Как выглядело платье для коронации последней русской императрицы
Парадные платья королев и императриц — это свадебные и коронационные. И если свадебное платье допускает вольность фасона и отделки, то коронационное подвержено строгому регламенту.
Сегодня расскажем о коронационном платье последней русской императрицы, супруги Николая Второго, Александры Федоровны. Оно сохранилось лучше всех остальных.
Николай Второй и Александра Федоровна. Фото anahnu.ucoz.ru
Фасон русского коронационного платья был подробно регламентирован еще Николаем 1, я расскажу об этом отдельно.
3 последние императрицы — Мария Александровна (супруга Александра Второго), Мария Федоровна (супруга Александра Третьего) и Александра Федоровна (супруга Николая Второго) — имели платья одинакового фасона.
Платье состояло из 3 частей — лифа, юбки и шлейфа.
Лиф имел неглубокое декольте в форме сердца, пышные длинные рукава со складками по окату и у запястья. Не очень широкая юбка, длинный шлейф — вот церемониальное платье в русском стиле.
Если фасон известен — остается только вышивка. Эскизы представляли четыре варианта рисунка, один из которых выполнил предположительно Врубель. Победил анонимный эскиз, выполненный, как говорят историки, фрейлиной Александры Федоровны.
Коронационное платье Александры Федоровны. Фото spletnik.ru
Для императорского двора шили несколько официальных портных. Платье к церемонии коронации изготавливала мастерская Ольги Бульбенковой. “Мадам ОльгА” — так ее назвали на французский манер.
С самого начала с платьем хлопот было много. Тонкая парча, которую выбрали изначально, под тяжелыми серебряными нитями перекосилась. Ткань решили заменить.
Официальный поставщик императорского двора — шелкоткацкая фирма Сапожниковых — присоединилась к процессу создания шедевра.
Коронация Николая Второго и Александры Федоровны, 1896 г. Фото wikiwand.com
Плотную парчу ткали в Москве, затем отсылали в Петербург. У Бульбенковой кроили, детали отправляли обратно в Москву, в Ивановский монастырь, для вышивки. Затем снова возвращали в Петербург для окончательной сборки.
Представляете себе, сколько километров проделало платье еще в процессе изготовления?
Если в процессе участвует слишком много человек, получается неразбериха.
Бедным монахиням пришлось ушивать и расставлять некоторые детали — швы проходили не там, где нужно, искажая рисунок вышивки.
Работа над платьем длилась год. Но результат оказался великолепным!
Коронационное платье Александры Федоровны. Фото ru-royalty.livejournal.com
Обратная сторона красоты серебряной вышивки — это ее вес. Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 (!) кг. А ведь была еще и 7-метровая мантия… Золотой глазет на шелковой подкладке, горностаевый воротник и отделка горностаем по всему краю.
Мантия Александры Федоровны. Коронация 1896 г. Фото commons.wikimedia.org
Глазет — вышивка золотыми или серебряными нитями “вприкреп”. Нить накладывалась на ткань и закреплялась мелкими стежками.
Итоговый вес всего коронационного наряда составил (только вдумайтесь) 23 кг!
Мантию и шлейф несли не мальчики камер-пажи, а юноши. Основная тяжесть приходилась на шлейф и мантию, поэтому камер-пажами были не мальчики, а юноши. Ребенок просто не смог бы поднять такую тяжесть.
Коронационный наряд Александры Федоровны. 1896 г.
Специально для этого у мантии и шлейфа были сделаны ручки, за которые и держали всю эту красоту, чтобы она не выскользнула из рук.
По давней традиции платья после коронации передаются на хранение в Оружейные палаты. Вот и в России, в Оружейной палате московского Кремля хранятся платья императриц, в которых их короновали на царство.
Вся информация взята из открытых источников.
Источник
Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Сразу предупрежу — не намерена обсуждать никакие этические или политические вопросы, мой блог посвящён истории костюма и моды. Так что предлагаю просто посмотреть на роскошный наряд — последний в череде коронационных костюмов Российской империи.
Мантия
Всего для коронации было изготовлено три мантии — не только для императора и императрицы, но и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Для них использовали особую гладкую парчу, т.н. «грань», двух видов — с гербами и без гербов, и поставили на подкладку из белого атласа. На три мантии ушло 2511 горностаев. 180 из них » изведено на хвосты «. То есть на каждую мантию ушло 837 зверьков, из которых 60 — только хвостики.
Русское платье
Специальный парадный наряд для придворных дам Николай I ввёл ещё в 1834 — т.н. «русское платье», «сарафан». Оно, конечно, имело мало общего с народным костюмом, с настоящим сарафаном, но всё-таки национальный колорит улавливался.
Работа по созданию коронационного платья заняла целый год, и сохранилась обширнейшая переписка по этому поводу. В процесс было вовлечено множество людей.
Наряд состоял из трёх частей — лифа с длинными откидными рукавами, отделанными белыми перьями, юбки, отделанной изнутри по подолу несколькими кружевными оборками и газовым воланом, и шлейфа. Его длина — 4 м 31 см, а к подкладке пришиты шесть петель, чтобы его можно было нести.
Ткань платья — роскошная серебристо-серая грань. Она гладкая и весьма плотная — ведь её должны были покрыть вышивкой. Фрейлина Мария Николаевна Ермолова, которая считалась знатоком рукодельных работ, и к которой обратились за помощью в разработке рисунков для вышивки, писала о знакомых художниках: » Один из тех, к кому я обратилась, приносил третьего дня очень красивый набросок рисунка для шлейфа, который мы с графом Комаровским критиковали, он — по части стиля, я — по отношению к вышиванию. Через неделю этот рисунок будет исправлен и готов, чтобы послать его Вам, и ещё один также. Эти два рисунка в стиле Людовика XIV и Людовика XV. Другой художник, очень хороший, на которого я больше всего надеюсь — из Васнецовских, хотел сделать рисунок в византийском вкусе, но до сих пор не освободился и только начинает рисовать «. Автор первого — рисовальщица Елена Тайхерт второго — Николай Козлов, и третий. Михаил Врубель! Был ещё четвёртый, некоего анонимного автора, в русском стиле. Вот его-то и выбрала императорская чета. И судя по сохранившимся документам, автором его была сама Ермолова. А вот «вырисовку по выкройке» делала потом Тайхерт.
Как писала Ермолова, » мне тоже этот шлейф казался самым подходящим. Разрисованный он будет гораздо лучше и богаче «. Серебро, блёстки и жемчуг (более килограмма мелкого жемчуга!).
Кстати, сначала разрабатывали рисунок для вышивки, а уже потом подбирали ткань, и довольно долго. Александра Фёдоровна просила, по возможности, сделать наряд не очень тяжёлым, и поначалу выбрали т.н. гас, гладкую лёгкую парчу. Но она очень мялась и смотрелась недостаточно эффектно. Глазет оказался слишком тонким. А вот грань оказалась хороша. Что до тяжести, то, как высказалась Ермолова, шлейф несут несколько человек, и выигрыш в несколько фунтов в таком случае не очень существенен. Всё это заняло довольно много времени, и Ермолова держалась молодцом, утешая «куратора проекта», В.В. Сипягина: » Вы, вероятно, ещё мало имели дела с тряпками. То, что с нами случилось теперь, всегда бывает, и я, признаться, это и ожидала. Не беспокойтесь, поспеем всё-таки «.
Грань пересылали из Москвы в Санкт-Петербург, там её передавали Ольге Бульбенковой, знаменитой мастерице, которой и поручили изготовление наряда. Ткань кроили, частично сшивали и отправляли обратно в Москву. Поскольку вышивку делали в московском Ивановском женском монастыре. А затем — снова к мадам Ольге. И так — много раз.
Проблем в процессе возникло немало. И стянувшаяся от вышивки ткань, и пятна, и использование машинной строчки (а не ручной), и внезапное потемнение материи (заподозрили, что у мадам Ольги грань прогладили утюгом), etc. Как писала Ермолова Сипягину, давая инструкции, » в комнате, где будут шить, должен быть совсем чистый воздух. Ни под каким видом не должно быть ни яблок, ни серных спичек. Гладить грань невозможно, на машине шить тоже. Извините, если надоедаю, очень уж боюсь, не вышло бы чего опять «.
Однако все трудности смогли преодолеть, и в результате получился просто «шедевр рукоделия», как выразилась сестра императрицы!
Аксессуары
Из серебряной парчи сделали и туфельки, и тоже вышили их жемчугом. Каблучок невысокий — всего 4 см. Кроме того, в коронационный «комплект» входили: 1) белые шёлковые ажурные чулки 2) белый батистовый платочек с кружевными прошвами и вензелем императрицы 3) белые лайковые перчатки. Правую Александра Фёдоровна так и не надела — в перчатке была только левая рука.
Княгиня Мария Сергеевна Барятинская вспоминала: » Императрица была одета в белое русское платье, обшитое жемчугом. Так как они еще не были коронованы, перед ними не несли никаких символов власти. Императрица была исключительно красива, но все заметили, насколько смущенной и нервной она выглядела «.
По окончании коронационных торжеств наряд императрицы (как и мундир императора) передали в Оружейную палату.
Источник
Жемчужная красота коронационного наряда императрицы Александры Федоровны
Майским днем 1896-го года Успенский собор Московского кремля был полон народа: состоялась последняя коронация императорских особ в истории России. Невероятной красотой отличался наряд императрицы
Александры Федоровны – великолепная мантия с горностаем, сияющее платье и чудесные жемчужные ожерелья. Сама немецкая принцесса, которая переходила в новый для нее статус русской царицы, была крайне взволнована, бледна и шла, опустив очи. Ее нервное напряжение заметили все окружающие.
Коронационное облачение супруги Николая Второго было по-настоящему роскошным. Будто и не платье с мантией надела смущенная немка, а произведение искусства из ткани, меха и нежных жемчужин.
Несколько нитей крупного жемчуга с изысканной подвеской украшали шею государыни, подчеркивая не только ее благородное происхождение, но и особую прелесть юного возраста царицы.
Присмотритесь внимательно к фотопортретам императрицы: заметили, что она всегда была серьезна и никогда не допускала даже легкой улыбки? Поначалу придворные шушукались за спиной царственных особ: мол, немка такая чопорная, холодна, как лед, молчалива.
Ни то слишком горделивая, ни то плохо себя чувствует. Дело в том, что прибывшая в Россию иностранка ощущала себя крайне неуютно, смущалась и робела.
К тому же, принцесса получила очень строгое воспитание в лучших традициях английских условностей. В общем, в роскоши горностая, сиянии серебра, бриллиантов и жемчуга Александра Федоровна всегда была воплощением неземной серьезности и торжественности.
А царственное коронационное платье стало результатом огромного труда немалого числа людей в течение двенадцати месяцев. Один только шлейф в длину достигал четырех с половиной метров.
Прекрасную ткань, грань серебристо-серых переливов, лучшие вышивальщицы должны были украсить великолепными узорами. Шикарный шлейф сначала разрисовали, а потом и расшили вручную изящным серебром и перламутровыми жемчужинами. На отделку этого вшедевра ушло более одного килограмма мелких перлов.
Интересный момент: заготовки ткани несколько раз пересылали из Москвы в Санкт-Петербург, а потом обратно. Поскольку в Питере платьем занималась известная модистка О. Бульбенкова, а декором наряда — вышивальщицы Ивановского женского монастыря. Этапы кройки, шитья и вышивки чередовались попеременно.
Обувь для коронации пошили из благородной серебряной парчи. Туфли на небольшом четырехсантиметровом каблуке также украсили прекрасными жемчужинами. Конечно, все составляющие торжественного аутфита весили немало, однако, учитывая тот факт, что шлейф должны были нести несколько человек, длину одеяния сокращать не стали.
Кстати, в последующие годы совместной жизни с Ники императрица непременно надевала роскошные платья и бриллианты к обеду, даже если они с супругом приступали к трапезе только вдвоем.
Приближенные фрейлины вспоминали, что в повседневной жизни Ее Величество обожала прекрасные перстни и дорогие браслеты. У нее было любимое кольцо с крупной жемчужиной. Не расставалась Александра Федоровна и с драгоценным крестом, который украшала россыпь сапфиров.
Император дарил любимой Аликс ювелирные подарки не только по случаю рождения детей, но и на различные праздники, зная ее страсть к дорогим украшениям.
Так, среди презентов мужа упоминаются бриллиантовая брошь с нежно-розовыми топазами; бриллиантовый крест; брошь с четырнадцатью аквамаринами разной величины; диадема, инкрустированная миниатюрными бриллиантами и несколькими топазами цвета розового бутона.
Список украшений, пополнивший личную коллекцию государыни, вероятно, был очень длинным. Как и творения лучших ювелиров, которые предстали взору окружающих в день коронации царственных супругов, драгоценности Аликс олицетворяли величие не только самой царицы, но и всей Российской империи. Той, что стала для испуганной и строгой немецкой аристократки новым пристанищем, судьбой и Отечеством.
Источник
Коронационные платья российских императриц. Часть 2
Далее в нашем цикле «Коронационные платья русских императриц» перейдем к супругам российских императоров.
Мария Федоровна, супруга Павла I
По запросу «коронационное платье Марии Федоровны» вы увидите массу прекрасных фото платья. конца 19 века. Принадлежавшего Марии Федоровне, супруге Александра III.
Но нас интересует совершенно другой период.
Жену Павла I звали в девичестве София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, и жила она с 1759 по 1828 год.
Молодую Марию Фёдоровну современники описывали как «близорукую, статную свежую блондинку, очень высокого роста и склонную к преждевременной полноте», которая могла носить с утра до вечера пышное церемониальное платье, утомлявшее кого угодно, но только не её. Даже во время беременности она не снимала парадного платья и неизменно затягивалась в корсет.
На ее портретах можно увидеть как платья конца 18 века, так и ампирную моду.
Коронация же была 5 (16) апреля 1797 года. То есть нас явно должно интересовать платье с фижмами по моде конца 18 века.
Само платье, насколько я могла понять, не сохранилось. Поэтому нам остаются портреты.
1 — Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина. 1776 г.
2 — Alexander Roslin .Портрет Великой княгини Марии Федоровны.около 1777 г.
3 — Портрет императрицы Марии Федоровны. Неизвестный художник по оригиналу Л.Э. Виже-Лебрен. Начало XIX в.
4 — lisabeth Vige-Lebrun .Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1799 г. Предположительно, именно на нем изображено коронационное платье.
5, 6, 7, 8 — МАРТИН ФЕРДИНАНД КВАДАЛЬ Коронация Павла I и Марии Федоровны. 1799 г.
Как видите, платье изображено довольно условно, кроме цвета и рукавов понять практически ничего нельзя.
Ну и еще два портрета уже по моде XIX века
9 — Россия, 1823 г. Автор Кюннель.
10 — Schultz Ludwig — Portrait of Empress Maria Fiodorovna. XIX век
Елизавета Алексеевна, жена Александра I
Платье ее тоже не сохранилось, так что опять будут портреты.
Но сначала хотела немного сказать о ней самой.
Вы знаете, в меня сейчас могут полететь тапки, но я не люблю ампир. В первую очередь за то, что взяв за основу греческих богинь ампир умудрился воплотить их в образе кротких безвольных овечек. Одинаково беленьких привидений в идентичных ночных рубашках.
Приношу извинение, если кого-то задела, ампирные платья тоже бывают очень красивы, но общий образ — он какой-то такой.
А еще, читая о ее судьбе я думала о том, что всю историю Христианской Европы и России ( не только, но я о них) люди придумывали массу способов загнать себя в противоестественные рамки, пойти наперекор и поперек своей природы, заставить следовать этим странным правилам других, а потом на досуге размышляли о том, что скорбь и страдания — суть человеческой жизни.
Нежная, кроткая, красивая принцесса Луиза, умная, прекрасно образованная и принц Александр, внук Екатерины Великой.
14-летнюю девочку и 15-летнего мальчика свели вместе, заставили назвать друг друга супругами, придумали кучу розовой романтики о Амуре и Психее и всю оставшуюся жизнь шпыныли за неспособность быть не друзьями, но любить друг друга как мужчина и женщина.
К моменту коронации, всего к 22 годам, Елизавета была замужем 8 лет, пережила смерть дочери, практически не виделась с мужем и пряталась от мира уже многие годы.
Девушки, когда вам очередной раз приходит в голову мысль о том, как было тогда прекрасно — почитайте о судьбах женщин тех времен. Наденьте джинсы, бегите на любимую работу, влюбляйтесь, расставайтесь, живите ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
А пышные платья со шлейфом наденем на костюмированный бал. И в корсет если и утянемся, то по личной придури, а не по велению общества и морали.
Александра Фёдоровна Фридерика Шарлотта Вильгельмина Прусская
годы жизни 1798 — 1860
Жена российского императора Николая 1
Принцесса прибыла в Россию, приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 13 июня 1817 года, в возрасте 19 лет, в церкви Зимнего дворца обвенчалась с Николаем Павловичем, которому исполнился 21 год. При русском дворе новую великую княгиню приняли любезно. «Нам памятна её величественная и строгая фигура, представлявшая законченный тип немецкой красоты», — писал современник. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Брак их был многодетным.
В молодости Александра Фёдоровна была изрядной кокеткой, сорила деньгами на лучших курортах Европы, почти каждый год ездила с мужем в Германию. Именно она стала причиной появления известной поговорки.
Герцен в № 1 своего «Колокола» писал о Александре Федоровне :
«Снова вдовствующая императрица дала Европе зрелище истинно азиатского бросанья денег, истинно варварской роскоши. С гордостию могли видеть верноподданные что каждый переезд августейшей больной и каждый отдых ее — равняется для России неурожаю, разливу рек и двум-трем пожарам.»
Рождения 8 детей и климат Петербурга сильно подкосили ее здоровье, но Александра Фёдоровна умела владеть собой, скрывать под маской безоблачного счастья обиды и слёзы, старалась казаться здоровой и весёлой, когда её мучила лихорадка.
В 1845 году, когда врачи велели Александре Фёдоровне ехать для поправки здоровья на юг, в Палермо, казавшийся несгибаемым император умолял их со слезами: «Оставьте мне мою жену!» Не в силах вынести разлуку, он совершил путешествие на Сицилию.
В 1854 году Александра Фёдоровна была как никогда близка к смерти. Через год, после кончины Николая I, она затворилась в Александровском дворце и на протяжении пяти лет носила титул вдовствующей императрицы. Она была окружена избранным кругом любимых фрейлин. В эти годы императрица всё чаще болела, лечилась в Швейцарии, Ницце и Риме, а вернувшись из заграничной поездки в июле 1860 года уже не переставала хворать. Александра Фёдоровна скончалась 20 октября 1860 года в Царском Селе, ей было шестьдесят два года.
Довольно часто встречаются портреты Александры Фёдоровны в платьях, выполненных в русском стиле.
Коронационное же платье переходное от ампира к романтизму и традиционно европейское.
На этом я заканчиваю вторую часть цикла «Коронационные платья русских императриц». В третьей части я расскажу вам о трех последних императрицах, женах Александра II Александра III и Николая II. Первая часть здесь >> .
С теретьей частью можете ознакомиться здесь>> .
Источник