Меню

Как сделать таджикские платья

Таджикское платье

Таджикские платья — являются уникальными одеждами девушек и женщин Таджикистана имеющий многовековой истории. Таджикскими платьями одеваются в основном Таджики, Узбеки, Афганцы и некоторые другие нации проживающие в Среднем Азии и народы мира имеющие отношения с этим народом.

Таджикские платья на фотографиях:

В узорном платье

Таджичка в Атласе

Видео о Таджикских платье и одежд

История таджикских платьев

Фото современной Куртаи Чакан

Чакан. Самым классическим платьем таджикских девушек является «Чакан» которая имеет большие узоры и ее также могут называть Попури. Цена таких платьев составляет от 20 до 500 долларов США и ее одевают девушки в весенних праздничных днях в частности празднике Навруз. Иногда в Чакан одеваются танцовщицы чтобы выступать на особых культурных мероприятиях.

Зашивания Чакан составляет от 3-7 дней зависимо от узоров которых будут в нем зашиты иголкой и разноцветными нитками в ручную. Современные машины могут зашить таких платьев быстрее но потом их называют Попури (современный Чакан).

Атлас — по сравнению Чакан более молодой и тоже модный материал для зашивания платьев для девушек Таджикистана. В Атлас одеваются новобрачные девушки и почти все женщины кроме пожилых в праздничных днях.

Цена Атласа составляет от 15 до 200 долларов США на одну платье. Атлас появился в Таджикистане в советские времена и обрело популярность начиная с 1970-1980 гг.

Чтобы сшить атлас потребуется от 1 до 5 дней и материал атлас по сравнению Чакан менее прочна и поэтому ее оберегать от грязи. Атлас является шёлковым материалом и оно отличается своим ярко красочным красотой что свойственно нраву таджикских девушек.

Гулдузи — еще боле новая таджикская платье которую называют также «Куртаи Вишифкадор». Появилась на рынке после приобретения независимости Таджикистана. Этот платье можно одевать каждый день если вы собирайтесь в гости, в город, в праздники или заграницу. Узоры которые вносятся машиной в таких платьях неимоверно красива но в каком-то грубо так как из за чрезмерно внесения разных камней, синтетических нитей в материал оно становится твердой и не приятно на ощупь. Мытье платье Гулдузи очень рискованно так как ее красота может быстро испортятся и поэтому ее очень пренебрегают.

Цена платье Гулдузи составляет от 15 до 200 долларов США и чтобы сшить такую жемчужину необходимо 2-10 дней что считается трудоёмкой.

В остальных случаях Таджички обычно одеваются в простых платьях которых называют Паплин или Читак которых в основном привозят из Китая или Турции.

Источник

Таджикский национальный костюм: описание с фото, разнообразие цветов, значение орнамента, отличия между мужским и женским костюмом по крою и функционалу

Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, универсальную для всего мира. В этой статье мы расскажем о главных особенностях такого костюма в Таджикистане, о возможностях сочетать этнический стиль с европейским.

Главные особенности

Таджикский национальный костюм примерно одинаков по крою во всей стране, но при этом свои уникальные особенности есть практически в каждом районе. Основные отличия заключаются в цвете, вышивке, наличии разнообразных украшений. Конечно, в наши дни молодежь и городское население все больше склоняется к универсальной европейской одежде, но благодаря своей универсальности таджикский национальный костюм продолжает пользоваться популярностью, в первую очередь, среди более консервативных сельских жителей.

Стоит подчеркнуть, что и женская, и мужская одежда таджиков очень похожа по своему крою. Преимущественно она свободная, хорошо скрывающая фигуру и туникообразная. Дело в том, что большинство жителей этого народа являются приверженцами ислама, а в этой религии излишнее облегание одежды по телу не приветствуется.

Таджикский национальный костюм особенно отличается яркостью. Одежда играет важную роль, она является отражением степени благосостояния человека, который ее носит. Считается, что чем роскошнее наряд, чем больше в нем всевозможных дорогих и богатых деталей, тем богаче его владелец.

Ткани

Отдельно стоит сказать о тканях, которые используются. Таджики традиционно живут в очень жарком климате, который непросто переносить. Именно по этой причине в таджикских костюмах, фото которых есть в этой статье, используются шелковые или хлопчатобумажные ткани.

Существует и ряд национальных таджикских материалов. К ним необходимо отнести алочу. Это особенная переливчатая полосатая ткань, которая может быть практически любого цвета. Алоча состоит из шелка и хлопка.

Также существует ткань бекасам — это полушелковая материя, которая, как правило, бывает узорчатой или в полоску. И, наконец, парча — шелковая ткань с серебряными и золотыми нитями.

Важный момент: поскольку традиционный таджикский национальный костюм (фото представлено в этом материале) является многослойным, то нижний слой одежды чаще всего шьют из дешевой ткани, чтобы сэкономить. А вот уже на верхний слой пускают более дорогую материю, чтобы подчеркнуть свой статус, даже если он не слишком высок.

Читайте также:  Моделирование платье с перекрутом

Парча

Расскажем подробнее о самой популярной и известной таджикской ткани — парче. Именно она стала широко использоваться за пределами этой страны, ее применяют во многих странах мира на протяжении уже нескольких веков.

Главная особенность парчи состоит в том, что это тяжелая ткань, сделанная на основе шелка, с особенным узором. Этот узор выполняют из металлических нитей с серебром, золотом или сплавами других металлов. Обычно эту металлическую нить навивают на шелковый, льняной или хлопчатобумажный уток. Из древних знаменитых на весь мир дизайнеров, которые работали с парчой, можно вспомнить Анну-Марию Гартуэйт, активная работа которой пришлась на XVIII-XIX века.

Парчу в Европе и многих других странах использовали для шитья придворной одежды знати, а также церковного облачения. Для последних целей эта ткань повсеместно используется до сих пор.

Мужская одежда таджиков

По фото мужских и женских таджикских национальных костюмов хорошо видно, в чем их схожесть и различие. Но обо всем по порядку. Основу мужского костюма среди представителей этого народа составляет хлопчатобумажная рубаха, которую называют «курта». К ней полагаются шаровары, халат и широкий пояс.

Рубаху для мужского таджикского национального костюма, фото которого вы найдете в этой статье, шьют из большого и цельного куска ткани. Она должна быть максимально широкой и не стеснять движений. Ее принято носить навыпуск, подпоясывая длинной и узкой полоской ткани, некоторые для этих целей используют специальный платок, который особым образом складывают по диагонали. Интересно, что такой платок сразу выполняет несколько функций, одновременно являясь ремнем, который поддерживает шаровары, не давая им упасть, а также служит своего рода карманом, который всегда под рукой у таджикского мужчины.

Примечательно, что как раз по поясу часто можно определить статус человека, насколько он состоятелен. Например, молодые и небогатые парни носят пояса, скрученные из нескольких платков со стандартной вышивкой бельбог или миенбанд, которая располагается на краях. А вот богатые и успешные мужчины, которые могут себе это позволить, надевают красивые и широкие бархатные пояса, которые вышивают золотой нитью. Их называют камарбанд.

Шаровары

Обязательная деталь таджикского мужского национального костюма (фото это только подтверждает) — это шаровары. Их таджики называют иштон или эзор.

Их шьют максимально широкими, но при этом они должны сужаться к низу.

Халат

Поверх рубашки таджикские мужчины надевают халат (его называют чапан). Он особого свободного и распашного покроя, чаще всего в полоску. Таджики, которые традиционно жили в горах, предпочитали носить чапаны из некрашеной шерсти, на которых вышивали орнамент в районе ворота.

Важно, чтобы халат был стеганым. В таджикском мужском национальном костюме это зимний вариант одежды. В наше время классические чапаны давно стали настоящими музейными экспонатами, которые можно встретить только в частных коллекциях или крупных государственных собраниях национального достояния.

На смену им пришли современные чапаны, которые шьют из бархата. Интересно, что главным достоинством классического чапана, которое всеми способами стараются сохранить и в наши дни, является то, что он в холодное зимнее время удерживает тепло, а когда летом жарко — сохраняет освежающую прохладу.

Такие халаты таджикам было принято дарить на праздники, какие-то важные мероприятия в их жизни. Например, на день рождения, свадьбу, а бывало, что дарили даже на похороны.

Существовала традиция, согласной которой брат невесты не разрешал сестре отправиться в дом своего мужа, пока родственники жениха не подарят ему чапан.

Подобные традиции сохранились и во многих современных таджикских семьях. Например, даже в XXI веке в первый день свадьбы молодые выходят к гостям в чапанах, а не в современных костюмах. При этом на каждый день сегодня практически никто эти халаты уже, конечно, не носит. Современные таджикские мужчины все чаще стараются сочетать традиционную одежду своего народа с европейской. Например, соединяют в своем костюме пиджак с шароварами или классические брюки с чапаном.

Женский костюм

Традиционный национальный женский костюм включает в себя длинные платья-рубахи, которые называют куртами, а также двухслойные шаровары максимально свободного покроя. Рубахи должны быть сшиты таким образом: их рукава расширяются к низу, при этом их украшают вышивками. Называют их при этом по-разному, в зависимости от вида воротника.

В древние времена в подобные рубахи часто было принято вшивать ластовицы (так называли клинья или вставки) другого цвета. Считалось, что это имеет магическое значение. Существовало даже придание, что такой наряд делал женщину плодовитой, что чрезвычайно ценилось в больших таджикских семьях.

Определенное значение уделяли форме выреза женского воротника. По ней можно было определить, замужем девушка или свободна. У молодых девушек были платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. Но как только женщина выходила замуж, она обязательно начинала носить платье с вертикальным вырезом, которое украшалось вышитой тесьмой.

Читайте также:  Взять свадебное платье все

Вместе нижнего белья у девушек были просторные белые платья со стоячим воротничком. Интересно, что вырез у верхнего платья располагался таким образом, чтобы демонстрировать вышивку на воротнике нижнего платья. Но не более этого, никаких других элементов нижнего платья не должно было быть видно.

Верхняя женская одежда

Верхней одеждой в женском таджикском национальном костюме является стеганый халат, который еще называют цома. Он такого же туникообразного покроя, как было принято и у мужчин. Альтернативой был мунисак, который несколько отличался покроем от цома. Например, у него отсутствовал пришивной воротник, а под рукавами обязательно имелись сборки.

Начиная с XIX столетия пожилые женщины начинают носить мунисаки без тесьмы и подкладки, а только подшивают их узкой полосой ткани, отличной по цвету.

Паранджа

Большое значение в женском таджикском национальном костюме, фото которого вы найдете в этой статье, имеет паранджа или, как ее еще называли в этих местах, фаранджи. В основном таджички надевали ее, когда приезжали в большой город, где было много малознакомых и чужих людей.

В таджикском костюме для девушек паранджа символизировала ее целомудрие, чистоту, непорочность, верность и скромность. В наши дни она стала обязательным атрибутом наряда невесты. Более того, считается, что паранджа способно защитить от темных сил беременную женщину. В конце концов, именно этот элемент костюма позволяет женщине кормить ребенка на людях, что очень важно на первых месяцах жизни малыша.

Головные уборы

Классический головной убор для мужчин — тюбетейка. Когда становится слишком холодно, ей на смену приходят теплые меховые шапки, также голову часто обматывают шерстяными платками. Популярно в наше время остается и чалма. Ее принято надевать поверх тюбетейки или шапки.

Для женщины самой обыденной национальной одеждой остается особый головной убор, который состоит их трех составляющих. Это чалма, шапочка и платок, который называют лачака. Иногда эти элементы могут использовать независимо и отдельно один от другого.

На свадьбе голову невесты принято украшать вышитым платком, который покрывает ее грудь, лицо и шею. В наши дни все чаще можно встретить женщину в тюбетейке (тоци), в прежние времена такое не было принято.

Обувь

Для мужчин и женщин, которые живут в городах, традиционными считаются мягкие сапоги, которые называют махси. Их, как правило, носят с кожаными калошами. Также популярными раньше были легкие сапоги с жестким задником и мягким носком под названием ичиги. Их изготавливали из кожи козла, они отличались своей долговечностью.

На селе было принято надевать помимо легкой обуви сапоги на высоком каблуке, а также деревянные башмаки на трех ножках. Их называли кафши чубин.

Украшения

Примечательно, что таджики очень удачно сочетают национальные украшения с современными. Женщины часто носят подвески, кольца, ожерелья и серьги. Украшения бывают не только на ушах и шее, но и на головном уборе. Там располагаются броши, подвески и бусы.

Традиционные украшения чеканные и кованные. Они бывают из серебра, отличаясь особой массивностью. Обычно представительницы прекрасного пола одновременно носят как минимум три-четыре украшения.

Украшения носят и мужчины. В некоторых регионах им принято надевать бусы с подвесками, а в других — серьги и налобные повязки указывали на принадлежность к определенной этнической группе. Но это было раньше, сейчас украшения носят исключительно женщины.

Цвета

Большое значение имеют цвета в таджикском национальном костюме. Например, жених на свадьбу отправлялся в нательной рубахе, шароварах. Ворот у рубахи должен был быть вертикальным, сверху одевался халат, а поверх два вышитых платка.

Так вот, один платок обязательно был цветным и шелковым, а второй — белым и хлопчатобумажным. На голову одевалась тюбетейка с квадратным верхом, а на ноги — сапоги из обязательно желтого хрома.

Значение орнаментов

Важную роль играют орнаменты в национальной таджикской одежде. Например, традиционным считается орнамент гулдаста, который в буквальном переводе означает «букет цветов». При этом каждый рисунок и цвет имеет свое значение. Так, красный — это символ солнца, а зеленый — природы.

Орнамент, изображенный на панно «Мархамат», был особенно распространен на севере страны. Треугольники, вышитые на нем, означали символическое изображение гор и являлись своего рода оберегами, а круг означал солнце. Традиционно национальные таджикские украшения — кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Источник

В шелках, но не хиджабах: Как эволюционировало таджикское платье

Таджички никогда не обнажали тело, но и не носили платья в пол.

Таджички никогда не носили арабский хиджаб, ни до ислама, ни в исламский период. Арабские завоеватели принесли в регион и на таджикскую землю свою письменность, язык и ислам, но свою одежду не навязывали.

Читайте также:  Какое платье лучше выбрать для полной девушки

А что именно носили наши предки, и как традиционная одежда эволюционировала на протяжении тысячелетий, «Азия-Плюс» помогла выяснить историк, автор двухтомника «История таджикского костюма», профессор Гузель Майтдинова.

Ходили в шелках

Умение красиво одеваться и особое внимание к материалу для нарядов присуще таджикским женщинам издревле — шёлк, шерсть, хлопок, кожа — для шитья женских одежд использовались те же материалы, что и для мужского костюма, но красочней.

Основным тоном был розовый, красный, голубой. В такие цвета они окрашивались — индиго, сафлором, мареной и червецом. Из шёлка, шерсти и хлопка шили рубахи для верхнего одеяния, нижняя же рубаха также часто была шёлковой (особенно у аристократии), реже её шили из хлопка или шерсти.

Поверх шелковой носили хлопчатобумажную одежду, а сверху – разнообразные кафтаны из кожи, плотного шелка или шерсти, который мог быть декорирован вышивкой, аппликацией, обшит бусами.

Источник

Топ-10 мировых звезд, которые выбрали для себя таджикские платья

В преддверии Международного женского дня и Дня матери Sputnik Таджикистан составил подборку с мировыми знаменитостями, которым нравилось носить таджикский чакан, одежду из атласа и адраса.

ДУШАНБЕ, 8 мар — Sputnik. Современный мир высокой моды уже долгие годы с интересом смотрит на Восток. В последние годы азиатские мотивы стали все чаще появляться на мировых фэншн-показах.

Одно дело, когда таджикское национальное платье демонстрируется на мировых показах, совсем другое — когда наряд сходит со сцены и используется в обыденной жизни какой-нибудь мировой знаменитости.

Таджикский народ распирает гордость, когда Виктория Бекхэм, Наоми Кэмпбелл, Бейонсе Ноулз выходят из дома, набросив на себя платье из таджикского традиционного атласа.

Мировые дизайнеры уже давно раскрыли уникальность азиатских тканей и не прогадали в этом отношении. Атлас, икат, сюзани «ушли» в одежду и дорогую дизайнерскую мебель.

Предприниматель, модельер Ляйсан Юмагузина, которая одной из первых представил российской публике икат, рассказала Sputnik Таджикистан, как традиционное восточное платье завоевало мир высокой моды.

По словам Юмагузиной, все началось с 60-х годов. Культовые актеры, знаменитые модельеры, аристократы и другие трендсеттеры с удовольствием носили халаты свободного кроя, составляя потрясающие бохо-образы.

«Кафтаны из натуральных материалов с восточными узорами, например, икатом, – удобная, свободная, ниспадающая одежда, известная еще со времен Персидской Империи. Их носили мужчины и женщины Азии и Африки, а благодаря путешественникам, кафтаны получили вторую жизнь», — сказала Ляйсан.

Она отметила, что сегодня чапаны гармонично уживаются с таким мейнстримом последнего сезона, как «сочетание несочетаемого» и многослойность.

До сих пор мировые знаменитости выбирают яркие накидки из абровых тканей в качестве модного сейчас кимоно или оверсайз-кардигана. Такая одежда становится трендом последних лет — это пример использования национального стиля и орнаментализма в современной моде.

Софи Лорен

Еще в 1966-м икона итальянского стиля, неподражаемая актриса Софи Лорен надела на свои плечи два восточных халата во время фотосессии для одного из модных глянцевых журналов XX века.

Пальто Maximilian ikat создано специально для Лорен по эскизам молодого американца Оскара де ла Рента. Классический вариант халата был обрамлен «русским» черно-бурым соболем.

Зои Кравиц

Американская актриса, певица и модель Зои Кравиц, сыгравшая в сериале «Большая маленькая ложь», надела на красную дорожку платье от Оскара де ла Рента, который в буквальном смысле стал фанатом иката и первым ввел его в западную культуру.

Зои выбрала для себя платье, корсетная часть которого драпирована ярким глянцевым атласом, а юбка была выполнена в сдержанном черном цвете.

Галина Вишневская

Российская оперная певица и актриса Галина Вишневская всегда славилась своей экстравагантностью в выборе нарядов и предпочитала для официальных выходов жакеты с круглым вырезом, обшитые национальными восточными мотивами.

В ее коллекции можно встретить как минимум три жакета с таджикской вышивкой сюзане.

Любовь к азиатским мотивам вполне себе объяснима, ведь Вишневская блистала в эпоху, когда дружба между народами процветала и другие культуры были близки советскому человеку.

Нелли Кобзон

Супруга советского певца Иосифа Кобзона демонстрировала ни раз приверженность к яркому стилю икат.

В частности, не так давно Нелли отметила свой день рожденье, куда был приглашен весь звездный бомонд российского шоу-бизнеса. На свое 68-летие жена Кобзона надела приталенное платье из адраса, на котором в традиционном восточном стиле был выложен искрящийся пайетками павлин.

Королева Максима

Королева Нидерландов, также неистово любит экзотические ткани в этно-стиле. Максима очень яркая и модная особа, в гардеробе которой есть наряды всех народов мира.

Максима всегда старается облачаться в национальную одежду того региона, который посещает с официальным визитом.

Источник