Меню

Платье для богини афины

Как быстро и просто сделать костюм греческой богини

Креативный наряд, всегда выгодно отличавшийся на любом подходящем для ношения костюмов празднике – это костюм греческой богини. Его легко сделать, а человек в таком костюме всегда привлекает массу внимания и щедрые похвалы. Данный костюм универсален – его можно сделать настолько эротичным или целомудренным, насколько захотите. Ваша пара наверняка не откажется стать греческим богом, так что вы вдвоем определенно будете выделяться на вечеринке. Еще интереснее – если вы ищите групповые костюмы для себя и подруг, ваша компания будет отлично смотреться в виде живописной группы наиболее популярных богинь греческого пантеона: Афродиты, Деметры, Реи, Афины, Артемиды, Персефоны и других. Вот инструкция по созданию очаровательного костюма греческой богини.

Сложность: умеренно легко.

Вам понадобятся:
– белая ткань или простыня;
– пурпурная ткань (по желанию);
– декоративные булавки (или броши);
– похожие на броши (или хотя бы сочетающиеся с ними) заколки/украшения для волос;
– перевязь из золотой тесьмы;
– искусственная виноградная лоза с цветами или без них;
– туфли с длинными ремешками, чтобы оплести ими ноги до середины икры.

1. Отмерьте ткань для тоги. Вам понадобятся 2 прямоугольника белой легкой ткани на 50% шире, чем вы сами и длиной в ваш рост. К примеру, если у вас рост 170 см и обхват вашей самой широкой части тела составляет 100 см, прямоугольники ткани должны быть по 170х75 см. Все верно, именно на 75 см, т. к. обхват – это полный размер, его нужно поделить на 2, чтобы получить ширину, затем к ней прибавить 50% от нее самой. Т. е. 1002=50, 50% от 50-ти – 25. Полный рост нужен из-за того, что туника богини должна стелиться по полу, плюс, часть сантиметров уйдет на то, чтобы подбить ткань. Соответственно, если решили отдать предпочтение тунике короткой, отмерьте длину от шеи до нужной длины и прибавьте около 20 см – когда ткань соберется на талии, она еще поднимется. Если желаете добавить пурпурной ткани, выбирайте узкий отрез столь же легкой ткани, от 270 до 360 см – для длинного наряда.

2. Соберите вашу тогу. Два прямоугольника белой ткани сшей друг с другом по бокам – по длине – оставляя с самого верха и вниз отверстия для рук – свободный участок ткани около 35 см. Для эротичного варианта костюма можно точно так же не сшивать прямоугольники внизу – на 30-70 см, в зависимости от длины туники – так вы получите что-то вроде 2-х разрезов по бокам. Сшейте верхнюю часть прямоугольников (по ширине) от края до края, оставляя отверстие для головы, оно должно быть достаточно широким – вырез получится в виде «лодочки». Смотрите схему. Пурпурной тканью можно задрапировать плечи или можно отрезать нужную длину – примерно до середины бедра (это особенно подойдет Афине или любой короткой тунике) или до пола, и пришить ее к плечам (вшить в шов, скрепляющий два прямоугольника сверху – это такой характерный стиль), как плащ.

Если у вас есть время, а костюм хочется сделать более сексуально-привлекательным, можно не сшивать верх – плечи, – а «посадить» их на 3-4 золотых ленты справа и слева, которые будут завязываться или пришиваться к верхней части переднего и заднего прямоугольников. Так плечи у вас останутся полуоткрытыми.

3. Сделайте венок на голову из искусственной лозы (она, кстати, может быть золотой). Если лоза плоская, достаточно будет 1 кольца. Если хотите сделать объемный вариант, сделайте кольцо из одной лозы и обвейте вокруг нее вторую. Венок – не обязательная часть, но желательная.

Далее – волосы. Как правило, греческих богинь изображают с чуть или сильно вьющимися волосами, так что задача №1 – локоны. Далее присмотритесь к обычному образу выбранной конкретной богини (например, в Википедии). Посмотрите, у Афины, к примеру, волосы обычно забраны немного назад, наподобие «мальвинки»; Афродита предстает с пышной прической, когда волосы уложены наверх, но с них ниспадает небольшая завитая прядь. В любом случае, это обычно завитые волосы, и либо поднятые наверх, либо распущенные, либо мальвинкой, либо высоким конским хвостом. Помните, вам нужно создать простой, но благородный образ.
Венок могут заменить сплошной обруч, украшения-броши в волосах.

4. Оденьте тунику, как обычное платье. Возьмите перевязь и затяните ее вокруг талии, начиная сзади на уровне «под грудь», и ведя вниз, образуя букву Х спереди, и затем еще раз оборачивая ее вокруг талии. Наденьте венок на голову.

5. Макияж на ваш выбор – какими только богинь не изображали в различных источниках.

Некоторые мелочи, способные сделать ваш костюм боле аутентичным: булавки-броши прикалывают высоко – чуть ниже плеча и где-то посередине; Артемида «носила» более короткую тогу и золотую тиару на голове, еще у нее были лук и стрелы; Деметра так же изображалась с некими предметами в руках – так что проведите заранее небольшое исследование.

Источник

Костюм афины

Размер 46-48.Костюм греческой богини, созданный по мотивам х\ф «Битва Титанов». В костюм Афины входят: платье, золотистый жилет, нарукавники и пояс.Рекомендации по уходу: Только чистка по месту загрязнения

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Афины (46-48)

Состав: платье, украшение на голову. Материал: атлас, плиссе

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм «Богини Афины».

Костюм Греческой Богини Афины. Шикарное платье богини, которое можно будет одеть на любой праздник и быть уверенной что выгляд у Вас прекрасный. Цвет: белый. Материал: Полиэстер Размеры: Размер Бюст (см) Талия (см) Длина (см)

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм греческой Богини Афины

Размер 48-50.Костюм греческой богини, созданный по мотивам х\ф «Битва Титанов». В костюм Афины входят: платье, золотистый жилет, нарукавники и пояс.Рекомендации по уходу: Только чистка по месту загрязнения

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Размер 50-52.Костюм Афинской Богини включает в себя белое длинное платье, а также головной убор. Такой костюм станет прекрасным нарядом для тематических вечеринок, маскарадов и карнавалов. К комплекту можно подобрать парик и прочие украшения и аксессуары. (Чулки, туфли.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Афинской Богини (50-52)

Ткань: Шотландка, КулирСостав: 60% Хлопок 40% П/ЭРост модели 172 см ,Цвет в ассортименте

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Текстилика Костюм Афина

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Игровой костюм «Повар» с жилеткой и колпаком дополнен аксессуарами: рукавицами, ложкой, вилкой, ножом, а также набором мерных ложечек. Упакован в плотный целлофан с вешалкой

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Город Игр

Комфортное платье из тонкого и мягкого трикотажного полотна. Чистый хлопок! Высококачественная, гладкая и приятная на ощупь ткань, выполненная из длинноволокнистого хлопка (пенье). Платье слегка расклешенного силуэта, с короткими…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Платье «Афина» хлопок; размеры(2X);.

Состав: платье с накидкой, украшение на голову. Материал: атлас, тафта

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм «Богиня Греческая&qu.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Почувствовать себя не просто богиней, а богиней Олимпа поможет этот элегантный наряд. Костюм богини состоит из длинного платья с завышенной талией и украшения для волос

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Богин.

Праздничный ярко-синий костюм на двух пуговицах. Сделан из качественной итальянской шерсти с добавлением прочного блестящего шёлка. Сшит в классическом стиле: 2 шлицы, 4 пуговицы на рукаве, 2 боковых и нагрудный карман, универсальный синий цвет. Приталенный крой подчёрк.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Albione ярко-синего цвета

Размер 50-52.Костюм Афинской Богини включает в себя белое длинное платье, а также головной убор. Такой костюм станет прекрасным нарядом для тематических вечеринок, маскарадов и карнавалов. К комплекту можно подобрать парик и…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Афинской Богини (50-52)

Размер 48-50.Множество казино во владении, женщины со страниц Playboy — все будет радовать больше в костюме пафосного папочки. В костюм входят: пиджак, брюки, шляпа и шарф

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Размер 42-44.Костюм Афинской Богини включает в себя белое длинное платье, а также головной убор. Такой костюм станет прекрасным нарядом для тематических вечеринок, маскарадов и карнавалов. К комплекту можно подобрать парик и прочие украшения и аксессуары. (Чулки, туфли.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Тип: костюм, для мальчиков, рекомендуемый возраст: от 3 лет

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Город Игр

Элегантный синий костюм оттенка электрик из 100% шерсти. Натуральная подкладка из 100% купро хорошо пропускает воздух, приятна на ощупь. Современный приталенный крой и 2 шлицы подчёркивают достоинства фигуры. Костюм отлично выглядит, подходит для официального стиля и по.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Albione синий цвета электрик

Размер 40.Женский костюм викторианского стимпанка включает в себя коричневую юбку со шлейфом и бордовой оборкой, жакет с длинными рукавами и соблазнительным декольте, полосатые леггинсы, перчатки и маленькую шляпку-цилиндр с вуалью. Рекомендации по уходу: чистка по мест.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Изысканный и одновременно минималистичный стиль Древней Греции очень привлекателен для тематических вечеринок. Короткая женская тога белого цвета дополнена изящной фиолетовой драпировкой. Тога подпоясывается шнуром с кистями. Лаконичный декор — золотистый узор в греческ.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Грече.

Костюм мужской, летний, прямого силуэта, состоит из куртки и брюк. Куртка: — центральная супатная застежка на пуговицы; — отложной воротник; — декоративные погоны с петлей и пуговицей; — нагрудные и нижние накладные карманы с…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм «Захват» куртка и брюки, кам.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Bristol Novelty

Карнавальный набор Afina по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный набор Afina

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм FORUM NOVELTIES

Греко-римский стиль универсален и подходит для самых разнообразных костюмированных мероприятий. Поэтому элегантный и оригинальный костюм римской императрице сделает ярче любую вечеринку!

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Римск.

Читайте также:  Как сшить платье без корсета

Размер 44-46.В жизни есть вещи, о которых лучше услышать или по крайне мере купить и вволю одевать, но не переживать.Рекомендации по уходу: Деликатный цикл в стиральной машине в прохладной воде, легкий отжим, не отбеливать, гладить холодным утюгом при необходимости

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Стиль одежды Древней Греции очень привлекателен для современного человека – свободный крой, струящиеся ткани и удобный фасон. В греческой тоге на карнавале или тематической вечеринке будет весьма комфортно, особенно, если мероприятие проходит в жаркий летний день. Мужск.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Грече.

Ролевой костюм уборщицы. В комплекте сорочка, стринги, повязка на голову, подвязка Flavia. Производство: Польша

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

костюм Me Seduce Flavia costume

Lika Dress Костюм женский большого размера афина 3914 лик по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Lika Dress Костюм женский большого размера аф.

Костюм «Греческая Богиня» (Цв: Белый-Морская волна Размер: M) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм «Греческая Богиня» (Цв: Белы.

Состав: хлопок, полиэстер

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Ивановский Трикотаж

Размер 42-44.Костюм изящной золотой Богини включает в себя длинное изящное платье цвета слоновой кости с золотистой отделкой, а также нарукавники с легкой блестящей драпировкой. Дополнить образ можно различными украшениями и головным убором. Рекомендации по уходу:чистка.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Fun World

Сексуальные медсестры — излюбленные персонажи мужских фантазий. Коротенький белый халат способен кому угодно вскружить голову. Стилизованный костюма медсестры создаёт кокетливый образ очаровательной сестры милосердия, который произведёт неизгладимое впечатление на предс.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Женский кавказский костюм состоит из платья в пол, пояса и головного убора. Костюм выполнен в приятной и гармоничной фиолетово-серебряной гамме. Крой и элементы этого наряда стилизованы под традиционный грузинский костюм — длинное, приталенное платье с расклешёнными рук.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм ПТИЦА ФЕНИКС

Костюм Греческой Богини с ободком необыкновенно чарующий женственный и грациозный образ. Длинное платье украшено бордовым воздушным шлейфом, талию подчёркивает поясок с орнаментом. Украшение на голове выполнено в форме золотых листьев. Размер: 44-46

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Греческой Богини с ободком, размер: 44.

Фея Динь-Динь совсем крошка ; её рост всего 13 см! Волшебный образ феи Тинкербелл, самой известной из всех фей и верной подруги Питера Пена, подойдёт для любой костюмированной вечеринки

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Фея Т.

Костюм Древнегреческий по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Греческой богини будет уместен на творческом выступлении, тематической вечеринке или празднике в античном стиле. Наряд состоит из белоснежного платья на одно плечо, блестящего пояса и венка с листочками на голову. Дополнить образ можно легкими сандалиями или босо.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Vidivi Костюм Греческой богини с венком (тога.

Воздушный и лёгкий костюм богини Афины станет прекрасным нарядом на костюмированное торжество. В комплект входит длинное платье белого цвета, а также лента для волос

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Костюм Bristol Novelty по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Bristol Novelty

Размер 46-48.Костюм немецкой официантки Октоберфест состоит из блузки, юбки с лямками и маленькой шляпки. Чулки и другие аксессуары можно найти на нашем сайте, также как и костюмы баварских официанток

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Костюм исторический женский на Хэллоуин, Новый год, костюмированную вечеринку. Комплект включает в себя платье приталенного силуэта с короткой юбкой, стилизованное под доспехи, гетры серебряного цвета с наколенниками. Платье имеет воротник стойку. Юбка декорирована коро.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Карнавальный костюм California Costumes Жанна.

Костюм мужской, летний, прямого силуэта, состоит из куртки и брюк. Куртка: • центральная супатная застежка на пуговицы; • отложной воротник; • декоративные погоны с петлей и пуговицей; • нагрудные и нижние накладные карманы с защитным клапаном, застегивающимся на петлю.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм «захват» куртка/брюки, цвет.

Размер 48-50.Отважному воину подобает соответственно выглядеть. В костюм могучего центуриона входят: туника, броня, плащ, наплечник, шлем, накладки на запястья, накладки на голени

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Элегантный викторианский костюм для настоящей стимпанк-леди сшит по всем канонам этого причудливого стиля. Образ дамы в стиле стимпанк подойдёт для тематических вечеринок, атмосферных фотосессий и ярких выступлений. Викторианский костюм в стиле стимпанк включает в себя.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Размер 42-44.Костюм Страшного пугала состоит изтуники, шапки, воротника, веревки-пояса и косы. Другие костюмы пугала можно найти на нашем сайте

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм California Costumes

Костюм лепреконша-красотка взрослый – ваш шикарный образ на День Святого Патрика. Подойдет этот костюм лепреконши и для представления или шоу-программы. Ярко-зеленое платье с золотым декором и броскими аксессуарами произведет впечатление на всех гостей мероприятия! В ко.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Костюм Лепрекон California Costumes

Костюм «Древнегреческий» (Цв: Белый Размер: 50) по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Источник

Платье для богини афины

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Афина Паллада

Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной.

В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» (О распределении форм Афина и Афинея у Гомера см. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.109-111 и таблицы 24 и 26).

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических.

Архаичность образа богини и его эволюция

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.

Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины (Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.293-295, 350—354). Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню любовной страсти Афродиту (Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С.158).

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого (Грейвз Р. Зевс и Метида). Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.

По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды — более поздний (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.94). Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса (Гесиод. Теогония 888—900). После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы (Гесиод. Теогония 924—926, в этой версии Гефест рождается позже).

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (Гимны Гомера II 130, 136, 145), у Ивика (Ивик, фр.3 Пейдж, ст.3-4) и других поэтов (Нонн. Деяния Диониса XXVII 285), писателей (Арнобий. Против язычников II 70) и мифографов (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека I 12, 7; Гигин. Мифы, Введение 21). При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери (Эсхил. Эвмениды 736).

Предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида (Последний вариант: Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 6). Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове (Пиндар. Олимпийские песни VII 38-39; фр.34 Бергк; Каллимах, из кн. 1 «Причин»; Лукиан. Разговоры богов 8, 1; Нонн. Деяния Диониса VIII 80), а Прометей воспринял её из головы Зевса (Еврипид. Ион 453—457) (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса (Первый Ватиканский мифограф II 74, 1)). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии) (Стесихор, фр. PMG 233 Пейдж из неустановленного произведения (по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1310 и P.Oxy. 2260)). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне (Гимны Гомера XXVIII 5) и у орфиков (Орфика, фр.174 Керн). По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день (Ликофрон. Александра 520).

Читайте также:  Болеро для вечернего платья большого размера

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь (Пиндар. Олимпийские песни VII 49; Страбон. География XIV 2, 10 (стр.655), со ссылкой на Пиндара; Филострат. Картины II 27, 3). Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите (Схолии к Пиндару. Олимпийские песни VII 66, цит. по Лосев 1999, с.236). В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович) (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.128).

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители.

По разным версиям, Афина Паллада могла быть дочерью океаниды Метиды, богини мудрости — от Зевса. По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса (Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.213). Матерью Афины также могла быть нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона).

Отцом Афины по разным версиям могли быть Зевс, Посейдон, Бронт, Паллант и Итон. Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично. Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды (Схолии к Гомеру. Илиада VIII 39 BLU, см. Лосев 1999, с.238). Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу. Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии (Эсхил. Эвмениды 292—293; Каллимах, из кн. 1 «Причин»). Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды (Геродот. История IV 180). Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини (Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1298—1300). Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой (Лукан. Фарсалия IX 350—354). Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 3).

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 109, см. Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. А. Ф. Лосев. М., 2005. С.584).

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида (Павсаний. Описание Эллады VIII 26, 6).

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии (Страбон. География IX 2, 36 (стр.413)), где она была выкормлена местным жителем (Павсаний. Описание Эллады IX 33, 5).

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа) (Комментарий в изд. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М., 1990. С.740), в этот день суды были закрыты (Афиней. Пир мудрецов III 53 (98b)).

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом (Филострат. Картины II 27).

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Атрибуты богини: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем), эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, появлялась в сопровождении крылатой богини Ники, олива — священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости).

Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар. Немейские песни X 7), у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) (Гомер. Одиссея I 44). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу (Гомер. Илиада V 733—747, VIII 384—391; второй блок строк повторяет первый с сокращением описания эгиды). Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны (Вергилий. Энеида VIII 435—438).

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов (Платон. Законы XI 920d-e).

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе в девичьем платье и за шерстью и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе» (Овидий. Метаморфозы I 692).

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах (Софокл. Эдип в Колоне 1090). Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней (Софокл. Эдип в Колоне 1072). Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события (Каллимах, фр.1 Чистякова из неизвестных элегий, ст.2 (Древнегреческая элегия. СПб, 1996. С.221)), а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой (Риан, фр.1 Пауэлл, ст.14). Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона» (Григорий Назианзин. Второе обличительное слово на царя Юлиана (Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Мн.-М., 2000. Т.1, С.167).

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту (Нонн. Деяния Диониса II 310—313) и предлагает её в жены Кадму (Нонн. Деяния Диониса I 469), отчего Ника опасается за девственность Афины (Нонн. Деяния Диониса II 210—211).

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы (Стаций. Фиваида II 251—255). Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах (Тертуллиан. О поощрении целомудрия 13).

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 798). И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 950—954).

Афина была основательницей государства, создательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, она изобрела войны (Цицерон. О природе богов III 53). Богиня была изобретательницей керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг — высший суд в Афинах.

Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть (Павсаний. Описание Эллады V 3, 2).

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы (Проперций. Элегии II 9, 5). В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1), либо началась чума (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 4), и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью (Еврипид. Авга, фр.266 Наук), и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море (Страбон. География XIII 1, 69 (стр.615), со ссылкой на Еврипида, см. Еврипид. Авга, свидетельство 4 Ярхо).

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах (Платон. Кратил 406е; Законы VII 796b) либо после победы над титанами (Дионисий Галикарнасский. Римские древности VII 72, 7), либо сразу после рождения (Лукиан. Разговоры богов 8).

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев (Полиэн. Стратегемы I 10, 1). О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид (Фукидид. История V 70).

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу (Антипатр Сидонский, эпиграммы 2-3 Пейдж) или даже «трубу Эниалия» (Тимн, эпиграмма 1 Пейдж).

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины (Гомер. Илиада XV 410—412). Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (Илиада V 61) (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу (Коллуф. Похищение Елены 201)).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 20, 108—113; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Сенека. Медея 366; Валерий Флакк. Аргонавтика I 92-95, 127, 457, 478, IV 541). Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 548). На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать (Ликофрон. Александра 1320—1321; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Астрономия II 37, ссылка на Эсхила). После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (СПб, 2000. С.36)).

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4) с двумя носами, на котором бежал с дочерьми (Гигин. Мифы 168, 277).

Афина посылает попутный ветер Телемаху (Гомер. Одиссея II 420—421; XV 292), Тесею (Вакхилид. Дифирамбы XVII 7), ахейцам, возвращавшимся с Лемноса (Квинт Смирнский. После Гомера IX 474). Изображение лика Паллады было на афинских кораблях (Еврипид. Ифигения в Авлиде 248—251).

Искусство работ отмечает Гомер (Гомер. Илиада IX 390), называя её наставницей мастера по металлу (Гомер. Одиссея VI 233 = XXIII 160). Дедал научился своему искусству у Афины (Гигин. Мифы 39). Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины (Александр Этолийский, эпиграмма 2 Пейдж).

Читайте также:  Шить повседневное платье модели

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками (Гесиод. Труды и дни 430). Афина отполировала копье Пелея (Схолии к Гомеру. Илиада XVI 140 = Киприи, фр.5 Ивлин-Уайт). Она помогает гончарам (Псевдо-Гесиод. Гончары 2). Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины» (Солон, фр.1 Джентили-Прато, ст.49). Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника (Леонид Тарентский, эпиграммы 7 и 8 Пейдж) и орудий труда земледельца (Фаний, эпиграмма 4 Пейдж).

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам (Гомер. Одиссея XX 72), также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса (Гесиод. Великие Эои, фр.43а М.-У., ст.71) и, вероятно, дочерей Левкона (Гесиод. Великие Эои, фр.70 М.-У., ст.11), а также вообще девушек ремеслам (Гимны Гомера IV 14-15).

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам (Гимны Гомера XX 2), а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы (Орфика, фр.179 Керн).

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 73, 8), ради которых почитается (Элий Аристид. Похвала Риму 105).

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины» (Арат. Явления 529).

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду (Гомер. Илиада V 733—735 = VIII 384—386) и одежду Геры (Гомер. Илиада XIV 179) и обучила феакиянок ткацкому искусству (Гомер. Одиссея VII 110). Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры (Гесиод. Теогония 572—578, 587; Труды и дни 72, 77). Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 715—762).

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона (Антонин Либерал. Метаморфозы 25, 1 (из Никандра и Коринны)). У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису (Овидий. Метаморфозы IV 33-38). Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла (Сенека. Геркулес на Эте 564), а также Федру, забросившую «ремесло Паллады» (Сенека. Федра 103).

Афина покровительствует ткацкому искусству (Орфика, фр.178, 180 Керн; ср. Арнобий. Против язычников V 45), однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот (Платон. Пир 197b). Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке (Павсаний. Описание Эллады VII 5, 9).

Прялка — дар Афины (Феокрит. Идиллии XXVIII 1). Ткацкий станок называют занятием Афины (Никарх, эпиграмма 2 Пейдж, ст.1), а ткачих — служащими «делу Афины» (Леонид Тарентский, эпиграмма 72 Пейдж). Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла (Антипатр Сидонский, эпиграммы 4-5 Пейдж); посвящение ткачих в храм Афины Прядущей (Леонид Тарентский, эпиграммы 40-42 Пейдж). Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины» (Проперций. Элегии IV 5, 23).

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море (Парфений. О любовных страстях 27, ссылка на поэму Мойро «Проклятья»).

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом (Марциан Капелла VI 567, 574, см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С.157). Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле» (Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 829, 18-21, пер. Л. Ю. Лукомского).

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3). По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) (Еврипид. Ион 999—1015).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи (Плутарх. Перикл 13 (о мастере); Плиний Старший. Естественная история XXII 44). На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра (Плиний Старший. Естественная история XXXIV 80 и комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.387). Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны (Павсаний. Описание Эллады I 31, 6).

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины (Курций Руф. История Александра Великого III 7, 3). Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи (Павсаний. Описание Эллады I 23, 5). К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился (Элий Аристид. Священные речи II 41-43).

Почитание в Греции

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.92), причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей (Элий Аристид. Гимн к Афине 10, см. Лосев 1999, с.323).

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Сам город Афины назван в ее честь.

Они неоднократно упоминаются в эпосе, но позднее излагаются источниками со значительной долей скепсиса и даже презрения к людскому легковерию.

При возвращении тирана Писистрата в город богиню Афину изображала высокая и красивая женщина Фия, стоявшая в доспехах на его колеснице (Геродот. История I 60; Полиэн. Стратегемы I 21, 1). Позднее афиняне устраивали «священный брак» Деметрия Полиоркета с Афиной, и он с гетерой Ламией возлежал на её ложе (Климент Александрийский. Протрептик 54, 6).

По рассказу Полиэна, в Фивах была статуя Афины с щитом, лежащим перед коленями, и копьем в правой руке. Ночью Эпаминонд привел мастера, который сделал богиню держащей щит за рукоятку, и выдал это за знамение (Полиэн. Стратегемы II 3, 12).

Во время нападения галлов на Дельфы говорили, что Аполлона, Афину и Артемиду видели защищающими город (Юстин. Эпитома Помпея Трога XXIV 8, 5).

По другому рассказу Полиэна, в 241 году до н. э. жрица Афины из Пеллены в Ахайе в полном вооружении и с шлемом показалась врагам-этолийцам, что крайне испугало их (Полиэн. Стратегемы VIII 59). Плутарх приводит две другие версии: либо это была девушка с шлемом из храма Артемиды, либо жрица вынесла кумир Артемиды и испугала врагов (Плутарх. Арат 32).

Помпей Трог излагал легенду, что во время осады галлами Массилии Афина явилась ночью к царю галлов Катамаранду, и тот в ужасе снял осаду (Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 5, 6). Элий Аристид уверяет, что он услышал гимн Афине во время сна, посланного от самой богини (Элий Аристид. Священные речи IV 39).

Уже в V веке, когда изваяние Афины Парфенос «было похищено теми, кто касается и неприкосновенного», во сне к философу Проклу явилась женщина прекрасного вида и сообщила ему, что «Владычице Афине угодно остаться при тебе» (Марин. Прокл, или О счастье 30, пер. М. Л. Гаспарова; см. также Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.2. С.316, 318).

Афина, опирающаяся на копье, Акрополь

Наиболее значимые храмы Афины

Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Эрехтейон — один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

В Афинах также есть старое святилище Афины (Гекатомпендон), святилище Пандросы, храм Ники Аптерос, храм Зевса и Афины.

Храм Афины Афайи на острове Эгина
Святилище Афины в Аргосе
Святилище Афины на Делосе
Святилище Афины Пронайи в Дельфах: храм Афины Пронайи, Сокровищница и Толос
Храм Афины на Родосе
Святилище в Спарте
Храм Афины Алеи в Тегее
Храм Минервы в Ассизи, Италия
Храм Афины в Пестуме
Святилище Афины в Пергаме: храм Афины, Пропилон и Стоя

Согласно Гомеру, её храм был в Илионе, троянки подносили ей пеплос.

Критика почитания Афины

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» (Климент. Протрептик 55, 4, см. Гомер. Илиада I 222) и называет «собачьей мухой» (Климент. Протрептик 76, 1, см. Гомер. Илиада XXI 394 (слова Ареса)). Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею (Климент. Протрептик 35, 2) и прислуживала лампой при тайнах брачного союза (Арнобий. Против язычников IV 25).

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса (Тертуллиан. К язычникам II 17).

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение (Арнобий. Против язычников IV 16).

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди (Лактанций. Божественные установления I 18, 1.23).

Согласно речи Котты (Цицерон. О природе богов III 59), их было пять: мать Аполлона из Афин; дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт (Платон. Тимей 21е); рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну (Климент. Протрептик 28, 2)); дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги; дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Когда все боги бежали в Египет, Афина осталась на родине.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.

Источник