Меню

Какие платья носили до 19 века

Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801 – 1901г.г.

Стоит разговору зайти о моде девятнадцатого столетия, как большинство представит себе белое платье с кружевами и кринолином. Вот только все не так просто. Копнув глубже, можно узнать, что по сути кринолин был в моде всего шестнадцать, а не сто лет, да и белые платья в эпоху кринолина были диковинкой – на пике моды были яркие цвета и орнаменты. Разберемся же в том, что действительно носили дамы XIX века.

1801 – 1828

Платья этой эпохи являются продолжением раннего ампира 1790-х. Талия — очень высокая, прямо под грудь, женщины обычно обходятся без корсетов, а если и носят их, то не затягивают так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи. Вырезы на платьях глубокие, чаще квадратные, хотя встречаются и закругленные; рукава – либо простые длинные, либо совсем короткие «фонарики». Нередко встречаются длинные шлейфы, длина юбки варьируется в зависимости от года. Расцветка платьев в основном пастельная, яркие оттенки встречаются куда реже. В качестве верхней одежды для теплого сезона леди пользуются коротенькими жакетами-спенсерами, которые становятся одним из отличительных штрихов ампирной эпохи.

В моде высокие прически с кудрями на висках, для украшения которых дамы часто используются нежные цветки, подчеркивающие легкость и женственность образов. В эти же десятилетия в женской моде появился по тем временам «диковинный зверь» — короткие стрижки а-ля римский император Тит, то есть с мелкими кудряшками. Из конкретно головных уборов носятся «восточные» тюрбаны, шляпки а-ля Памела и объемные чепцы родом все из тех же 1790-х.

1828 – 1838

Эпоха ампира закончилась, но мода на утонченную женственность еще жива, и в это десятилетие писком моды являются пышные юбки, которые, кстати, стали короче – всего до щиколотки – и рукава-буфы, показывающие изящество плеч и шеи. Чаще появляются вечерние платья с открытыми плечами. Талия всё ещё завышена, но уже не так сильно, как в предыдущие тридцать лет, вырезы становятся скромнее, и только преимущественно светлая расцветка остаётся неизменной. Потихоньку входят в моду рюши и кружева.

Прически становятся больше, увеличивается количество кудрей, а пучки появляются самые разнообразные, для украшения прически дамы пользуются перьями страусов. Именно эти десять лет являются той «пушкинской эпохой», о которой столько сказано и написано.

1838 – 1851

С наступление сороковых в свои права вступает романтизм. Юбка становится ещё пышнее, на ней появляется множество складок. Корсет затягивается туже, и немолодые уже модницы с грустью вспоминают о своей ампирной безкорсетной юности. В моду окончательно входят открытые плечи. Платья наконец становятся цветными, очень часто – даже темными, белый теперь надевают только на свадьбу (или выпуск из института), да и прочие светлые цвета оставлены исключительно для торжественных случаев. В начале десятилетия в моду входят шали и национальные платки, прикрывающие нижнюю часть юбки. Изредка встречаются платья с кринолином.

В Англии 1838 год ознаменовывается вступлением на престол королевы Виктории, которая в ближайшие десять-двадцать лет сильно повлияет на моду в Европе. Благодаря её вмешательству из женского гардероба исчезнут огромные шляпы, чепцы станут скромнее. В моду входят прически с гладкими прядями, кудри остаются приданьями старины. Одно из новых веяний – прическа а-ля Клотильда, с косичками около ушей, которая становится популярна благодаря всё той же Виктории, избравшей именно её для своей коронации.

1851 – 1867

В моде окончательно укореняются кринолин и шали на восточный манер. В журналах появляются не только взрослые, но и детские модели платьев. Светлые цвета почти полностью уходят в небытие, используются клетчатая и даже полосатая материи, а для пошива однотонных платьев берут в основном ткани темных цветов, белый же вне свадеб теперь можно встретить только на некоторых «официальных» портретах принцесс. Постепенно наряды «обрастают» всё большим количеством рюш, кружев и цветочков. Не брезгуют дамы и бахромой. Ближе к концу 1850-х в доступе наконец-то появляются искусственные красители и платья вновь обретают цвета.

Приблизительно к 1860 году наступает «кринолиновый бум», подолы некоторых платьев в диаметре достигают 180см. Помимо того, теперь кринолин носят не только дамы из знати, но и вообще все хоть сколько-нибудь обеспеченные женщины. В середине 1860-х изобретаются платья со сменными лифами: днем женщина носит что-то закрытое, а вечером к той же юбке надевает верх с открытыми плечами и руками.

Шляпки в эту эпоху становятся совсем незначительными, прически чем-то напоминают древнегреческие, волосы украшаются диадемами и гирляндами цветов. Стоит отметить, что уже к середине шестидесятых вечерние укладки обязательно открывают шею, переплетения волос становятся гораздо сложнее. Также эту эпоху от предыдущих отличает преднамеренная асимметрия в прическах.

1867 – 1878

Кринолин постепенно сменяется кринолеттом, просуществовавшим не слишком долго, а затем и турнюром. И тот, и другой увеличивают фигуру в области ягодиц, спереди же юбка становится более узкой (с кринолеттом это не слишком заметно, с турнюром – куда заметнее). Рукава тоже сужаются, а вот обилие деталей остается все тем же. Периодически встречаются аляповатые платья, в которых намешано ужасное количество разных украшений, тканей и орнаментов.

В моду снова входят более темные цвета, причем чаще всего почему-то используется синий. Вырезы – достаточно большие, нередко – квадратные. Снова начинают использоваться шлейфы, каблук под платьем становится выше.

В прическах древнегреческие мотивы сменяются средневековыми, появляются первые посылы к тем укладкам, которые будут модны в следующем десятилетии.

1878 – 1891

Популярность турнюров все набирает обороты, теперь их можно встретить даже в детских платьицах. Силуэты модниц окончательно становятся вытянутыми, строгими и узкими спереди, где юбка сужается до смехотворной ширины, но турнюр сзади наоборот увеличивается. Декольте, открытые плечи и даже короткий рукав становятся допустимыми только в вечерних платьях, дневные же скрывают кожу женщины от подбородка до самых кистей рук. И снова в моде темные оттенки…

Прически этой эпохи очень сложные, для их создания нередко пользуются накладными локонами, часто встречаются короткие кудрявые челки. Сзади волосы укладываются петлями или косами.

1891 – 1901

Из моды наконец выходят турнюры, постепенно уменьшавшиеся к концу 1880-х. Им на смену приходят юбки-колокольчики, свободно спадающие и расширяющиеся к низу. Вполне возможно, что целое поколение великосветских дам, с детства носивших турнюры, были удивлены тем, что и без них можно выглядеть женственно, элегантно и изящно. Но радоваться рано. На смену турнюрам приходит другая, тоже диковатая мода – на рукава в стиле «баранья ножка», широкие у плеч, но сужающиеся к локтю. Количество мелких деталей тоже уменьшается. Неизменным в начале десятилетия остается туго затянутый корсет, однако к концу 1890-х и эта мода потихоньку начнет исчезать.

Прически, как и платья, становятся проще. Мир приближается к переломным десятилетиям XX века, когда женщины наконец получат многие желанные свободы. Как ни странно, одна из самых модных в 1890-х укладок – простой, в некоторых случаях даже слегка небрежный пучок на макушке.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Источник

Эволюция женского платья: от начала времён до теперь

Платье — излюбленный предмет одежды в гардеробе каждой леди. Оно является олицетворением женственности, грации, лёгкости и изящности. Но мало кто задумывался о происхождении платьев.

История возникновения и эволюция женского платья

История этого предмета гардероба берет своё начало примерно тогда же, когда и зарождается всё человечество. Само платье — видоизменённый плащ или мантия, произошедшее в результате усовершенствования кроя.

Эта одежда имела несколько другое значение, нежели в нашем понимании. Платьем в Средние века именовалось всё то, что надевается поверх нижнего белья: кафтан, рубашка, жилет, сюртук.

Первые прообразы женского платья — древнегреческие накидки, которые представляли собой два куска ткани, скреплённые на плече булавкой.

Создателями полноценного платья с рукавами считают византийцев. Эту одежду переняли не только многие страны Европы, но и Русь. Удобство летящих тканей привлекало и женщин, и мужчин. Брюки же считались одеждой для наездников вплоть до конца XV века.

Предметом исключительно женского туалета платья стали лишь в XVIII веке. Тогда же в моду вошли корсеты, пышные юбки и рюши. Кринолины, турнюры, множество слоёв нижних юбок делали их неудобными в носке и крайне тяжёлыми, но очень эффектными.

Читайте также:  Красивые рукава для платья реглан

Настоящая революция произошла в XX веке . Платья больше не сковывались корсетом, пышность и длина в пол перестали быть модными. Знаменитое чёрное платье Шанель, коктейльные платья от Диор до сих пор являются несравненной классикой.

История выпускного платья

Выпускной бал с давних времён считался самым важным событием в жизни юной леди. Роскошные наряды для этого праздника появились в XIX веке.

В Российской Империи выпуск из женской гимназии отмечался пышным балом, на котором ученицам впервые в жизни разрешалось примерить взрослые платья. Политические конфликты надолго прервали эту традицию, и лишь в конце XX века в СССР она была возрождена.

В Америке с 60-х годов прошлого столетия выпускной бал стал великим праздником, к которому школьницы готовились за несколько лет вперёд.

Именно в Штатах впервые зародился конкурс “Короля и Королевы” бала. Он был обусловлен восхищением жителей Америки королевской династией Англии.

Платья для выпускного во все времена соответствовали моде. В Российской Империи были популярны рюши, оборки, пышные рукава и корсеты.

Американские дамы выбирали платья, подчёркивающие фигуру и талию. Для создания силуэта “песочные часы” многие отдавали предпочтение нарядам с пышной, как балетная пачка, юбкой.

Модные тенденции значительно изменились , но женственность и эффектность платья для выпускного всё так же являются главными критериями.

Российские выпускницы выбирают яркие, но практичные наряды, в которых можно будет появиться после торжества. Нередко современные старшеклассницы отдают предпочтение ретро платьям.

История бального платья

Первые упоминания о балах относятся к Франции XVI века, когда престол занимал король Генрих.

В Российской Империи балы появились значительно позже, они являлись принудительной мерой Петра I. Целью бала было заключение договоров о браке или помолвке и обсуждение политики в неофициальной обстановке.

Каждый бал обязательно предполагал роскошные пышные платья. Моду задавали придворные дамы, тогда как остальные лишь копировали образы знатных особ.

Бальный наряд должен был быть изысканным, воздушным и романтичным. Именно на таких торжествах дамы не боялись глубоких декольте и отсутствия длинных рукавов. Девушки, у которых ещё не было избранника, отдавали предпочтение нежным пастельным тонам и обязательно прикалывали к платью небольшой букет.

Современные костюмированные балы проводятся на манер XVIII века, наряды девушек соответствуют стандартам тех лет.

История свадебного платья

Наряд для свадьбы — это особенное платье, о котором девушка мечтает с самого детства. Женщины подбирали для бракосочетания самые лучшие образы во все времена:

  • Древний Египет. Калазирис — традиционное платье невесты Древнего Египта. Он состоит из длинного куска ткани, который обматывается вокруг фигуры, крепится на плече и затягивается поясом на талии.
  • Древняя Греция . Ткань, скреплённая заколками на обоих плечах. Голова невесты покрывалась венком или золотыми нитями.
  • Средневековая Европа . Платье невесты в Европе не слишком отличалось от повседневного наряда. Отличался образ девушки, которая выходит замуж, лишь наличием головного убора в форме конуса. Этот убор покрывался фатой в пол из шёлка или льна.

Считалось, что чем длиннее конус на голове невесты, тем счастливее и дольше будет брак. Поэтому высота головного убора нередко достигала 2 метров.

  • Русь. На Руси богатые и роскошные свадебные наряды были неотъемлемой частью церемонии. Невеста надевала длинную рубаху, поверх которой накидывался сарафан с длинными рукавами, расшитый бисером, золотыми нитями. Знатные барышни отделывали наряд мехом. Обязателен был кокошник, покрытый драгоценными камнями, жемчугом и позолотой.
  • XVIII век. В XVIII веке впервые в белом платье у алтаря появляется принцесса Мюра, племянница Наполеона Бонопарта. Восхищённые дамы стали подражать невесте, вскоре белый цвет стал традиционным для каждой свадьбы.
  • Послевоенный период. После Второй мировой войны мода на свадебные платья часто менялась: пышные юбки и рукава сменяли наряды по фигуре, корсеты следовали за лёгкими и летящими платьями. Но неизменным и по сей день остаётся одно — белый цвет ткани.

В современном мире мода не ставит определённых рамок в выборе свадебного платья. Можно прийти к алтарю в брюках, в пачке или классическом платье — всё будет оценено по достоинству.

История коктейльного платья

Платья коктейльного типа сотворил Кристиан Диор в 1950 году .

Коктейльное платье — это платье с глубоким декольте и открытыми плечами длиной до колена и выше. Образ можно назвать завершённым только при наличии аккуратной шляпки, перчаток, болеро и маленького клатча.

В наше время ни одна коллекция модных дизайнеров не обходится без платьев для коктейля. Различные модели, ткани и цвета — наряд подберёт себе каждая девушка!

История вечернего платья

Платье для вечерних выходов появилось во времена правления королевы Виктории. Оно подразумевало наряд до щиколотки без рукавов и прозрачную вуаль. Но расцвет моды на вечерние платья произошёл в 50-х годах. Мэрилин Монро впервые предстала перед публикой в обтягивающем атласном платье с глубоким декольте. После чего женщины перестали бояться носить яркие, порой кричащие наряды.

В 80-х вечерние платья стали выглядеть вызывающе и даже вульгарно. Золотые украшения, прозрачные ткани, сильный макияж — всё это только оттолкнуло бы современных мужчин.

Сейчас девушки выбирают менее откровенные варианты платьев, но стиль и фасоны XX века всё так же актуальны.

Источник

Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов

Просматривая фильмы о судьбах людей эпохи классицизма 18-19 века, меня всегда удивляли и восхищали красивые платья, а именно, многообразие и фактура декора. Декора платьев и одежды было много, но он был разнаобразный: складки, кружева, перья, бусины, камни. Все это многообразие только подчеркивало изящество, грациозность и красоту женщин. В таких платьях каждая женщина чувствовала себя дамой высшего общества. Изучив костюмы 19 века, я решила поделится с вами небольшим кусочком истории костюма 19 века.

В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию.

В течение XIX века женская одежда медленно менялась в сторону реальных очертаний тела. В двадцатые и тридцатые годы талия вернулась на свое естественно место. Лифы платье стали уже, а юбки, по контрасту, шире. Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки. В 1850-60-х стали носить кринолины из стальных обручей.

На улице женщины носили шляпки или капоры, а дома — льняные чепцы. В 1820-х годах прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. К середине века прически стали гладкими, с прямым проборам, несколькими завитками волос и узлом сзади. Или все волосы просто зачесывали и убирали в шиньон. Шляпы и капоры носили до 1860-х, когда в моду вошли маленькие шляпки.

Образ светской дамы «пушкинской поры» — открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты — вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Моду первой половины XIX века в стилевом восприятии можно классифицировать следующим образом:
— до 1815 г (Период Ампир);
— 1815-1825 гг (Период Реставрации);
— 1825-30-е гг (Бидермейер);
— 1840-60-е гг (Второе рококо);
— 1840-50-е гг (Период малого кринолина);
— 1850-60-е гг (Расцвет второго рококо);
— 1870-80-е гг (Турнюр);
— 1890-е гг (начало эпохи модерн).

Примечательно, что в столь небольшие временные отрезки внешний облик модников радикально менялся, можно сказать, что подобная смена стилей равнозначна революции.

Читайте также:  Платье экокожа с карманами

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.

Источник

Эволюция женского платья в XIX веке

Найдены возможные дубликаты

История быта и искусств

717 постов 4.8K подписчиков

Правила сообщества

— упоминания политики в актуальном контексте

— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

— спорная информация без указания авторитетных источников

В туалет, как и в 18 веке, тоже двумя путями: либо просунуть судно под юбки, либо присесть на высоко установленный горшок/унитаз (вес при этом удерживается на согнутых ногах, а не переносится целиком на судно).

Ах, этот элегантный век!

Вот тут девушка очень доходчиво сделала видео. Еще у нее есть видосы как в таких платьях ходить и садиться, и вообще много на тему разных костюмов

Сесть двумя путями:

Мне лично очень нравятся платья с турнюром, в них так много женственности и утончённости) Спасибо за интересные посты)

Девятнадцатый век, любимая тема! Подписалась, сижу, читаю. Спасибо большое за яркие и познавательные посты

Что мешает носить платья и длинные волосы, раз уж они так нравятся?

Некоторые комплексы в отношении фигуры и лень. Джинсы удобней, напялил и пошел.

Ну так то платьями можно скрыть чуть ли не что угодно, в плане недостатков фигуры)

Как упоительны в Европе 19 века вечера.

Познавательно, спасибо вам.

Когда компилируете пост по иностранным источникам или просто переводите, стоит все-таки его редакторствовать.

Дело в том, что у нас люди больше на «Войну и мир» ориентируются, чем на «Унесенные ветром», когда речь идет о 19 веке. Это касается и образа женщины.

Во-первых, нет. Викторианская эпоха в совокупности намного популярнее ампира, к тому же даже те, кто не знают, в чем разница, скорее вспомнят про кринолин, чем про ампир. Совокупное влияние Бронте, Унесенных&Co, Диснея перевешивает влияние Наполеона. Если не брать поколение кому за 50.

Во-вторых, на советские фильмы вообще нельзя ориентироваться в этом плане. Желание было велико, бюджет мал. В итоге костюмированные фильмы выглядят удручающе в плане достоверности и качества реквизита. Вспомнить хотя бы Мушкетеров.

Вообще, «Война и мир» стоила около 100 лямов долларов по ценам середины 60х.

И является пока что одной из самых аутентичных исторических постановок в истории мирового кино. и заодно и одной из самых дорогих.

а что именно в мушкетёрах не отвечает настоящей моде того времени?

Franz Xaver Simm (1853–1918)

На картине девушка примеряет обувь:

На ней ампирное ожерелье с камеями и платок, повязанный на голове наподобие тюрбана. Ожерелье типа такого, возможно, из ракушек, как это:

Обувь, которую девушка примеряет, тоже ампирная, остроносые лодочки (slippers):

Типа таких, только более нарядные:

При этом дед одет в типичный костюм XVIII века, при этом не новый, это видно по прорехе на кюлотах:

Это типичная ситуация для рубежа XVIII и XIX веков, что старшие поколения одеваются по моде предшествующих десятилетий. Сложно понять, кто этот дедок. Это может быть продавец обуви (но тогда ему следовало быть одетым по моде и в новую одежду, раз уж он вхож в богатые дома). Может быть слуга, который помогает госпоже одеваться. (Тогда прореха образовалась от какой-нибудь работы). Наконец, это может быть отец барышни. Тогда дела семьи не так хороши, как можно подумать по ее наряду и обстановке дома. Возможно, последние деньги пущены на обновки для нее, чтобы на ближайшем балу она нашла себе хорошую партию, и поэтому пожилой отец лично курирует подбор недешевой обуви.

Могила прусской королевы Луизы (1776—1810)

Любимица народа королева Луиза безвременно ушла из жизни в возрасте 34 лет, заболев пневмонией. Овдовевший Фридрих Вильгельм III поручил архитектору Генриху Генцу незамедлительно начать работы по сооружению усыпальницы в парке Шарлоттенбургского дворца. В работе над проектом помимо самого короля принял участие Карл Фридрих Шинкель.

Строительство шло быстрыми темпами и было завершено через пять месяцев благодаря использованию неиспользованных архитектурных элементов других сооружений, например, колонн из дворца в Ораниенбурге или ступеней из парка Сан-Суси. После перезахоронения останков Луизы из временного пристанища в Берлинском кафедральном соборе на новом месте в Шарлоттенбурге, мавзолей вскоре стал популярным местом почитания усопшей королевы.

Скульптурное надгробие, выполненное для королевы Луизы Кристианом Даниэлем Раухом, является признанным шедевром берлинской скульптурной школы. Прусской. Голова королевы, увенчанная большой диадемой с пальметтами, покоится на подушке, украшенной венком звезд, она немного склонена и повернута к правому плечу, волосы ложатся волнистыми прядями. Лицо круглое, с небольшим лбом, нос с горбинкой, полные губы сомкнуты, подбородок полный и мягкий. Глаза закрыты.

После смерти Фридриха Вильгельма III в 1840 году здание мавзолея было расширено, чтобы разместить в нём также гроб с останками короля. Следующая реконструкция мавзолея с дополнительным увеличением его площади была проведена под захоронение в нём мраморных саркофагов Вильгельма I (сына Луизы) и его супруги Августы, созданных Эрдманом Энке. Мраморные саркофаги представляют собой кенотафы. Сами останки размещены в металлических гробах в склепе под основным помещением.

Диадемы на портретах XIX века

Чаиная. чаячья? Чайкина?

Воротник и муфта из голов и перьев чаек, Америка, конец XIX века

Дизайн украшений от Паскуале Новиссимо (годы активности: 1874 — 1914, Лондон)

Чайное платье

Чайное платье — вид домашнего наряда дамы, платье свободного кроя, как правило, из легких тканей. Под домашнее платье не надевался корсет или турнюр и в него можно было облачиться самостоятельно, без помощи горничной.

Данный вид платье появился в 1870-е годы и пользовался популярностью всю последнюю четверть XIX века, а также в первые десятилетия ХХ века, вплоть до 1920-х — 1930-х годов. В чайном платье дама ходила дома, в кругу семьи и самых близких друзей, однако оно не подходило для таких торжественных случаев, как прием гостей или званый ужин. Считалось неприличным появляться в домашнем платье на публике.

Как и все прочие дневные платье в гардеробе женщины в викторианскую эпоху, чайное платье было закрытым — руки и шея женщины в дневное время полностью скрывались под тканью; в чайном платье для вечера мог быть небольшой вырез, приоткрывающий шею.

Вероятно, крой чайного платья, имеющий общие черты с халатом, произошел из переосмысленной европейцами традиционной японской одежды — кимоно.

Ампирная мода

Женская мода ампирных десятилетий. (1790-е — 1825 гг)

Траурные украшения

Траурные украшения — это категория специальных ювелирных украшений, которые изготавливаются в память о покойном и носятся во время траура или дольше. Сама традиция очень древняя, первые примеры подобных украшений можно отнести к 16-17 векам. Но массовым производство траурных украшений станет значительно позже.

Ранний пример траурного украшения — пряжка из золота и горного хрусталя с волосами покойного. 1698 год. Тут проблема разделить траурные украшения от «мементо мори» — таких вещиц, напоминающих о смерти в эпоху барокко делали просто зашкаливающее количество. Это изделие типично траурное.

А вот это скорее «мементо мори». Во-первых, нет указания на конкретного покойника, ни волос, ни инициалов. Надпись означает примерно «познай себя», что также говорит в пользу версии «мементо мори».

Классические траурные украшения начали изготавливать со второй половины 18 века. Как правило, это были кольца или медальоны с росписью, изображающей надгробия и погребальные урны. Иногда еще скорбящие фигуры рядом с этими урнами. Популярным было использование волос покойного. Их сплетали особым образом и помещали под стекло или прозрачный кварц.

Однако наибольшая популярность траурных украшений приходится на период 1860-1890-х годов. Дело в том, что в 1861 году умирает любимый супруг королевы Виктории, принц Альберт. Виктория надевает траур по мужу, который носит до конца жизни. Как и все, что делает королева, траурный культ моментально становится популярным в Великобритании, а затем и в других европейских странах, но прежде всего в Англии и Франции, так как моды задают именно они.

Читайте также:  Платья зеленого цвета 2020

Типичная викторианская траурная брошь. Гранаты, жемчуг, волосы покойного. Викторианская эпоха любила регламент, поэтому материалы для траурных украшений подбирались очень тщательно и с большим символизмом. Нежелательным было использование золота, украшение не должно было быть броским. Совершенно исключались бриллианты, сапфиры, изумруды и вообще все яркие блестящие камни. Дозволенным оставался красный гранат. В начале века еще активно использовался аметист.

Идеальное траурное украшение должно было быть полностью черным. Для этого идеально подходил материал гагат. Гагат был удобен не только благодаря своему цвету, но и относительной легкости, что позволяло создавать из него крупные украшения, которые при этом не обременяли женщину. В результате цена на изделия из гагата поднялась настолько, что они перестали быть доступны менее обеспеченным слоям общества, в связи с чем появились имитации гагата и его заменители — черное стекло (т.н. «французский черный янтарь»), окрашенный рог и др.

Кроме черного, дозволенным был белый цвет. Белый был более уместен, когда умирала девушка или ребенок, так как символизировал невинность. Черный — во всех остальных случаях. Жемчуг был уместен всегда, поскольку символизировал слезы.

Ну а если очень хотелось надеть что-то блестящее (хотя по канону даже металлический блеск считался слишком броским и недопустимым, например, обшивали черной тканью даже слуховые трубки), то прибегали к разнообразным уловкам. Например, имитация бриллиантов из блестящей стали, подражающей форме огранки.

Викторианские правила вообще были очень строги, к примеру, все эти замечательные украшения дозволялось надевать только по окончании самого строго, полного траура, который длился от нескольких месяцев до года. В период полного траура полностью исключались любые украшения и любые ткани, кроме черного крепа и бомбазина. Только спустя несколько месяцев в гардеробе дозволялись первые послабления в виде белого, затем серого и лилового цветов, и можно было надеть траурные украшения.

К мужчинам требования были намного мягче: им достаточно было повязать черную ленту на руке. Мужских траурных украшений намного меньше, чем женских, но и они встречаются — это кольца, брелоки, запонки и тд.

Русская придворная мода

Установленный придворный дресс-код есть почти у каждой монархии вплоть до настоящего времени. В 19 веке общеевропейским придворным дресс-кодом было нарядное платье бального типа (с открытыми руками и плечами, зоной декольте) и обязательным шлейфом. Была своя придворная униформа и в Российской империи.

С конца 18 века в мемуарах и документах периодически мелькают упоминания «русского платья», которое в приказном порядке надевали дамы на какие-то мероприятия. Что из себя представляло русское платье до 1820-х точно не установлено. Вероятно, некое подобие сарафана с кокошником. В 1825 году на трон восходит Николай I. Именно при нем русское платье становится официальной и единственно допустимой придворной одеждой.

На коронации Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело:

Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами. Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах.

Однако это было бы слишком просто для такого педанта, как Николай I. Поэтому в 1834 году он издал специальный указ, в котором женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке. В том же году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов.

Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, спереди, к низу от талии шел разрез, открывающий юбку из произвольной материи белого цвета, чаще всего это был атлас. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки». Кроме того, всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».

Единственное отличие заключалось в цвете. Цвет тоже был строго определен статусом дамы. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зеленое платье; наставницам великих княжон — синее; фрейлинам Её Величества — пунцовое; фрейлинам великих княжон — светло-синее; гофмейстеринам при фрейлинах — малиновое. Фасон платья приглашенных ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу, они могли быть «различных цветов, с различным шитьем, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам».

Единственной «зоной свободы» были головные уборы. Классический кокошник дозволялось иногда заменять на диадему похожей формы. Отсюда огромное количество «русских тиар» из бриллиантов и жемчуга в форме кокошника. Так что обилие портретов явно небедных барышень в типа_русском_народном кокошнике объясняется не пламенной любовью к богатейшей культуре своих крепостных, а в желании продемонстрировать свой статус и близость ко двору. Придворное платье — самый нарядный и формальный ансамбль в гардеробе любой аристократки. Сами императрицы ходили в точно таких же платьях, только еще более роскошных и не так строго регламентированных.

Слева императрица Мария Федоровна, 1912. Справа — жена сенатора Н.Д. Чаплина, 1910-е.

Конечно, не смотря на все старания, русское придворное платье мало походило на русский национальный костюм, оно лишь старалось ему подражать в отдельных элементах. Пытаясь быть похожим на сарафан, оно все равно подчинялось тенденциям, господствовашим в европейской моде того периода. В 1830-е русское платье (это видно на картинках выше) имело ужасные рукава-буфы и было длиной до лодыжек, как тогда было модно. Как только в Европе случился романтизм, русское платье удлинилось, рукава стали нормальными. Правда, когда в европейскую моду пришел турнюр, русское придворное платье это проигнорировало и с середины века до революции уже существенно не менялось.

Русское придворное платье, 1888 год. Юбка из серебряного муара, лиф и шлейф из зеленого бархата с серебряным шитьем. Изготовлено французским модельером английского происхождения Чарльзом Уортом, любимым модельером многих королевских домов Европы.

В фасоне второй половины 19 века уже мало от 1830-х (и слава Богу). Как видно, и от русского тут уже практически ничего не осталось, даже классических кокошников. Их полностью вытесняют отдаленно напоминающие их диадемы.

Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года. Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их «парадной униформой» (не считая коронаций, венчаний) был парадный мундир. Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской (чиновники) службе, им полагались мундиры. Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды.

Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир (вместе с придворным чином или званием) оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества.

Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно. Европейцы воспринимали русский двор как «роскошный и слегка экзотический» — последнее благодаря национальным веяниям.

Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне:

Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами.

ПС. Все, конечно же, слышали про костюмированный бал 1903 года.

Подписывайтесь на наш канал, будет еще пост про придворную моду других стран.

Источник

Adblock
detector