Меню

Определите типы односоставных предложений по платью встречают по уму провожают

(20 Баллов!) Определите типы односоставных предложений. 1. По платью встречают, по уму провожают. (Пословица) 2. Пробуждай в се

Ответ:

Объяснение:

1. Главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо

2. Главный член — сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определённое лицо.

3. Главный член — сказуемое.

Действие и состояние не создаются деятелем.

4. Главный член — подлежащее. Выражено существительным именительного падежа.

Гавар’ит з жаром

См’эй’оца нат сабой’

Дастал из(с) стала

Д’элат’ из пат палки

Возможно, вам уже пришлось слышать это выражение, означающее: надувать, обманывать. И, весьма вероятно, вы задумывались: как так очки «втирают» ? Во что и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина.

Нелепость происходит потому, что, по вашему мнению, речь идет о тех очках, которые служат для исправления слабого зрения. Но ведь есть другое значение слова «очки» : красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая – «очко» .

С тех пор как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулеры. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. Понятно, что «втирать очки» стало означать «обжуливать» и что затем отсюда родились особые слова: «очковтирательство» , «очковтиратель» — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

Источник

Определите вид односоставного предложения. 1) по одёжке встречают, по уму провожают. 2) вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. 3) птиц нигде не было. 4) эту дверь не открыть. 5) перелётным птицам надевают на лапки кольца. 6) уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 7) ветра тёплого порывы, дальний гром и дождь порой. 8) рядом говорили о рыбной ловле. 9) буду тоже участвовать в спортивных соревнованиях. 10) скоро нам уезжать из этого города.

Ответы

Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев.

1) Я — Подлежащее, выражено именем существительным.

Вышел/Насладиться -2 сказуемых выражены глаголом.

На берег — Обстоятельство, На- предлог/Берег- существительное.

Ароматом — Дополнение, выражено существительным.

Осенних — Определение, выражено прилагательным.

Листьев — Дополнение, выражено существительным.

2) Все словосочетания:-

Вышел (Куда?/На что?) На берег.

Насладиться (чем?) ароматом.

Ароматом (чего?) листьев.

Листьев (каких?) осенних.

Прости, конечно, я сама ещё в 5-ом классе, но я подзабыла, как проверяется вид связи. Вот всё, что я смогла.

Я- підмет вишел и насладился-присудок

Я (кто?) — подлежащее, выраж. местоим.
Вышел (что сделал?), насладиться (что сделать?) — сказуемое, выраж. глаг.
На(предлог) берег (куда?) — обстоятельство, выраж. сущ.
Ароматом (чем?) листьев (чего?) — дополнение, выраж. сущ.
Осенних (каких?) — определение, выраж. прилаг.
(Повест., невосклиц., распростр., двусост., простое) [—=]

Вышел (куда?) на берег— управление; листьев (каких?) осенних— согласование; насладиться ароматом— управление; вышел насладиться— примыкание.

Источник

Презентация по теме «Односоставные предложения».
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Презентация может быть использована как обобщающий урок по односоставным предложениям. Здесь содержатся задания и дополнительный материал. Тестовые задания можно использовать свои.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchayushchiy_urok_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya.ppt 268 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Цель: закрепить знания, умения и навыки по определению типов односоставных предложений.

Алгоритм определения типа односоставного предложения 1. Определите состав грамматической основы предложения Два состава: подлежащее и сказуемое Двусоставное предложение Один состав: сказуемое Один состав: подлежащее Односоставное с главным членом — подлежащим Односоставное с главным членом — сказуемым 2. Определите тип предложения 3. Определите тип односоставного предложения Определённо- личное Неопределённо-личное Обобщённо- личное Безличное Назывное ? ? ? ? ?

Проверь себя. 1. Вот море, вот пермские дремучие места. 2.На пр … горке то сыро, то жарко. 3.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. 4.Глухая полночь. Всё молчит. 5.Смотри, как днём туманисто-бело; чуть брезж … т в небе месяц светозарный. 6.Чуть брезжило, фонарь, поставленный на землю, осв…щал тихо падавшие снежинки. 7.В кузнице молот стучит, мельницу выстроят скоро. 8.Ш … л ноч … ю снег, густой и белый, от снега в комнате светло. 9.Иду и радуюсь. Легко мне. Дождь прош … л. 10.Рожь, рожь… Дорога полевая ведёт неведомо куда.

Проверь себя! 1. Назывное. 2. Безличное. 3. Определённо-личное. 4. Назывное. Двусоставное. 5. Сложноподчинённое: первая часть – определённо-личное; вторая часть – двусоставное. 6. Бессоюзное: первая часть – безличное; вторая часть – двусоставное. 7. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – неопределённо-личное. 8. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – безличное. 9. Определённо-личное. Безличное. Двусоставное. 10. Назывное. Назывное. Двусоставное.

Ночная тень над городом. Звёзды в вышине. Определите тип предложений. — Назывное. — Назывное.

Не решишь ли эту задачу? Эту задачу не решишь. Определите тип предложений. — Определённо-личное. — Обобщённо-личное.

Сегодня у нас встречают почётных гостей. По платью встречают, по уму провожают. Определите тип предложений. — Неопределённо-личное. — Обобщённо-личное.

Не могу достать щура. Замечательная птица! Определите тип предложений. — Безличное. — Неполное двусоставное.

Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. Купаться в этом месте опасно. Определите тип предложений. — Безличное. — Полное двусоставное. Орфографическая работа. Объяснить пропущенные орфограммы. Синтаксический разбор выделенного предложения.

Синонимические синтаксические варианты. Я читаю книгу с удовольствием. Читаю книгу с удовольствием. Книга! Её нельзя читать без удовольствия. Читая книгу, получаешь удовольствие. Книга читается с удовольствием. Книгу читают с удовольствием. Мне сегодня хорошо читается: книга интересная.

Задание. Составить синтаксические варианты. Погода, кажется начинает портиться. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. Эти строки я пишу в самолёте, который пролетает над Атлантическим океаном. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. Лирический герой не может быть не похож не поэта.

Тестовые задания. 1.Укажите односоставное предложение. 1) Грустно было уезжать с родной земли. 2) Была лунная морозная ночь. 3) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. 2. Укажите определённо-личное предложение. 1) Книга написана искренне и правдиво. 2) С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие. 3) Голос слепого нищего был слаб и дрожал. 3. Укажите неопределённо-личное предложение. 1) В дверь сильно постучали. 2) И, действительно, в эту ночь выпал снег. 3) Двое пошли рубить кусты для шалаша.

Тестовые задания. 4. Укажите обобщённо-личное предложение. 1) Без совести и при большом уме не проживёшь. 2) Нужно было подумать о ночлеге. 3) Яркое солнце струится в окошко. 5. Укажите безличное предложение. 1) Пахло холодом с востока. 2) Хочешь увидеть солнце – встань пораньше. 3) Струйки дыма вились в воздухе, полном влаги и свежести моря. 6. Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении. 1) безличным глаголом. 2) безличной формой личного глагола.

Итог урока Какие односоставные предложения вы знаете? Где чаще употребляются назывные предложения? Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными?

Домашнее задание Подобрать примеры сложных предложений (3-5), в состав которых входят односоставные, определить тип односоставных предложений.

Источник

Проверочная работа по теме «Односоставные предложения. Определённо — личные и неопределённо — личные предложения» (8 класс)

Проверочная работа по теме «Односоставные предложения. Определённо – личные и неопределённо – личные предложения» 8 кл

Укажите предложения односоставные и двусоставные. а) Осеннее небо затянули тёмные тучи, и начались затяжные дожди. б) Ветрено и сыро на улице ранним осенним утром. в) Было немного страшно. г) Осеннее небо затянуто тучами. д) Кругом необъятные просторы Волги. е) Барин, не прикажешь ли возвратиться?

2 . Укажите определённо – личные предложения. а) Чему радуешься? б) Вот кладут ковёр в телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. в) Уезжаем завтра? г) Бросьте это занятие. д) Выхожу один я на дорогу. е) Дни поздней осени бранят обыкновенно. ж) Приветствую тебя, пустынный уголок.

Укажите неопределённо – личные предложения. а) Не гордись званьем, а гордись знаньем. б) Идёшь в валенках и везёшь за собой салазки. в) Вышли на берег насладиться ароматом трав. г) Люблю тебя, Петра творенье! д) Пусть ему передадут посылку. е) Играли бы лучше в футбол! ж) В Сибири не любят горячку и спешку.

4. Укажите обобщённо – личные предложения. а) Принеси мне свежую газету. б) Сам погибай, а товарища выручай. в) По платью встречают, по уму провожают. г) Соловья за песни кормят. д) Его срочно вызывают на работу. е) Береги честь смолоду! ж) Решай этот пример самостоятельно.

Проверочная работа по теме «Односоставные предложения. Определённо – личные и неопределённо – личные предложения» 8 кл

Укажите предложения односоставные и двусоставные.

а) Все с интересом всматриваются вдаль. б) У меня от встречного ветра заходится дыхание. в) Морозно поутру в степи. г) Едем на пароходе третьи сутки. д) Всякий избирает друга по своему нраву.

2 . Укажите определённо – личные предложения.

а) Предчувствую отрадное свиданье. б) Во дворе играют в волейбол. в) Поезжай на этом автобусе. г) Мне купили гоночный велосипед. д) Не хотите ли чаю?

3 . Укажите неопределённо – личные предложения.

а) На берегу разожгли костёр и начали варить уху. б) Уезжаем завтра? в) Вот кладут ковёр в телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. г) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. д) Бросили бы это занятие. е) Бродим по пустынной набережной.

4. Укажите обобщённо – личные предложения.

а) Дела словом не заменишь. б) Желаешь сходить на спектакль? в) Не гордись званьем, а гордись знаньем. г) Из песни слов не выкинешь. д) С кем поведёшься, от того и наберёщься. е) Хочу выразить всю красоту природы стихами.

Проверочная работа по теме « Односоставные предложения. Определённо – личные и неопределённо – личные предложения» 8 кл

Вариант 3а 1.Укажите предложения односоставные и двусоставные. а) Жгучий мороз опаляет сразу. б) Дай ему заячий тулуп. в) В осеннем лесу очень красиво. г) Жара заставила нас войти в рощу.

2. Воспользуйтесь материалом таблицы – подсказки.

Форма выражения главного члена – сказуе-мого в определённо – личных предложениях.

Изъявительное (время настоящее и будущее)

Изъявительное (время настоящее и будущее)

Форма выражения главного члена – сказуемого в неопределённо – личных предложениях.

Настоящее и будущее время

Укажите вид односоставных предложений: а) опр/л., б) неопр/л. 1..Брожу по пустынной набережной. 2. Решили сделать волейбольную площадку. 3. Пусть ему передадут конверт. 4. Семеро одного не ждут. 5. По платью встречают, по уму провожают. 6. Бросаем мяч в корзину и попадаем. 7. Сценарий праздника готовили сообща. 8. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! 9. Любишь кататься, люби и саночки возить. 10. Задумайся над своим поступком. 11. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

Проверочная работа по теме « Односоставные предложения. Определённо – личные и неопределённо – личные предложения» 8 кл

Вариант 3 б 1.Укажите предложения односоставные и двусоставные. а) Я очень люблю весну. б) Прошу не умничать. в) Наступила пора прощаться. г) Ему срочно позвонили.

2. Воспользуйтесь материалом таблицы – подсказки.

Форма выражения главного члена – сказуе-мого в определённо – личных предложениях.

Изъявительное (время настоящее и будущее)

Изъявительное (время настоящее и будущее)

Форма выражения главного члена – сказуемого в неопределённо – личных предложениях.

Настоящее и будущее время

Укажите вид односоставных предложений: а) опр/л., б) неопр/л. 1.Идём по тайге уже пятые сутки. 2. Ему посоветовали обратиться к врачу. 3. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 4. Идёте сегодня на концерт?. 5. Одной рукой и узла не развяжешь. 6. По платью встречают, по уму провожают. 7. Сегодня работаем до позднего вечера. 8. Обязательно мне позвони. 9. Увидели белочку в парке и покормили её с рук. 10. Всё грущу о прошлом. 11. Тише едешь, дальше будешь.

Проверочная работа по теме « Односоставные предложения. Определённо – личные и неопределённо – личные предложения» 8 кл

Источник

Виды односоставных предложений

(С ориентацией на учебник русского языка
под редакцией М.В. Панова)

Определенно-личные предложения

Какой раздел русского языка мы изучаем?

На какие две группы делятся все члены предложения?

Какие члены предложения называются главными? Второстепенными?

Что является смысловым центом предложения?

Какие предложения называются двусоставными? Односоставными?

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.

В чем сходство и различие односоставных предложений?

Односоставные предложения
Сходство Различие
• один главный член;

• ненужность второго главного члена для понимания предложения • способ выражения главного члена;

• значение предложения

Постановка учебной задачи

Выясним, в чем особенность односоставных определенно-личных предложений, каковы способы выражения сказуемого, какова их сфера употребления.

Анализ языкового материала. (Работа в группах)

Как мыслится в этих предложениях деятель (действующее лицо)?

Можно ли вставить в определенно-личное предложение подлежащее?

Чем оно при этом может быть выражено?

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях

Глагол-сказуемое Наклонение Время Лицо, число
Люблю изъявительное

наклонение настоящее время 1-е лицо, ед. ч. Трудимся, верим, ищем, спорим, рвемся изъявительное наклонение настоящее время 1-е лицо, мн. ч. Найдешь изъявительное

наклонение настоящее время 2-е лицо, ед. ч. Шагайте повелительное наклонение мн. ч. Спи повелительное

наклонение ед. ч.

1. Люблю дымок спаленной жнивы. (М.Лермонтов)

2. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (М.Шолохов)

3. Трудимся, верим, ищем и спорим, рвемся навстречу звездам и зорям. (В.Панченко)

4. Найдешь свою цель – иди к ней прямо, без оглядки.

5. Спи, милая! (А.Грин)

Ученики делают вывод, что определенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором выражается действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Сказуемое в определенно-личных предложениях может быть выражено глаголом 1-го лица ед., а также мн. числа настоящего и будущего времени; глаголом 2-го лица ед., а также мн. числа настоящего или будущего времени; глаголом повелительного наклонения.

Закрепление. (Работа в парах)

Задание. Преобразуйте данные односоставные определенно-личные предложения в двусоставные. Определите, какие предложения звучат более лаконично и почему.

1. Знаю, как важно четко представить себе маршрут будущего путешествия.

2. Загружаем лодку. Поверх натягиваем брезент. Увязываем веревками груз.

3. Вижу вдали, у самого горизонта, зубчатую стену леса.

4. В ночь станем на якорь у городского причала.

5. Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по раскисшим дорогам, по сырой листве.

Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений от двусоставных, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или название явлений.

Работа в группах

Задание 1. Выпишите определенно-личные предложения. Докажите правильность выбора.

В чем особенность употребления определенно-личных предложений?

1. Думай хорошо, и мысли созревают в добрые поступки. (Л.Толстой)

2. По платью встречают, по уму провожают. (Пословица)

3. Пробуждай в себе угрызения совести. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.Чехов)

4. Вдруг далеко на дороге что-то замелькало. (А.Чехов)

5. Весной жители села граблями сгребали мусор с лужаек перед домом.

6. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны. (А.Пушкин)

Задание 2. Составьте предложения по данным схемам:

Задание 1. Найдите “четвертое лишнее”.

1. В каждой избушке на пути своем пользуюсь дровишками. (М.Пришвин)

2. Скучал без дела.

3. Не плачь ты попусту.

4. Одной рукой и узла не завяжешь.

Вывод: в определенно-личных предложениях главный член не может быть выражен глаголом в форме прошедшего времени единственного числа.

Задание 2. Распространите односоставные определенно-личные предложения.

Задание 1. Найдите предложение, соответствующее схеме:

[определенно-личное], [двусоставное]. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

2. Вижу в окно как во дворе играют дети.

3. Затих дождь и на улицу вышли дети.

4. Громко хрустел под ногами снег и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Задание 2. Составьте для себя правила поведения в официальной обстановке или в общественном месте. Используйте в определенно-личных предложениях указанные ниже глаголы.

Не кричи, не повышай голос, не шепчи, не бойся, не перебивай, не груби, не гримасничай, не суетись.

Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего ты хочешь, что у тебя болит. (Ю.Яковлев)

1. Прочитайте текст.

2. Найдите определенно-личные предложения.

3. Определите роль данных предложений в тексте.

4. Продолжите текст, используя определенно-личные предложения.

Ученики отмечают, что определенно-личные предложения дают возможность избежать повторения личных местоимений, делают повествование динамичным, живым, непринужденным, так как все внимание сосредотачивается на действии, важном для автора.

Учитель. М.В. Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях, что “умолчание” местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола “украшению и важности служит”.

В чем, на ваш взгляд, особенность употребления определенно-личных предложений?

Домашнее задание. Составьте небольшой рассказ “Письмо другу”, используя определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения

Повторение. Фронтальный опрос

1. Односоставные предложения – это…

2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы…

3. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем…

4. Определенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором…

Найдите среди данных предложений односоставное. Какова особенность этого предложения?

1. Не плачь ты попусту.

2. Часам к двум пополудни началась гроза.

3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)

4. Тротуары заливают асфальтом.

Определение учебной задачи

Выясним особенность односоставных неопределенно-личных предложений, их роль в тексте.

Анализ языкового материала. (Работа в группах)

Прочитайте предложения. Почему в них не названы действующие лица?

1. Травы скашивают рано утром, пока они еще не уронили росы. (В. Солоухин)

2. Обыкновенно на лису в наших местах охотятся с собакой.

3. В городе открыли новый кинотеатр.

4. В оранжерее вывели новый сорт тюльпанов.

5. Лучше бы сразу выгнали. (В.Распутин)

Заполните таблицу, выписав глаголы-сказуемые из односоставных предложений с неопределенно-личным значением.

Глагол-сказуемое Наклонение Время Лицо, число
скашивают,

охотятся изъявительное

наклонение настоящее или будущее время 3-е лицо, мн. число открыли,

вывели изъявительное наклонение прошедшее время мн. число выгнали бы условное наклонение мн. число

Ученики делают вывод, что неопределенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором действие не отнесено к действующему лицу, хотя и мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое в неопределенно-личных предложениях может быть выражено глаголом 3-го лица мн. числа настоящего или будущего времени; глаголом прошедшего времени в форме мн. числа; глаголом мн. числа условного наклонения.

Учитель. Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен?

Ученики. Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица. Говорящий не знает производителя действия или не хочет, не считает нужным его называть. Однако его отсутствие не создает неполноты предложения.

Закрепление. (Работа в группах)

Задание. Замените неопределенно-личные предложения двусоставными.

На примерах 1 и 5 покажите разницу в значении между исходным и новым предложениями. Определите, чем выражено сказуемое в неопределенно-личных и двусоставных предложениях.

1. Потушили огни, и все легли спать.

2. О новом фильме много писали, и мы решили посмотреть его всей компанией.

3. Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату.

4. Ему передали вызов в штаб, и он поспешил выехать.

5. Вечером зажгли свечи, и он еще долго глядел на голубые трепещущие огоньки.

Задание. Объясните, почему автор употребил в тексте односоставные неопределенно-личные предложения. Укажите эти предложения.

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В.Песков)

Задание. Составьте и запишите неопределенно-личные предложения с данными глаголами, употребляя различные формы времени этих глаголов: передать, показать, построить.

Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

Докажите, что вы правы.

Составьте свое предложение, соответствующее данной схеме.

а) [двусоставное], и [двусоставное];

б) [двусоставное], и [определенно-личное];

в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

В неопределенно-личных предложениях:

1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.

2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то.

3. Неопределенность действующего лица передается и значением форм третьего лица, которые, в отличие от форм первого и второго лица, обладают меньшей конкретностью.

Графический диктант. Составьте схемы к данным предложениям.

Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

Всем телом ощущаешь холод лесной речушки, слышишь дальнее теньканье птицы. (В.Песков)

Перед мороженым подали шампанское. (Л.Толстой)

Брату и в гимназии, и в университете пророчили блестящую научную будущность. (И.Бунин)

Домашнее задание. Выпишите шесть односоставных неопределенно-личных предложений из текстов художественной литературы.

Безличные предложения

Повторение. Фронтальный опрос

В чем особенность определенно-личных предложений?

Объясните высказывание А.М. Пешковского о неопределенно-личных предложениях: “Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное”.

Постановка учебной задачи

Определите тип односоставного предложения.

О Русь, покойный уголок.
Тебя люблю, тебе и верую. (С.Есенин)
(Определенно-личное предложение.)

Пассажиров просят пройти к самолету.
(Неопределенно-личное предложение.)
На улице потеплело.
(?)

Выясним, к какой группе относятся предложения данного типа, что они обозначают, каковы способы выражения сказуемого.

Анализ языкового материала. (Работа в группах)

Задание. Прочитайте. Определите, какие значения выражают безличные предложения. Заполните таблицу примерами безличных предложений.

2. Но пепел дней не стоит ворошить.

3. Не всем молодым побегам суждено стать большими деревьями.

4. Из самовара-то как хорошо пахло!

5. Не забыть мне лица его в ту минуту.

6. В сребристом и сыром тумане светло и пусто на поляне. (И.Бунин)

7. Можно ли бороться с врагом с такою силою?

Чем выражено сказуемое в безличном предложении? Безличные предложения
Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него) 1)
Личным глаголом в безличном употреблении 4)
Инфинитивом 5)
Предикативным наречием 6)
Безличным глаголом и инфинитивом 2)
Предикативным наречием и инфинитивом 7)
Кратким страдательным причастием 3)

Ученики делают вывод, что безличное предложение – это вид односоставного предложения, оно выражает действие или состояние, не связанное с действующим лицом, предметом (деятелем). Безличные предложения выражают состояние природы, состояние человека, неизбежность чего-либо, отсутствие чего-либо.

Учитель. Автор учебников по русскому языку В.В. Бабайцева писала: “Безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, – самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений”. Как вы объясните данное высказывание?

Закрепление. (Работа в группах)

А. Каждую предикативную часть в составе ССП замените безличной.

Меняется ли при этом смысл предложений и его оттенки?

Определите, чем выражено сказуемое.

Повеял теплый ветер, надвинулись тучи, и наступила темнота.

Набережная опустела, и я вдруг почувствовал нестерпимую грусть.

Уже не слышен грохот обвала, а я не могу понять его причин.

Неожиданно закапал дождь, и через минуту я вымок до последней нитки.

Б. Запишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания, нарисуйте схемы, укажите вид каждой предикативной части.

Дверь отворилась и из хаты повеяло сыростью.

Уже светает и небо на востоке с каждой минутой меняет свою окраску.

Солнце уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться.

А. Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) предикативные части сложного предложения; б) однородные члены. Определите вид каждого предложения.

1) Всем было хорошо и…

2) Больной простудился и…

3) Осенним утром меня одели по-праздничному и…

Б. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.

г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

А. Составьте предложения со словами смеркаться, знобит, взгрустнулось.

Почему с этими глаголами невозможно построить двусоставные предложения?

Б. Употребите данные ниже слова в качестве сказуемых односоставного безличного и двусоставного предложений. Определите, какой частью речи являются эти слова в записанных предложениях.

Приятно, весело; зазвенело, веет, потемнело; ломит.

Учитель. Безличные предложения очень часто употребляются в художественных текстах. Чем можно объяснить эту распространенность?

Ученики. Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения авторы используют для описания пейзажей, обстановки, где происходит действие.

Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.

Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты еще идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.

Но вот раздается басовитый голос: “Подниматься! Ужин готовить! Марш в лес за сушняком! Сейчас костер разведем”.

1. Определите стиль и тип речи.

2. Аргументируйте свой ответ.

3. Выпишите односоставные безличные предложения.

4. Определите их роль в тексте.

Какова сфера употребления безличных предложений?

Домашнее задание. Придумайте все возможные виды односоставных предложений на тему: “Скоро наступят летние дни”.

Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут

Источник

Читайте также:  Как носят короткую шубу с платьем
Adblock
detector