Меню

Древнее платье русской девушки

Как одевались на Древней Руси?

Наши предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований и традиций. Особенно ярким отражением представлений народа об устройстве мира и моральных устоях является традиционный костюм, сопровождающий человека на всех этапах его жизни. Как же был устроен быт древней Руси, и чем отличались наряды ее жителей?

О древней Руси современная наука знает так много и одновременно так мало: до сих пор доподлинно неизвестно, откуда и как прибыли прародители славян, образовавшие позднее русское государство, многие детали их традиций и верований. И все же, археологические находки дают нам возможность погрузиться в быт далеких предков.

Сейчас, говоря о национальном русском наряде, большинство людей представляют себе женщину в сарафане с кокошником или же мужчину в косоворотке с балалайкой. Конечно, такое мнение также имеет право на жизнь, однако действительность значительно шире и глубже, ведь история и особенности традиционных костюмов тесно взаимосвязаны с представлением народа о мироустройстве, нормах морали и религиозных взглядах, которые были тесно переплетены между собой в сознаниях наших праотцов.

Особенности русского национального костюма

В силу определенного географического положения и верований жителей древней Руси, привычная для них одежда имела ряд особых узнаваемых характеристик:

• Многослойность, что логично в наших климатических условиях. И мужской, и женский наряды состояли из нескольких элементов, которые надевались один поверх другого и могли сочетаться между собой в зависимости от сезона;

• Свободный крой вещей;

• Активное использование оберегов и других «защитных» элементов в декоре одежды;

• Применение натуральных материалов и красителей, народная любовь к красному цвету («красный, – значит, красивый»);

• Наличие обязательных элементов – пояса и головного убора, рознящихся в зависимости от статуса персоны.

Это общие характеристики для большей части территорий, которые сейчас принято причислять к древней Руси. Тем не менее, в каждой из областей были свои особенности, о которых мы поговорим далее.

Женский традиционный наряд

Особое внимание при выборе одежды отводилось социальному статусу женщины. Так наряд девочки (еще не «уронившей первую кровь»), девушки (незамужней) и женщины имел значительные отличия, за исключением рубахи, которая традиционно имела длину до ступней и покрывалась сверху особенными элементами. Детский комплект вещей, чаще всего, был упрощенной копией взрослого, а вот вариант для незамужней и замужней дамы могли полностью разниться между собой.

Девушки, чаще всего, носили запону, — прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием для головы. Мужние жены надевали поневу, — запахивающуюся вокруг тела юбку, подвязанную шнурком-гашником.

Особое внимание уделялось прическе и головному убору: свободная девушка заплетала одну косу и могла показывать волосы посторонним людям, а мужняя жена – две косы, обычно уложенные на голове наподобие венца. Традиционно замужняя женщина покрывала голову платком или другим головным убором (платок, повойник, кика, убрус). Интересно, что лента, вплетенная в косу у девушки, символизировала совершившийся выбор жениха и сигнализировала о скорой свадьбе.

Зимняя женская одежда дополнялась более теплыми элементами, в зависимости от области это могли быть шубейки (праздничный вариант из парчи), опашни (длинный элемент наряда из сукна), душегреи (универсальный предмет одежды, вне зависимости от социального статуса обладательницы) и, конечно же, шубы. Также женщины утеплялись в холодное время года, надевая шерстяные чулки.

Мужской костюм

Основой мужского наряда также была рубаха, но меньшей длины – примерно до колен, — в сочетании с портами – длинными штанами, которые подвязывали гашником. Простые люди в любое время года довольствовались холщовыми рубахами (часто надевая одну поверх другой), знатные также использовали специальную «верхнюю» рубаху, которая имела расширяющийся к низу крой.

Поверх рубахи надевался так называемый «зипун» – условно домашний предмет одежды, а уже затем – всем известный кафтан.

Зимой для защиты от мороза мужчины всех сословий использовали свиту – это верхняя одежда, утепляемая в зависимости от географического положения, — для средней полосы России характерно было «подбивать» свиту мехом. Интересно, что знаменитую «калиту», т.е. кошелек, мужчины носили обычно поверх одежды, подвязывая его к свите.

Представители воинского сословия также носили кольчугу или, более экономный вариант, куяк (кожаная накидка с металлическими нашивками).

Обувь

Большинство наших предков носили лапти, которые сами же и плели из бересты, предварительно обматывая ноги онучами, или же сапожки. Материалом для сапог обычно служили сафьян или кожа (из-за чего они были достаточно дороги в производстве), поэтому позволить себе такую роскошь могли далеко не каждый мужчина или женщина. Сапоги, как определенный предмет роскоши, часто богато декорировались.

Вышивка и обереги

Особое внимание жители древней Руси уделяли защите от нежелательного влияния. Женщины вышивали узоры на одежде своими руками, обращаясь к богам с определенными просьбами, а вид, форма и цвет вышивки несли в себе особое сакральное значение.

Традиционно вышивка размещалась на краях одежды (по линии ворота, рукавов, подола) для защиты от сил зла. Обычно в детской одежде использовались красные нитки, в то время как для взрослых людей они могли разниться: так женщины могли добавлять к красному черный цвет для защиты от бесплодия, в мужской наряд – синий и зеленый, для оберега против гибели. Кроме того, особое внимание уделялось «родовым цветам», которые присутствовали в одежде представителей одной семьи.

Особое внимание наши далекие предки уделяли поясу – этот элемент одежды считался обязательным, имел глубокое значение, и более того, появиться на публике «распоясанным» было глубочайшим бесчестьем (отсюда, кстати, пошло выражение «распоясаться» — стать распущенным, недисциплинированным). Пояс служил защитой от «нечистой» силы, не давал ей приблизиться к телу человека, а также обладал оздоравливающими и «плодотворящими» свойствами, — недаром в традиционной свадебной церемонии жениха с невестой связывали кушаком для закрепления брака.

Также важными элементами для сохранения здоровья, жизненной силы и привлечения милости богов славянского пантеона являлись обереги. В зависимости от области они могли быть различными, представители обоих полов носили их на поясе и шее, женщины также использовали височные кольца. Обычно количество оберегов у женщины было больше, чем у мужчины, отсюда следует любовь современных представительниц прекрасного пола к украшениям.

Традиционно женские обереги помогали в продолжении рода и его сохранении, а мужские отвечали за удачу в охоте и сражениях.

В дохристианские времени обереги чаще всего изготавливала «большуха» — старшая женщина рода, после самыми сильными амулетами стали считаться изготовленные руками жены.

Как следует из вышесказанного, наши далекие предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований, представлений, угроз и моральных принципов. Неудивительно, что одежда, которая сейчас является для нас просто утилитарным предметом или, как максимум, средством самовыражения, имела для них значительно более серьезное значение, меняясь вместе с человеком – от рождения до самой смерти. Более того, посмотрев на наряд, можно было составить представление о географическом месте проживания, жизненном пути и статусе конкретной персоны. И даже сейчас, через сотни лет, основываясь на элементах костюма наших предшественников, можно делать выводы и глубже понимать реалии того времени.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Русский народный костюм

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Читайте также:  Яркие платья для беременных

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.


С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».

Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

Читайте также:  Платья для детей красивые бальные платья

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE .

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.

Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».

Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Источник

Красота покоя: история женского русского народного костюма

Женский русский народный костюм гармонично объединил в себе несколько предметов гардероба, выполненных в общей стилистике. Использование разнообразной вышивки и тканей позволяло отобразить в наряде культурное богатство нашей страны, невероятную красоту её природы. Отличительная черта одеяний девушек на Руси – многослойность, насыщенность оттенков и вычурная отделка.

Основные детали русского народного костюма красен девиц

Согласно многочисленным исследованиям в двенадцатом столетии для пошива национального наряда славяне использовали домотканый холст и шерсть. Но с девятнадцатого века на смену простым материям пришли такие ткани, как шёлк, атлас, ситец. Большим спросом пользовалась парча, декорированная растительным узором.

Когда заходит речь о традиционном одеянии русской барышни многие обыватели представляют себе женщину, облаченную в длинный сарафан и огромный кокошник. Да, именно так выглядят славянские модницы на архивных фотоснимках. Но на самом деле русский женский костюм отличался разнообразием, хотя и включал в себя несколько обязательных элементов.

Головной убор

Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.

После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.

Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).

Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик).

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.
Вернуться к оглавлению

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Читайте также:  Старинное платье со шляпой

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Сарафан

Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.

Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.

Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.

Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.

Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.

Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.

Передник

Фартук не только защищал вещи от различных загрязнений, но и выполнял роль декоративного элемента. Его носили в качестве украшения праздничного одеяния, чтобы создать завершенный и монументальный образ.

Передник повязывали поверх сорочки, сарафана и поневы (юбка). На Руси в обиходе было слово «запон», происходившее от глагола «запинати» (закрывать). Фартуку уделяли особое внимание при декорировании. Это был самый яркий элемент наряда, украшенный вышивкой, лентами и разнообразной отделкой.

Края передника оформляли с помощью кружева и оборок. По вышивке, которой декорировали фартук, можно узнать много интересного про девушку: семейный статус, наличие и количество детей, вкусы владельцы и т.д. Каждый завиток узор и мельчайшая деталь подчеркивали индивидуальность барышни и несли особый смысл.

Женские сапожки

На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали туфли на плоской подошве, выполненные из цветной кожи. Для повседневного ношения использовали сапоги и башмаки. Чтобы их пошить брали бархат, парчу или натуральную кожу.

С конца шестнадцатого столетия русский народный женский костюм пополнился сапожками на небольшом каблуке.

Обувь для девушек отличалась невысоким голенищем. Часто ее декорировали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошву подбивали маленькими гвоздиками, под каблуком закрепляли скобы из серебра.

С семнадцатого столетия в моду вошли башмаки. Они были более комфортными, чем сапоги, поскольку имели короткое голенище. Для пошива брали атлас, бархат, шёлк. Их также обильно декорировали. Самые распространенные расцветки – жёлтый, зелёный, алый.
Вернуться к оглавлению

Понева

Проще говоря, юбка. Считалась обязательным элементом костюма для замужней барышни. Состояла из трех полотнищ, встречались глухие и распашные модели. Длина юбки напрямую зависела от длины сорочки. Подол изделия украшали орнаментом, вышивкой. Для пошива вещи чаще всего брали полушерстяную клетчатую материю.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер. Чтобы она не спадала, изделие на талии закрепляли шерстяным шнурком. На Руси широкое распространение получил обряд надевания поневы. Это означало, что девушка готова к замужеству.

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Заключение

Девушка в русском народном костюме – это воплощение красоты, скромности и изящности. Традиционное одеяние барышень Древней Руси отличалось разнообразием и яркими расцветками. Практически каждая деталь наряда была декорирована оригинальной вышивкой или орнаментом.

Посмотрев видеосюжет, вы получите дополнительные сведения о такой детали народного костюма, как рубаха.

Источник

Adblock
detector