Меню

Графиня де монсоро платья

Костюмы в сериале «Графиня де Монсоро» (1998). Художник по костюмам Н.Б. Полях

Автор Ирина Жигмунд

Эта моя статья посвящена памяти художника по костюмам этого сериала Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 25 ноября 2008 года.

Я как-то уже писала в одном из своих первых постов, что именно Наталья Борисовна привела меня в кино. У нее я училась, ею я восхищалась.
Наша встреча с Натальей Борисовной произошла на съемках сериала «Графиня де Монсоро», на котором работала ассистентом художника по костюмам моя подруга.

В тот момент съемки происходили в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа, интерьеров дворца, замков и прочих помещений.

В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице. Костюмы были достаточно сложными (подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные одевальщики.

Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью. Параллельно с «Графиней де Монсоро» в соседнем павильоне снималась «Королева Марго», костюмы к которой также делала Наталья Борисовна.

В этих сериалах было большое количество персонажей, многие из которых имели свои исторические прототипы. Их яркую индивидуальность нужно было подчеркнуть костюмом, не выходя за рамки моды XVI века.

Интернета тогда не было, и всю информацию Наталья Борисовна собирала в Театральной библиотеке (теперь РГБИ), просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.

Кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характеры персонажей, разработать стиль каждой группы. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивалась с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружев, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.

Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурностью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны – это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).

К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.

Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактурами костюмов.

Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.

Воротники героев часто имеют модную в XVI веке вышивку Blackwork

Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли «Spanish work» из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской — первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.

Героиня сериала, Диана де Меридор, имела платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический, ангельский характер.

При этом, платья у нее сшиты по последней моде. Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже — плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.

Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма – шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, он тоже был реальным персонажем, дворянином по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата».

Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.

Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.

В 1990-е годы в московских магазинах не было красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета. Ткани, конечно, фактурили. Уже на съемках часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой – у них меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.

В итоге, получился последний хорошо и правильно одетый, отличный костюмный сериал. Сегодня продюсеры жалеют деньги на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.

Источник

Графиня де монсоро платья

Чем заниматься во время гриппа, когда башка представляет собой чугунный котелок, набитый соплями и мокротой?

Спать, пить заваренный имбирь и смотреть какой-нибудь легкий сериальчик. Вот я посмотрела российскую «Графиню де Монсоро», 1995 года. Вполне милый фильм: хорошие актеры играют с явным удовольствием, камзолы и шляпы с перьями им очень идут. У фильма два недостатка, на мой взгляд.

Первый: Габриэлла Мариани, она же Диана де Монсоро, божественно хороша. Когда камера наезжает на ее совершенное лицо, точнее, лик, просто дух захватывает. Но ни говорить, ни двигаться, ни эмоции изображать она не умеет. Совсем. Эдакая пластмассовая кукла Барби, вокруг которой развертываются страсти на экране. Второй недостаток: желание создателей фильма сохранить максимум диалогов – главной фишки романов Дюма. Но то, что великолепно на бумаге, не годится для кино. Герои в фильме говорят, говорят, говорят. Реплики прелестны, но действие замирает, буксует, энергетика падает. Жаль.

После фильма мне захотелось почитать о прототипах. Я знала, что де Бюсси — реальный человек, но была уверена, что Диану и всю историю любви Дюма сочинил. Оказалось, что нет! Была история. Но несколько иная.

Каким же был в жизни Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси? Красавец, бретер, поэт, любимец дам.

Граф де Бюсси

Александр Домогаров в роли де Бюсси

Готов был драться на дуэли по любому пустяку, «повод для вызова мог уместиться на лапке мухи»; однажды дрался на дуэли, поспорив о форме узора на шторах. Имел репутацию жестокого и беспощадного противника.

Писал возвышенные любовные стихи, но в жизни к дамам относился презрительно, обожал хвастаться своими победами, испортил не одну репутацию.

Во время Варфоломеевской ночи, во главе отряда католиков, убил семерых своих родственников, с которыми судился о наследстве, заявлял потом, что они были гугенотами. Стал после этого очень богат.

Состоял в свите герцога Анжуйского (который потом стал Генрихом III)в тот короткий период, когда герцог был избранным королем Польши. Успел поссориться с местной знатью и подраться на дуэлях.

Король Генрих III Валуа

Евгений Дворжецкий в роли Генриха III

Вернувшись во Францию, де Бюсси стал любовником Маргариты, жены Генриха Наварского, и фаворитом младшего из принцев Валуа, герцога Алансонского ( ставшего потом Анжуйским). Включился в дворцовые интриги: поддерживаемый королевой Марго и герцогом Анжуйским, постоянно задирал сторонников короля Генриха, был зачинщиком многих дуэлей, нередко массовых, со смертельным исходом для участников.

Герцог Анжуйский назначил его губернатором провинции Анжу. Де Бюсси понимал свою должность как право набить мошну и разорял народ поборами.

В 1578 году отправился вместе с герцогом Анжуйским воевать в Нидерланды в качестве полководца. Но опять же, известен не военными успехами, а дуэлями.

Прекрасную Диану в жизни звали Франсуазой де Меридор. В 18 лет она вышла замуж, через год овдовела, а еще через год вышла замуж вторично за Шарля де Шамб (в романе — граф Бриан де Монсоро), главного ловчего короля Генриха III. Кроме того, она была придворной дамой Екатерины Медичи и входила в состав ее «Летучего эскадрона» красавиц, которым Екатерина распоряжалась, как хозяйка борделя, в своих хитроумных политических интригах. Так Екатерину и прозвали современники: «великая сводница королевства. »

Читайте также:  Очень длинные платья для девочек

Красивые и беззастенчивые девицы по указанию Екатерины Медичи запросто вытягивали любые сведения из мужчин или оказывали на них нужное влияние. Их жертвами становились короли и министры, иностранные дипломаты и полководцы, прелаты, принцы и вельможи. Мемуарист Брантом, который был очень близок с некоторыми из этих девиц, вспоминал: «Фрейлины были столь соблазнительны, что могли зажечь огонь в ком угодно, опалив своей страстью большую часть людей при дворе, а также всех, кто приближался к их огню. Никогда ни до, ни после, постель не играла на политической сцене такой важной роли. ».
Поэтому к моменту встречи Дианы/Франсуазы с де Бюсси она не была юной девой, но весьма опытной дамой.

Франсуаза де Меридор

Габриэлла Мариани в роли Дианы, графини де Монсоро

Муж Франсуазы, которого Дюма расписал самыми черными красками (старый, уродливый, подлый), в жизни был красивым, обаятельным и старше жены всего на шесть лет, то есть он был ровесником де Бюсси. И брак их состоялся по любви. Но… Господин главный ловчий должен был надолго отлучаться по своей должности в Париж, а жена томилась в провинциальном замке скукой.

Замок на берегу Луары, принадлежавший Шарлю де Шамбу, мужу Франсуазы.

Скучал в Анжу и де Бюсси. Как заметил Александр Сергеевич, «так люди, первым каюсь я, от делать нечего друзья», но так же случаются и любовные истории от скуки. По всему, для обоих участников, это была интрижка, а никак не великая любовь, созданная мощным пером Александра Дюма.

Де Бюсси, наездами в Париж, продолжал навещать королеву Марго, а о своем провинциальном романе похвастался в письме другу: «Я подстрелил лань главного ловчего».

«Но от друзей спаси нас, Боже!» — воскликнем мы опять же с Нашим Всем. Друг показал письмо герцогу Анжуйскому. Герцог, капризный, как всякий властитель, охладел к своему фавориту, возможно, побаивался его, и он показал письмо королю Генриху III. А тот имел давний зуб на де Бюсси — за его заносчивость, за гибель многих своих сторонников на дуэлях, за сестру Марго. И Генрих дал почитать письмо своему главному ловчему. Главный ловчий, искренне любивший жену, пришел в ярость.

Он поскакал в Анжу и заставил Франсуазу написать де Бюсси приглашение на ночное свидание. Де Бюсси приехал в сопровождении оруженосца и попал в ловушку. В замке его ждал десяток убийц. В жестокой схватке де Бюсси вывел из строя четырех противников и был уже около спасительного окна, но в этот момент его шпага сломалась. И Монсоро, то есть Шарль де Шамб, зарезал безоружного де Бюсси. Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси был убит в 30 лет. В этом Дюма точен.

Но вот дальнейшая жизнь прототипов кардинально отличалась от фантазий писателя. После убийства де Бюсси, Франсуаза с мужем помирились, жили долго и счастливо, родили шестерых детей и умерли в глубокой старости по тем временам: она в 65 лет, он в 72, с разницей в год.

Что до герцога Анжуйского, он никогда не был увлечен Дианой/Франсуазой. Был некрасивым, болезненным с детства. Действительно, всю жизнь интриговал, чтобы дорваться до какой-нибудь короны, но не преуспел в этом. Скончался в 29 лет от туберкулеза.

Франсуа, герцог Анжуйский

Кирилл Козаков в роли герцога Анжуйского ( наш лучше!)

В XIX веке писатели-романтики и читатели-романтики жаждали преувеличенных страстей, великой любви, неотвратимой мести за предательство, безупречных рыцарей и безутешных дам. И Дюма настолько совершенно воплотил эту потребность своего времени, что до сих пор мы поддаемся очарованию его книг, сдобренных великолепным юмором, без которых романтизм не выживает.

Но если сегодня писать историю отношений Дианы и де Бюсси, я бы придерживалась жизненных фактов, мне кажется, что реальный ход событий куда интересней любых фантазий.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание, крючок (19131)
  • приёмы вязания (3011)
  • жакеты, пуловеры, блузы (2346)
  • техника вязания (1934)
  • журналы (1732)
  • платья, топы, юбки, кофты, носки (1398)
  • платья (1338)
  • для дома (1271)
  • ирландское кружево (1135)
  • туники, жилеты (1132)
  • воротники, шарфики, шали, пелерины (980)
  • филейное вязание (927)
  • топы (905)
  • цветы и украшения (866)
  • юбки, шорты, леггинсы (521)
  • сумки (447)
  • носки, тапочки, обувь, варежки, перчатки (320)
  • болеро (199)
  • костюм (194)
  • ткань + крючок (177)
  • идеи (119)
  • пальто (114)
  • микс узоров (89)
  • купальники (86)
  • Вязание, спицы (15682)
  • пуловер, туника, топ (3386)
  • ажур (2417)
  • приёмы вязания (2279)
  • шали, шарфы, носки, варежки, перчатки (2014)
  • журналы (1967)
  • кофта, жакет, блуза (1613)
  • жаккард (1044)
  • техника вязания (1009)
  • араны (986)
  • юбки, платья, брюки, шорты, леггинсы (336)
  • пальто, куртки (253)
  • идеи (43)
  • микс узоров (36)
  • Рецепты (4594)
  • выпечка, пироги, кексы, блины, оладьи (1039)
  • торты (617)
  • несладкая выпечка (561)
  • десерты (468)
  • мясо (369)
  • заготовки (368)
  • овощи (299)
  • вторые блюда (265)
  • быстрое (154)
  • сыр, творог (153)
  • рыба (153)
  • факты (149)
  • салаты (139)
  • закуски (130)
  • супы (76)
  • соусы (72)
  • глазурь (16)
  • Рукоделие (3361)
  • вышивка крестиком (1189)
  • игрушки (787)
  • Вышивка (536)
  • из бумаги (262)
  • плетение (241)
  • аппликация (154)
  • журналы (132)
  • вышивка лентами (81)
  • Вязание (2416)
  • головные уборы (2245)
  • летние шляпки, панамки, беретики (190)
  • Вязание детям (2205)
  • Шитьё (1966)
  • приёмы (1308)
  • лоскутное (281)
  • ткани, цветы из ткани (231)
  • модели, идеи, мода (177)
  • Для дочки (1948)
  • Оформление дневника (1468)
  • Схемы (1021)
  • комп (164)
  • инет (111)
  • открытки (104)
  • здоровье (887)
  • упражнения (324)
  • питание (62)
  • красота (55)
  • лекарственные растения (38)
  • Изобразительное искусство (712)
  • Самоучитель (454)
  • Английский (161)
  • Рисование и лепка (109)
  • Русский (93)
  • математика (45)
  • Полезные советы (390)
  • музыка (364)
  • Психология (348)
  • Любимые фильмы (191)
  • Историческое (183)
  • аудио (163)
  • Природа (161)
  • Позитив (147)
  • Реставрация и переделки (135)
  • География (129)
  • общество (102)
  • Забавное (120)
  • огород (98)
  • Личность (84)
  • Важно (71)
  • Эзотерика (68)
  • Волосы (64)
  • Литература (49)
  • Поэзия (48)
  • Насущное (35)
  • Юмор (31)
  • Дизайн (30)
  • Народная медицина (12)

Ссылки

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

По следам «Графини де Монсоро»

Когда-то в молодости посмотрела по телевизору французский фильм «Графиня де Монсоро» с Николя Зильбером в роли де Бюсси.

Этот фильм питал мою тогдашнюю романтичность. Бюсси стал моим любимым героем. Книга была перечитана и замусолена, мы с подругами даже делали попытки фотографировать фильм с помощью старенького фотоаппарата «Смена». Не мечтала даже, что когда-то этот фильм смогу пересматривать в любое удобное время.

К счастью, такая возможность теперь есть. Благодаря этому влечению стала читать комментарии к роману, сравнивая вымысел Дюма и исторические факты. Оказалось, что Дюма многое просто придумал. Интерес к книге перекинулся на интерес к той эпохе необычных женщин, благородных рыцарей (теперь-то понимаю, что всё это -фантазии Дюма), к замкам, местам Франции,к самой стране и ее истории,интерес-длиною в жизнь.

Снят фильм отлично, дух средневековой Франции эпохи религиозных войн сходит с экрана и поглощает зрителя. Любовь Дианы де Меридор (в замужестве Монсоро) и Луи де Бюсси наполняет сердце тревогой и ожиданием, а может все таки в конце они будут счастливы, хотя иллюзий в общем-то строить и не надо, но как же хочется этого глядя на них. Как великолепен Шико в своем амплуа шута и «правителя» королевства при Генрихе III и как правдоподобно недалек король.

Экранизация романа Дюма само по себе трудное занятие, ибо романы сложны, многогранны и далеко не всегда однозначны. В данной же экранизации удалось соблюсти баланс между и оригиналом и сценарной переработкой: сжали диалоги, добавили сцены лучше дающие представление о происходящем и сумели сценарную линию сделать более динамичной, не упростив до банальной лав стори.

Визитной карточкой картины стала и музыкальная тема Бернарда Фассара, она в какой-то степени задала тон просмотру своей неповторимой мелодичностью и каким-то грустным очарованием, которое сразу берет за душу и проходя через весь фильм завораживает.

Не могу не восхититься Дианой в исполнении Карин Петерсон, экранное воплощение героини для меня стало на долгие годы образом госпожи де Монсоро, ее игра передала те черты внешние и внутренние героини, которыми наделил Дюма персонажа фильма, а улыбка завораживает и спустя годы. Очень жаль, что судьба актрисы сложилась так трагически.

А как хорош Николя Зильбер в роли графа де Бюсси, настоящий благородный рыцарь без страха и упрека, в некотором роде пример для подражания.

Читайте также:  Платья для типа фигуры прямоугольник полноватый

И вне конкуренции Мишель Кретон в роли Шико — изящество манер сочетается с милой развязностью, острый ум скрыт под маской шута, «как жаль, что Шико не герцог» скажет про него Генрих III, он правит Генрихом и оберегает его корону от притязаний заговорщиков. А как суров и непоколебим граф Бриан де Монсоро в исполнении Франсуа Мэтра, как не странно, но и французам не удалось в кино сделать его образ отталкивающим (тут могу только сказать, что и в экранизации романа Сергеем Жигуновым граф де Монсоро в исполнении Юрия Беляева и Шико в исполнении Алексея Горбунова смотрелись тоже очень достойно, видимо такие персонажи).

На мой взгляд это лучшая экранизация произведения виденных мной, в ней сочетаются и работа режиссера с операторской работой, и игра актеров завораживает, и музыка волнует сердце, и давно известный сюжет играет неповторимым обаянием и французским шармом.

Пожалуй,начнем с замков,связанных с романом А.Дюма

Замок Монсоро

Мне было суждено попасть в замок Монсоро по делам службы. никогда особо не задумывалась о судьбе Дианы де Монсоро,считая персонаж ,естественно,придуманным .С глубочайшим удивлением узнала,,что такая личность была и с ней связано множество событий. История эта, по-моему, нисколько не уступает роману. Совершенно не понятно зачем Дюма понадобилось ещё что-то домысливать. Впрочем, всё по порядку.

Если вы помните, роман Александра Дюма описывает события, происходящие в период правления короля Франции Генриха Третьего. Прекрасная Диана де Меридор стала объектом развратных преследований герцога Анжуйского, брата французского короля Генриха III. Он приказал похитить красавицу, чтобы сделать ее своей любовницей. Приближенный герцога Анжуйского граф де Монсоро, тоже влюбленный в Диану, решает изобразить из себя благородного спасителя, помогает девушке бежать, прячет ее в укромном месте и начинает убеждать в том, что брак с ним – это единственная возможность в будущем избежать притязаний герцога.

Испуганная и обманутая Диана соглашается выйти замуж за немолодого и непривлекательного графа. В это время судьба сводит ее с прекрасным и благородным дворянином де Бюсси. Де Бюсси – тоже приближенный герцога Анжуйского, но не из преданности и уважения к последнему, а скорее из духа противоречия – потому что презирает короля-гомосексуалиста Генриха III и его развратных фаворитов, а герцог Анжуйский активно враждует и с королем и с его любимцами. Молодых людей тянет друг к другу, но замужество Дианы становится между ними непреодолимой стеной.

Однако вскоре Диана убеждается в том, что ее супруг вел двойную игру и практически заманил ее в ловушку ненавистного ей брака. Она отказывается подтвердить супружество на брачном ложе и вместо этого становится возлюбленной де Бюсси. Об их связи узнает герцог Анжуйский и доводит пикантную новость до ушей графа де Монсоро.

Разгневанный граф набирает наемных убийц и нападает на де Бюсси и Диану во время их любовного свидания. Защищая себя и любимую женщину, де Бюсси убивает графа и многих его наемников, но и сам получает столько ранений, что погибает. Вне себя от горя, Диана удаляется от мира и лишь одна мысль поддерживает в ней желание жить дальше – стремление отомстить герцогу Анжуйскому. Этот замысел она осуществляет уже в последнем романе трилогии «Сорок пять», когда сумеет приблизиться к герцогу и отравить его. После чего она навсегда уходит в монастырь – оплакивать погибшего возлюбленного и молиться за него.

Прекрасная и грустная история – романтика борьбы добра со злом, неумирающей любви, благородства и верности! Ах! tender
История, рассказанная Александром Дюма похожа на реальную – и не похожа!

Так события развиваются в романе. А как же всё произошло на самом деле? Ведь практически все герои романов Дюма не вымышленные персонажи, а вполне реальные люди. Так, графиня де Монсоро и граф де Бюсси — реальные исторические личности. Не говоря уже о Генрихе Третьем, его брате Франсуа, многочисленных миньонах, королевском шуте Шико и о самом графе де Монсоро. Все они реально существовали.

Более подробно в моем посте здесь

Тем не менее, если вдруг мы захотим найти родной дом Дианы — Меридорский замок, столь романтично описанный Александром Дюма, то здесь нас будет ждать полное разочарование. Такого замка не существует и никогда не существовало. Оно и понятно, ведь настоящую графиню де Монсоро звали вовсе не Диана де Меридор. Её реальное имя Франсуаза де Маридор де ла Фреслоньер. Франсуаза родилась в 1555 году в замке Фреслоньер, который существует и по сей день. Итак, Меридорский замок — вымысел. Но зато вполне реален замок графа де Монсоро. Именно там жила Диана (вернее, Франсуаза) после своего замужества, а также в летнем замке Кутансьер, который тоже принадлежал её мужу

Бюсси, к сожалению, был совсем не таким, каким он изображён в романе. Нет, он был молод и красив, но совсем не так благороден, как это показано в книге. Во время Варфоломеевской ночи, например, он под видом борьбы с гугенотами убил своего родственника, чтобы завладеть его имением. Кроме того, он не был воздержанным на язык и любил похвастаться своими победами над слабым полом. Вот за это он и поплатился.

Монсоро велел жене написать любовнику письмо и вызвать его на свидание. Когда же тот явился туда почти совсем без охраны, за ним захлопнулась дверь, и он оказался в ловушке. Слуги Монсоро накинулись на него. Когда же он уже должен был спастись через окно, Монсоро прикончил его.Кстати, граф де Монсоро был ровесником Бюсси, а его жена совсем не печалилась по поводу гибели своего возлюбленного и вскоре родила графу нескольких детей.

Подробнее об этом читайте здесь. Жители Монсоро должны, наверное, благодарить Дюма за то, что его роман бесперебойно поставляет в Монсоро туристов. По крайней мере, репутация героев романа используется здесь на полную катушку. В Монсоро вы найдёте и ресторан «Диана де Меридор» и гостиницу «Бюсси». Собственно, если бы не роман Дюма, то в Монсоро делать было бы нечего. Сам замок ни чем особенно не привлекателен, один из великого множества замков на Луаре.

Первой начинает свой рассказ Диана (Франсуаза де Маридор). Её встреча с красавцем Бюсси произошла вовсе не в Париже, как утверждает роман, а в Анжу. К тому времени Франсуаза уже была замужем за графом Монсоро. Причем, это был её второй брак. Если не ошибаюсь, в романе графа зовут Бриан де Монсоро.

Настоящее же его имя Шарль де Шамб. Он не был ни старым ни уродливым, каким представлен в книге. Напротив, современники находили его скорее красивым, умным и обаятельным. На шесть лет старше Франсуазы, он был одного возраста с Бюсси. Его брак с Франсуазой был заключён по любви (без всякого обмана и шантажа, описанного в романе) и они прекрасно ладили, небывалая редкость по тем временам. Единственная проблема была в том, что по долгу службы Монсоро приходилось надолго уезжать в Париж. А Франсуазе было смертельно скучно одной.

Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз, граф де Бюсси

Де Бюсси в исполнении А.Домагарова

Де Бюсси в исполнении Николя Зильбера

Что касается Бюсси, то он действительно был ближайшим другом герцога Анжуйского и хорошо известен при дворе своей наглостью и задиристостью. Бюсси на самом деле прекрасно владел шпагой и неоднократно сражался на дуэлях с миньонами короля. А вот его положительные черты благородного рыцаря книга сильно преувеличила. По крайней мере, во время Варфоломеевской ночи Бюсси не погнушался прикончить своего кузена Антуна и присвоить затем себе его имущество. Славился он также своей жестокостью и разорительными поборами провинции Анжу, управляющим которой он стал в 1576 году.

Анжер

Замок Анжер -подробнее о замке в моем посте здесь

Бюсси впервые познакомился с Франсуазой на приемах в замке Анжер (столица Анжу). На тот момент Франсуаза его мало привлекала. Их отношения начались только два года спустя и закончились для Бюсси трагически. История рассказывает, что Бюсси тоже жутко скучал вдали от Парижа и частенько отправлялся верхом в окрестности Анжера в поисках приключений, желательно с участием дам. Друзья намекнули ему о Франсуазе и Бюсси решил нанести ей визит, благо муж в это время был в Париже.

Анжер

После того визита, посещения Бюсси стали регулярными и он настойчиво ухаживал за графиней. Франсуаза, в свою очередь, взаимностью хоть не отвечала, но старалась удержать Бюсси при себе. Наличие ухажёра скрашивало её тоскливые дни. Бюсси же, ухаживая за Франсуазой, не обходил своим вниманием и королеву Марго. Как видите, насчёт идеальной любви Александр Дюма несколько преувеличил.

Читайте также:  Платье шить хорошо сидит

Двор и церковь

В конечном итоге, Бюсси стал жертвой своего собственного бахвальства. Он решил похвастаться в письме парижским друзьям о своих успехах у графини Монсоро. Письмо было передано герцогу Анжуйскому, а тот показал его королю. Король, ненавидевший Бюсси, тут же сообщил обо всем Монсоро. Вернувшись в Анжу, Монсоро вынудил Франсуазу написать Бюсси письмо и назначить свидание в замке Кутансьер следующей ночью.

Довольный Бюсси поспешил на свидание в сопровождении своего оруженосца. Как только он вошёл в замок, дверь за ним захлопнулась и он оказался в ловушке, где на него набросились десять человек из свиты Монсоро. Сам Монсоро наблюдал за всей сценой из-под сводов замка. Бюсси был хорошим фехтовальщиком, ему удалось серьёзно ранить четырёх своих противников и пробить дорогу к окну, через которое он надеялся вырваться из западни. Но судьба была против него. Когда он уже был близок к спасению, его шпага сломалась о доспехи врагов. В этот момент Монсоро вышел из своего укрытия и прикончил безоружного Бюсси. Бюсси погиб в возрасте 30 лет.

Смерть Бюсси устроила всех: и Монсоро и короля и даже герцога Анжуйского, который несколько опасался своего друга. Убийство, таким образом, сошло Монсоро с рук. Франсуаза тоже не особо переживала из-за смерти Бюсси. Она была вполне счастлива с графом де Монсоро и родила ему впоследствии шестерых детей. Монсоро участвовал во многих сражениях, был ранен и даже побывал в плену, тем не менее, дожил до почтенного возраста. Он умер в 73 года, всего на год пережив свою жену.

Так заканчивается настоящая история графини де Монсоро. Но раз уж мы начали говорить о романе, то интересно было бы проследить, что же случилось с остальными его героями.

Герцог Анжуйский

Реальный герцог Анжуйский (Франсуа), к примеру, никогда не преследовал графиню де Монсоро. Хотя, в основном, книга его описывает довольно верно. Его жизнь была наполнена сильнейшей завистью к старшему брату Генриху Третьему. Как мы и узнаём из романа, его интриги в надежде заполучить французский трон окончились неудачно. Генрих практически посадил его под домашний арест, а миньоны здорово потешались над ним. Франсуа бежит из Лувра и в этом ему, между прочим, помогает именно Бюсси, а вовсе не Генрих Наварский, как это представлено в романе. Чтобы избежать войны, Генриху Третьему приходится купить брата. Именно в этот момент Франсуа был пожалован и титул «Монсеньор» и провинция Анжу. А до этого события герцогом Анжуйским был сам король, а Франсуа звался герцогом Алансонским. Здесь в книге допущена неточность. С этого момента Франсуа принял сторону брата и даже участвовал в военных походах вместе с Генрихом Третьим. Франсуа умер молодым в 29 лет от туберкулёза и не оставил наследников.

Король Генрих Третий

Отсутствие наследников беспокоило также и Генриха Третьего. После смерти Франсуа, некому было передать трон. Генрих Третий представлен в романе изнеженным и нерешительным правителем. Хотя история показывает, что в общем-то он был довольно неплохим королём. На его долю выпало много бед, войн и большое количество врагов. Собственно, от этих врагов он и пытался избавится всю свою жизнь. Дружбу своего вероломного брата ему пришлось купить. От Генриха Наваррского король пытался избавится военными методами, но потерпел неудачу. Поэтому в поздний период своего правления он даже вступил в союз с Наваррским. С кем ему удалось расправится, так это с герцогом де Гизом, подстроив убийство герцога. Но это не остановило его главного противника на тот момент — Лигу. В конечном итоге, Генрих Третий был убит монахом-лигистом. Как и Франсуа, он умер бездетным. Французский трон после него перешёл к Генриху Наваррскому. Династия Валуа сменилась династией Бурбонов.

Шико

Один из любимых многими персонаж книги, шут Шико, тоже историческая личность. Его характер в романе описан исключительно близко к настоящему Шико. Гасконский дворянин по имени Антуан Англере, он и правда был (неофициальным) шутом короля, но ещё в большей степени его другом и советником. Не преувеличено и его мастерство фехтования. Кроме того, есть исторические сведения, что Шико якобы хотел свести счёты с герцогом Майенским за полученные побои.

Мишель Кретон — Шико, шут короля

В каком-то смысле ему удалось это осуществить. После смерти Генриха Третьего, Шико перешёл на службу к следующему королю — Генриху Наваррскому (Генриху Четвертому). Во время одного из походов уже вместе с Генрихом Четвертым, Шико взял в плен графа Шавиньи, высокопоставленного родственника герцога Майенского, отомстив таким образом Лотарингскому дому за побои. Представляя его королю, Шико сказал: «я отдаю тебе пленника, который на самом деле пленник мой». Граф Шавиньи был оскорблен уже тем фактом, что был пленён человеком низшего сословия, а эти дерзкие слова Шико только увеличили его гнев. В бешенстве он ударил Шико по голове и этот удар оказался для Шико смертельным.

Так что, Александр Дюма совершенно прав: истории этих людей столь неординарны, что как минимум заслуживают романа.

Франсуаза де Монсоро

Диана Монсоро в исполнении Карин Петерсен

Как создатель приключенческого романа, Дюма восхищает богатством и смелостью своей фантазии, но вместе с тем следует отметить, что сюжетно-историческая часть его произведений почти всегда заимствована из мемуаров и хроник. Не служит исключением и «Графиня де Монсоро». Роман, написанный в 1846 году первоначально выходил в виде отдельных публикаций в газете. Необходимость всё время держать читателей в напряжении также обуславливала преобладание авантюрного, приключенческого элемента над фактически-историческим. Почти все действующие лица романа упоминаются в мемуарах современника описываемых событий Пьера де Бурдейля Брантома (1535—1614). Дюма лишь по-иному расставил их, кое-что изменил, кое-что прибавил. Что же нам известно о них?

В действительности Луи де Клермон, «благородный Бюсси», был знатным рифмоплетом, дамским угодником, безжалостным мастером шпаги; как говорили современники, дрался он на дуэлях «под таким предлогом, который уместился бы на лапке у мухи» – и постоянно дорезал раненых.Даже королю Франции не под силу было предотвратить намеченную дуэль. «Его величество хочет, чтобы я помирился с Сен-Фалем? – спросил короля Бюсси. – И я тоже! Только пусть сначала Сен-Фаль умрет – мириться по-иному не умею».

А в 1913 году было снято сразу два фильма по мотивам этого романа. (Стоит заметить, что самый первый фильм в истории человечества был снят во Франции в 1895 братьями Люмьер.). Режиссерами первых фильмов «Графиня де Монсоро» были Морис Тоурнер и Эмиль Шотар.
Однако самый первый фильм по этой книге вышел в 1909 году. Его снял Марио Казерини, который был одним из первых итальянских кинорежиссеров (всего он снял около 50 фильмов). Фильм был черно-белый и немой.
В 1925 году режиссер Рене ле Сомптьер сделал свою экранизацию романа.

А.Горбунов в роли Шико

А в 1971 году во Франции вышел сериал по мотивам этой книги.(о котором указано выше) Фильм получился семисерийным. Главную роль исполнила актриса Карин Петерсон.Режиссером французского сериала о графине де Монсоро был Янник Андреи.В 1997 году российский режиссер Владимир Попков снял русскую версию сериала по этой замечательной книги. В сериале снялись лучшие российские артисты того времени.

Диану сыграла Габриэлла Мариани, Александр Домогаров предстал в роли де Бюсси, Екатерина Васильева блистала в роли Екатерины Медичи, Лев Дуров замечательно сыграл второстепенную роль мэтра Бернуйе, Кирилл Козаков был герцогом Анжуйским. Кроме того, в фильме снимались Екатерина Стриженова, Дмитрий Певцов, Нонна Гришаева, Дмитрий Марьянов.

В 1997 году Виктор Беляев (граф де Монсоро) получил приз за лучшую мужскую роль в этом телесериале на кинофестивале «Созвездие». По оценкам критиков, фильм максимально приближен к книге, всего в нем 26 серий.

Наша графиня покрасивее будет..

Если же сравнивать российский и французский сериалы (французский гораздо короче), то единого мнения здесь нет. Кто-то до сих пор пересматривает французский сериал, с его прекрасными актерами и дивной музыкой, а кто-то, наоборот, стал фанатом русской версии, с не менее талантливыми исполнителями и также красивой музыкой.

В 2008 году французский режиссер Мишель Хассан снял еще одну версию этого удивительного периода истории. Фильм получил такое же название — «Графиня де Монсоро». Эту версию иногда называют телесериалом, однако на самом деле это двухсерийный фильм.

Источник