочкой, отличались они и глубиной разреза, что и понятно, ведь замужней женщине предстояло кормить грудью ребенка, поэтому он был на целую пядь (17,78 см) глубже.

Но, конечно, больше всего информации можно было почерпнуть из вышивки.

Так, праздничное девичье платье обрамлялось вышивкой, в основном, по подолу, груди, вороту и рукаву.

На юбках и поневах замужних женщин тоже непременно присутствовал Родовой орнамент.

Причем, от ее прежней, девичьей вышивки оставались только символы Божественного Покровительства ее судьбы и дня рождения, поскольку символ Рода, в котором она воспитывалась, сменялся на символику древнего Рода ее мужа.

3. Сарафан / передник

Как мы уже говорили, костюм был многослойным. Поверх рубахи одевались распашные поневы, юбки, сарафаны, иногда передники и др.

И везде по краю и в проемах пускался защитный орнамент – по подолу, на горловом проеме, на рукавах.

Украшения из жемчуга, янтаря, полудрагоценных камней, различных металлов тоже обладали защитными свойствами.

Еще одной важнейшей частью женской славянской одежды был пояс.

На нем тоже был обережный орнамент, часто в пояс вплетались волосы рукодельницы, что усиливало его защитную силу.

Пояс (девочка получала его только в 12 лет) схватывал рубаху, что придавало ей куполообразную форму.

Такая же форма и юбки, и сарафана многократно усиливала возможность впитывать живительную силу Земли.

Сейчас многие ошибочно думают, что народный костюм был достаточно простым.

Однако древние праздничные наряды имели царский вид – в них использовалось и золотое шитье, и драгоценные камни, и богато украшенные головные уборы.

5. Головные уборы

Они считались важнейшей частью наряда, ведь они прикрывали волосы.

Напомним, какое особое отношение у славян было к волосам. С незапамятных времен считалось, что, обрезав волосы, можно лишить себя силы и здоровья, ведь волосы впитывают в себя и земную силу, и космические лучи Солнца и Звезд.

Из-за этой связи с космосом в древности волосы называли космами.

Именно по этой причине праздничный наряд обязательно включает в себя тот или иной головной убор.

Это всегда показатель социального статуса.

Простоволосыми (то есть с распущенными волосами) женщины бывали либо в самом раннем детстве, либо в бане или в спальне с любимым, а также при родах — это говорило о полной эмоциональной и энергетической раскрытости женщины.

В остальных случаях волосы заплетались, а часто и прикрывались — платками, шалями или более парадными головными уборами (кокошник, кичка и др.).

Из глубины веков до нас дошел чудесный образ древнеславянской красавицы: стройная сильная, умелая, это о такой спустя многие сотни лет напишет Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

И традиционная одежда – неотъемлемая часть этого образа.

Сегодня мы наблюдаем, к каким последствиям привел отказ от традиционного отношения к одежде.

И дело вовсе не в том, что она стала нескромной, хотя и этого трудно не заметить.

Главная проблема в том, что утрачено ее важнейшее назначение – обереговое, разрушаются (иногда намеренно) образы настоящей женщины, настоящего мужчины.

Их пытаются заменить чем-то средним, и это приводит к тому, что и мужчины, и женщины теряют свои базовые качества.

Традиционный костюм не прячет, а подчеркивает женственность.

И это создает образ, ориентируясь на который, вырастает цельная, здоровая, гармоничная личность, которой есть что передать своим детям.

Сегодня интерес ко всему традиционному, в том числе и к костюму, неуклонно растет.

Возможно, это говорит о том, что пришло время восстановления смыслов, восстановления древней Традиции.

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!

Еще больше информации по теме ищите на портале « Славянский Мир »

Источник

Древнерусская одежда мужчин и женщин :описание и основные особенности

Мода на одежду в Древней Руси значительно отличалась от современной.

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Верхняя одежда

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе. Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Читайте также:  Платья рубашки джинс сшить

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Славянский костюм женский

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

Древнерусский мужской костюм

Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники. Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах.
В поясе всегда прикреплялась калята. Раньше так называли кошелек для денег.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Крестьянская одежда на Руси

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. Крестьянский кафтан назывался армяк. Его надевали поверх тулупа, полушубка. Он состоял из воротника и запахивался.Крестьянская шуба – доха. Шуба состояла из кожи, меха животного, которую крестьянские женщины шили сами своим мужьям, детям и себе. Себе женщины шили душегрейку, которая представляла собой теплый полушубок. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху.Мужчины-крестьяне носили сермягу. Сермяга – полотняный плащ. Шили его из сукна.Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Что такое сорока одежда в Древней Руси?

Сорока – это старинная одежда на Руси, которую могли носить как материально обеспеченные люди, так и крестьяне. Представляла собой чехол из бархата, ситца или кумача. Надевалась сорока поверх зимней верхней одежды (полушубка, плаща, кафтана). Согревала в морозные дни, метель.

Свадебный наряд в Древней Руси

Женский свадебный наряд

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Читайте также:  Научиться расшивать платья бисером

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Источник

Из чего состоял традиционный русский костюм

Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА)

Во что одевались русские в стародавние времена — рассмотрим самые распространенные элементы одежды.

1. Мужской костюм

Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.

Рубаха , или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом — такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.

Пояс . Рубаху чаще всего подпоясывали — пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.

Штаны , или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».

Онучи — плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь — вместо носков.

Лапти — известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.

Сапоги — могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.

Валенки — зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти

Кафтан — верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна — «зипуны». На зиму «кожухи» — кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.

Головной убор — зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.

2. Женский костюм

Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды — их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.

Рубаха — в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали — даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.

Сарафан — длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.

Понева — в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.

Верхняя одежда — было много разновидностей женской верхней одежды, но всех объединяло то, что они были длинными и застегивались от воротника до пола. Был, например, «летник» с просторными рукавами — он не закрывал ступни, также был «опашень» — с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. Поверх таких длинных одежд женщины могли надевать меховые воротники.

Душегрея — праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.

Головной убор — существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки — «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» — головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны — в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.

Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.

Обувь — крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче — из парчи и бархата — и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке — и в мужской обуви тоже.

Источник

Adblock
detector