Меню

Квакерский вид платья это

Квакерство

Квакерство

Квакеры (англ. Quakers , от глагола to quake — «трястись», «трепетать», «содрогаться»; официальное название — Религиозное Общество Друзей (квакеров)) — конфессия, возникшая в среде радикальных пуритан (диссентеров или нонконформистов) в годы Английской революции в середине XVII века. Первоначальное название — «Христианское Общество Друзей Внутреннего Света». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения как оскорбительное прозвище, а впоследствии ставшее самоназванием, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления — Джордж Фокс — на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном» [1] . Другая версия гласит, что ранние квакеры во время своих богослужений содрогались при снисхождении на них Святого Духа [2] . Третья версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого бога [3] .

Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда — 1648, когда Дж.Фокс впервые выступил с проповедью).

Квакеры известны неприятием насилия в любой форме, а также широкой социальной деятельностью, направленной на утверждение в обществе идеалов гуманизма и пацифизма.

Число последователей квакерства в мире на сегодняшний момент составляет порядка 360000 человек. [4] Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании).

Содержание

История Общества Друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI—XVII вв., которые можно разделить географически:

— континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера, Ж. Кальвина, народных движений и сект (главным образом, фамилистов, анабаптистов, меннонитов), идеями немецких мистиков (Я. Беме, М. Экхарта, К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма;

— собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями народных сект: сикеров (Seekers), лоллардов, баптистов, рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624—1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. [5] В 1652—1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа: [6]

  • «революционный» (1648—1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления «Друзей» властям (1661—1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл, Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию. Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. [6] В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии: католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 — Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства — джентри, другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. [6] Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом». [7]

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание секты, ее организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля, а после реставрации — против Стюартов. Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии» в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров. Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г. Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648—1690) и Уильям Пенн (1644—1718), взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania — «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию, Голландию, Германию и Северную Америку (в 1672—1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана, чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошел ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную «Всеобщая Конференция Друзей» (Friends General Conference) с центром в Филадельфии, шт. Пенсильвания.

Евангельские собрания в 1902 г. образовали «Пятилетнее Собрание» (Five Years Meeting), разделившееся в 1966 г. на «Объединенное Собрание Друзей» (Friends United Meeting) с центром в г. Ричмонд, шт. Индиана и «Альянс Евангельских Друзей» (Evangelical Friends Alliance), ставший в 1990 г. «Международной Организацией Евангельских Друзей» (Evangelical Friends International).

Число консервативных («вилбуритских») собраний квакеров было и остается невелико. [8]

В 1937 г. был создан Всемирный Консультативный Комитет Друзей (FWCC), имеющий консультативную и координирующую функции и осуществляющий взаимодействие между различными квакерскими организациями. Его офис находится в Лондоне.

В 1947 две квакерские организации — «Американский комитет служения Друзей» [9] и британский «Совет служения Друзей» [10] — награждены Нобелевской премией мира.

Квакеры в России

Пётр I познакомился с английскими квакерами в 1697 году. Они старались обратить его внимание на условия, в которых находились крепостные, обращали его внимание на необходимость открытия школ для простых людей.

По просьбе Александра I в Санкт Петербург приехал квакер Даниэль Уилер с семьёй. Он занимался осушением болот вокруг города.

Трое английских квакеров в 1854 году посетили Россию и нанесли визит Николаю I, пытаясь своей миссией предотвратить Крымскую войну.

В начале ХХ века Друзья из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой Мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

«Московское Месячное Собрание Друзей (квакеров)» получило свой официальный статус в 1995 году. В настоящий момент оно насчитывает не более 15 официальных членов и находится, по свидетельствам очевидцев, в крайне плачевном состоянии. Молитвенные собрания проводятся раз в неделю по воскресеньям (район метро Парк Культуры).

Также в Москве существует неформальная квакерская группа, которая проводит молитвенные собрания два раза в месяц по субботам.

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани, Барнауле, Петербурге.

На территории бывш.СССР квакерские группы есть в Грузии, Латвии, Эстонии. Все они относятся к либеральному течению и не имеют пасторов.

Роль своего рода ресурсного центра для говорящих на русском языке выполняет общественная организация «Дом Друзей» (г.Москва).

Вероучение квакеров

Исторически в основе теологии квакеров лежит доктрина о внутреннем непосредственном откровении Святого Духа, авторитет которого выше «Священного Писания», поскольку, согласно Р. Баркли, Писание является «декларацией источника, а не самим источником» [11] . Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» — часть божественной природы, заложенная в человеке и не являющаяся частью человеческой природы. Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. Понятие «Света» является синонимом следующих понятий: «Семя» (Seed), «Искра» (Spark), «Благодать» (Grace), «Дух Христа» (Spirit of Christ), «то, что от Бога в каждом» (that of God in everyone), «Внутренний Христос» (Christ Within). Современный квакерский американский теолог Уилмер Купер пишет, что «Друзья никогда не были точными насчет значения […] и часто использовали схожие термины взаимозаменяемо» [8] .

В настоящее время объединяющим моментом для представителей различных квакерских течений (в т.ч. христиан, универсалистов и др.) является отсутствие обрядов, отказ от таинств, признание «присутствия Бога в каждом человеке» и выводимые из него четыре основных принципа («свидетельства»):

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business). До последнего времени раз в три года Всемирный Консультативный Комитет Друзей (FWCC) проводил Триеннале (Triennial) — деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено «общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений». [4] В данное время идет пересмотр этой практики. Структура всемирных встреч, посвященных деловым вопросам, находится в стадии согласования.

Молитвенное собрание

В разных квакерских традициях молитвенные собрания (meetings for worship), проходят по-разному. Для либеральных и консервативных квакеров характерны непасторские или «непрограммированные » (unprogrammed) формы молитвенных собраний. Для евангельских квакеров — пасторские или «программированные» (programmed). Обычно богослужения проходят по воскресеньям и длятся около часа.

Основой непасторского молитвенного собрания является «ожидание озарения в молчании». Квакер, почувствовавший внутренний призыв выступить с проповедью, как правило встает и произносит короткую речь, которая воспринимается собранием как одна из истин, открываемых свыше. Иногда собрания могут проходить в полном молчании. Подобная форма богослужения может внешне чем-то напоминать медитацию.

Пасторские собрания евангельских квакеров скорее похожи на богослужения христиан-протестантов. Они проводятся пастором и могут включать чтение проповеди, отрывков из Библии, исполнение песен, гимнов. Также небольшое время отводится «молчаливому ожиданию».

В квакерской практике встречаются следующие типы молитвенных собраний:

— полное молчание (sharing silence);

— ожидание в молитве (молчаливая молитва) (waiting (silent) worship);

— частично программированное (partly (semi-) programmed worship): как правило, включает в себя молчаливую молитву;

— полностью программированное (fully programmed worship);

3) общение в духе молитвы (worship sharing): допускаются высказывания только на специально избранную тему, формально собрание проходит как молчаливая молитва. Данный тип используется, например, на деловых собраниях, когда нужно принять решение по определенному вопросу.

Ссылки

  • quakers.ru — официальный сайт Религиозного Общества Друзей (квакеров) на русском языке.
  • community.livejournal.com/quakers_ru/ — русскоязычное квакерское сообщество в «Живом Журнале»
  • quaker.org — официальный сайт Религиозного Общества Друзей (квакеров) на английском языке.

Литература

  • Т. А. Павлова. Дух Просвещения и ранние квакеры // Человек XVII столетия. Часть 1. — М., ИВИ РАН, 2005, с. 149—159.

Примечания

  1. Покровский А. И. Квакеры // Христианство. Словарь в 3тт. Т.1. — М.: БРЭ, 1993. Стр. 720.
  2. http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/2/2069.htm — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  3. Пучков П. И. Квакеры // Народы и религии мира. Энциклопедия. — М.: БРЭ, 1999. С. 749.
  4. 12http://fwccworld.org/find_friends/map.shtml — FWCC’s map of quaker meetings and churches; http://www.quakerinfo.org/resources/worldstats.html
  5. Дуглас Дж. (Douglas J. D.) Фокс, Джордж // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. — М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. — С. 1295.
  6. 123 Павлова Т. А. Джон Беллерс и английская социально-экономическая мысль второй половины XVII в. — М., 1979. С. 98-99.
  7. Reay B. The Quakers and the English Revolution. — London, 1985. — P. 9.
  8. 12 Cooper W.A. A living faith: historical and comparative study of Quaker beliefs. — Richmond, Indiana: Friends United Press, 2001. — P. 7, 12.
  9. http://n-t.ru/nl/mr/afsc.htm
  10. http://n-t.ru/nl/mr/fsc.htm
  11. Barclay’s Apology In Modern English. Ed. by D. Freiday. — Newberg: The Barclay Press, 1998. P. 46.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Квакерство» в других словарях:

квакерство — квакерство, квакерства, квакерства, квакерств, квакерству, квакерствам, квакерство, квакерства, квакерством, квакерствами, квакерстве, квакерствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

квакерство — кв акерство, а … Русский орфографический словарь

квакерство — а, с. Система протестантських догматів віри, релігійних відправ і триб життя квакерів … Український тлумачний словник

квакерство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови

Квакерство (Общество Друзей) — Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Джорджем Фоксом. Термин Quakers букв. трясущиеся первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend общество друзей. Квакеры проводят иде… … Религиозные термины

Квакеры — / Квакерство (Общество Друзей) ♦ (ENG Quakers/ Quakerism (Society of Friends) основанное в Англии в середине 17 в. Джорджем Фоксом ( 1624 1691 ) квакерство проповедует учение о внутреннем свете (освящение Святым Духом) и отрицает… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Сектантство — сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гомосексуальность и христианство — В настоящее время среди христиан существуют различные мнения по поводу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. На протяжении практически всей христианской истории гомосексуальные отношения рассматривались в христианстве как грех, а его… … Википедия

Христианство и гомосексуальность — В настоящее время среди христиан существуют различные мнения по поводу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. На протяжении практически всей христианской истории гомосексуальные отношения рассматривались в христианстве как грех, а его… … Википедия

квакеры — квакеры, одна из протестантских конфессий, принадлежащая к радикальному крылу английского пуританства. Название происходит от англ. «quake» («трястись») и связано, по видимому, с утверждениями последователей этой конфессии, что они испытывают… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Источник

Читайте также:  Платье сетка черное как носить

Платье © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Христианство
Портал:Христианство
· ‎