Экскурс в историю платья для девочек
Привычная сегодня праздничная одежда для детей как отдельная категория моды появилась не так давно. Дело в том, что сначала детские платья представляли собой точные, только уменьшенные копии взрослых нарядов. Соответственно, при крое совершенно не учитывались ни особенности детской фигуры, ни потребности детей в подвижных играх. Представьте себе трехлетнюю малышку, которая была вынуждена носить корсеты, потому что так было модно. А мода на парики? Тоже совершенно неудобные изделия для детей!
Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Появилась она в Англии, за основу создания платьев был взят мотив Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая неудобными вещами самые радостные годы. Девочки всего мира, наконец, избавляются от тиранства корсетов и кринолинов, — отныне они вслед за маленькими англичанками носят свободные муслиновые платьица с пояском. Появление новой, удобной и легкой одежды сделало жизнь детворы значительно проще и веселей!
Чтобы понять, насколько изменилась со временем детская мода, можно вспомнить картины, датированные 15-16-м веками. Девочки, изображенные на них, одеты в тяжелые, объемные платья, широкополые шляпы и длинные плащи из парчи или других изысканных тканей. И такую неудобную одежду девочкам приходилось носить с двух лет! Речь, конечно, идет об отпрысках знатных, богатых семей. Дети бедняков носили одежду попроще, правда, особенно удобной ее тоже не назовешь.
В конце 18-ого века у детских платьев, наконец, исчезают кринолины. Теперь девочки носят свободные наряды из муслина. Во второй половине 19-ого века благодаря бурному развитию легкой промышленности произошла настоящая революция в мире тканей. Новые материалы нашли применение и в области пошива детской одежды.
К 1890 году и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и брючинами, а также время туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. Именно в это время появляются первые магазины детской одежды, в которых широко представлены изящные и удобные платья и другая одежда для девочек.
Первым детским модельером стала француженка Жанна Ланвен – первая женщина, открывшая дверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили Жанну шить и для их детей.
Двадцатые годы двадцатого века освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. Но самая большая перемена случилась во Вторую мировую войну. Девочки в первый раз надели брюки. Равноправие в области одежды затронуло и детскую моду.
Сегодняшние девочки снова тянутся к романтичным платьицам, грезя о сказочных принцессах. Конечно же, в наши дни праздничные платья шьются с учетом всех потребностей юных леди и обеспечивают максимальный комфорт на протяжении всего дня. Легкие материалы, удобные конструкции, регулировка размера за счет пояса и обязательное наличие внутренней хлопковой подкладки делают платья из коллекции Perlitta желанными как для детей, так и для их мам. Ведь сейчас, как и всегда, родители стараются одевать детей красиво, прививать им хороший вкус, заботясь об их здоровье и комфорте.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Гороскопы (337)
- астропрогнозы (178)
- Аспекты планет (48)
- Планеты в знаках (24)
- Зодиакальная астрология (21)
- Транзиты (13)
- Синастрия (7)
- Планеты в Домах (6)
- Структурный гороскоп (4)
- Лунный календарь (3)
- Книги. (194)
- Рецензии, критика, отзывы (109)
- Зарубежная литература (88)
- Новинки литературы (54)
- Литературные герои (17)
- Российские писатели (11)
- Книжные цитаты (10)
- Зарубежные писатели (7)
- Русская литература (5)
- История моды. (192)
- Родословная вещей (47)
- Средние века (29)
- Возрождение (22)
- Античность (17)
- 20 век (15)
- 17 век (14)
- 19 век (14)
- 18 век (8)
- Барокко (3)
- Древний мир (1)
- Изобразительное искусство (119)
- Тематические подборки (47)
- Графика (46)
- Живопись (37)
- Путешествие в картину (5)
- О художниках (1)
- Художественная культура (118)
- Фотография (75)
- Скульптура (17)
- Декоративно-прикладное искусство (16)
- Креатив (5)
- Современное искусство (4)
- Архитектура (3)
- История. (112)
- Эпоха и нравы. (40)
- Предметы из прошлого (12)
- Великие личности (5)
- Изобретения человечества (3)
- Памятники древности (1)
- Кругосветка (108)
- Европа (37)
- Памятники, фонтаны и скульптуры (27)
- достопримечательности (25)
- Азия (6)
- Америка (6)
- Памятники природы, парки и заповедники (4)
- музеи мира (4)
- Россия (4)
- В мире женщин (73)
- Знаменитые женщины прошлого. (39)
- Секреты красоты (15)
- Женские типы и профессии (13)
- Идеал эпохи (8)
- Магические штучки. (73)
- Исполнение желания (15)
- Гадания (14)
- Привлечение денег (13)
- Домашняя магия (7)
- Легенды, предания, суеверия. (6)
- Привлечение любви (4)
- Волшебство простых вещей (4)
- нумерология (2)
- Заговоры (1)
- Обретение здоровья (1)
- Семейная магия (1)
- Психология (61)
- Взаимоотношения (35)
- Саморазвитие (11)
- Детская психология (1)
- женская типология (1)
- мужская типология (1)
- Все для оформления дневника. (53)
- Рамочки (23)
- Мода (52)
- Женские штучки (22)
- Словарь моды (6)
- Азбука стиля (5)
- Прически (3)
- Знаменитые кутюрье (2)
- Кино. (39)
- Знаменитые актрисы (12)
- Зарубежные фильмы (9)
- Отечественное кино (4)
- Советское кино (3)
- Снимается кино. (1)
- Экранизация (1)
- Сериалы (1)
- Юмор (38)
- Лирика (35)
- Стихи (21)
- Коротко о главном. (6)
- Рецепты блюд. (30)
- Сладкая выпечка (11)
- Салаты и закуски (4)
- Домашнее консервирование (2)
- Кухня разных стран (1)
- Детская тема (29)
- сказочные места для отдыха с детьми (5)
- игрушки (5)
- мультики (2)
- Воспитание без наказания (1)
- Зверье мое (24)
- Кошки (14)
- Собаки (1)
- всякие полезности (23)
- Советы (15)
- Нужные ссылки (3)
- Этника (21)
- Культура и быт. (5)
- Национальный костюм (5)
- Национальные праздники (3)
- Народные традиции и обычаи (3)
- Советская эпоха (20)
- Наша жизнь (7)
- Советское детство (6)
- Старые фотографии (6)
- Символы эпохи (4)
- Мудрые мысли. (19)
- О любви (3)
- О счастье. (2)
- Праздники (12)
- Новый Год (7)
- Пасха (1)
- Тесты (12)
- Интересное (11)
- Общество (11)
- Истории из жизни (7)
- Неопознанное (10)
- Призраки и духи (5)
- Инопланетные цивилизации (1)
- Эзотерика (8)
- Ручная работа (4)
- вязание (2)
- (0)
- (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Детская одежда — история возникновения.
Не одно столетие мода меняла наряды, придумывала, изобретала туалеты для женщин и мужчин. Думала ли она о том, как одеваться детям? Нет, они мало заботили ее. Костюм ребенка, а затем подростка в общих чертах напоминал то, что носили взрослые.
Поначалу детским платьем было не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.
Портрет Анастасии Нарышкиной с детьмиАлександрой и Татьяной.
Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.
Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье. На миниатюре из «Чудес Богоматери» XV века изображена семья, собравшаяся вокруг постели роженицы: отец в короткой одежде, на нем облегающие штаны и куртка, зато трое детей в длинном платье. На миниатюре той же серии ребенок, дающий есть младенцу Христу, одет в платье с боковым разрезом.
В Италии, напротив, большинство детей, изображенных художниками кватроченто, носят облегающие штаны взрослых. Во Франции и Германии, кажется, не очень хорошо отнеслись к этой моде и оставили за детьми длиннополую одежду. Привычка становится общим правилом в начале XVI века: дети непременно одеты в платье. Рисунки на немецких шпалерах той эпохи изображают детей четырех лет в застегивающемся спереди длинном платье. Сюжет французских гравюр Жана Леклерка — детские игры: «в биту, в лунку» и крокет. Поверх облегающих штанов они носят платье, застегивающееся спереди. Это платье становится своеобразной униформой их возраста.
Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. На гравюре Леклерка «Игра в биту» можно видеть подобные рукава, пришитые на несколько стежков. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. Впрочем, такие рукава можно увидеть и на других видах одежды — народной или, напротив, церемониальной: крестьянский плащ, который братья-игнорантинцы сделали церковным одеянием в XVIII веке, первая собственно военная форма, как, например, мушкетерская, лакейская ливрея и, наконец, одежда пажа, то есть парадный костюм детей и молодых людей знатного происхождения, отданных в семьи, где они прислуживали при торжествах. Эти пажи времен Людовика XIII носили пышные штаны XVI века и ложные свисающие рукава. Пажеский костюм стал понемногу церемониальной одеждой, надеваемой в знак почтения и торжественности: на гравюре Лепотра мальчики в стилизованном под старину костюме пажа прислуживают во время мессы. Хотя, надо сказать, подобный костюм встречается редко, ленты же можно увидеть на плечах всех девочек и мальчиков из богатых семей — как знатных, так и среди буржуа.
Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.
Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Необходимо вспомнить о значении, которое придавалось костюму в старой Франции. Одежда часто была знаком высоких доходов. Люди тратили на нее большие средства и тщательно составляли списки одежды, оставшейся после умершего,— сегодня делают такие же списки только для мехов и шуб. Одежда стоила дорого, и поэтому издавалось множество ограничивающих законов о роскоши в одежде, которая разоряла одних, а другим позволяла мошенничать, скрывая таким образом свое истинное состояние и происхождение. Больше, чем в современном обществе, где женские наряды все еще являются признаком процветания семьи и социального положения, костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.
Маркус Чирертс Младший. Двухлетний мальчик, 1608 г
У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда; эта тяга к архаизму проявляется и дальше: в конце XVIII века, в эпоху Людовика можно увидеть маленьких мальчиков с воротниками времен Людовика XIII или эпохи Возрождения. У Ланкре и Буше молодые люди часто изображаются одетыми по моде предыдущего века.
Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.
Почему же, чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин? Почему эта манера одевать детей,— столь новая и непонятная в обществе, где рано начинают самостоятельную жизнь,— сохранилась почти до наших дней, во всяком случае до начала этого века, несмотря на перемены нравов и значительное увеличение продолжительности детства? Здесь мы затрагиваем еще неисследованную область осознания обществом самого себя через пол и возраст — пока повсюду говорят лишь о классовом сознании!
Другая тенденция, идущая от страсти к переодеванию, так же как архаизм и уподобление женщине, заставляет придавать костюмам детей из семей буржуа черты простонародной или рабочей одежды. Здесь ребенок опережает мужскую моду. Он будет носить штаны современного типа со времени правления Людовика XVI, прежде эры санкюлотов. Детский костюм эпохи Людовика XVI одновременно архаичен (воротничок эпохи Возрождения), народен (прямые штаны), также в нем присутствуют элементы военного мундира (куртка с пуговицами).
Еще в XVII веке не было собственно народного и тем более регионального костюма. Бедные носили пожертвованную или купленную у старьевщика одежду. Народ одевался в подержанную одежду, как сегодня покупают подержанный автомобиль (сравнение автомобиля и одежды вовсе не риторическое, как это может показаться на первый взгляд,— автомобиль унаследовал от одежды социальный знаковый смысл, который она практически потеряла). Таким образом, человек из народа был одет так же, как человек из высшего общества несколькими десятилетиями раньше. На улицах Парижа Людовика XIII народ носил шапочки с перьями XVI века, женщины — шляпки той же поры. Случалось, что величина разрыва не была одинаковой в разных регионах, она зависела от быстроты, с которой местная знать реагировала на изменения в моде. В начале XVIII века в некоторых регионах (например, на берегах Рейна) женщины еще носили головные
уборы XV века. В течение XVIII века процесс остановился благодаря моральному разрыву, обозначившемуся между богатыми и бедными, а затем и их физическому отдалению, которое сменило тысячелетнее сосуществование. Региональный костюм появился одновременно из новой склонности к регионализму (это эпоха написания фундаментальных трудов по истории Прованса, Бретани и т. д. , эпоха возобновления интереса к языкам, превратившимся в диалекты в процессе развития французского языка) и из действительного разнообразия костюмов, удаленности от королевского двора и различной степени запаздывания моды в тех или иных регионах.
В рабочих кварталах больших городов в конце XVIII века начинают носить особый вид одежды — длинные штаны. Они играют ту же роль, что и рабочие блузы XIX века или сегодняшние комбинезоны — признак рода деятельности и социального положения. Примечательно, что нищенское одеяние XVII века — безобразные лохмотья, смесь эпох и стилей, одежда, купленная с рук или у старьевщика,— перестает быть народной формой одежды больших городов в XVIII веке. В этом надо видеть спонтанное проявление коллективного самосознания, нечто вроде классового сознания. Таким образом, существует типичная одежда ремесленника — длинные штаны. Штаны же, порой доходящие до щиколоток, долгое время были частью одежды моряков. В классической итальянской комедии их носят моряки или жители морского побережья — фламандцы, рейнцы, датчане и скандинавы. Последние носили штаны еще в XVII веке, если верить коллекциям одежды того времени. Англичане отказались от штанов, но носили их в XII веке20. Штаны стали частью униформы военных моряков, когда наиболее организованные государства унифицировали одежду своих армий и флота. Оттуда штаны распространились среди небогатого люда пригородов, который стал испытывать неприязнь к нищенским лохмотьям, и среди юных выходцев из обеспеченных слоев.
Единая, недавно созданная форма одежды была быстро принята детьми из семей буржуа, в пансионатах, все более многочисленных после изгнания иезуитов Пансионаты часто готовили к военным школам или к военной карьере: стало модным подчеркивать фигуру, и взрослые повсеместно одели своих детей в костюм, напоминающий военную или морскую форму,— так появился детский матросский костюм, просуществовавший с конца XVIII века до наших дней.
Появление штанов у детей явилось частично последствием этого нового пристрастия к униформе. Взрослые были покорены ей в XIX веке, когда униформа становится одеждой парадной и церемониальной, чего никогда не было до Революции. Оно было продиктовано также необходимостью освободить ребенка от тесноты его традиционного костюма — дать ему более свободную одежду, и эту свободу в одежде простонародье подчеркивает теперь с некоторой гордостью. Детей избегают одевать в платье, вышедшее из моды, или слишком детское, или в короткие штаны, слишком торжественные, и все это благодаря штанам моряков и простого люда. Более того, находили особую пикантность в том, чтобы придать костюму детей знати некоторые черты народности, как, например, колпак — прежде часть одежды рабочих, затем крестьян, а потом и каторжников, тот самый, что мы называем неаполитанским, а революционеры с их страстью к античности называли фригийским: на гравюре Боннара ребенок изображен в таком колпаке. В наши дни мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI,— синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости.
Так, мы перешли от XIV века, когда ребенок одет как взрослый, к специальному детскому костюму, привычному нам. Мы уже заметили, что эти изменения задевают в большей степени мальчиков. Восприятие детства как отдельного мира проявляется сначала в пользу мальчиков, в то время как девочки еще долго остаются в рамках традиционного образа жизни, смешивающего их со взрослыми. Мы еще не раз увидим опоздание, с которым женщины принимают внешние формы современной, в основном мужской цивилизации.
Что касается истории костюма, обособление детства долгое время ограничивается мальчиками. Совершенно очевидно, что это относится лишь к семьям знати и буржуазии. Дети из простонародья — крестьянские, дети ремесленников, играющие на сельской околице, на улицах, в лавках, в общих залах увеселительных заведений, на кухнях,— одеты как взрослые, на картинах с их изображением никогда не увидишь ни платья, ни ложных рукавов. У них сохраняется прежний образ жизни, ребенок не выделяется среди взрослых — ни костюмом, ни работой, ни игрой.
Источник