Меню

Кыргызское национальное платье женское

Одежда кыргызов

Исследователи отмечают традиционность одежды народов Средней Азии, сложившейся в рамках единой культуры. Если раньше в ней имелись существенные различия, то на протяжении веков они успели сгладиться и образовать нечто цельное. Однако при единстве конструктивной основы, одежда киргизов не утратила самобытности, особенно отчетливо проявляющейся в отделке и способе ношения. Исследователи отмечают недифференцированность некоторых видов мужской и женской одежды у киргизов в прошлом. Основной нательной одеждой у мужчин являлся распашной халат, у женщин — нераспашная рубаха. Когда, кроме нательной, появилась верхняя одежда, она не отличалась покроем от мужской нательной — разница была лишь в материале и второстепенных деталях.

Широкое распространение имела одежда из войлока, кожи, шкур диких и домашних животных, из грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий изготовлялась из покупных тканей, поступавших преимущественно из среднеазиатских ханств. Привозились и готовая одежда, обувь, украшения, лечебная и декоративная косметика http://www.izkis.ru/. Вместе с тем одежда являлась важным индикатором, определявшим социальное и имущественное положение населения. Все исследователи XVIII—XIX вв. отмечали резкий контраст в одежде знати и бедняков.

Верхняя мужская одежда киргизов была халатообразного покроя. К традиционным видам ее относятся кементай и чепкен. Зимой киргизы носили меховые шубы (ичик), в горных районах — с меховым воротником-шалью. Другим видом национальной зимней одежды был длиннополый нагольный овчинный тулуп (тон) с длинными рукавами. В северных районах его шили с большим меховым воротником, в южных — без воротника. Полы, подол и ворот обшивали мехом.

Нательная мужская одежда состояла из длинной прямого покроя распашной рубахи и шаровар. Особенно нарядными были праздничные шаровары, которые шили из замши оранжевого цвета. Они отделывались цветным швом; с боков и снизу их расшивали яркими сложными узорами, выполненными цветным шелком и гарусом. Носили такие шаровары лица знатного происхождения.

Обязательной деталью мужского костюма был пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки из домотканой или фабричной ткани. В южных районах для этой цели использовали большие платки, сложенные по диагонали, вышитые по краям. У богатых были распространены широкие кожаные пояса с массивной пряжкой, отделанные серебряными украшениями. На поясе киргизы носили небольшую сумочку, мешочек для пуль. Один из таких богатых поясов встречался в Токтогуле. Со временем хозяин обещал передать его в музей.

Довольно разнообразными были головные уборы. Зимой мужчины носили меховую шапку — тебетей — с широкой опушкой из черной овчины, лисьего меха, с суконной или бархатной тульей. В горных районах носили малахай из овчины, отделанный по краю меховой опушкой. Распространен был старинный колпак из белого войлока, с высокой тульей и полями, отороченными черным бархатом, тесьмой или цветной тканью. У разных родоплеменных групп были некоторые различия в покрое и форме колпака. В широком обиходе у пожилых мужчин были тюбетейки конической и уплощенной формы. Их носили летом, а также надевали под колпаки и зимние шапки.


Обувь изготовляли из сыромятной кожи. Сапоги шили с невысокими голенищами, скроенные из цельнокройного куска кожи. Пожилые мужчины носили сапоги из тонкой черной кожи, без каблука, на мягкой подошве. Носили их обычно с галошами из конской кожи. Шили киргизы и нарядные сапоги со скошенным внутрь каблуком, с узким следом и высокими голенищами. Низ сапог отделывался цветным кантом. Такие сапоги носили и мужчины и женщины, однако, женские сапоги шили в основном из цветной кожи.

Женские нательные платья-рубахи шили преимущественно из белой хлопчатобумажной ткани, реже — из цветной. Они были длинные с широкими рукавами. Особенно красочно расшивались женские манишки из белой ткани.

Читайте также:  Платье с юбкой солнце с воротником

Верхняя женская одежда во многом напоминала мужскую. Как и мужчины, женщины носили короткую безрукавку на подкладке. Распашная юбка являлась принадлежностью замужних женщин. Она была с пышными сборами, обшивалась черным бархатом или украшалась нарядной вышивкой. Разнообразен и оригинален женский головной убор. Летом девушки носили тюбетейки из разноцветных тканей, которые расшивались шелком, гарусом, серебром, золотом. Зимние шапки имели коническую форму, верх их шили из цветного сукна, низ оторочивали мехом. Своеобразен традиционный женский национальный головной убор — элечек—из белой тонкой ткани длиной 3—5 м, которую наматывали на голову в виде тюрбана. Форма элечека имела локальные различия, отражавшие родовые традиции. По краю элечек украшался вышивкой. Такой тюрбан носили только замужние женщины.

Основные типы одежды и ее покрой были распространены повсеместно. Весьма существенной особенностью, которая определяла в прошлом внешний облик киргиза, была классовая принадлежность владельца одежды. Бедняк в качестве верхней одежды обычно вынужден был довольствоваться халатом из грубой армячины, а домашняя прислуга получала поношеннуюnодежду какого-либо из членов богатой или зажиточной семьи.

Несмотря на экономическую и культурную отсталость, усугублявшуюся тяжким гнетом феодалов и постоянной борьбой с внешними врагами, киргизский народ достиг высокого уровня искусства, тщательно сберегая свои культурные традиции. На их основе был создан единый народный стиль, характерными чертами которого были простота, строгость, выразительность художественных форм и самобытность.

Источник

По одежке встречают. Что носили наши предки?

Limon.KGКыргызская национальная одежда остается практически неизменной на протяжении семисот лет. Одежда кыргызов является основной частью материальной и духовной культуры народа. Все наряды тесно связаны с историей народа — они четко отражали социальный статус, семейное положение и возраст человека. Отличительная черта национальной одежды — приспособленность к условиям кочевой жизни, верховой езде и особый покрой.

Исследователи XIX века не раз отмечали резкий контраст в одежде бедняков и богатых. Национальная одежда кыргызов реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX – начала XX веков. Одежда простого народа и знатных людей отличалась качеством материала и количеством украшений. Старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, обувь изготавливалась из красной кожи.

Национальная мужская одежда

Мужская одежда кыргызов состояла из нательной и верхней одежды. Было несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши — «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Такие шаровары носили богатыри и богатые люди. Шили их настолько широкими, что в них свободно заправлялись халаты. Зимними одеждами были меховые шубы под названием «ичик». Кстати, кыргызы особо ценили шубы из меха диких животных, таких как волк, лиса, рысь и другие. Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык, пайчеки из недубленой кожи, головные уборы: тебетей, калпак и малакай.

Еще одним атрибутом мужского костюма был пояс «кемер» и ремень «илгич» с принадлежностями. Пояса обычно носили поверх халата, который называется «чепкен».

Национальная женская одежда

Женский гардероб тоже состоял как из нательной, так и из верхней одежды. На груди женских рубах всегда имелась вышивка, а если ее не было надевали нагрудник «жака», расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «бельдемчи». В качестве боевой одежды «бельдемчи» использовали и мужчины, но в таких случаях их покрывали металлическими пластинами.

Читайте также:  Рисование украшение платья для куклы

Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, кораллы и другие драгоценные камни. Существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка — «тебетей», высокий головной убор без завязок-ушанок «шөкүлө» и головной убор тюрбан «элечек». В состав головного убора «элечек», «келек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку — «чыптама», камзол с короткими рукавами — «кемсел», халат — «чапан», стеганый халат — «чепкен». Как и у мужчин зимняя одежда состояла из меховых шуб — «ичик».

В то время у всех кыргызских женщин были длинные волосы, поэтому у них были накосники: длинные бархатные полоски в виде трубочек, в которые прятали косы — «чачпак». На них нашивали различные украшения. У женщин были разные серебряные украшения, такие как накосные украшения — «чач учтук», «чач мончок», серьги — «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные — «тумар», «бой тумар», браслеты — «билерик», кольца — «шакек» и другие.

Сейчас одежды с национальными узорами в моде. Такие известные дома моды, как «Дильбар» используют в дизайне национальные мотивы.

Источник

Женский костюм

По традиции, женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан.
«Бельдемчи» — распашная юбка, пришитая к широкому поясу. В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом.

«Бельдемчи» носили поверх камзола – «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную «бельдемчи» женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка.

Шапочка – непременный атрибут замужней женщины, она плотно садилась на голову и закрывала волосы. Головной убор украшался вышивкой выполненной различными типами швов. Узоры орнамента делались разноцветными нитками, основными цветами рисунка были, красный, желтый, зелены и белый. Готовое изделие оторачивалось красной тесьмой.

Поверх шапочки обязательно надевали «элечек» — тюрбан из белой материи. Первый раз женщине надевали тюрбан, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном напутствии, молодой желали: «Пусть с твоей головы никогда не упадет белый элечек», это было пожелание долгой и счастливой семейной жизни.

«Элечек» носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.

Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные мехом с перьями на голове -«тебетей».

Так же в комплект женской одежды обязательно входило длинное и свободное платье — рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда – «камзур». Зимой женщины носили шубу – «ичик» и сапоги из красной юфты на высоком деревянном каблуке и со слегка загнутым носком. Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов.

Источник

Кыргызское национальное платье женское

Особенности кочевого образа жизни кыргызского народа нашли свое отражение в национальной одежде. Во-первых, одежда должна была быть легкой и удобной, чтобы в ней можно было комфортно передвигаться верхом на лошади. Во-вторых, одежда должна была быть прочной, но незамысловатой, чтобы ее можно было без труда изготовить в натуральном хозяйстве. В-третьих, она должна надежно защищать человека от холодов, что немаловажно в условиях горного климата. Основными материалами для изготовления одежды были грубая шерсть, войлок, шкуры и кожа домашних животных. Знатные семьи могли позволить себе одежду из дорогих тканей, привезенных из городов Великого Шелкового Пути.

Читайте также:  Креативное свадебное платье для полных

Верхняя мужская и женская одежда называется чапан. Чапан представляет собой подобие халата на вате или из прочной и теплой шерстяной ткани, с пуговицами и стоячим воротником. В зимнее время носили овчинные тулупы – тон, и меховые шубы – ичик, сделанные из меха лисы, волка или рыси. Основная традиционная обувь – сапоги с длинными голенищами и узкими носками, украшенными цветным орнаментом.

Мужчины носили просторные штаны из кожи или замши, расшитые цветными нитками ( чалбар, кандагай), нательные распашные рубашки (кёйнёк), войлочный халат (кементай). Знатные и богатые люди носили ювелирные украшения. Мужской атрибут богатства в одежде – это широкий кожаный пояс (кемер), украшенный различными серебряными вставками.

Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи или платья ( кёйнёк) и длинных шаровар. Молодые женщины носили безрукавки из цветного бархата – чыптама. Замужние женщины носили распашную юбку с мехом и узорной вышивкой – белдемчи.

Особое место в традиционной одежде кыргызов занимают головные уборы. Ак калпак – белая войлочная шляпа, которую носят мужчины – является настоящим символом кыргызского народа. Уникальным является головной убор в форме тюрбана из тонкой белой кисеи – элечек, который носят замужние женщины.

Источник

Киргизская национальная одежда

В создании национальной киргизской одежды большое внимание уделяется сохранению тепла. Зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и войлока. Известно, что киргизский народ издревле занимался земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни, поэтому традиционной одежде киргизов присущи черты одежды кочевников.

В основном верхняя одежда изготавливалась из шерсти домашних животных, но особой ценностью пользовались изделия из шкур енота, песца, соболя. Как и у всех народов, существовала разница в одежде между простым народом и более знатными людьми. Одежда людей более скромного достатка шилась из бязи, более богатые люди могли позволить себе одежду из шелка, бархата и парчи.

Традиционный мужской костюм состоял из рубахи (койнек) и шаровар (шым). Распашная рубаха – «жегде» шилась в основном из бязи, длина которой была ниже колен. Этот вид одежды мужчины начинали носить с шести лет. Также в комплект мужской одежды входил халат, без которого выходить из дома раньше считалось неприличным. «Ак-калпак» – старинный киргизский головной убор, защищающий от зноя летом и от мороза зимой. «Кементай» – широкий халат, который защищал от холода и дождя. По цвету, отделке и аксессуарам можно было определить статус его владельца.

Традиционный женский костюм состоял из платья и шаровар. Молодые девушки носили одежду из ярких полушелковых тканей. «Койнок» – платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» — безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками. Маасы – женская обувь, расшитая узорами, обычно черного цвета. При выходе на улицу, поверх надевают калоши, дома же можно использовать в качестве тапочек. «Белдемчи» – одежда, которую надевали после рождения первого ребенка. «Белдемчи» – разновидность юбки, шили ее обычно из черного и цветного бархата. Главным аксессуаром «белдемчи» является пояс – «баш белдемчи», шириной от 6 до 18 см, основой которой являлся войлок, покрытый черной тканью, обычно бархатом.

Источник