Меню

Как сшить калмыцкое платье женское

Калмыцкий национальный костюм

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат — верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан — двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.

Калмыцкий костюм замужней женщины терлег, цегдег

Платье женское (терлег) синего цвета

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.
В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.
Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига — приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье — бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом.
Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.

Прически и головные уборы калмыков

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи — круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой — узор из листьев и цветов. Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса — тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка — специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой — сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Чехольчики на концах завершались токугами — подвесками из серебра, по форме напоминавшими стрелы. Чтобы при выполнении домашних работ волосы, убранные в шиврелыки и утяжеленные токугами, не мешали, конструкцию продевали в специальные нагрудные клапаны, пришитые к платью.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви. Шили ее из сафьяна (выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета) — черного для мужчин и красного для женщин. Сапоги обязательно имели каблук. В носке это было неудобно, а наездников каблук выручал, помогая лучше цепляться за стремена. В холодное время сапоги надевали на валяные кошемные чулки.

Калмыцкий женский праздничный костюм

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать.
Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

костюм принцессы Сувсы

Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», — говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка — только в правом ухе, а мужчина — в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки — медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.
Шапку — бюслячи — шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки — чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег — праздничное платье калмычки — шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Читайте также:  Платье с передним вырезом

калмыцкий женский праздничный костюм на фарфоровой кукле

Цвета наряда всегда были очень яркими — алыми, бордовыми, зелеными или синими.
Цегдег присутствовал в женской праздничной одежде вплоть до 30-х годов XX столетия. Он был без рукавов, с длинными полами. По краям подола и горловины шла вышивка гарусными нитями и позумент.
Узор с изображением копыт жеребенка — символа мужской силы — вышивали на одежде молодых женщин всегда с левой стороны, поскольку, по народному верованию, мужская сила, передаваемая девушке после замужества от супруга, находилась с левой стороны. Этот орнамент играл функцию оберега от злого глаза, а также означал чистоту и верность женщины своему мужу. Кроме того, калмыки верили, что, нося «копытца» на своей одежде, их жены могут родить им наследников.

Источник — журнал «Куклы в народных костюмах»

Источник

Мастер-класс «Кукла в калмыцком женском костюме»

Светлана Даваева
Мастер-класс «Кукла в калмыцком женском костюме»

Цель: создание куклы в калмыцком женском костюме.

Задачи:

— Познакомить коллег из Маама с особенностями национального костюма

— Подготовить экспонат для мини-музея кукол.

— Получить радость и чувство удовлетворенности от полученного результата

Материалы: лоскуты тканей, тесьма разных цветов и размеров, нитки, иголка, ножницы, карандаш, две металлические пуговицы.

Мне давно хотелось сшить калмыцкий национальный костюм для куклы. И вот, выбрав манекен в виде куклы Барби, я приступила к работе. Поколебавшись между девичьим и женским костюмом, предпочтение отдала последнему.

Цветную ткань для платья (терлег) раскроила на переднюю и 2 задние части. Когда начала соединять все, то поняла, что «первый блин комом». Пришлось переделывать по новой.

Приступила к рукавам:

В национальном костюме рукава вшиваются со сборками, суживаются к кисти. Пришила манишку и манжеты из тесьмы. Не забыла о белом воротничке.

Увлекшись работой, позабыла обо всем на свете, в том числе и о фотографировании. Поэтому некоторые пошаговые этапы отсутствуют по данной причине.

Пора взяться за головной убор.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. Перечислю некоторые виды из них — бархатная камчатка, похожая на пилотку, бюслячи, отороченная мехом соболя или норки, сверху украшенная алым гребешком, халмаг, с левой стороны вышитая геометрическим орнаментом, с правой – растительным, а сверху длинный гребешок и круглая тамша с красной кисточкой.

Выбрала шапку халмаг.

Когда девушка выходила замуж, проводили обряд разделения волос. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой – сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Черные чехольчики на концах завершались токугами – подвесками из серебра:

Это цегдык – длинное платье типа безрукавки с большим вырезом вместо воротника.

Вид со спины. Украшаем цегдык тесьмой.

С обеих сторон платья делают петли для платка и сумочки. Цегдык застегивается только у пояса, где завязывается шнурком или поясом с кистями.

Розовые волосы куклы подстригла налысо (не захотела перекрашивать) и из черных ниток сделала волосы. Работа завершена.

Конспект занятия «Кукла в национальном костюме» Знакомство с историей и зарисовка элементов мордовского национального костюма. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству.

Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с вами фотоотчетом с занятия по рисованию «Кукла.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Кукла в русском народном костюме» Аппликация «Кукла в русском народном костюме» Программные задачи: 1. Формировать умение детей вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое,.

Мастер-класс «Кукла Десятиручка» Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению куклы Десятиручки по народному празднику Покров. Работа с родителями – это.

Мастер-класс «Кукла из фетра» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости сраницы. Сегодня хочу показать и рассказать, как я шила маленькую куклу из фетра. Увлеклась шитьем.

Фотоотчет «Мастер-класс «Кукла-оберег» . Семья — это самое важное, что есть в жизни у человека. Каждый понимает и знает, что нет никого в мире дороже и ближе, чем его родители,.

Мастер-класс «Кукла-оберег» Сегодня в нашей группе прошел мастер — класс по изготовлению куклы Ведучки. Тряпичные народные куклы издавна изготавливались специально.

Мастер-класс «Кукла Тильда» Мастер класс «Кукла Тильда». Хочу вам показать мою ручную работу,связанную крючком куклу Тильду. Это моя первая кукла Тильда. Посещая выставки.

Мастер-класс «Кукла Зернушка» Древняя насыпная кукла Зернушка символизирует жизнь в достатке, богатый урожай и, по поверьям, несёт в дом достаток и благополучие. Раньше.

Мастер-класс «Народная кукла» Слайд 1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Мастер — класс «Народная кукла» Воспитатель:.

Источник

Калмыцкий женский костюм: вчера и сегодня

1 Министерство образования и науки Республики Калмыкия Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Номинация: традиционная культура Калмыцкий женский костюм: вчера и сегодня Работу выполнила: Кичикова Айса Савровна, учащаяся 11б класса МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х.Косиева» дом. адрес: п.кетченеры Кетченеровский район Республика Калмыкия ул Джангара,10\2 тел руководитель: Бадмаева Галина Гаряевна, учитель физики МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х.Косиева» тел: Кетченеры

2 Оглавление Введение..3 Глава I. История происхождения калмыцкого костюма История калмыцкого костюма.4 Девичий костюм..7 Женский костюм..8 Глава II. Современный повседневный женский наряд..10 Практическая часть 12 Заключение..13 Литература. 14 Приложение..15 2

3 Введение Летом я побывала на концерте Государственного ансамбля песни и танца Калмыкии «Тюльпан». Весь зал рукоплескал, вызывал не раз на «бис» артистов. Я думаю, что немалую долю успеха танцевальных коллективов составляют сценические костюмы. Они произвели на меня неизгладимое впечатление. Меня поразили их красота, яркость цветов, совершенство линий кроя, орнаментальная вышивка. Мне стало интересно, а какие же платья носили мои прабабушки. Я стала интересоваться историей калмыцкого костюма. В Калмыцкой картинной галерее ознакомилась с картинами Д.В.Сычева. На них калмычки изображены в национальных платьях и шапках. На картинах И.И. Крылова калмыки тоже изображены в своих национальных костюмах. Изучила работу Э.П. Бакаевой «Одежда в культуре калмыков: традиции и символика», Жозефины Буль «Калмыцкий костюм и сцена», изучила работы И.А. Житецкого. Материальная культура калмыков, в частности одежда, описаны в работе У.Э.Эрдниева «Калмыки: историко-этнографические очерки». Спросила у своей ээджи Кичиковой Розы Босхановны: помнит ли она, в каких платьях ходила ее бабушка. Она мне рассказала, что ее бабушка ходила в платье «берз». На голове шапкакамчатка. Косы ее были заплетены и зачехлены в бархатный «шиверлыг». Сбоку у нее висел платок. Платье было длинное, присборенное на талии. Под платьем белая рубашка. Сбоку имелись глубокие карманы, из которых она доставала сладости. Чем больше я изучала литературу, особенно дореволюционного периода, чем больше погружалась в интернет-ресурсы, тем отчетливее я понимала насколько притягательны сила и красота калмыцкого костюма, главная функция которого защитная, охранительная. Как на него влияли природноклиматические условия. Цель моей работы- изучить историю калмыцкого женского костюма. И провести сравнительный анализ современного национального женского и традиционного костюмов. Задачи: 3

Читайте также:  Платье для девочки с фатиновой юбкой повседневное

4 1.изучить историю калмыцкого женского костюма. 2.провести сравнительный анализ современного и традиционного костюмов. Объект исследования: калмыцкий национальный костюм. Предмет исследования: калмыцкий женский костюм. Методы: в ходе исследовательской работы были применены изучение, сравнение, описание, работа с информационными источниками, беседы, интервью, посещение музея, дизайнерской студии «Иньглян». Актуальность моей работы в том, что материальная культура калмыцкого народа, как этноса понесла значительные потери. Калмыцкий костюм еще недостаточно исследован этнографами. Потому что сейчас на сцене можно увидеть девочку в женском костюме, а взрослая замужняя женщина выходит на сцену в девичьем костюме. Проблемы возрождения национальной одежды для широкого круга людей- как формы этнической специфики являются предметом данного исследования. Глава I. История происхождения калмыцкого костюма. Отношение к одежде как большой ценности прослеживается в культуре калмыков до xx в., что связано с ее высокой стоимостью и традиционными представлениями. Калмыцкий национальный костюм это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства. Существуют различные версии о происхождении красочного оформления калмыцкого костюма, орнамента. Одна версия повествует о китайском происхождении калмыцкого женского костюма. Вторая версия о роли кавказских женщин в создании орнаментального украшения калмыцкого женского костюма. Калмыцкие князья неоднократно роднились с черкесской знатью, например, шестой калмыцкий хан Дондук Омбо, внук Аюки хана, был женат на кабардинке Джане. Их жены внесли какие-то кавказские мотивы в выполнении калмыцкой вышивки. Таким образом, калмыцкий костюм и его орнамент имеют интересную историю. Цветовая и орнаментальная система вышивки исходит из древности 4

5 и передается от матери к дочери. В вышивке используется шесть цветов. Красный, несущий радость, символизирует солнце. Синий цвет, показывающий синеву неба, обещает верность и преданность. Зеленый цвет цвет весеннего разнотравья. С ним связаны надежды на счастливую жизнь, на приплод молодняка, на уверенность в завтрашнем дне. Белый и черный цвета считались антиподами, обозначали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Бархат черного цвета использовали в отделке околышей шапок, манжет. Желтый и золотой цвета- синонимы символизировали постоянство и спокойствие. Это божественный солнечный цвет. Рисунок вышивки орнамент несет в себе много информации и символизма. В них вышивальщица вкладывает надежды и мечты о счастливой жизни. Темой орнамента чаще всего выступают растения и цветы весенней степи: подснежники, тюльпаны, ирисы, ковыль и полынь. Потому что для нас, наших предков степь это вся наша жизнь: наш дом, в котором так дышится легко и свободно, это воздух, напоенный горьковатым ароматом полыни. Яркие тюльпаны, радующие взор. Это наша кормилица. Также можно в вышивке увидеть и стилизованные рисунки лошадей, верблюдов, рога баранов. То есть окружающая природа: элементы зимнего, весеннего и летнего пейзажа. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна). Очень часто применяется в вышивке меандр- знак вечного движения. Так как все эти элементы встречаются в родовых знаках — тамгах, то по костюму можно было определить, из какого рода человек. Калмыцкий костюм традиционно состоит из бешмета, платья, шапочки и обуви. С одеждой кавказских народов сходство калмыцкого костюма в приталенном силуэте, в длине до колен или чуть ниже. И название «бешмет» также характерен для северокавказских народов. Мужчины-калмыки носили кафтан (бешмет) — бүшмүд -отрезной по талии, длиной до колен, с множеством сборок у пояса, с высоким воротником-стойкой. Широкие и длинные рукава со сборками в верхней части, собраны складками в 5

6 манжеты. На груди по обе стороны -два накладных кармана, отделанных плетеными шелковыми, шерстяными шнурами и галунами (заимствовано из костюма соседних народов), у бедер два внутренних. Бүшмүд обычно шили из шелка, сукна ярких синего, белого и зеленого или темных цветов. Под бүшмүд надевали рубашку киилиг, сверху- манишка, расшитая серебряной и золотой нитью, закрывающая вырез на груди. На манишку сверху надевали камзол- узкий жилет, украшенный по горловине и воротнику позументом или вышивкой. Бешмет был однобортным, полы его застегивались шелковыми петлями на серебряные пуговицы. Широкие шаровары заправлялись в сапоги. Декоративным и обязательным элементом мужского костюма являлся пояс бүс. Его шили из хорошей кожи, украшали серебряными накладками. Мужчины калмыки носили с левой стороны на кожаном поясе нож в ножнах и другие мужские принадлежности. Плетка закреплялась за поясом с правой стороны. Появиться без пояса, особенно перед старшими, считалось верхом неприличия у калмыков. Поэтому для каждого калмыка пояс был предметом особых забот, его украшению уделялось особое внимание, он всегда составлял самую дорогую часть костюма. Наиболее распространенной верхней одеждой калмыков являлся халат — лавшг: он был широким и очень длинным, полы запахивались (старики даже не застегивали). Распашной халат лавшг носили все: и молодые мужчины, и девушки, и женщин, надевая его поверх рубахи и брюк 1. Мужчины носили поверх рубашки и брюк, женщины поверх основного платья. У пожилых калмыков это была основная одежда. К головному убору у калмыков особое почтение: его нельзя кидать, отдавать кому-то. С ним связано много поверий. Мужчины носили меховую шапку- хурхсна махла. Пожилые калмыки носили шапку хаджгла, околыш которой шили из черной ткани. Верхняя часть шапки — ора — из яркого сукна квадратная, в ее центр пришивались кисточки из красных шелковых нитей- улан зала. Кстати, именно поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», то есть «калмыки с красной 1 Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения г 6

7 кисточкой». Зимой мужчины носили чиктя махла, которая очень похожа на русскую ушанку. Верхняя зимняя одежда у калмыков это шуба из мерлушки, соболя или лисьевого меха, покрытая сукном или даже драпом, отрезная по талии, с широкими рукавами и большим воротником; девл (шуба из овчины, сшитая по типу бешмета или халата, т.е короткая или длинная). 2 Эти шубы отделывали по краям рукавов и подола тканью или мехом. 1. Девичий костюм. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Девичье платье бииз похоже по крою с мужским бешметом. Одинаковый фасон рукава, остроугольный вырез, сходящийся на талии, приталенный силуэт. Только полы у девичьего платья нераспашные и длинные. Маленькие девочки носили платьица, отрезные по талии, присборенные и с застежкой от шеи до пояса. А с четырнадцати лет девочка облачалась в полный девичий костюм. Особенность девичьего наряда крой рукава, разрез в его нижней части. Через этот разрез легко можно было вытащить руки в жаркую погоду, а рукава завязать за спиной. Длинное отрезное по талии платье — бииз шилось из шелка или атласа светлых или ярких тонов, с большим треугольным вырезом на груди. Подол был заложен складками. Рукава на плечах вшивались сборками, собирались в складки и обшивались манжетами. Полукруглый продолговатый разрез отделывали кружевом или бахромой. Под бииз надевалась манишка, украшенная красивым растительным орнаментом, чаще золотистого цвета. На тело девушка надевала белую холщовую рубашку — киилиг. Поверх рубашки- еще особый корсет, похожий на жилетку белкүсч с мелкими близко расположенными пуговицами. Сверх жилета девушка надевала платье. Декоративным дополнением к платью девушки полагался пояс бүс, который имел значение оберега. Пояса девичьи шились из сукна или бархата, 2 Бакаева Э.П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. М. Стройиздат

8 расшивались цветными шелковыми нитями или бисером. К ним пришивались серебряные монеты. Девушки носили шапки джатаг. Это маленькая круглая шапка из бархата, украшенная золотой вышивкой. 2.Женский костюм Его надевали замужние женщины. Основу костюма составляли длинное закрытое платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Повседневный костюм калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы киилиг и шаровар, поверх которых надевалось длинное платье хутцтан. Фасон этого платья был традиционным, прямоугольный элемент с застежкой не отделывался. Костюм замужней женщины состоял из двух платьев: терлг и цегдг. Женский длинный жилет — цегдг был без рукавов, с широкой проймой, отрезной по талии. Пышный подол заложен широкими складками, сзади с разрезом. Треугольный вырез сходился на талии и застегивался на одну пуговицу. Края цегдга обильно украшается вышивкой или позументом. Нагрудный разрез украшали орнаментом, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Часто цегдг шили из двух видов ткани. Под него калмычки надевали платье — терлг — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Подол платья был очень широким около трех метров. Отличительная деталь терлг это глухая прямоугольная застежка, вырезанная справа. Воротник платья выше, чем на девичьем платье, передняя часть, прилегающая к застежке, украшена вышивкой или позументом. Застегивался терлг спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего жакета надевали лавшг халат с длинными и очень широкими рукавами. Женщины пояса не носили. Белый платок закреплялся в специальной петле, пришитой к линии отреза по талии. Обязательная деталь женского костюма это чехлы для кос шиверлики, спускаемые на грудь. На концах шелковых или бархатных шиверликов 8

Читайте также:  Как выбрать ткань для пошива вечернего платья

9 имелись специальные детали- токуги, сделанные из серебра в виде наконечников стрел. Эти чехлы продевались через петли на платье. Пожилые женщины носили платье- берз. В годах можно было увидеть бабушек в традиционном платье берз из штапеля, без украшений, но сшитых с соблюдением старинных технологий. Женщины и девушки обязательно должны были носить шапки. Молодые женщины носили шапки камчатка продолговатой формы. Их шили из бархата, украшали бисером и помпоном из красных шелковых нитей. В праздничные дни женщины надевали шапку халмг, которая состояла из двух половинок разной величины с отворотом. Эти шапки отличались красивой отделкой. На левой стороне вышивались копыта жеребенка, а на правой растения и цветы. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы. Также носили шапку — тоорцг — круглую с низким околышем из черного бархата, расшитую бисером и украшенную кистью из ниток цветного шелка. Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и каблуками с подковами. Шили их из сафьяна (выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета) черного для мужчин и красного для женщин. Сапоги обязательно имели небольшой каблук. Наездники легко скакали на лошади: ноги упирались каблуками и не соскальзывали со стремян. В холодное время сапоги надевали на валяные кошемные чулки. Праздничный комплект одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. 9

10 Глава II. Современная повседневная женская одежда В силу различных исторических событий в XX веке практика изготовления и ношения традиционной одежды практически исчезла. С тем же национальная одежда переживает в современном калмыцком обществе «второе рождение», и, в первую очередь, как единственный из главных этнических символов. Все виды калмыцкого национального костюма можно увидеть на концертных сценах. Артисты известных ансамблей «Тюльпан» и «Ойраты» выступают в ярких красивых костюмах, сшитых талантливыми костюмерами по эскизам Жозефины Михайловны Буль- заслуженного художника Республики Калмыкия. В настоящее время мы являемся свидетелями исторического момента — эволюции калмыцкого сценического костюма от подиума и сцены к повседневному наряду. Сегодня возвращение к историческим корням в одежде это признак времени. В Республике Калмыкия действует программа возрождения калмыцкого языка, культуры. Министерством образования и науки проводятся конкурсы «Бичкн Торскм», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», которые ставят своей целью воспитание патриотизма, чувства любви к своей родине, призывают учащихся к бережному отношению к природе, к своей земле. Школьники активно участвует в них. Победители принимают участие в финале этих конкурсов в Москве. Все они защищают свои работы в калмыцкой национальной одежде. Это может быть и сценический традиционный костюм, и стилизованный. Но чаще всего ребята желают надеть современный калмыцкий наряд, в котором можно свободно передвигаться в мегаполисе. Эти наряды могут сшить замечательные мастера- профессиональные закройщики и портные ателье «Стиль А», «Силуэт», «Иньглян», мастера декоративно-прикладного искусства салона «Кишгтя белг», учитель технологии Кетченеровской гимназии Байр Анатольевна Чурюмова. В ее красивых нарядах, сшитых с соблюдением традиционных технологий, с вышивкой «зег» выезжают на гастроли 10

11 участники образцово-показательной студии «Ингилян» Кетченеровской гимназии. В нашем городе второй год действует калмыцкая дизайнерская студия «Иньглян» под руководством Байрты Тостаевой. Три замечательные женщины Байрта Тостаева, Наталья Дорджиева, Алина Духман создают современные калмыцкие повседневные наряды. В работе используют натуральные ткани: шелк, лен, хлопок. Они шьют девичьи летние платья в стиле терлг: передняя часть платья украшена прямоугольной застежкой с поворотом направо. Эту деталь одежды украшают вышивкой или орнаментом из позумента. Пуговицы на них металлические. Часто по желанию клиентов накручивают пуговицы из тесьмы. Мастерицы студии создают и женские платья терлг из льна, штапеля и натурального шелка, присборенные на талии. Еще один элемент калмыцкой женской одежды цегдг- в их руках приобрел интересный фасон. Это удлиненный жакет с застежкой на одну пуговицу прямого или трапецевидного силуэта с красивой орнаментальной отделкой. Современные женщины носят его поверх однотонного платья. Также цегдг можно носить и с узкими черными брюками и рубашкой, сшитой в стиле терлг. У молодежи популярностью пользуются летние однотонные платьица с прямоугольной застежкой, с крученными вручную пуговицами. Передняя часть с застежкой красиво оформляется позументом, цветными шелковыми лентами или вышивкой. Женщины облюбовали платья-терлг и жилеты цегдг. Помимо платьев здесь можно заказать пальто и куртки в национальном стиле. Основная идея студии «Иньглян» — это популяризация национальной одежды и ее адаптация к современной жизни. «Главная цель студии- это сделать так, чтобы у каждого калмыка или калмычки было хотя бы одно национальное платье, ведь ношение своей национальной одежды- уважение традиций и обычаев своего народа»- говорит Байрта Тостаева. За такой короткий срок ими сделано много. Их наряды были продемонстрированы в красочном шоу ETHNO FASHION OUT SHOW «Легенды степного ветра». Их джинсовая 11

12 коллекция: платья, куртки, брюки вызвала восхищение зрителей и вошла в топ-10 Каспийской недели моды. Традиционные орнаменты и украшения сделали джинсовые образы совершенно другими, невероятно интересными. Получено много предложений и от российских и зарубежных ценителей и знатоков моды. В декабре дизайнерская студия «Иньглян» планирует принять участие в неделе этнической моды в Москве. Пожелаем больших успехов этому удивительному коллективу под руководством Байрты Тостаевой. Практическая часть. Я под руководством Байр Анатольевны Чурюмовой моего учителя технологии сшила себе девичье сценическое платье бииз из красного атласа. Этапы работы. 1. Сначала я нарисовала эскиз платья. 2. Выбрала и купила в магазине атласную ткань для платья, черный габардин для манишки, манжет и пояса, кружевную тесьму для рукавов. Также выбрала тесьму желтого цвета, косую бейку, пуговицы, бисер. 3. Раскроила ткань: детали юбки, рукавов, верхней части, манишки. 4. Сшила манишку и украсила ее растительным орнаментом и бисером. 5. Сшила манжеты и пояс и тоже украсила их узорами из тесьмы. 6. Собрала все детали платья. 7. Вместе с учителем сконструировали и сшили шапку торцг. Рукава на плечах вшитые сборками, собрала в складки и зашила в манжеты. Нижнюю овальную часть рукавов отделала кружевной тесьмой. Вместо манишки сделала нагрудник из черного габардина треугольной формы. Нашила растительным орнаментом- позументом. Также сшила пояс бүс. Из золотистой ткани сшила шапку, которую украсила узорами из тесьмы. Платье я шила в течение месяца. В нем я танцую калмыцкие танцы 12

13 на школьных и районных мероприятиях. В этом году сдав выпускные экзамены, я собираюсь поступить в московский институт. Хочу сшить себе стилизованное калмыцкое платье, чтобы вдалеке от малой родины ощущать принадлежность к своему народу и представлять его культуру. Это маленькая толика того, что я могу сделать для сохранения национальных традиций и обычаев. Заключение. В начале 20 века многие ремесла, связанные с украшением и изготовлением изделий народного костюма, утратили свое значение, постепенно забылись. В конкуренции с промышленными товарами ремесла терпели поражение. Народные костюмы донашивались или укладывались в сундуки. Заниматься изготовлением одежды, требующей времени, сноровки, умения, таланта и тяжелого напряженного труда, стало невыгодно и бесполезно проще приобрести все необходимое у торговцев. Подлинные творения мастеров стали музейными экспонатами. В заключение, я сделала вывод, что калмыцкие костюмы это летопись жизни наших предков. Изучая и возрождая наши национальные костюмы, мы храним память о наших предках. Через них мы изучаем историю и быт калмыцкого народа. Традиционные калмыцкие и современные повседневные костюмы, имея общие элементы и технологии, тянут времен связующую нить, и пусть эта нить будет крепка. Я узнала, что художник-дизайнер Жозефина Михайловна Буль, изучив всю имеющуюся литературу, создала целую коллекцию сценических костюмов для Государственного театра песни и танца Калмыкии «Тюльпан». А дизайнер Байрта Тостаева и ее маленький коллектив «Иньглян» создают современные повседневные костюмы, двигая калмыцкую моду на мировой подиум. 13

14 Литература: 1. Бакаева Э.П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. М. Стройиздат Буль Ж. Калмыцкий костюм и сцена.- Элиста: Калм.кн.изд-во, Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения г 4. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса.-спб, Сычев Д.В Из истории калмыцкого костюма- Элиста: Калм.кн.изд-во, Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки Интернет-ресурсы 14

Источник

Adblock
detector