Меню

Легкое русско народное платье

Русский народный костюм своими руками

Модные веяния цикличны, и всё чаще дизайн современной одежды перекликается с историческими и национальными костюмами. Неважно, каким будет повод смастерить национальный костюм: тематическая вечеринка, детский утренник или стилизованная фотосессия, а может, и создание повседневного оригинального платьица, данные рекомендации помогут осилить эту задачу, даже если до этого вы шили только фартук на уроках «труда» в школе!

Из чего делается русский народный костюм

Русский народный костюм обладал максимальной функциональностью для жизни людей в суровых климатических условиях, а украшался исходя из религиозных обрядов. Рубахи, сарафаны, порты, косоворотки не сковывали движений и крепились с помощью тесёмок и кушаков. Он совмещает в себе виды творчества, в которых очень сильны русские мастерицы:

Национальный костюм не только отражал род деятельности своего обладателя, но и место жительства и происхождения. Материалы использовались самые доступные и натуральные – льняное полотно, шерсть. Особенно детализирован и прекрасен женский костюм, потому как в него вкладывался сакральный смысл бытия, связь с родом, ценности женственности и семьи. Составляющие национального костюма сложились примерно в XII веке:

  • Основа – рубашка прямого кроя (стан) со сборёнными рукавами. Таких рубах могло быть несколько, ведь одна из них служила нижним бельём. По манжетам, плечам и краю подола делалась вышивка цветными, золотыми нитями или жемчугом.
  • Поверх надевался однотонный сарафан, преимущественно красного цвета. Сарафан – это тканевое полотно, со сборками, небольшой корсет в нагрудной части и две бретели.
  • Голову украшал богато расшитый кокошник.
  • Для декорирования рубахи и сарафана использовались ленты, кружевные вставки, аппликации. Узор на костюме служил оберегом от злых сил.

Зачастую русский народный костюм позволял комбинацию тканей одного состава, но различимых по цвету.

Как сшить русский народный костюм для девочки своими руками

Первое – это выбор ткани. Для детского костюма выбирайте яркие, сочные оттенки красного, синего, оранжевого или зелёного. В классическом представлении национального костюма, ткань используется однотонная, но и в мелкий орнамент тоже подойдёт. Лучше использовать бархат, сатин, атлас или шерсть. Количество материала рассчитывается исходя из возраста и роста девочки. Кроме ткани, необходимы:

  • Крепкие нитки в тон ткани или контрастные.
  • Швейные принадлежности (ножницы, бумага для выкройки, сантиметровая лента, мелок и пр.).
  • Швейная машинка.
  • Элементы декора — ленты, бусины, бисер, кружево, шитьё и пр.

Совет! Если вы шьёте платье для ребёнка, не следует делать его до самого пола, малышка будет запинаться. Пусть подол будет на 2–3 см короче, внешний вид от этого не пострадает, но ребёнку будет комфортнее.

Выкройка сарафана в народном стиле для девочки

Чтобы создать выкройку, нужны мерки. Основная — длина изделия, от подмышки до необходимой длины. Ещё измеряем обхват груди. Умножаем эту величину на 2 или 2,5 – это будет ширина сарафанной юбки. Для выкраивания расклешенной юбки, необходимо сшить от 2 до 4 деталей, расширенных книзу.

Раскрой кокетки очень прост – это прямоугольная полоса, длинной равная обхвату груди, с припуском с каждой стороны по 5–6 см. Ширина составляет от 10 до 15 см в готовом виде, поэтому лучше выкроить две детали, сшить их между собой, лицевой стороной внутрь, вывернуть. Лямки для народного костюма лучше сшить довольно широкими 7–10 см. Примерная длина 40 см, но при необходимости откорректируйте её во время примерки.

Совет! Края всех деталей следует обработать – швов «зигзаг» или другим обмёточным швом, который есть у вашей машинки. В идеале, можно воспользоваться оверлоком.

Пошаговый пошив сарафана

Собираем сарафанчик из готовых деталей.

Шаг 1. Сначала сшиваются детали подола, к ним притачивается кокетка, к ней лямки. Задний шов, соединяющий детали юбки, сарафана не сшивается до конца, необходимо оставить пару сантиметров для застёжки. Потом, верх прошивается максимально крупными прямыми стёжками и стягивается (важно, чтобы нитка выдержала натяг). В итоге кокетка должна быть длиннее обхвата юбки на 4 см.

Важно! Лучше проложить такой шов на машинке, чтобы размеры стежков были одинаковыми. Складки тоже следует хорошенько выровнять.

Шаг 2. После, пришло время притачать кокетку к юбке. Обязательно совместите центры кокетки и подола. Сначала приметайте детали друг к другу, а потом прострочите на машинке. Для удобства, на спинке можно вшить молнию или пуговку.

Лямки можно выкроить из двух деталей каждая, а можно просто выкроить широкий прямоугольник и свернуть пополам. Выверните их, после того как стачаете. Подшейте их к кокетке с изнаночной стороны.

Важно! Благодаря плотной ткани, подъюбник с таким сарафаном носить не нужно. И проклевать для дополнительной жёсткости тоже нет необходимости.

Шаг 3. Настал творческий момент – украшение! Если вы любите вышивать, то можете расшить подол и тесёмки, тогда такой сарафан будет действительно отвечать всем требованиям национального русского костюма! Проявите фантазию и используйте декоративные элементы – бусины, кружево, шитьё. Можно примерять!

Блуза под сарафан

Чтобы костюм был максимально правдоподобным нужна белая рубаха, которая надевается под сарафан. Сшить её довольно просто.

Достаточно выкроить 4 прямоугольника, два из которых будут основой рубашки – передней и задней частью, а два других будут складываться пополам и послужат рукавами. Такие рукава пришиваются под прямым углом к основным деталям. Край ворота и манжеты можно подогнуть и прострочить на машинке крупным швом, а потом стянуть, получатся сборки. Для фиксации прокладывается ещё одна строчка, но уже более плотная.

Если вы обладаете опытом шитья, для комфортной носки такой блузки, под рукава можно вшить клинья-ластовицы.

Кокошник для девочки

Русский народный костюм всегда ассоциируется с наличием высокого кокошника на голове. Но следует помнить, что этот головной убор носили только замужние женщины. Юные леди украшали головы прототипом современной банданы – в несколько раз сложенным платком, закрепляя его под косой или распущенными волосами. Также имели место обручи, обтянутые бархатом или атласной тканью, расшитые и украшенные.

Для изготовления кокошника потребуются:

  1. плотная бумага или картон от коробки;
  2. ткань, сочетающаяся с сарафаном;
  3. швейные принадлежности;
  4. «момент – кристалл» или любой другой надёжный и прозрачный клей;
  5. декоративные элементы.

Для начала создаётся каркас из картона. Форма может быть произвольной, главное, соблюсти направление — от одного уха до другого, через лоб. Все мерки снимаются в той же последовательности.

Размер ткани для обтягивания определить просто – необходимо наложить картонную заготовку и обвести, оставив пару сантиметров на подгиб. Вырезав, можно фиксировать ткань с помощью клея. В этот же момент крепим ленту, которая будет удерживать головной убор.

Украшаем и декорируем «фасад» кокошника. Не перестарайтесь! Кокошник и сарафан должны являться элементами гармоничного костюма!

Чем украсить русский народный костюм для девочки

Если вы хотите наделить костюм первозданным историческим смыслом, выбирайте классические способы украшения:

Вышивая узоры, придерживайтесь народных мотивов – изобразите животных, растения, цветы, а также геометрические фигуры, символизирующие природные явления.

Для кокошника отлично подойдут искусственные и пластмассовые камушки, стекляшки на клеевой основе. Они легко и надёжно фиксируются и потрясающе выглядят!

Как сшить русский народный костюм для мальчика: пошаговое описание

Мужской русский народный костюм более прозаичен. Внешний вид косоворотки не выявлял принадлежность своего обладателя к какому-то сословию. Определить достаток можно было по ткани — шелковые и атласные прерогатива богатых, рубище и холст — для бедняков. Такие рубахи носятся поверх брюк, «навыпуск», подпоясанные шелковым или шерстяным поясом, с кистями на концах. Задорной деталью мужского национального костюма был картуз – головной убор из бархата или сукна с прямым или полукруглым козырьком, обтянутым кожей или тканью. В роли брюк выступали порты, сшитые из сукна или холста, подвязывались на талии при помощи гашника. Цветом могли быть любым. Традиционная обувь – лапти.

Рубаха для русского костюма

Для сборки необходимо льняное или хлопковое полотно и швейные принадлежности.

Читайте также:  Несорванный цветок некупив платье небольшое дерево

  1. Представленная схема одна из самых простых в исполнении. Увеличьте до нужных размеров, перенесите на ткань и вырежьте с припусками в 1,5-2 см. Получится 1 основа, рукава 2 шт. и 2 ластовицы.
  2. Ластовица притачивается к основаниям рукавов.
  3. Собираем все детали, пришиваем.
  4. Подгибаем края рукавов, делаем строчку. Затем, также обрабатываем низ.
  5. Обработка горловины:
  6. Остаётся притачать расшитую тесёмку или ленту!

Пояс на рубаху

В роли пояса для косоворотки может выступать шерстяная косичка или та же тесёмка, которой украшен ворот. Либо можно притачать её к прямоугольнику нужной длины, выкроенному из основной ткани, потом вывернуть и зашить потайным швом.

Выкройка и пошив картуза для русского народного костюма

Самый простой способ смастерить картуз – выкроить его из картона, обтянуть костюмной тканью и сшить.

Необходимо знать обхват головы, прибавляем 1 см для припусков. Это основная деталь, выкраиваем и обтягиваем тканью. Следующая деталь должна быть на 7–9 см больше, делается по тому же принципу. Завершает круглая деталь по размеру средней части. Козырёк составляет около трети размера окружности головы. Его можно обтянуть блестящей тканью, к примеру, атласом. Готовый картуз можно украсить ремешком и крупным цветком!

Шьём женский русский народный костюм

Пошив народного костюма для взрослой леди, мало отличается от детского, который был рассмотрен выше. Стоить выбрать модель, отвечающую вашим запросам и имеющемуся опыту шитья.

Блуза для костюма

Этот вариант подходит для новичков. Рубаха шьётся из таких деталей:

  • передняя и задняя части;
  • рукава (широкие прямоугольники, складываются пополам);
  • 2 ластовицы (вшиваются в область подмышек).

Останется только обработать горловину и присборить рукава.

Второй, более сложный вариант.

Сарафан для женского костюма

Попробуйте пошить косоклинный сарафан, по образу туники. Он является одной из древнейших моделей. Такой сарафан может быть как с рукавами, так и без. По представленной выкройке изготовить его несложно.

Кокошник в русском стиле для женщины

Кокошник сделать довольно просто:

  1. Для основы выберите понравившуюся форму и вырежьте её из картона.
  2. Обтяните любой тканью. Ткань можно приклеить при помощи горячего пистолета или притачать на машинке. На этом же этапе крепится лента из атласа для закрепления кокошника на голове.
  3. Остаётся только украсить и расшить изделие. Здесь можно использовать более крупные и дорогие камни, чтобы подчеркнуть статус своей обладательницы.

Совет! Для более трудоёмкой и богатой модели, можно использовать составные части.

Особенности пошива русских народных костюмов

При шитье национального русского костюма необходимо соблюдать ряд простых требований, чтобы ваш костюм соответствовал действительности и был правдоподобен:

  • выбирать натуральные ткани;
  • придерживаться определённой цветовой гаммы (не пестрить и не использовать «кислотных» цветов);
  • украшать костюм в соответствии с исторической действительностью (простые геометрические фигуры, флористическое направление, изображение животных и пр.).

Теперь вы сможете создать русский народный костюм для любого пола и возраста. Успехов в творчестве!

Источник

Традиционные платья

Редко когда человеку удаётся приблизиться по мастерству к природе, а сарафаны и платья в традиционном стиле — одно из таких достижений. Не зря их образ формировался несколько веков: он вобрал лучшее с точки зрения эстетики и служения женщине, девушке.

Ни в каком другом наряде так удивительно не сочетаются в высшей степени изысканная красота, женственность, волшебство, благородство и практичность. По выражению Александра Васильева, историка моды, это «одежда класса люкс». Платья и сарафаны «Иванка» по-современному коммуникабельны и отлично вписываются даже в городскую среду. В таком платье вы будете женственны — красивы телесно и духовно.

Среди наших покупательниц — взыскательные ценители экологичной одежды, обережных орнаментов и национального стиля. Славянские и русские традиции в одежде привлекают также поклонников стиля бохо, прованса и всех, кто просто ценит прекрасное.

Традиционное русское женское платье… Оно — обряд, заговор, талисман — на привлечение любимого, добрых к человеку сил, процветания, здоровья, счастья. Не имеет значения, верите ли вы или нет в этот оберег, платье будет служить вам.

В ассортименте женской одежды интернет-магазина «Иванка» традиционные платья занимают особое место. Создавая их для вас, мы сохранили все главные особенности народного кроя и отделки:

· слегка свободный и полуприлегающий крой в сочетании с длиной миди и макси, достаточно жёсткой структурой льна и подгрудным или просто высоким поясом стройнит каждую фигуру, подчёркивает грудь, придаёт силуэту соблазнительной плавности;

· традиционную колористику — в пошиве сарафанов и платьев мы используем ткани и отделку красного («красота, жизнь»), чёрного («земля, плодородие»), зелёного («всё живое, изобилие»), золотого («солнечный свет»), голубого («вода, жизнь») цветов разнообразнейших оттенков; важнейшую роль в колористике костюмов играет особый хроматизм льна — гладкие, жёсткие, блестящие волокна льна при любом окрашивании приобретают благородный, естественный природе «прозрачный» цвет, живой и стойкий;

· сакраментальные орнаменты жизнеродящего огня (самого сильного оберега), рожаницы (для сохранения женского здоровья, семейного счастья), мирового дерева (связь с духовными силами, предками), одолень-травы (главного оберега от всех болезней), Макоши (покровительницы женщин в любом добром деле, в работе).

Всё это вкупе с удивительными свойствами льна — комфортом, способностью долго оставаться свежим, не принимать грязь — делает нашу одежду одним из лучших предложений на рынке современной моды, где этническая, национальная тема — ведущая.

Источник

Особенности национальной русской женской одежды

Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.

Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.

С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Читайте также:  Бальное пышное платье женское

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Понева

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Читайте также:  Платье с юбкой перья

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Головные уборы

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.

Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Симбирский костюм

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом. искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок. Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.

Источник