Меню

Формы одежда романского стиля

БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД

Переводы

ИСТОРИЯ МОДЫ

Мода ДРЕВНЕГО МИРА

Мода первобытного человека

Древний Египет

Вавилон и Ассирия

Древняя Персия

Мода Древнего Израиля

Крито-Минойская одежда

Скифы и население Малой Азии.

Мода Древней Греции

Одежда этрусков

Одежда Древнего Рима

Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ

Одежда Византии

Одежда Германцев

Одежда Галлов

Одежда норманнов

Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг

Одежда в романский период XI-XIII вв.

Одежда в готический период XII-XV

Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв

Одежда Франции в эпоху Возрождения

Испанская мода эпохи Возрождения

Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в

Одежда Англии в эпоху Реформации

Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ

Одежда XVII века

Энциклопедия моды

Журнал BURDA MODEN

Журнал BURDA MODEN: история издательского дома

Костюм романского периода

13.08.2009 17:50 Рейтинг: 3.7

Романская средневековая мода, бывшая смесью античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», возникает под глубоким влиянием религии и являет новый идеал — человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни.

Из античных времен и через Византию романская мода берет плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается верхний плащ.

Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов.

«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий . Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер. Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», — говорит Якоб фон Фальке в 1875 г.

Женская фигура представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому.

Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами.

Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, но еще была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов.

В то время одежда делалась кустарным способом в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.

В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты. Материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой.

Обертывались вокруг тела только плащи. Покрой одежды еще примитивен, он лишь приблизительно соответствует формам и пропорциям человеческого тела. К такой же упрощенной схеме сводится изображение человека в романской миниатюре с ее строгой фронтальностью и малой расчлененностью объемов.

Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов — синих, зеленых, пурпурных, а костюмы для простонародья — из тканей более темных расцветок: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще символичность была характерна для средневековой культуры, и каждому цвету придавали особое значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный — скорбь, верность; голубой — нежность. Одежду целиком красного цвета — «цвета крови», или «цвета адского пламени» — начиная со средневековья носили палачи. Ткани были безузорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов.

Читайте также:  Синее платье с красными тюльпанами

Классовое различие в одеждах проявлялось главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, так как покрой всех одежд был очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Тело старались закрыть как можно плотнее — в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины — одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими — до колена, но с середины XI века они удлинились до середины икр, короткие же носили только крестьяне и молодежь. Туника короля могла доходить до пола, Возрастные отличия в костюме были во все времена и эпохи, пожилые люди обычно избегали слишком коротких, слишком узких и слишком ярких одежд.

Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Нижняя туника — камиза — была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя — котта — могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Декольте было полукруглым или прямоугольным. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу.

Во время холодов носили еще безрукавную, одежду типа жилета — рок — и плащ сначала короткий, типа римского полудаментума (т. е. полукруглый), а с XI века — длинный, доходивший до самой земли. Плащи застегивали на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном — пенулу.

Во время холодов носили еще безрукавную одежду типа жилета — роб — и плащ, сначала короткий, а с XI века — длинный, доходивший до самой земли. Плащи застегивались на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном.

В отличие от греков и римлян мужчины в период средневековья обязательно носили штаны — исконно варварскую часть костюма. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу. Мужчины носили нижние штаны до бедра или немного длиннее, до колен, завязанные на талии и удерживающие длинные штанины, не сшитые одна с другой. Наиболее модными считались штаны красного цвета.

Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов — поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, некие штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем Средневековье. Носят мягкие башмаки, без твердой подошвы, с заостренным носком, сшитые из ткани или цветной кожи. В народе башмаки были более мелкими и прикреплялись к ноге шнурками, крест-накрест охватывавшими ногу.

Прическа была примитивной: волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, а спереди — челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Головными уборами служили капюшоны и конусообразные шапки. В XI веке вошли в употребление перчатки и рукавицы.

К этой эпохе относится так называемая блуза. Ее носили и простые граждане, и военные. Это была шерстяная или шелковая нижняя рубашка с разрезами по бокам, и сначала она была короткой. Женщинам блуза заменяла нижнее платье и кроилась с широкими и длинными рукавами. Такую блузу с широкими рукавами носили нередко и рыцари. Обыкновенно она надевалась на льняную рубашку.

При первых Капетингах на печатях появляется тип королевского костюма. Короли представлены на них в двух туниках и в царских мантиях, прикрепленных на плечах, со скипетром в руке. Первые короли династии еще носят бороду. Волосы же их коротко острижены, иногда на всей голове, а иногда только или спереди, или сзади.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Женский костюм, как и мужской, состоял из двух туник, надетых одна на другую; эти туники были длинными, до щиколотки. Под нижнюю тунику надевали полотняную рубашку — камизу. Туники назывались котта и сюрко. Рукава у котты были длинные и узкие у сюрко — иногда короткие и широкие, а иногда их совсем не было. Сюрко подпоясывали поясом, спускающимся на бедра.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали голову платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой, со свободно падающими или заплетенными в косы волосами. Примерно с 1130 года женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать его вокруг головы таким образом, чтобы один конец падал на плечо или на грудь. В такой форме он сохранялся в течение всего XII и XIII столетий и играл роль одного из важнейших женских головных уборов. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. Этот платок закрывал целиком голову и плечи женщины. Часто концы платка закладывали в вырез котты. В моде были покрывала, повязки, обручи, надевавшиеся поверх платка. Украшениями служили фибулы, кольца, пояса, головные обручи. Красивой считалась женщина высокого роста, с золотистыми локонами, тёмными бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка наклонив голову, умело подхватывать платье, не волоча его по земле.

Читайте также:  Свадебные платья от свадебного вальса

Силуэт костюма был близок к трапеции: узкий в плечах и сильно расширенный книзу. Линия талии была завышена, а ворот на платье был обычно глухой, закрытый. С XI века длинный подол юбки стали подбирать сбоку или спереди и драпировать на животе. Такая драпировка была связана с тем, что в этот период большим почетом пользовались беременные женщины. Массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.

Говоря о периоде раннего средневековья, следует особо выделить XII век. В этом веке, после первых крестовых походов, в средневековой культуре начинают все больше и больше появляться светские элементы. Новое влияние ощущается в быту, в поэзии, в изобразительном искусстве, а также в костюме. В придворной жизни высшего общества большую роль стали играть женщины. Культ «прекрасной дамы», воспеваемой придворными поэтами, был связан отчасти с культом Богоматери — девы Марии.

Обходя запреты Церкви, высший класс носит все более пышные костюмы, сложные по силуэту и богатые по отделке. Эта сама по себе очень скромная одежда французской и нормандской знати изготовлялась из дорогих ярко окрашенных тканей, с декоративной отделкой по краям. В изготовлении одежды широко применялись полотно, кастор, шерстяные ткани и тонкое сукно, а также восточные шелка и дорогие меха с севера. Женщины носили многочисленные украшения, обручи, кольца, пряжки поясов, ожерелья с драгоценными камнями. При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть свое привилегированное положение и пренебрежение к труду.

РЫЦАРИ

Большие изменения в экономической жизни средневекового общества произошли в XI веке, с началом крестовых походов. Были проложены новые торговые пути, оживились ремесла. В этот период складывается рыцарское сословие — первоначально как объединение людей, профессионально занимающихся военным делом. Сначала рыцарство было избранным войском королевства, своеобразной «конной милицией», маленькой армией феодалов.

Рыцарь, феодальный владелец, новая социальная единица, представлял собой военную аристократию. В кругу рыцарей создаются определенные этические представления — понятие долга, чести.

Эти армии воинов около своих иерархических начальников сделались такими популярными, что им приписывались всяческие достоинства. Рыцарь — это поборник справедливости, защитник угнетенных, воплощение ранее не существовавшего идеала нравственности и вежливости. Идеалы рыцарства нашли отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», в поэзии трубадуров.

Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря определили мужественность его облика: это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Его костюм стал символом силы и благородства, а всякая составная часть его вооружения была священна.

Рыцари — первые крестоносцы — были закованы в железо: на голове — конический металлический колпак, снабженный придатком для защиты носа, кольчуга представляла собой сетчатую тунику, часто доходившую до колен, снабженную точно таким же сетчатым капюшоном, который покрывал голову под шлемом и застегивался таким образом, что защищал и щеки.

Особенностью кольчуги являлись закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки (они соединялись сзади шнуровкой). Почти одновременно с кольчугой в XII веке появилась и новая форма шлема — цилиндрический шлем-горшок с двумя смотровыми щелями, который надевался поверх кольчужного капюшона. Поверх кольчуги надевался плащ, прикреплявшийся на плече и оставлявший свободной правую руку.

Вооружение рыцаря состояло из короткого меча и копья, а также огромного продолговатого щита, закрывавшего его до шеи.

С появлением культа рыцарства в эстетических взглядах европейского общества впервые мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описанию поэтов XI—XII веков, у женщин должны быть длинные золотистые волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах.

От дамы требовалось ходить мелкими шагами, опустив глаза; считалось неприличным класть ногу на ногу, жестикулировать, волочить за собой платье, громко шутить или смеяться. Мужчинам тоже предписывалось, как они должны были себя держать.

Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особо важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов. Если упражнения и подвиги на турнирах и охоте, в военных походах и междоусобицах, приключения и пирушки формировали чисто мужские черты характера, то занятия изящными искусствами, куртуазное служение прекрасной даме смягчали слишком суровые нравы, способствовали выработке мягкой и любезной манеры держаться, а в особенности — нового, уважительного отношения к слабому полу, наложившего свой отпечаток на культуру этого времени.

Читайте также:  Модные вязаные платья связать

Рыцарская поэзия и нормы поведения, обязанные своим появлением трубадурам из Прованса (юга Франции), внесли утонченность в личные и общественные отношения и получили широкое распространение.

Нужно заметить, что все современные правила этикета, все представления о том, как себя вести за столом, как ухаживать за телом и одеждой, восходят к временам куртуазной культуры.

Новое влияние ощущается и в быту, и в костюме. Обходя запреты Церкви, высший класс носит все более пышные костюмы, сложные по силуэту и богатые по отделке. При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть свое привилегированное положение и пренебрежение к труду. Однако в это время еще нет заметной разницы между костюмами знати, горожан и народа, которая появится в последующий период.

РАЗВИТИЕ МОДЫ В XII-XIII вв

Усовершенствованная техника шитья сделала одежду XII—XIII веков более разнообразной, чем прежде. Как бы в противовес учению Церкви о греховности тела одежду начали шить более узкой, обрисовывающей верхнюю часть фигуры.

Мужской костюм по-прежнему состоял из двух туник — камизы и шенса, очень узкого в плечах и расширенного книзу при помощи клиньев, вставленных в боковые швы. Знать носила длинные туники, а народ — короткие. Благодаря длинной одежде мужская фигура приобрела женоподобный силуэт, что соответствовало идеалу красоты периода апогея культа «Прекрасной дамы». Этот силуэт удлинял фигуру, что также соответствовало эстетическим представлениям того времени.

К камизе и шенсу надевали штаны-чулки — шоссы. Верхней одеждой служил полукруглый плащ. Обувь — мягкие туфли с округленными носами.

Пышная прическа знати состояла из завитых локонов. Горожане и крестьяне стригли волосы в виде «шапки».

В конце XII века в Европе появляются феодальные гербы — первоначально как знаки на доспехах, позволяющие отличить друг от друга закованных в латы рыцарей. Поверх кольчуги рыцарь надевал широкую верхнюю одежду без рукавов — «камзол с гербами», — демонстрировавшую цвета и гербы самого рыцаря или его сеньора. Подобные же знаки украшали и попону лошади. В связи с тенденцией к индивидуализации знаки эти, передаваясь из поколения в поколение, превратились в фамильные гербы, которые имели и постоянное изображение, и постоянные цвета. Иногда герб делился на две или даже четыре различные по цвету части.

В тесной связи с геральдикой стала находиться и одежда, часто разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины. Такая одежда называлась «мипарти». В мипарти правая и левая стороны одежды были разных цветов, вплоть до обуви, которая соответствовала цвету штанов и верхней одежды. Мипарти носила молодежь и, особенно часто, пажи.

Верхней одеждой женщинам служили, так же как и мужчинам, полукруглые плащи, зимой подбитые мехом. Обувь напоминала мужскую.

Платья отделывали мехом с нашитым сверху бордюром и украшали драгоценными камнями.

1. Император Рудольф Швабский (ум. 1080), соправитель Генриха IV, императора Священной Римской империи (1050 — 1106), в коронационном облачении. С надгробного памятника в Мерзебурге.

2,4. Женская одежда второй половины XI в. Более короткое платье, иногда с поясом, поверх длинной рубахи с рукавами. Длинный плащ, отороченный мехом (шнур плаща проходит над грудью).

3. Рубаха-платье с необычным разрезом, позволяющим видеть плотно прилегающие штаны-чулки.

5. Оруженосец эпохи крестовых походов в «составной» одежде из цветных тканей.

6. Знатный юноша в длинной подпоясанной блузе со стоячим воротником.

1. Знатная дама в длинном гладком платье с широкими открытыми нижними рукавами. XII в.

2. Император Фридрих I «Барбаросса» в облачении крестоносца. С нижнеитальянской миниатюры конца XII в.

3. Знатная дама в верхнем платье с короткими рукавами поверх длинного нижнего. Широкие нижние рукава отделаны мехом горностая. Плащ-накидка, головное покрывало. Вторая половина XII в.

4. Крестьянин в подпоясанной блузе со складками. Длинные паголенки. Капюшон.

5. Еврей в длинной неподпоясанной одежде и накидке с желтыми полосами. Остроконечная желтая «еврейская» шляпа.

6. Странствующий шпильман со скрипкой. Широкий камзол, отделанный мехом.

1- 6. Остроконечные конусообразные шапки, иногда с загнутым верхом (похожие на античные «фригийские колпаки»), форму которых принимает также шлем с застежкой (3, 6 — рыцари в кольчугах поверх одежды).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме 2004

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. ‘Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке «ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени»

Киреева Е. В. История костюма, М., 1976

Источник

Adblock
detector