Борис Пастернак — Осень: Стих
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.
И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Анализ стихотворения «Осень» Пастернака
Стихотворение «Осень» было написано Борисом Пастернаком в далеком 1949 году. Этот год был для поэта темным из-за проблем в личной жизни. В последние 10 лет Пастернак был дважды женат. В начале 40-х годов поэт познакомился с женщиной-журналисткой по имени Ольга Ивинская. Через некоторое время Пастернак понял, что в его сердце зародилась любовь к ней.
В 1949 году Ольгу арестовали и отправили в лагеря. Пока женщина находилась под арестом, поэт заботился о ее родственниках. Чувство одиночества не давало ему спокойно жить, это отразилось в стихотворении «Осень».
В произведении Пастернак описывает осеннюю природу и одиночество. Он старается скрыть свои душевные муки в осенней тишине. Поэт демонстрирует читателю мысль о том, что только природе можно доверить свои сокровенные тайны.
В первых строчках стихотворения перед читателем предстает образ главного героя. Лирический герой остался наедине с природой и «дал разъехаться домашним». Он отправляется в сторожевой домик, чтобы быть поближе к природе.
Интересно, но герой обращается к осени на «ты» и читатель сразу отмечает, что перед ним взрослый мужчина, а не юноша. Обращаясь к осени, как к давней подруге, лирический герой вспоминает прошлое и рассказывает о настоящем.
Уже в конце стихотворения становится понятно, что душевная тоска терзает мужчину не только из-за прихода осени, но и из-за потери любимой. Он не описывает ее внешность, упоминает только некоторые детали поведения. Например, как она снимает платье (как роща листья), как падает в объятия.
Главный герой не может жить без возлюбленной и просит осень сменить горечь на тоску. По мнению поэта, тоска менее болезненна для души, нежели горечь. Он уверен, что после тоски наступит радость.
Текст произведения содержит в себе осенние зарисовки, смешанные с чувствами мужчины. Осень представлена в виде пустыни, укрытой листьями. В центре пустыни находится чаша, наполненная горечью. Она ни на минуту не перестает наполняться тоской. Листья так же плотно покрывают землю, как страдания окутывают лирического героя.
Произведение состоит из 8 четверостиший. В первых 6-ти идет описание природы и переживания поэта, в последних строках возникает образ его возлюбленной. Ритм стихотворения следует дополнять интонацией, плавно переходя от спокойных тонов к восклицаниям.
Борис Пастернак в стихотворении «Осень» сумел соединить пейзажную и интимную лирику.
Источник
🍂 Осень (Я дал разъехаться домашним)
В стихотворении «Я дал разъехаться домашним» Пастернак сопоставляет осень, одиночество и природу, пытаясь показать осеннюю красоту в тишине одиночества и избавиться от собственной душевной боли. Автор в строках ведёт монолог, обращённый к осени, говоря с ней, а заодно и со своим одиночеством, как со старым другом.
И вот я здесь с тобой в сторожке…
🍂 Представляя осень, как подругу, он вспоминает прошлое и описывает час настоящего, когда лес безлюден, а лесные дорожки наполовину заросли. Тишина и покой идут рука об руку с поэтом, они помогают рождаться новым стихам и мыслям, доминируя над миром с его суетой и непостоянством.
Борис Пастернак просит осень превысить вчерашнюю горечь сегодняшней тоской:
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
По задумке поэта, тоска менее болезненна для души, чем горечь, а на смену тоске обязательно придёт отрада. Осеннее одиночество лечит душу, врачует душевные раны и помогает взвесить прошлое, оставив его в потёмках дня вчерашнего.
Интересны строки последнего четверостишья:
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга.
🍂 Они показывают, что за этой попыткой побыть одному в осенней тишине скрывается недавняя внутренняя драма, личная трагедия, которая сделала жизнь горче болезни. Осень вылечит и это, ведь недаром сказано Екклесиастом «Всё пройдёт». В сентябрьском шуме растворится и былая привязанность и вчерашнее увлечение. Надо только потерпеть и попытаться растворить боль в осенней тишине, когда сама природа выступает в качестве лекаря.
Анализ средств выразительности
Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба с перекрёстной рифмовкой (домашним, разброде, всегдашним, природе). Широко использованы средства художественной выразительности.
В стихе «Я дал разъехаться домашним» Пастернак использует метафоры:
…одиночеством всегдашним
Полно все в сердце и природе.
А также «заройся в осенний шелест» и «чаша горечи».
Эпитеты: осенний шелест, шелковою кистью, бревенчатые стены и т д.
Полный текст
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно все в сердце и природе.
И вот я здесь с тобой в сторожке,
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно,
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеeмся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри, или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Читает А Гребенщикова
Источник
Когда ты сбрасываешь платье пастернак
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.
И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.
(29 января [10 февраля] 1890 года, Москва — 30 мая 1960 года, Переделкино, Московская область) — русский поэт, писатель и переводчик. Считается одним из крупнейших русских поэтов XX века.
Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и был вынужден отказаться от премии.
Источник
Когда ты сбрасываешь платье пастернак
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
Показать полностью.
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Источник