Меню

Изображение платьев при екатерине

Модные платья и наряды эпохи правления Екатерины II Великой

Как водится у великих реформаторов, изменения в эпоху Екатерины II коснулись не только политики, экономики, науки, но и моды. Стиль Екатерины II можно считать демократичным, по сравнению с «тиранией моды» Елизаветы или насильственным насаждением западных костюмов Петром I. В отличие от модницы Елизаветы, предпочитавшей французскую пышность, платья Екатерины Великой имели выраженный русский колорит и заметную народную «изюминку».

За почти полвека радикальных нововведений Петра I и «модной тирании» Елизаветы, дворянство и бояре привыкли заказывать костюмы на французский или немецкий манер, а также привозить их непосредственно из Европы, подбирая модный фасон и цвет. Мужские и женские платья при Екатерине II в 60-е годы ХХ-го века стали отшиваться только в России и содержать традиционные русские элементы.

Вошедшая на престол российская императрица с немецкой кровью, считала необходимым воспитание в подданных национальной гордости и ощущения самодостаточности, в том числе с помощью моды, потому и вывела из опалы запрещённые ранее национальные мотивы костюма.

Платья Екатерины великой – мода на службе государства

Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.

Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II

Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.

Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Мужская мода

Мужские наряды, в отличие от женских платьев времён Екатерины Великой, претерпели незначительные изменения – стали изящнее и легче. Простота фасона, тем временем, с лихвой компенсировалась блеском драгоценностей. Тут «приложили руку» фавориты императрицы, склонные к расточительству и помпезной демонстрации украшений и орденов. Русский посол во Франции Куракин носил прозвище «бриллиантовый князь» в европейском обществе, прозван так был за блеск драгоценностей на платье.

Для примера парадного мужского платья дворянина эпохи Екатерины Великой, можно рассмотреть фото портрета первого директора Академии Художеств Александра Филипповича Кокоринова. Парадный наряд был заказан по случаю вступления Кокоринова в должность и стоил годового жалования архитектора. Атласный камзол с золотым шитьём проглядывает под богатым гродетуровым кафтаном длиной до колена с соболиным подбоем.

К концу века парадный мужской костюм, в угоду тогдашней французской моде, сменился фраком. Первоначально фрак имел полы разной длины, так как изначально предназначался для верховой езды. Однако в дальнейшем наряд был демилитаризован и стал предметом гардероба для торжеств и балов, потому отшивали его из бархата, шёлка или сукна, преимущественно чёрного, голубого, зелёного или фиолетового цвета.

Обувной стиль Екатерины II почти не изменился. Колодка башмака имела абсолютно прямую форму, без дифференциации для правой и левой ноги, потому разнашивать обувь приходилось самостоятельно. Толстая подошва башмака и высокий каблук затрудняли передвижение, для исправления походки многие мужчины при дворе брали уроки танцев и правильной ходьбы у иностранных преподавателей. Остальные прибегали к помощи декоративной тросточки.

Женская мода

Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево. Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.

Читайте также:  Платье синий леопард dolce gabbana

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

Гардероб императрицы

Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.

Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам. Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске.

Мундирные платья

Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.

Коронационное платье

Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.

Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:

Источник

5 платьев русских императриц: сравниваем талии и судьбы

Коронационное и подвенечное — два главных платья венценосной женщины в её жизни. Давайте посмотрим, какими были эти наряды у самых ярких российских правительниц.

Венчальное платье великой княгини Екатерины Алексеевны, 1745 год

Раз в заголовке я упомянул талии, то начнём с самого выдающегося примера такого рода. В описании этого экспоната Оружейная палата даже оговаривает отдельно: объём талии — 51 см, объём груди — 79 см. В аннотациях к платьям других императриц музей эти параметры не упоминает.

Справедливости ради, будущей Екатерине Великой в момент свадьбы с краткосрочным императором Петром III было всего 16 лет. И незадолго до этого она перенесла тяжёлое воспаление лёгких, о последствиях которого в мемуарах писала так: «Я исхудала как скелет, выросла; лицо мое, все черты стали длиннее, волосы лезли, и я была бледна как смерть».

Коронационное платье Екатерины II, 1762 год

33-летняя императрица сохраняет прекрасную форму, но украшение её платья теперь — не талия, а гербы Империи. Вышитые золотом двуглавые орлы — по всему периметру (даже на лифе их восемь штук!). Принцесса из захудалого немецкого княжества Ангальт-Цербст, за три месяца до этого скинувшая мужа с трона, определённо чувствовала слабость позиций. И всем своим видом сообщала: Екатерина и Империя — едины.

Так Емельян Пугачёв показывал соратникам «особые царские знаки» на своём теле (то были просто родимые пятна, но ведь прокатило же).

Коронационное платье Екатерины I, 1724 год

А вот платье другой Екатерины, Первой — супруги Петра. Современники нелестно отзывались о внешности императрицы. Немецкая маркграфиня Вильгельмина Байретская писала: «Она была мала ростом, толста и черна. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения».

Аристократка как будто умирала от зависти к «выскочке».

Впрочем, Пётр любил свою жену не за внешность: Екатерина была ему первым другом, советчиком и утешителем. В манифесте от 15 ноября 1723 года, которым народу объясняли права Екатерины Алексеевны на титул императрицы, Пётр специально напомнил о её самоотверженном поведении в Прутском походе 1711 года.

Коронационный наряд Екатерины, изготовленное в Берлине платье из пунцового шелка, «превзошёл все ожидания», пишет Оружейная палата: «особое великолепие костюму придает виртуозное шитьё серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады».

Коронационное платье Елизаветы Петровны, 1742 год

В этом платье младшая дочь Екатерины и Петра, 32-летняя Елизавета Петровна 25 апреля 1742 года заняла российский престол .

Перед нами иллюстрация принципов стиля «рококо» в женской моде: утончённость и намеренное искажение естественных линий человеческого тела. Юбка шириной 480 см поддерживается фижмами, каркасом из китового уса.

Чтобы дама могла пройти в дверь, такие фижмы оснащали шарнирами. Сдавил юбку локтями — и вуаля.

Читайте также:  Легкое платье спицами женщине

Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 год

14 мая 1896 года в Успенский собор в этом платье вошла последняя из длинной череды германских принцесс, занимавших трон Российской империи — Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. В православии Александра Фёдоровна, супруга Николая II

Ирония истории: если наряд первой императрицы Екатерины шили в Берлине по немецкой моде, то платьем немки Аликс занималась петербургская мастерская Ольги Бульбенковой и оно было решено в «русском стиле» — с декоративными откидными рукавами и силуэтом сарафана. Вышивали эту красоту монахини московского Ивановского монастыря.

Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 кг (а с 7-метровой мантией — все 23 кг, как хороший скафандр). Увы, и все эти старания, и её древнерусские платно и бармы на костюмированном бале 1903 года, не обеспечили Александре Фёдоровне любви подданных.

Тоже интересно : о подвигах Екатерины I в Прутском походе 1711 года читайте в этой публикации У&З .

Источник

Русское платье Екатерины Великой

Взгляните на этот портрет императрицы. Думаете, на ней просто громоздкий парадный наряд? А вот и нет! Перед нами «русское платье». Не видите ничего особенно русского? Ох. Тут на самом деле, сложная история!

Екатерина II, немка по происхождению, но при этом русская императрица, стремилась подчеркнуть свою «русскость». И если Пётр I стремился приблизиться к Европе и искоренить народный костюм в аристократической среде, то Екатерина, наоборот, пыталась его внедрить!

В 1770, в годовщину коронации, она в первый раз появилась в «русском платье» на балу. А уже со следующего, 1771, наряд стал церемониальным, и императрица надевала его на важные торжества — годовщины восшествия на престол и коронации, день рождения и тезоиментство, затем и на религиозные праздники. Ну а с 1775 русское платье носила уже не только она сама, но и придворные дамы. И со временем оно стало одним из важнейших нарядов при русском дворе.

Выглядел этот наряд так: сначала дама надевала нижнее платье, обычно белого цвета, а затем верхнее, распашное. Верхнее делали из цветных тканей, у него был короткий шлейф и нередко откидные рукава. В качестве отделки использовали или вышивку с растительными мотивами, или мех. Поверх нижнего платья повязывали широкий кушак.

С течением времени мода менялась, и, например, рукава нижнего платья могли быть и узкими, длинными, в мелкую поперечную складочку, и укороченными, отделанными кружевом. У верхнего могло вообще не быть рукавов. Они могли быть разрезными, как в русских костюмах XVI-XVII веков — то есть вы вдевали руки в разрезы, сделанные там, где рукава начинались. Или же рукава пришивали к проймам и они ниспадали по спине, как крылышки. Словом, неудивительно, что на портретах дам той эпохи мы видим разные варианты.

Вам кажется, что в этом наряде мало русского? Ну, в общем, так и есть. Это, скорее, была фантазия Екатерины II на заданную ею самой тему. Большинство исследователей сходятся в том, что ближайший родственник — это польские одежды. Ещё с начала XVIII века европейским модницам нравилась польская длинная накидка без рукавов, отделанная мехом. А ближе к концу века такие мантии стали ассоциироваться с русскими опашнями или шугаями. Вероятно, это и вдохновило императрицу.

Интересно, что в это самое время парижские, а вслед за ним и европейские модницы носили разные типы платьев, источником вдохновения для которых послужил Восток — в самом широком смысле. Например, платья «а ля тюрк», «черкешенка», «левит» — двойные платья с кушаками, откидными рукавами, отделкой мехом, кисточками, бахромой и т.д. Как писал современник, когда француженки » копируют, они исправляют и украшают, когда они имитируют, они творят «. Словом, Екатерина фантазировала вполне в духе эпохи!

Ну а что результат получался только относительно «русским». Уж как есть! Ничего, придворные платья XIX века будут уже куда более узнаваемо «русскими».

Источник

7 лучших платьев Екатерины II

Когда женщина тем или иным способом попадала на российский престол, то для ее личных нужд, на платья и украшения, из королевской казны выделялись неимоверные средства, размер которых могла ограничить лишь сама монаршая особа.

Ни Екатерина I, ни Анна Иоановна, ни Елизавета Петровна не пренебрегали открывающимися возможностями и наряжались в волю. Не стала исключением и женщина, пробывшая на российском троне 34 года.

Разумеется, императрица имела множество парадных платьев, для церемоний, приема и балов.

Из всех цветов она более предпочитала белый. Белые платья портные изготавливали для Екатерины для большинства торжественных случаев.

Платья отделывались кружевами, мехами, дорогими лентами. Много внимания Екатерина уделяла обуви и аксессуарам.

Читайте также:  Платье с большим отложным белым воротником

Своими нарядами государыня радовала не только подданных, но и своих многочисленных фаворитов .

Но если торжеств не намечалось, императрица пышных нарядов не любила, и упрощала крой своих нарядов.

Особой любовью Екатерины Великой пользовались «мундирные платья», т.е. сшитые по образам, расцветке и отделке офицерских мундиров различных гвардейских полков. Екатерину всегда связывали особые отношения с армейскими представителями, она их искренне любила и была благодарна за поддержку, оказанную ей при восхождении на российский престол. Поэтому, чтобы выразить свою солидарность к солдатам и офицерам, на военных смотрах, военных мероприятиях и праздниках, государыня надевала мундирное платье соответствующего полка императорской армии. Такой фасон платьев, благодаря императрице, вошел в моду царских особ и оставался популярным вплоть до революции 1917 года.

Давайте получше рассмотрим несколько нарядов царского гардероба.

Венчальное платье

При первом же взгляде на это платье взор останавливается не на богатстве материи, украшений, или фасоне, а на невероятно тонкой талии молодой Екатерины Алексеевны!

Платье выполнено из парчи и покрыто великолепными узорами, вышитыми серебром. Потрясающее декольте, пышная юбка и длинный шлейф — можно не сомневаться, что невеста в таком наряде выглядела ослепительно.

Коронационное платье

Для восхождения на трон Российской Империи, платье, разумеется должно было быть не просто отменным, а самым лучшим и роскошным из возможных.

Платье было сшито в 1762 году из серебряной парчи, расшито украшениями из шелковых нитей в виде российского герба. Особое изящество платью придают невесомые рукава и отделка декольте из тонкого льняного кружева. Убор выполнен в модном тогда стиле рококо, длинна шлейфа составляла 3,5 метра.

Церемониальное платье

Это платье для особых придворных церемоний также отличалось необыкновенной роскошью и великолепием — подстать его хозяйке.

Жесткий лиф, пышная юбка на каркасе, богатая отделка шелком и кружевами — все по законам моды того времени. Особый шик наряду придает мантия, отороченная мехом и расшитая узорами в виде двуглавого орла.

А вот примеры мундирного платья

Мундирное платье по форме Кавалергардского корпуса. Платье выполнено из синей ткани, обшлаги — красного цвета, украшено золотыми галунами, кантом и пайетками.

Мундирный костюм по форме лейб-гвардии Преображенского полка, состоит из верхнего распашного платья, корсета и юбки. Костюм сшит в 1763 г.

С некоторыми платьями императрицы можно познакомиться на картинах именитых художников

На этой картине Екатерина Алексеевна — невеста Петра III, одета в изысканное пышное платье, украшенное красными лентами и шелковой вышивкой, декольте и рукава оторочены воздушными кружевами. Кроме того, наряд дополнен драгоценными брошами и украшениями, инкрустированными бриллиантами.

Здесь на императрице изображено платье также по всем канонам моды того времени: жесткий лиф, пышная юбка на каркасе, отделка кружевом. Великолепие наряду придают отороченная горностаем мантия, а также орден святого Андрея Первозванного (лента, звезда и крест).

Вам может быть интересно:

Любовники Екатерины II

Милица и Стана — «черные» подруги императрицы Александры Федоровны

«Букет» заболеваний Петра I

Подписывайтесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и оставляйте свои комментарии под статьей!

Источник

Одежда при Екатерине II

Двор великой императрицы Екатерины II , несмотря на роскошь и шик двора предыдущей яркой правительницы — Елизаветы Петровны, совсем не казался блеклым и не нарядным. Напротив, везде и всюду было серебро и золото, кружева, драгоценности и прекрасные богатые камни. (Про великую роскошную императрицу Елизавету Петровну, дочь императора Петра I, можно прочитать в нашей статье здесь 🙂

Одежды придворных дам, господ и самой правительницы тогда были очень богаты: все костюмы, все головные уборы и прочие элементы одежды были увенчаны бриллиантами и блестками.

Стоит тут же сказать, что расточительность в денежном вопросе ради всех этих нарядов была так огромна, что императрица Екатерина II должна была создать регламент для парадного и придворного одеяний. Это должно было хоть как то регулировать жажду к богатому в своем костюме.

Например, в одной из строчек этого принятого указа говорилось, что богатое кружево (золотое или серебряное) в ширину не должно было превышать 9 сантиметров.

В 1775 году в России стали появляться модные одежды «в русском стиле» — моду на них поставила сама Екатерина, которая так любила Россию и пыталась понять все традиции и тонкости государства.

Это были одежды, подражающие многослойным ранним костюмам Руси (до времен Петра Великого, об этом можно подробнее прочитать здесь ).

Особенностями этих костюмов были в драпировке на рукавах нижних платьев, также рукава, которые могли откидываться и многое, напоминающее одежду того времени. Например, перед мог быть оформлен как богатый сарафан, или же головной убор, который был похож на кокошник с легкой вуалью.

Источник

Adblock
detector