Меню

Как называется национальное вьетнамское женское платье

Вьетнамская традиционная одежда — это больше, чем просто Ао Дай

Повседневная одежда играет не малую роль в жизни вьетнамцев, но особое значение они передают традиционным костюмам. Вьетнамский народ имеет очень древнюю и весьма разнообразную культуру, обогащённую другими этносами, поэтому в его распоряжении есть множество разновидностей костюмов. Они аутентичны, уникальны и имеют значительную культурную ценность. Подробности о наиболее распространённых и востребованных вы сможете узнать из этой статьи.

Ао Дай

Это одно из наиболее известных одеяний во Вьетнаме, которое считается национальным костюмом. Он является прямым наследником Ао Нгу (элегантное пятиэлементное платье). В двадцатых-тридцатых годах прошлого века знамениты вьетнамский дизайнер Нгуен Кэт Туонг вместе с другими стилистами и художниками переделали Ао Нгу, сделав его менее похожим на платье. Сегодня такой тип одежды называют Ао Дай. Она представляет собой почти обтягивающую тело тонкую тунику, которую носят поверх брюк. Этот наряд универсален, его носят как мужчины, так и женщины. Дизайн Ао Дай видоизменился со временем, но этот наряд по-прежнему является уникальным событием во вьетнамской культуре.

Как традиционное платье вьетнамцев Ао Дай носят мужчины и женщины. Для женщин туника длинная и струящаяся, побокам с двумя клапанами. Существует широкий спектр моделей, декорированных цветами, птицами, красочными орнаментами и пейзажами. Ао Дай скроен так, что маскирует эстетические изъяны, делая фигуру стройнее, чем она есть на самом деле. Мужской вариант Ао Дай отличается длиной — туника для сильного пола едва достигает колена. Ярко выраженный красочный и пёстрый декор не приветствуется, мужские модели более сдержанные. В настоящее время Ао Дай обычно носят в особых случаях, таких как свадьба или празднование Лунного нового года.

Модернизация Ао Дай

Ао Нгу несколько шире, короче и сидит свободнее, чем Ао Дай. Но последний наряд выраженно подчёркивает достоинства фигуры, визуально делая женскую талию тоньше, а мужские плечи — шире. Для его пошива используют рукава реглан и оригинальный диагональный шов, идущий от воротника до подмышек. Такая одежда несколько стесняет движения, потому дизайнеры и художники создали её более практичную версию — мини-Ао Дай. Она имеет вырез выше талии и некое подобие клапанов, достигающих только колен. Такая вариация дарит значительно большую свободу движений.

Женщины часто носят Ао Дай с традиционной конической шляпой под названием Нон Ла, чтобы защитить себя от жары и дождя. Люди традиционно пишут стихи на шляпе. Поэтому Нон Ла также известна как Нон Бай То, в названии которой «Бай То» означает «стихотворение». Конусообразные шляпы используются во Вьетнаме не только в формате сувенира, но и в качестве модного аксессуара, идеально гармонирующего с Ао Дай.

Ао Дай был изменен, чтобы стать более приспособленным к реалиям современной жизни. Рукава, клапаны и воротник модифицированы для работы или передвижения на транспортных средствах. Сегодня люди предпочитают носить Ао Дай с кюлотами и юбками вместо брюк. Материалы для пошива наряда используются самые разнообразные: шёлк, вуаль, бархат, парча и многие другие. Независимо от того, насколько сильно наряд изменился за всю историю своего существования, он по-прежнему считается самым важным костюмом для местных, являясь национальным платьем Вьетнама.

Ао Ту Чем

Этот наряд представляет собой платье из четырех частей, по сути, это длинная (до щиколоток) открытая спереди наружная туника. Она разделяется на две части в талии: два клапана спереди и два других сзади. Задние клапаны сшиты вместе, а задние — нет. Их можно привязать или оставить болтаться. Была широко распространена во времена, предшествующие появлению Ао Дая. Такие платья носили в основном крестьянки.

Под туникой обычно находится длинная простая юбка. Короткий топ под названием Ао Ем — ещё один обязательный атрибут, раньше женщины использовали его как нижнее бельё. Древний лиф имеет много цветов и выполнен из множества материалов. На талию повязывается шёлковый пояс. Ао Ем, как правило, имело тёмные цвета и было сделано из простой ткани, за исключением особых случаев. В настоящее время допускается пошив из цветных и декорированных орнаментом тканей.

Несмотря на адаптацию к современному укладу, Ао Ту Чем практически не встретить в быту. Туристы могут увидеть этот наряд на вьетнамках на фестивалях, концертных выступлениях или в праздничные дни, особенно это актуально для Севера Вьетнама.

Ао Ту Тхань

Ао Ту Тхань — типичное платье для народных музыкальных выступлений. Художники носят его с Нон Квай Тао — большой шляпой, сделанной из листьев. Туристы могут в полной мере наслаждаться вьетнамской традиционной музыкой, такой как Че, Туонг, Кван Хо и восхищаться талантливыми артистами, которые изящны и харизматичны в Ао Ту Тхань.

Ао Баба

Ао Баба — это традиционная одежда женщин на юге. Состоит из рубашки с длинными рукавами и пары брюк. Рубашка без воротника с пуговицами, идущими вниз. Два ремня идут сверху вниз в середине. Есть две части спереди и одна часть сзади. Разрез сбоку от талии образует два лоскута. Для удобства люди обычно добавляют два кармана на рубашку. Брюки длинные, простых цветов, обычно чёрные или белые.

Эта разновидность традиционной одежды является универсальной — в районе дельты Меконга её охотно носят представители обоих полов. Для многих Ао Баба — это символ добросердечных и трудолюбивых сельских жителей. Кроме того, несмотря на некую мешковатость, этот наряд великолепно подчёркивает женскую фигуру. Наряд до сих пор носят в повседневной жизни, очень часто его дарят на Лунный новый год. Сегодня он претерпел ряд изменений в дизайне, цветовом и декоративном оформлении, его полностью адаптировали к требованиям современности. Ао Баба занимает важнейшее положение во вьетнамской культуре.

Читайте также:  Платья с отделкой горловины складками

Традиционная одежда этнических меньшинств

Во Вьетнаме насчитывается 54 этнических группы. Каждая имеет свой собственный отдельный наряд, считающийся традиционным. Этнические меньшинства обычно носят простые рубашки, длинные юбки или брюки. Для принта, декора, вышивки или орнамента принято использовать естественные модели, такие как полевые цветы, животные и звери. В горных районах традиционное платье обычно изготавливается вручную и вышивается из натуральных материалов женщинами в деревне. Путешественники могут арендовать платье, чтобы сделать фотографии, или купить его в качестве сувенира.

Открывая для себя традиционную одежду во Вьетнаме, вы не можете обойти вниманием костюмы этнических меньшинств. Они, как правило, просты и выражают сильный дух. Видное место среди них занимают традиционные тайские платья групп Хмонг и Чам.

Тайские женщины носят элегантные платья с парчовой особой концепцией. В качестве аксессуаров используют ремни и скрафы. Традиционная одежда группы Хмонг включает простую рубашку, юбку, леггинсы и головной убор. Их платье обычно украшено яркими цветами или серебряными монетами, бисером. Женщины из группы Чам надевает облегающую тунику на длинную юбку, элегантный образ довершают неповторимый пояс и изысканный платок.

С течением времени традиционная одежда модернизируется и меняется, при её производстве используются новые дизайнерские веяния, материалы и технологии. Во Вьетнаме этот процесс проходил под влиянием множества, культур, что оставило яркий отпечаток в ходе модной эволюции. Несмотря на это вьетнамская традиционная одежда все еще сохраняет свои особенности и выражает национальную духовную волю. Она обладает очаровательной красотой, привлекает и впечатляет туристов, приезжающих во Вьетнам.

Источник

Аозай — национальный женский вьетнамский костюм (40 фото)

Аоза́й (вьетн. Áo dài) — национальный женский вьетнамский костюм, представляющий собой длинное платье с двумя разрезами, одетое поверх штанов.
История аозай берёт начало в 1744 году, когда король Ву Выонг Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским влиянием в культуре, придумал национальный вьетнамский костюм, состояющий из платья с четырьмя полами, а также из брюк (до этого во Вьетнаме было принято носить юбки). В то время аозай носили не только женщины, но и мужчины (в наше время мужчины очень редко надевают аозай, как правило, только на важных церемониях). В начале 19-го века у аозай появилась пятая пола. Начиная с 1930-х годов под влиянием западной культуры женский аозай начал стремительно меняться: чтобы подчеркнуть грудь, были убраны пуговицы спереди и появилась застёжка сбоку; также у аозай остались только две полы вместо пяти. После раскола Вьетнама в 1954 году аозай перестал использоваться в Северном (социалистическом) Вьетнаме как слишком дорогая и не слишком удобная в работе одежда, но в Южном Вьетнаме аозай был по-прежнему в моде, чему немало способствало то, что аозай любила носить первая леди Южного Вьетнама мадам Нху. После воссоединения Вьетнама в 1975 году аозай выходит из моды, однако обретает новое рождение в 90-е годы. Сейчас аозай является как повседневной, так и праздничной одеждой вьетнамок. Аозай используется как школьная форма. В аозай, как правило, одеты вьетнамские работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других общественных мест.

Современный аозай часто отступает от канонов: может быть с традиционным высоким воротником, но может быть и с низким воротником или вовсе без воротника; аозай может быть закрытым, но может иметь вырез; варьируется длина рукавов, а также длина самого платья и высота разреза на платье. Средняя стоимость аозай во Вьетнаме — около 40$.

Источник

Миссия ао зай: как платье трансформировалось в культурный код для вьетнамцев

Традиционный вьетнамский костюм ао зай, что в переводе с вьетнамского языка означает «длинное платье» или «длинная рубашка», — один из главных символов культуры вьетнамского народа. Этот шелковый комплект состоит из брюк и длинного вышитого платья с глубокими разрезами по бокам для женщин и такой же вышитой удлиненной рубашки для мужчин. По боковому разрезу на ао зай сразу можно понять, выходцем из какой части страны является его обладатель — в центральном регионе Вьетнама разрез низкий, ниже пояса, а на более жарком юге — все наоборот. Дополняет одеяние черный или коричневый тюрбан, который сворачивается из шелкового полотна.

В последние годы этот костюм стал своеобразной визитной карточкой Вьетнама за рубежом. Ао зай начал приобретать широкую известность за пределами Вьетнама, все чаще появляясь на международных модных показах. Без демонстрации ао зай теперь не обходится ни одна программа Дней культуры Вьетнама, которые регулярно проводятся в разных странах мира. А сшить собственный ао зай и увезти его в качестве сувенира домой теперь стало уже почти традицией для всех приезжающих сюда гостей из-за рубежа.

Любопытно, что производство ао зай нельзя поставить на поток в промышленном масштабе. Каждый такой костюм шьют только индивидуально для конкретного клиента по четко соответствующим его фигуре параметрам.

Читайте также:  Не родись красивой свадебное платье

Ао зай, кстати, есть в гардеробах многих мировых лидеров, включая президента России Владимира Путина.

Когда в 2006 году в Ханое проходил саммит АТЭС, главы государств и правительств стран, входящих в эту организацию, с удовольствием облачились в пошитый специально для каждого из них по индивидуальным размерам ао зай. По заведенной в АТЭС традиции президентам и премьерам преподносят в подарок национальные костюмы страны — хозяйки саммита, которые они надевают на церемонию общего фотографирования.

Владимир Путин тогда выбрал себе ао зай, состоящий из рубашки голубого цвета с воротником-стойкой и светлых брюк. Костюм точно такой же цветовой гаммы тогда надел и президент США Джордж Буш-младший.


Президент США Джордж Буш и президент РФ Владимир Путин во время саммита АТЭС во Вьетнаме, 2006 год

Не уехал из Вьетнама без ао зай преемник Буша-младшего и предшественник Дональда Трампа на посту главы вашингтонской администрации Барак Обама. Будучи еще президентом Соединенных Штатов, Обама в мае 2016 года посетил Вьетнам с официальным визитом. Себе, правда, он шить вьетнамский национальный костюм не стал, но отвез один комплект своей супруге Мишель, который ей попросили передать в качестве подарка жители южного вьетнамского города Хошимина.

Авторский экземпляр ао зай для первой леди США был создан известным вьетнамским дизайнером Ле Ши Хоангом. Это платье Ши Хоанг пошил из высококачественного тончайшего шелкового полотна, на которое вручную были нанесены изображения цветов лотоса, считающегося национальным символом Вьетнама, а на внутренней стороне одеяния был помещен принт фотографии Мишель Обамы вместе с ее мамой Мариан Робинсон.


Авторский экземпляр ао зай для Мишель Обамы от дизайнера Ле Ши Хоанга.

Бинь, Динь и не только

Костюмы Ши Хоанга хорошо известны американцам, поскольку он уже несколько раз проводил в США шоу своих дизайн-коллекций.

В своей работе модельер использует народные мотивы, стремясь передать естественную красоту вьетнамской земли и ее людей. Работы Ши Хоанга получили широкую известность и признание как на родине дизайнера, так и далеко за ее пределами. Часть из них представлена в созданном модельером уникальном хошиминском музее истории костюма ао зай, который стал обязательным пунктом в программе посещения Хошимина как иностранными, так и отечественными туристами. На создание этого оригинального музея Ши Хоангу потребовалось более десяти лет кропотливого труда и весьма солидные финансовые средства — свыше 20 млрд донгов (порядка $1 млн). Вся уникальная коллекция, собранная модельером, содержит более 500 комплектов ао зай.


Экспонаты музея вьетнамского традиционного костюма ао зай в Хошимине

Постоянно действующая экспозиция состоит из 50 датированных XVII–XXI веками оригинальных и воссозданных Ши Хоангом нарядов по сохранившимся в архивах рисункам и фотографиям ао зай, которые принадлежали знаменитым людям, оставившим яркий след в истории Вьетнама.


Экспонаты музея вьетнамского традиционного костюма ао зай в Хошимине

По представленным образцам можно проследить эволюцию костюма за четыре века его существования. Многие из экспонатов коллекции были переданы в музей вьетнамскими женщинами, сыгравшими историческую роль в жизни страны. Среди них Нгуен Тхи Бинь — бывшая вице-президент Вьетнама, Нгуен Тхи Динь — первая женщина — генерал Вьетнамской народной армии, известные артисты и исполнительницы.


Открытие музея ао зай в Ханое показом коллекции Лан Хыонг.

Еще один музей ао зай действует в Ханое, открыла его известный местный дизайнер Лан Хыонг. Экспозиция, которая создана на основе личной коллекции ао зай, собранной Лан Хыонг, дает возможность ознакомиться с различными вариациями традиционного костюма и проследить, как он менялся на протяжении столетий. Здесь собраны многие уникальные экземпляры традиционного костюма различных периодов. В частности, костюмы правивших в последнее тысячелетие во Вьетнаме императорских династий Ли, Чан и Нгуен, а также ао зай, которые шились уже в период после Августовской революции 1945 года и шьются по сей день. Посетители музея также могут воочию наблюдать весь процесс создания ао зай работающими прямо здесь профессиональными мастерами — начиная от закройки и заканчивая расшивкой его традиционным орнаментом.


Музей ао зай в Ханое

Для вьетнамцев ао зай — это не просто традиционная одежда, а часть национальной идентичности, как кимоно у японцев, ханбок у корейцев или килт у шотландцев. Ао зай олицетворяет красоту, жизненную силу и гордость за свою страну. Образ вьетнамской девушки в ао зай широко представлен в искусстве. Многие вьетнамские поэты описывали ао зай в своих произведениях, ему посвящены сочинения популярных местных композиторов и полотна известных художников.

История ао зай, как рассказывают сами вьетнамцы, берет начало в 1740-х годах. Как следует из исторических летописей, именно тогда император династии Нгуен — Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским влиянием в культуре, придумал национальный вьетнамский костюм, состоящий из платья с четырьмя полами, а также из брюк, которые пришли на смену принятым до этого длинным юбкам. В мужском варианте платье заменялось широкой удлиненной рубашкой с разрезами по бокам, а брюки шились из более плотной ткани.

На протяжении XVII−XX веков ао зай был неотъемлемой частью гардероба каждого вьетнамца. В начале XX века под влиянием западной культуры женский вариант традиционного костюма начал стремительно меняться: чтобы подчеркнуть фигуру, были убраны пуговицы спереди и появилась застежка сбоку, кроме того, у ао зай остались только две полы вместо четырех.

Читайте также:  Женские все платья 2014

В 1930-х годах, на которые пришелся расцвет французского колониального господства в Индокитае, вьетнамские модельеры в создании ао зай стали использовать европейские мотивы и привезенные из-за рубежа разноцветные ткани, благодаря чему национальный костюм приобрел новый, более модный вид, но при этом сохранил свой традиционный стиль.

Именно тогда ао зай впервые попал на страницы иностранных модных журналов, состоялись первые в истории публичные показы новых моделей ао зай, организованные известным модельером и художником Нгуен Кат Тыонгом, который был больше известен под творческим псевдонимом Ле Мур и который внес существенный вклад в развитие и популяризацию ао зай.


Нгуен Кат Тыонг (Lemur Nguyễn Cát Tường) и его дизайны

Однако совсем скоро после Августовской революции 1945 года и разделения Вьетнама на Северный и Южный в 1954 году традиционный костюм на Севере сдал свои позиции. В социалистическом Вьетнаме ао зай, который посчитали пережитком феодального прошлого, практически перестал использоваться, уступив место другой, более практичной и соответствовавшей духу того времени одежде — гимнастеркам, зеленым армейским брюкам и такого же цвета шлемам из пробкового дерева. В Южном Вьетнаме ао зай по-прежнему оставался в моде, чему немало способствовало то, что ао зай любила носить признанная красавица и аристократка — первая леди Южного Вьетнама Чан Ле Суан, известная в народе как Мадам Ню.

После завершения войны против сайгонского марионеточного режима и воссоединения Вьетнама в 1975 году ао зай как пережиток прошлого выходит из моды. Новое свое рождение национальный костюм обретет в 1990-е годы, когда в стране начнется политика открытости внешнему миру и обновления всех сфер вьетнамской жизни.

Красный ао зай, белый

В минувшие годы ао зай начал постепенно возвращать себе утраченную популярность во вьетнамском обществе. Женский вариант этого костюма стал охотно использоваться вьетнамками в качестве и повседневной, и праздничной одежды. Ао зай нашел себе отличное применение в качестве парадной одежды вьетнамских школьниц, а также как униформа сотрудниц госучреждений, гостиниц, банков, крупных торговых центров, музеев и других общественных мест. Вьетнамские женщины носят ао зай на всех торжественных мероприятиях, его обязательно надевают на Новый год и свадьбы. Для таких случаев обычно выбирают платье красного цвета, который символизирует счастье и удачу. В учебных заведениях в дни праздников школьницы и студентки носят ао зай белого цвета, символизирующего душевную чистоту.

Вьетнамских мужчин, облаченных в ао зай, в обычной жизни не встретишь. Они носят его исключительно как парадный костюм на торжественных мероприятиях — на крупных семейных торжествах, национальных праздниках или на традиционный Новый год.

Сейчас ао зай стал не только атрибутом праздничных мероприятий, но даже и их поводом. В южном мегаполисе Хошимине уже стало хорошей традицией ежегодно проводить всевьетнамский фестиваль традиционного национального костюма. В показах, которые организуются на пешеходном бульваре Нгуен Хюэ в центре Хошимина и длятся около недели, демонстрируется обычно не менее тысячи моделей ао зай. Представляют их широкой публике как профессиональные модели, так и непрофессиональные — из числа сотрудников госучреждений, представителей общественных организаций, а также школьников и студентов.

Ценности и современная интерпретация

Этот фестиваль, который призван не только прославить вьетнамский национальный костюм, но и помочь сохранению и развитию культурных ценностей вьетнамского народа, стал своеобразной визитной карточкой Хошимина. Праздник ао зай в дни его проведения привлекает в мегаполис тысячи отечественных и иностранных туристов.


Фестиваль ао зай

В 2016 году традицию проводить праздник ао зай подхватил Ханой, впервые организовав свой фестиваль этого традиционного платья. Теперь здесь такие показы тоже проходят ежегодно, и главная их тема — облик старинного Ханоя. Местные дизайнеры представляют свои варианты костюма с изображениями достопримечательностей города, его старинных улиц и древних лубочных картин, которыми славится Ханой.

История вьетнамского национального костюма — наглядное свидетельство того, как давние культурные устои оказывают воздействие на сознание и жизнь современных вьетнамцев. Сегодня многие модельеры и дизайнеры продолжают дополнять и обновлять типовой ао зай согласно своему видению. В своих коллекциях они используют цвета и идеи традиционных сюжетов вьетнамской живописи и народного рисунка.


В школе ао зай выступает в качестве парадной школьной формы.

По словам известного модельера Минь Хань, которая создавала ао зай для лидеров АТЭС на ханойский саммит 2006 года, совсем не просто придать традиционной одежде новый облик. Ао зай — это не модная одежда, а один из атрибутов вьетнамской культуры, на который сильно влияет индустрия моды, считает она.

Современный ао зай часто отступает от классических канонов: он может быть как с традиционным высоким воротником, так и с низким воротником или вовсе без него. Ао зай может быть закрытым, но может иметь вырез. Кроме того, варьируется длина рукавов, а также длина самого платья и высота бокового разреза на платье. Неизменным на протяжении веков остается то, что ао зай — это не просто одежда, а выражение многогранной вьетнамской культуры, гармоничное сочетание традиций и современности.
Отсюда

Источник

Adblock
detector