Меню

Модель русского народного платья

Платья в русском народном стиле: основные черты наряда

Мода – явление переменчивое, однако, есть вещи неподвластные времени. К классике моды можно отнести и национальные костюмы. Особое внимание заслужило платье в русском стиле. Многие модельеры, в том числе и из известных европейских домов моды, используют мотивы русского костюма при создании модных моделей. Интерес модельеров вызывают такие характерные черты, как яркие расцветки, своеобразные узоры, красивые вышивки.

Немного истории

Крой и фасоны национальных костюмов определяются образом жизни того или иного народа. Так, в России, с ее специфическим климатом национальные костюмы северных и южных областей имеют существенные отличия. И такое разнообразие в одежде – это неисчерпаемый источник вдохновения для современных модельеров.

Общей чертой русского женского наряда является его многослойность. Первым слоем обязательно надевалась нижняя рубаха простого кроя, не стесняющая движений. Далее шла нижняя юбка, которая называется понева. И только потом – собственно платье – сарафан или многослойное платье из хлопка или шерсти.

Большим разнообразием отличалась и верхняя одежда. Душегрейки и шубки традиционно изготавливались из меха. Выбор мехов, конечно, же зависел от материальных возможностей. Крестьянки, в основном, носили тулупы из овчины, зайца, белки. Барыни наряжались в собольи и бобровые шубки. Руки грели в меховых муфточках либо носили рукавички.

Обязательным элементом женского костюма являлся головной убор. Девушки могли ограничиться повязкой из ленты, а на праздники надевали кокошники. Замужние женщины прятали волосы под кичку и носили платок. Зимой для тепла использовались шали.

Современный вариант

Модные платья в русском стиле достаточно далеки от традиционного русского костюма. Они представлены в огромном разнообразии фасонов. На фото с модных показов можно увидеть и платья полуприлегающего силуэта, и модели с широкой юбкой в пол.

Но при всем разнообразии вариантов можно выделить некоторые общие черты платьев в русском стиле:

  • Используемые ткани. Для создания одежды используются натуральные ткани, платья шьют из льна, хлопка. В последнее время стали очень популярными штапельные платья в русском стиле. Разумеется, можно использовать и смесовые ткани, так как за ними проще ухаживать, но процент синтетических добавок должен быть небольшим.

  • Фасоны. Для русского костюма характерна сдержанность. Платья не должны иметь разрезов, большого декольте. А вот с длиной современные модельеры любят эксперементировать. На подиумах можно увидеть и традиционные длинные платья и модели средней длины. Иногда можно увидеть и модели мини, но такая длина для русского платья нехарактерна.

  • Отделка. Русский костюм отличается большой выразительностью. В современных платьях в народном стиле активно используют такие детали, как набивной рисунок, прошвы с кружевом, вышивка нитками, бисером и даже жемчугом. Вышивкой может быть украшен лиф или подол юбки. В праздничных вариантах одежды используется шитье золотым нитями.

  • Цветовая гамма. В русском костюме применяются природные оттенки – белый, кремовый, песочный, в сочетании с яркими брусничными, рябиновыми тонами. Используются набивные ткани и вышивка, имитирующие национальную роспись – гжель, хохлому.

Повседневные варианты

Модные современные платья в русском народном стиле отличаются функциональностью и удобством. Покрой, как правило, свободный, не стесняющий движений.

Традиционное платье-рубаха в русском стиле имеет очень простой крой, но за счет отделки вышивкой оно выглядит празднично. Обязательной деталью этого платья является пояс. Это может быть витой пояс-веревка или широкий кушак. Цвет пояса должен совпадать с основным оттенком вышивки на платье. Иногда вместо вышивки используется отделка жаккардовой тесьмой.

В современном варианте платье-рубаха может иметь и длину мини. В этом случае его носят с однотонными легинсами.

Большой популярностью пользуется платье в стиле русского сарафана. Дело в том, что фасон этого наряда является универсальным. Он отлично подходит, как стройным, так и девушкам с формами.

Платье в силе русского сарафана может выглядеть разнообразно. Классический крой предполагает завышенную линию талии, широкие бретели и расклешенную юбку. Однако не менее актуальными являются модели с зауженной юбкой, либо с прямой юбкой с оборками

Как правило, модели шьются из тканей ярких цветов, предпочтительными являются оттенки красного. Но можно выбрать и платье спокойной расцветки, в пастельных тонах. Длина модели может быть разной, но для повседневной носки чаще выбираются сарафаны средней длины. Основной вариант отделки – вышивка по подолу и на лифе.

Приталенные платья с расклешенной юбкой и рукавами фонариками – еще одна разновидность моделей в русском стиле. Такие платья шьют, как правило, из набивных тканей – и штапеля, хлопка.

Платья с облегающим лифом и широкой юбкой делают женственной любую фигуру, а яркая расцветка делает платье нарядным.

С чем носить?

Платья в русском стиле смотрятся неординарно, поэтому нужно с особым вниманием подбирать к ним аксессуары. Для летних сарафанов и платьев хорошо подходят плетеные сандалии или босоножки на небольшой танкетке. Можно использовать балетки. В холодный период года стоит подобрать к платью яркие сапожки, подходящие к основному тону платья.

Сумка должна быть максимально простой формы, идеальный вариант – сумка из мешковины или рогожки. Украшения также нужно подбирать стилизованные – крупные бусы и серьги, деревянные браслеты.

Хорошо дополняют наряды в русском стиле платки. Не обязательно повязывать платок на голову, можно просто набросить на плечи. Летом стоит использовать яркие, набивные платки, зимой – вязаные пуховые шали.

Вечерние платья

Девушке, которая хочет выделиться из толпы и продемонстрировать свою индивидуальность, стоит выбрать вечернее платье в русском народном стиле. Вариантов такого наряда существует немало. Это может быть и традиционный сарафан, и модель бального силуэта, и платье покроя «принцесса» с завышенной талией и широкой юбкой. Приветствуются яркие цвета, отделка кружевом и вышивкой.

Создавая вечерний образ в русском стиле важно соблюдать умеренность. Иначе вместо запоминающегося образа может получиться вид «а-ля матрешка». Вот несколько достаточно удачных луков:

  • Длинный сарафан классического покроя с вышивкой по подолу и линии лифа. Туфли и сумочка простой формы подбирается в цвет вышивки. Из украшений следует использовать длинные серьги.
  • Если хочется создать фольклорный образ, то сарафан следует надеть на белоснежную рубашку с широкими вышитыми рукавами (вышивка в цвет сарафана). Шею украшают длинными бусами в несколько рядов, а вместо модельных туфель надевают сандалии на плоской подошве или балетки.
  • Для создания образа в русском стиле не обязательно использовать платья особого покроя. Так, если надеть простое платье-футляр пастельного цвета и набросить на плечи Павлопосадский платок, то получится стильный образ. Дополнят наряд классические туфли, плетеная сумка и разноцветный широкий браслет.

Свадебные платья

Современные невесты вряд ли согласятся надеть на себя традиционный венчальный наряд русской девушки. Вес такого платья был весьма значительным (не менее 10 килограммов) из-за богатого убранства. Одежду расшивали золотыми нитями, жемчугом, драгоценными камнями, украшали мехом. Ценность такого платья была очень высока, поэтому даже в богатых семьях венчальный наряд передавался из поколения в поколение.

Современные свадебные платья в русском народном стиле носить намного комфортнее, но, при этом, они не стали менее красивыми. Вот основные черты свадебного наряда в русском стиле:

  • Фасон. Крой платья для свадьбы может быть разнообразным. Оно может напоминать и русский сарафан, и бальное платье. Но если планируется венчание в церкви, то нужно помнить, что венчальное платье в русском стиле не должно иметь глубокого декольте, лучше выбрать максимально скромный фасон.
  • Обязательным элементом праздничного наряда в русском стиле является вышивка. Узоры следует выбирать традиционные, а цвета вышивки могут быть любыми, преимущество отдают золотым и красным оттенкам.
Читайте также:  Выкройка простейшего домашнего платья

  • Платье не обязательно должно быть белым, но и слишком пестрый наряд для свадьбы не подходит. Идеальным решением будет сочетание двух цветов – белого и синего, красного и золотого и пр.
  • Фата к платью в русском стиле может быть многоярусной или одинарной, но желательно, чтобы она не была слишком короткой. Красиво смотрится и венок из цветов. Оригинальным украшением может послужить кокошник, к которому крепится фата.

  • Если свадьба запланирована на зимние месяцы, то удачным дополнением наряда станет короткая шубка-душегрейка из натурального меха, меховая муфточка.
  • Аксессуары к наряду нужно выбирать в русском стиле. Это могут быть длинные серьги, ожерелья из жемчуга.

  • Лучшим вариантом свадебной прически для такого платья является коса. Можно использовать разнообразные варианты плетения, украшать косу лентами и цветами. Если невеста в жизни носит короткую стрижку, то можно воспользоваться процедурой наращивания или прикрепит шиньон. Макияж должен быть в естественной гамме, обязательным элементом является акцент на глаза и яркий здоровый румянец.

На сегодняшний день платье в русском стиле – это уникальная комбинация мотивов национального костюма и современных модных тенденций. Поэтому стоит обязательно обзавестись таким нарядом.

Источник

Традиционные платья

Редко когда человеку удаётся приблизиться по мастерству к природе, а сарафаны и платья в традиционном стиле — одно из таких достижений. Не зря их образ формировался несколько веков: он вобрал лучшее с точки зрения эстетики и служения женщине, девушке.

Ни в каком другом наряде так удивительно не сочетаются в высшей степени изысканная красота, женственность, волшебство, благородство и практичность. По выражению Александра Васильева, историка моды, это «одежда класса люкс». Платья и сарафаны «Иванка» по-современному коммуникабельны и отлично вписываются даже в городскую среду. В таком платье вы будете женственны — красивы телесно и духовно.

Среди наших покупательниц — взыскательные ценители экологичной одежды, обережных орнаментов и национального стиля. Славянские и русские традиции в одежде привлекают также поклонников стиля бохо, прованса и всех, кто просто ценит прекрасное.

Традиционное русское женское платье… Оно — обряд, заговор, талисман — на привлечение любимого, добрых к человеку сил, процветания, здоровья, счастья. Не имеет значения, верите ли вы или нет в этот оберег, платье будет служить вам.

В ассортименте женской одежды интернет-магазина «Иванка» традиционные платья занимают особое место. Создавая их для вас, мы сохранили все главные особенности народного кроя и отделки:

· слегка свободный и полуприлегающий крой в сочетании с длиной миди и макси, достаточно жёсткой структурой льна и подгрудным или просто высоким поясом стройнит каждую фигуру, подчёркивает грудь, придаёт силуэту соблазнительной плавности;

· традиционную колористику — в пошиве сарафанов и платьев мы используем ткани и отделку красного («красота, жизнь»), чёрного («земля, плодородие»), зелёного («всё живое, изобилие»), золотого («солнечный свет»), голубого («вода, жизнь») цветов разнообразнейших оттенков; важнейшую роль в колористике костюмов играет особый хроматизм льна — гладкие, жёсткие, блестящие волокна льна при любом окрашивании приобретают благородный, естественный природе «прозрачный» цвет, живой и стойкий;

· сакраментальные орнаменты жизнеродящего огня (самого сильного оберега), рожаницы (для сохранения женского здоровья, семейного счастья), мирового дерева (связь с духовными силами, предками), одолень-травы (главного оберега от всех болезней), Макоши (покровительницы женщин в любом добром деле, в работе).

Всё это вкупе с удивительными свойствами льна — комфортом, способностью долго оставаться свежим, не принимать грязь — делает нашу одежду одним из лучших предложений на рынке современной моды, где этническая, национальная тема — ведущая.

Источник

Особенности национальной русской женской одежды

Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.

Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.

С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

Читайте также:  Платья для мамы от шанель

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Понева

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

Читайте также:  Красивое длинное платье без лица

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Головные уборы

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.

Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Симбирский костюм

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом. искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок. Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.

Источник

Adblock
detector