Меню

Детские осетинские национальные платья

Осетинская национальная одежда
статья (старшая группа) на тему

В старину вся одежда осетин от головного убора до обуви изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц.

Скачать:

Вложение Размер
osetinskaya_natsionalnaya_odezhda.docx 921.36 КБ

Предварительный просмотр:

Осетинская национальная одежда

В старину вся одежда осетин от головного убора до обуви изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц.
Одежду шили вручную, особенно в горах

Характерной особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по покрою и способу ношения.

Бешмет составлял один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности, без воротников, обтянутых по талии, с рукавами длинными и узкими Несомненно, что бешмет большей частью со стоячим воротником являлся основной одеждой аланского воина в период средневековья, о чем говорят, например, находки из Змейских аланских катакомб, среди которых обнаружены части бешмета со стоячим воротником.
Впрочем, бешмет такого типа в средние века, по-видимому, становится одним из главных элементов костюма и других северокавказских племен.

Возникновение черкески у осетин относится, по-видимому, к послемонгольскому периоду и связано несомненно с появлением у них огнестрельного оружия. Первое упоминание о черкеске у осетин мы находим лишь в XVIII в.

Черкеску шили из местного сукна различных цветов :черного, белого, серого, коричневого и даже красного, из которых наиболее распространенными были серый и черно-коричневый . Высоко ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда — из верблюжьей шерсти. Во второй половине XIX в. черкески шились и из привозного фабричного сукна. Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна и имевшимся на ней богатым украшением. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.
Верхней одеждой осетин была также бурка накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят; на шее она завязывалась или застегивалась на пуговицы. Большим спросом у южных осетин, как и у грузин, пользовались андийские бурки, а у северных — кабардинские, отличавшиеся лучшим качеством. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью.
Войлочные шляпы — характерный головной убор и других народов Северного Кавказа, в том числе терских и кубанских казаков, приобретавших их у горцев. Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые шапки , которые, делали любых размеров,

К традиционным головным уборам осетин относился, кроме того, башлык , встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов.
Башлык очень напоминает древнеиранский войлочный головной убор, входивший в комплекс костюма скифов. У осетин башлык, изготовлявшийся преимущественно из козьего пуха и верблюжьей шерсти, являлся особенно почетным видом одежды и служил головным убором как для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты, предназначавшихся для родственников жениха, в частности для его брата . Обязательными подарками от матери невесты жениху были также башлык и бурка.. Все это говорит о глубокой традиционности бытования у осетин этого вида головного убора.
Национальное своеобразие мы находим и в мужской обуви осетин. Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она состояла из чувяк скроенных из цельного куска, и ноговиц или же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки . Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками , имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.

Чтобы дать полное представление о традиционной женской одежде осетин, мы приведем описание двух женских костюмов, найденных в 1959 г. в склепе около сел. Далагкау Куртатинского ущелья. Костюмы эти относятся, по-видимому, к периоду не ранее середины XIX в. и, судя по материалу, принадлежали женщинам из богатых семейств. Верхней одеждой одной из женщин был длинный бешмет без воротника, со вшитыми суживающимися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелковой материей, простеган вручную сверху донизу полосами. Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди до пояса семью пуговицами из черной шелковой тесьмы.

Концы рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пуговицами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии. Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по покрою, сшито оно из менее качественной фабричной материи на подкладке, по длине бешмета, также без воротника. Платье это, представляющее собой один из типов распашной одежды, застегивается четырьмя пуговицами из шелковой тесьмы. Под ним надета нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее, прямым небольшим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.
Второй женский костюм из Куртатинского склепа оказался более полным, кроме перечисленных предметов одежды на женщине был надет жилет, сшитый из красной шелковой материи на подкладке. Жилет, украшенный спереди орнаментом из серебряной нити, являлся обычно необходимой принадлежностью праздничной женской одежды.
Среди находок имеются, кроме того, два небольших головных платка из белой фабричной материи, покрывавших непосредственно волосы . Эти платки также дают представление о головном уборе осетинки того времени.

Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очень напоминает древний аланский женский головной убор, обнаруженный в аланских катакомбах. Сверху шапочки носили легкий платок из тюля или газа.

кофта обычно пришивалась к юбке, а на груди кофты делался разрез для вставки из шелка или бархата другого цвета, которая украшалась золотыми, а чаще позолоченными или серебряными нагрудными украшениями .

Под низ надевалась нижняя юбка также из шелковой ткани одинакового с нагрудником цвета, украшенная по нижнему краю орнаментом из блесток и бисера. Такой костюм вскоре стал употребляться женщинами в качестве праздничного. В случае необходимости вышивальщица из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток сама, вручную, плела тесьму или шнур , которые в зависимости от способа плетения были плоскими или круглыми, вернее – четырехгранными . Из плоского шнура делали пуговки, а из круглого – петли для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.

Галунами украшались как женские, так и мужские головные уборы и одежда. Из галуна делались также портупеи, шнуры для пистолетов, ими украшались ноговицы, чувяки, мягкие сапоги.

Особенно богато украшались золотым шитьем женские праздничные национальные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными.

Современный национальный свадебный костюм состоит из платья с разрезом спереди, белой шелковой косынки, серебряных нагрудных украшений и серебряного пояса.
Особенно славятся шелковые орнаментированные платки с длинными кистями изготовляющиеся осетинками с большим вкусом.
Современный национальный осетинский костюм сохраняется лишь, в качестве праздничного, а отдельные его элементы, сочетаясь с городскими, входят в состав повседневной одежды осетин.

Источник

Национальный костюм осетин

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.

Очень красивый костюм есть и у народов такого чудесного региона, как Осетия. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.

Основные черты традиционной одежды

Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде.

Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины и исключительно в домашних условиях, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.

В былые времена, ввиду отсутствия широкого выбора материалов, предназначенных для изготовления национальной одежды, осетинские женщины выкрашивали доступные ткани в необходимые им цвета. Стоит отметить, что краски также изготавливались собственноручно.

В наши дни обилие материалов на витринах магазинов позволяет не прибегать к хитрости, а без труда выбрать материал подходящей структуры и нужного оттенка. Но, несмотря на использование фабричной ткани, сам костюм по-прежнему изготавливается посредством ручной работы.

Национальные костюмы осетин имеют многовековую историю и соответствующую историческую значимость. Традиционный наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения. Сам фасон практически не подвергался изменениям и по сей день сохранил основные характерные черты.

Женский костюм

До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.

Женский осетинский национальный наряд включает в себя:

  • легкую сорочку;
  • корсет или специальный декоративный нагрудник;
  • платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
  • велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
  • платок;
  • шапочку, которую именуют «худ»;
  • специальную мягкую обувь – «чувяки»

Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.

Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.

Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.

Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.

На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.

Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.

Мужской костюм

Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:

  • черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
  • бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.

Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:

  • Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.

  • Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки

  • Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.

  • Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.

  • Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый

  • Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.

  • Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.

Традиционный мужской костюм надевался поверх специального нательного белья, используемого для удобства и защиты кожного покрова.

Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.

Свадебный костюм

Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.

Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.

Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гаммасвадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.

Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.

Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.

Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.

Источник

Конспект занятия «Осетинское национальное платье-лучшее украшение любой девушки»

Сотиева Елена Хасановна
Конспект занятия «Осетинское национальное платье-лучшее украшение любой девушки»

Конспект занятия.

Тема: Осетинское национальное платье. Роспись платья по мотивам осетинского узора. (Осетинская женская одежда)

Цель:Программные задачи: расширить словарный запас, воспитывать звуковую культуру осетинской речи.Вспомнить тему: «Осетинская одежда». Продолжить учить детей рисовать осетинский орнамент, учить правильно подбирать цвет, величину деталей рисовать аккуратно. Воспитывать интерес к предметам декоративно- прикладного искусства Осетии.

Оборудование: Плоскостные бумажные формы осетинского праздничного платья из бумаги, фломастеры.

(Занятие проходит под медленную осетинскую музыку Б. Газданова «Хонга»)

Предварительная работа : Рассматривание осетинского народного праздничного платья, иллюстраций, игры с осетинской куклой «Залиной»

Методы и приемы: Беседа о том, когда девочка одевает такое платье. Нравится ли оно вам?

Что такое арнамент? Для чего он нужен?

(Добиваюсь правильных ответов).

Робота над осетинскими звуками (звукоподражание)

Словарная работа: (речевой образец сама) — перевод

Платье, орнамент, узор.

Закрепление с помощью вопросов.

Анализ детских работ.

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию (обучение чередованию по форме) «Кукла Маша» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КУРГАНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 45» Конспект игры – занятия.

Снежные скульптуры В нашем ОУ каждую зиму проходит конкурс творческих работ педагогов и детей – «Снежные скульптуры» Тема конкурса 2013 года была — народные.

Источник

Читайте также:  Пояс корсет кожаный для платья
Adblock
detector