Меню

Ф губайдуллина красивое платье

Ф губайдуллина красивое платье

Страна чудес Фарзаны Губайдуллиной.

На литературную встречу с известной детской писательницей Фарзаной Хайбулловной Губайдуллиной были приглашены второклассники школы №49. Библиотекарь зала башкирской литературы и краеведения познакомила ребят с творчеством писательницы, на слайд-шоу были представлены ее книги «Бусинки», «Поиграем в прятки», «И нет земли прекрасней», «Страна чудес», «Четвертое чудо», сборники методических разработок и сценариев «Край родной, тебе пою», «Башкортостан – страна дружбы».

Фарзана Хайбулловна — удивительная писательница, ведь она пишет о детях и для детей. Более 25 лет она посвятила детям, их воспитанию и обучению. Именно здесь она познала мир детей, который отражается в ее творчестве: стихах, сказках, рассказах, пьесах и загадках на башкирском и русском языках. Фарзана Губайдуллина пишет о красоте родного края, о мощи добра и бессилии зла. Её произведения играют большую роль в формировании экологической культуры, воспитывают у детей чувство патриотизма. Многие произведения автора переведены на русский, вошли в учебники для дошкольного и начального образования. Некоторые стихи, загадки, сказки на русском языке опубликованы на страницах журнала «Бельские просторы», газеты. Писательница отвечала на вопросы интервью, прочитала поучительную сказку «Красивый двор». На большом экране дети посмотрели буктрейлеры библиотекарей республики по книге «Четвертое чудо» и сборнику «Антологии детской литературы», составленной Фарзаной Хайбулловной. Учащиеся громко читали любимые стихотворения писательницы наизусть. В завершение библиотекари показали кукольный спектакль «Лев и заяц» по мотивам башкирской народной сказки, в переводе Фарзаны Хайбулловны. Организаторы встречи убеждены, что непосредственное общение с писателями, поэтами – лучший способ развития читательского интереса, популяризации литературы, развития творческих способностей детей. Как и всегда, и эта встреча надолго останется в памяти учащихся прекрасным воспоминанием детства.

Источник

Ф губайдуллина красивое платье

Фарзана Хайбулловна Губайдуллина родилась 14 октября 1946 г. в д. Мазит Зианчуринского районе Башкортостана. Окончила Стерлитамакский пединститут. Работает старшим преподавателем в Башкирском институте развития образования на кафедре мировой и национальной культуры. Еще школьницей публиковалась на страницах республиканских газет и журналов. Пишет стихи, сказки, рассказы, пьесы, сценарии для детей. Через увлекательный сюжет, интересные образы писательница стремится пробудить у маленьких читателей эстетический вкус, вдумчивое восприятие явлений окружающей среды.

Фарзана Губайдуллина пишет о красоте родного края, о мощи добра и бессилии зла. Ее произведения играют большую роль в формировании экологической культуры, воспитывают детей чувство патриотизма. Многие произведения автора переведены на русский вошли в учебники для дошкольного и начального образования. Некоторые стихи, загадки, сказки на русском языке опубликованы на страницах журнала «Бельские просторы», газеты «Истоки».

Ф. Губайдуллина переводит на русский язык рассказы, сказки таких башкирских писателей, пишущих для детей, как Рашит Султангареев, Факия Тугузбаева, Мукарама Садыкова, Раиль Байбулатов, Гульнур Якупова, Тамара Ганиева, Нажия Игизьянова и др.

На слова Ф. Губайдуллиной написаны песни «Танцуйте, дети!», «Защити свою страну!», «Салям», «Не рвите подснежники!», «Спешите», «Салават», «Весна пришла», «Бусинки», «Моя школа», «Люблю свой язык» и др. Фарзана Губайдуллина имеет звание отличника просвещения России.

Основные произведения

  • Стихи. — Уфа: Китап, 1993. — 16 с.
  • Поиграем в прятки: стихи, загадки. — Уфа: Китап, 1995. — 30 с.
  • Счастливая я: стихи. – Уфа: Китап, 1997. — 26 с.
  • Курайхылу: сказки. — Уфа: Китап, 1998. — 14 с.
  • Приключения белой ручки: рассказы. — Уфа: Китап, 2000.
  • Шкатулка секретом: стихи, рассказы, сказки. Уфа: Китап, 2001. — 200 с.
  • Башкирские народные обрядовые праздники: сценарии, пьесы для школ. — Уфа: Китап, 2001. — 192 с.
  • Наши праздники: сценарии, сказки, песни.- Уфа: Китап, 2004. — 170 с.

Литература:

  1. Писатели земли башкирской [Текст]: справочник / сост.: Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимергалина. – Уфа: Китап, 2006. –С.162-163

Источник

Башкирская подвижная игра «Юрта»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с народом и культурой Башкир.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_na_temu.docx 28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский республики Башкортостан

БАШКИРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЫ

Подготовила: Гадельшина И.М.,

Воспитатель I квалификационной категории.

Конспект Башкирской подвижной игры “Юрта”

Цель : Познакомить детей с народом и культурой Башкир.

Познакомить детей национальными играми башкирского народа.

Развивать внимание, речь, память ,ловкость; Воспитывать доброе, уважительное, отношение к каждой культуре народов России . Создать эмоционально – положительный климат для подвижной игры. Создавать дружескую атмосферу в группе;

Воспитывать у детей основы духовно – нравственной культуры народов России .

Используемые методы и приемы:

1. Словесные (Беседа воспитателя, вопросы, пояснения) .

2. Практические (подвижная игра)

Материалы : кукла башкирском наряде, платки 4 шт. ,стульчики 4 шт. , угощения “Чак-чак”

Сбор информации по теме. Подготовка материала и оборудования. Рассматривание куклы в башкирском национальном костюме ( девочка) .

Педагог: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.

Пальчиковая гимнастика : «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)

Здравствуй, милый мо дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .

Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .

Где верны друзьям все. (обнять себя руками)

Педагог: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живём?

Педагог: Правильно, Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия, а в ней есть такая замечательная республика, которая называется Башкортостан . Сегодня мы с вами познакомимся с традициями и играми народа Башкирии .

Педагог: Этот удивительный край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть и горы, и долины, и реки, и озера, и леса. В Башкирии очень дружно живут русские, башкиры , татары, марийцы и люди многих других национальностей. (дети смотрят слайды) .

Педагог; Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (кукла, девочка) .

Давайте поздороваемся с нашей гостьей. Её зовут Ляйсан. Посмотрите, какой красивый наряд она одела. У Ляйсана красивое платье , с длинными рукавами . Жилеточка с цветочным орнаментом называется камзул. Голову украшает налобная повязка с круглыми медальонами. Ляйсан по национальности башкирка .

Педагог: Ребята, как вы думаете, добрая она или злая?

Дети: ( ответы детей) .

Педагог : Наша гостья она очень добрая, красивая и дружная. И не только наша гостья такая, Башкирский народ весь очень дружный , отзывчивый.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать и петь. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй» , где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы и играют в башкирские национальные игры.

Педагог: Ребята, а вы любите играть?

Педагог: Лейсан хочет с нами немного поиграть и принесла нам свою башкирскую народную игру «Юрта» . Давайте поиграем в эту игру?

Дети: (Дети соглашаются) . ) .

Подвижная игра «Юрта»

Проводится игра: в игре участвуют четыре подгруппы детей ,каждая из них которых образует круг по углам площадки В центре каждого круга стоит стул, на котором повешан платок .Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы , веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши)- получается юрта.(играют 2-3 раза)

Педагог: Молодцы ребята, играли все дружно.

Педагог: Ребята а вам понравилась игра?

Педагог: Еще, ребята, наша гостья принесла нам башкирское национальное блюдо-это “Чак-чак”

Но поробуем мы это блюдо уже в группе за столом .

Педагог: Ребята, с каким народом мы с вами сегодня познакомились.

Дети: (Ответы детей : башкиры ).

Педагог: А, в какую игру мы с вами сегодня играли?

Дети: ( ответы детей “Юрта”)

Педагог : Какое угощения нам принесла башкирская кукла Лейсан?

Педагог : Да все правильно. Давайте скажем Ляйсан спасибо, что пришла сегодня в гости к нам и познакомила нас со своей культурой и традициями.

Источник

Ф губайдуллина красивое платье

14.10.2020
Отдел башкирской литературы и краеведения представляет виртуальную выставку, посвященную творчеству детской писательницы Фарзаны Губайдуллиной.

Выставка рассказывает о детстве писательницы, о ее первых стихах, представляет ее книги, а также учебные пособия, антологии, хранящиеся в фондах библиотеки. В презентации также демонстрируется книга с автографом народного поэта Башкортостана Рами Гарипова, подаренная Ф.Губайдуллиной поэтом еще в ее студенческие годы, также даны фотографии из личного архива писательницы.

Информация о башкирской писательнице Губайдуллиной Фарзане Хайбулловне.

Губайдуллина Фарзана родилась в деревне Мазитово Зианчуринского района Башкирской АССР. Окончила школу-интернат №1 (ныне – башкирская гимназия имени Рами Гарипова), Стерлитамакский педагогический институт, преподавала в г.Кумертау, стояла у истоков открытия башкирских классов и школ. Ее были разработаны методические пособия по истории и культуре Башкортостана, преподаванию башкирского языка.

Долгие годы она совмещала преподавательскую работу с творческой и после десяти лет работы в Башкирском институте развития образования перешла на работу в правление Союза писателей Республики Башкортостан. В Союзе писателей активно участвовала в литературной жизни республики, организовывала творческие вечера, выезды и встречи писателей с жителями республики.

Первые ее стихи были опубликованы на страницах республиканских газет и журналов, когда она была еще школьницей. Впоследствии вышло множество книг с ее произведениями.

Творчество Фарзаны Губайдуллиной посвящено детям. Она пишет о детях и для детей.

При ее непосредственном участии была подготовлена и издана «Антология детской литературы» из 3-х книг. В антологию вошли произведения башкирских авторов, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современных молодых авторов.

Многие произведения Ф.Губайдуллиной переведены на русский язык и вошли в учебники для дошкольного и начального образования, на слова ее стихотворений написаны песни.

Большой вклад в популяризацию национальной литературы Фарзана Хайбулловна внесла своими переводами произведений башкирских писателей.

Писательнице присвоены звания «Отличника народного просвещения Российской Федерации» (1993), «Заслуженного работника культуры Республики Башкортостан» (2011).

Источник

произведение Фарзаны Губадуллиной:
статья (подготовительная группа)

Фарзана Губадуллина : Мой мир для наших детей.

Скачать:

Вложение Размер
farzana_gubadullina.doc 523.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фарзана Губадуллина : Мой мир для наших детей.

Фарзана Хайбулловна — удивительная писательница, ведь она пишет о детях и для детей. Более 25 лет она посвятила детям, их воспитанию и обучению. Именно здесь она познала мир детей, который отражается в ее творчестве: стихах, сказках, рассказах, пьесах и загадках на башкирском и русском языках! Значительный вклад в развитие национальной литературы Фарзана Губайдуллина внесла своими переводами произведений башкирских писателей. Воспевая в своём творчестве красоту нашей башкирской земли, ёё неповторимую природу, традиции и обычаи, она вкладывает в души детей уважение к старшим, интерес к своей земле, почитание родителей, доброжелательность друг к другу, бережное отношение к родной природе, учит любить Родину!

Уникальный сборник «Антология детской литературы» для детей среднего и старшего школьного возраста, составлен Фарзаной Хайбуловной по произведениям башкирских авторов, начиная от устного народного творчества и до произведений молодых авторов.

Фарзана Губайдуллина ( перевод с башкирского)

КОСЫ
Мамины косы – как в речке волна.
Их перед сном расплетает она.
Волосы стану рассчесывать маме,-
Пахнут они луговыми цветами!

Есть у мальчишек дурные привычки:
Дергают часто меня за косички.
Сколько угодно терпеть я могу.
Динных косичек своих не стригу!

Ваза, полная конфет –
Разноцветного горошка!

Желтый, красный, синий цвет… —
Всех цветов здесь понемножку.

Для начала желтых съем.
Съем я красные затем.

Сыплю в рот еще конфеты.
Но уже другого цвета.

Думал, раз конфет не счесть,
Значит, долго буду есть.

Но прикрыл ладошкой вазу,
Чтоб не съесть конфеты сразу.

Что за грохот? Что за стук?
— Бах!
Бабах!
Тук!
Тук!
Тук!

Мяч пинает Шугаип,
Мяч вздыхает:
— Я погиб…

Лопнул мячик и не скачет.
Шугаип сидит и плачет.
Всё гадает: кто виной?
Шугаип, никто иной!

За скакалку я взялась,
И скакалка завелась.
Я скачу, скачу, скачу,
Уступать ей не хочу.

А скакалка — всё шустрей
И твердит:
— Быстрей, быстрей!
И раз, и два. И раз, и два.
Поспеваю я едва!

Чтоб не мерзнуть, для Рашита
Шапка белая пошита.
Почему же не спешит
Надевать её Рашит?
Говорит:
— Девчачий цвет!
— Так наденешь шапку?
— Нет!

Но мороз — ведь он не тётка!
Он заставит бить чечётку.
Ухо трёт рукой Рашит.
Что же наш джигит решит?

Шапку все-таки надел.
Смотрит: каждый столбик — бел!
И деревья, и ограды
Белым шапкам зимним рады!

АХ, УПРЯМАЯ КОЗА!

Вечереет, дело ближе к ночи,
А коза домой идти не хочет.

Не желает ночевать она в сарае.
Будто бы милей в сто раз гора ей!

И кричит, и вырваться старается,
И ногами в землю упирается.

Чтобы заманить козу к сараю,
Со стола остатки собираю.

Но коза хватает хлеба корку,
И опять торопится под горку.

Что за интерес ей спать на склоне?
Это вредный нрав козу из дома гонит!

— Мама, глянь скорее, ну же!
В луже облачко плывёт!
Подбежал теленок к луже
И из лужи воду пьёт.
Стал пузатым,- посмотри.
Это облачко внутри?

1
Посмотрите: там и тут
Горы белые растут.
Но весна наступит скоро,
Потекут в овраги горы,
И, напившись вдоволь влаги,
Прорастет трава в овраге.

Кто из вас ответит, дети:
Из чего же горы эти?

2
Щиплет он, попав на щеки.
Скрипнет, — только сделай шаг.
Если он пушистый, легкий,
Санки не скользят никак.
Дома вряд ли усидится.
Надевай-ка рукавицы!
Угадай теперь, дружок,
Как зовется он?

ПЛАТЬЕ В ГОЛУБОЙ ГОРОШЕК

Платье новое надела,-
Позавидует любой:
Вот подол в оборках белых,
Вот горошек голубой.

Возмущается гусак:
— Ей — горошек? Как же так?
Подлетел и сразу в бой:
— Дай горошек голубой!

Не на шутку, видно, зол:
Тянет платье за подол.
Льются слёзы:
— Глупый гусь!
Как с тобой я поделюсь?

— Котик, где твои усы?
Кто лишил тебя красы?

— Аптеряй, ваш озорник,
Взял и ножницами — чик!

— Козлик, почему короткой
Стала вдруг твоя бородка?

— Не успел поднять я крик,-
Аптеряй её остриг.

— Жеребеночек игривый,
Как же ты остался с гривой?

— Только он ко мне шагнул,-
Хорошенечко лягнул!

Аптеряю это впрок.
Будет помнить он урок!

Что за звуки со двора?
Кто у нашего крылечка
То свистит, как детвора,
То заблеет, как овечка?

Кто над самой головой
На березке за окошком
То заухает совой,
То мяукает, как кошка?

Гостя знают все в лицо.
Эта малая пичуга
Днем весенним на крыльцо
Нам тепло приносит с юга!

ДРУЖБА
Вместе мы читаем и играем.
Рождены с тобой в одной стране.
Дороги мы все родному краю,
Хорошо здесь жить тебе и мне.

Припев:
Я — башкир,
А ты – татарин.
Русский ты,
А он – чуваш.
Счастье в дружбе жить нам дарит
Край родной любимый наш!

2
Славим мы в стихах красоты края.
Вместе мы на празднике поем.
Весело под музыку курая
Славим мы согласие свое.

Припев:
Здесь чуваш
И русский рядом,
И татарин, и башкир.
Нам одно и то же надо:
Дружбу, счастье, крепкий мир!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для совместного досуга с родителями. Можно использовать как закрепление знаний произведений С. Я. Маршака.

Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе по прогамме «От рождения до школы» по разделам: «Произве.

™Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания.™Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2. эмоц.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (пи произведениям:Э. Машковой «Я маму свою обидел» А. Кузнецовой «Поссорил.

Воспитание любви к родному краю, культурным наследиям народов Севера.

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно.

Источник

Читайте также:  Платье трапеция до колена с рукавом
Adblock
detector