Меню

Платья императриц российской империи

5 платьев русских императриц: сравниваем талии и судьбы

Коронационное и подвенечное — два главных платья венценосной женщины в её жизни. Давайте посмотрим, какими были эти наряды у самых ярких российских правительниц.

Венчальное платье великой княгини Екатерины Алексеевны, 1745 год

Раз в заголовке я упомянул талии, то начнём с самого выдающегося примера такого рода. В описании этого экспоната Оружейная палата даже оговаривает отдельно: объём талии — 51 см, объём груди — 79 см. В аннотациях к платьям других императриц музей эти параметры не упоминает.

Справедливости ради, будущей Екатерине Великой в момент свадьбы с краткосрочным императором Петром III было всего 16 лет. И незадолго до этого она перенесла тяжёлое воспаление лёгких, о последствиях которого в мемуарах писала так: «Я исхудала как скелет, выросла; лицо мое, все черты стали длиннее, волосы лезли, и я была бледна как смерть».

Коронационное платье Екатерины II, 1762 год

33-летняя императрица сохраняет прекрасную форму, но украшение её платья теперь — не талия, а гербы Империи. Вышитые золотом двуглавые орлы — по всему периметру (даже на лифе их восемь штук!). Принцесса из захудалого немецкого княжества Ангальт-Цербст, за три месяца до этого скинувшая мужа с трона, определённо чувствовала слабость позиций. И всем своим видом сообщала: Екатерина и Империя — едины.

Так Емельян Пугачёв показывал соратникам «особые царские знаки» на своём теле (то были просто родимые пятна, но ведь прокатило же).

Коронационное платье Екатерины I, 1724 год

А вот платье другой Екатерины, Первой — супруги Петра. Современники нелестно отзывались о внешности императрицы. Немецкая маркграфиня Вильгельмина Байретская писала: «Она была мала ростом, толста и черна. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения».

Аристократка как будто умирала от зависти к «выскочке».

Впрочем, Пётр любил свою жену не за внешность: Екатерина была ему первым другом, советчиком и утешителем. В манифесте от 15 ноября 1723 года, которым народу объясняли права Екатерины Алексеевны на титул императрицы, Пётр специально напомнил о её самоотверженном поведении в Прутском походе 1711 года.

Коронационный наряд Екатерины, изготовленное в Берлине платье из пунцового шелка, «превзошёл все ожидания», пишет Оружейная палата: «особое великолепие костюму придает виртуозное шитьё серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады».

Коронационное платье Елизаветы Петровны, 1742 год

В этом платье младшая дочь Екатерины и Петра, 32-летняя Елизавета Петровна 25 апреля 1742 года заняла российский престол .

Перед нами иллюстрация принципов стиля «рококо» в женской моде: утончённость и намеренное искажение естественных линий человеческого тела. Юбка шириной 480 см поддерживается фижмами, каркасом из китового уса.

Чтобы дама могла пройти в дверь, такие фижмы оснащали шарнирами. Сдавил юбку локтями — и вуаля.

Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 год

14 мая 1896 года в Успенский собор в этом платье вошла последняя из длинной череды германских принцесс, занимавших трон Российской империи — Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. В православии Александра Фёдоровна, супруга Николая II

Ирония истории: если наряд первой императрицы Екатерины шили в Берлине по немецкой моде, то платьем немки Аликс занималась петербургская мастерская Ольги Бульбенковой и оно было решено в «русском стиле» — с декоративными откидными рукавами и силуэтом сарафана. Вышивали эту красоту монахини московского Ивановского монастыря.

Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 кг (а с 7-метровой мантией — все 23 кг, как хороший скафандр). Увы, и все эти старания, и её древнерусские платно и бармы на костюмированном бале 1903 года, не обеспечили Александре Фёдоровне любви подданных.

Тоже интересно : о подвигах Екатерины I в Прутском походе 1711 года читайте в этой публикации У&З .

Источник

Платья императриц российской империи

Шелк, тафта, золотные нити; ткачество, шитье, аппликация

Платье было передано в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе коронационного облачения императрицы Екатерины I. В комплект входили также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой. На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны. Как отметил присутствовавший на коронации Ф.В. Берхгольц, платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Судя по всему, подобное стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.

Парча, шелк, кружево золотное; шитье.

Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская и родная племянница Петра I, вступила на российский престол в 1730 году, после смерти Петра II. Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона — ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.

Серебряный глазет, шелк, золотный позумент, ткачество, шитье

Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.

Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.

Само платье Марии Федоровны не сохранилось, есть только корсаж со вставками коронационного платья. Зато сохранились ее туфельки.

Платье выполнено из серебряного глазета, вышито серебряными нитями и блестками. Декольте и рукава обшиты кружевом, верхняя распашная часть платья напоминает жилет, складки на талии расходятся к подолу и образуют небольшой шлейф фигурной формы. К плечевым швам распашной части платья пришиты двухслойные фигурные ленты (рудиментарные откидные рукава), которые, перекрещиваясь сзади, охватывают талию с боков и спереди завязываются как кушак.

Читайте также:  Платье как у тарьи

Парча, шелк, тафта, кружево, шелковые ленты, серебряные нити; ткачество, вышивка.

Императрица Александра Федоровна присутствовала на коронации в платье из серебряной парчи, украшенном высокорельефной вышивкой серебряными нитями. Нижняя его часть представляет собой платье с укороченным лифом и расклешенной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Короткие рукава с буфами, имитирующие разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI столетия, свидетельствуют о романтической ностальгии, характерной для европейского костюма первой половины XIX в. Передняя часть лифа украшена драпировкой с перехватом, под ним пришит крючок, служивший для крепления креста ордена Святого Андрея Первозванного, в результате чего бриллиантовая цепь, на которой был подвешен крест, образовывала две провисающие гирлянды. Верхняя распашная часть коронационного платья представляет собой род жилета со шлейфом, края которого, как и подол нижнего платья, обшиты рулом. Рукава-ленты, вшитые под углом в плечевые швы, свидетельствуют о том, что это «русское» придворное платье в его новой модификации. Декольте обшито блондами, а к плечам пришиты петли из белой тафты, предназначавшиеся, вероятнее всего, для крепления коронационной мантии.

Глазет, серебряные нити, вышивка

Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».

Коронационное платье последней российской императрицы Александры Федоровны, было изготовлено фирмой «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора. Рисунок для вышивки заказывали нескольким московским художникам, в том числе и Михаилу Врубелю, однако императрица выбрала анонимный эскиз, автором которого в действительности являлась её фрейлина. Работа над вышивкой платья серебром и жемчугом продолжалась около года и была признана шедевром рукоделия.

Источник: Каталог «Церемониальный костюм Российского Императорского двора в собрании Музеев Московского Кремля»

Источник

Церемониальные облачения российских императоров и императриц

Несмотря на заголовок большая часть этой статьи посвящена императрицам. Ну не совсем им, а их великолепным платьям из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов «Haute couture», не говоря уж о «Casual».

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты.
Всего в мире существует пять подобных собраний, московская коллекция – не самая большая среди них. Самая представительная подборка императорских костюмов представлена в Швеции. Такие же собрания есть в Лондоне, в замке Тауэр. В Вене, во дворце Хофбург можно увидеть коронационные костюмы императоров Священной Римской империи. Ещё одна коллекция существует в Дании.
В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.
На выставке, кроме коронационных платьев, представлен гардероб Петра II, одно свадебное платье и два маскарадных костюма. Кроме того, много одежд российских императоров хранится в фондах Оружейной палаты.

  • КОРОНАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ I

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина , а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.
Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ I. (Коронация в 1724 году)

Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» — это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду. Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.
Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», — писал он в отчёте.
Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» — их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Читайте также:  Оригинальное платье свободного кроя

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.
Планшет –это передняя, треугольная пластина — накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется «панье» – по французски буквально «корзина». Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.
Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.
Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. В коллекции Оружейной палаты представлена поздняя горностаевая мантия императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.

Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин, предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

  • МАСКАРАДНЫЙ КОСТЮМ ЕКАТЕРИНЫ I.

В 1723 году в Москве устроили публичный маскарад в честь годовщины Ништадтского мира. Проходил он на Масленицу, длился несколько дней. Многие придворные одевались в русские костюмы, среди масок встречались даже персонажи Всешутейшего и Всепьянейшего собора.
Екатерина оделась в костюм амазонки. Сопровождая Петра во многих военных компаниях, она, несомненно, имела на это право. Её травести с точки зрения моды XVIII века – это мужской костюм, даже несмотря на юбку. Образ довершала шляпа и шпага на боку. Камзолы, аналогичные верхней части наряда носили мужчины по всей Европе. Этот маскарадный костюм сшит в Москве. Говорят, что его перешили из скатерти, потому что хорошие ткани были очень дороги. Костюм украшало страусиное перо, которое позаимствовали у голштинского посла, но назад не вернули. Сохранилась дипломатическая переписка, в которой посланник настойчиво просит вернуть ему перо.
В 1728 году состоялась коронация 12-ти летнего императора, вошедшего в историю России под именем Петра II.

  • КОРОНАЦИОННЫЙ КОСТЮМ ПЕТРА II.

Его коронационный костюм сшили из глазета: дорогой и тяжёлой парчовой ткани. Этот камзол НЕ представлен в основной экспозиции, он находится в фондах. Малолетний государь умер в январе 1730 года, не дожив даже до 15 лет. Подозревают. что Пётр II скончался от чёрной оспы.
В Оружейной палате хранится весь его гардероб. Отрок очень быстро рос и вырастал из одежды, едва успев надеть её.

В витрине представлен практически весь гардероб русского дворянина первой половины XVIII века. Наиболее интересен мужской халат. Он называется шлафрок, его сшили из узорного французского шёлка.

Гардероб императора Петра II

В ту пору существовала особая мода пить по утрам кофе в шлафроке.
Здесь же представлены парадные мужские камзолы, сшитые для Петра II. Франция, где шили эти наряды, формировала эталон мужской моды для всей Европы. Мода на подобные камзолы продержалась почти 100 лет до конца XVIII столетия. Мужские камзолы шили из ярких тканей, своим цветом они даже соперничали с дамскими платьями.

В XVIII веке существовал особый язык жестов и аксессуаров. Например с помощью веера можно было объясниться, не говоря ни слова. Существовал особенный язык жестов и благородных девиц обязательно ему обучали. Раскрывая и закрывая веер можно было вести диалог с кавалером. Раскрытый веер с маской в коллекции Оружейной палаты означает: «Сердце дамы занято», кавалеру стоит рассчитывать лишь на дружеские отношения.

Причём все жесты должны быть очень быстрыми, чтобы окружающие не заметили, какие знаки дама подаёт кавалеру.
Коронация Анны Иоанновны состоялась в апреле 1730 года, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии. (Фрагмент веера можно увидеть на снимке ниже).

  • ПЛАТЬЕ АННЫ ИОАННОВНЫ

сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы. Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

  • Рядом выставлено КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.

Это платье — единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.
После коронации платье можно было посмотреть в Грановитой палате. За время, пока императорская роба была там представлена, её посмотрели 37 тысяч человек. На просмотр допускались люди всех сословий, кроме самого подлого, то есть крепостных крестьян.
Платье сшито из парчовой ткани, именуемой «глазет». Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.
Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.
Официально Елизавета Петровна не была замужем и уже в 1744 году пригласила ко двору своего племянника, сына сестры Анны. Вскоре в Санкт- Петербург приехала и невеста наследника, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В 1745 году в Зимнем дворце состоялась их свадьба.

  • СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ БУДУЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II
Читайте также:  Платье с пышными рукавами кружевное

сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками. Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.

Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь.
В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ II

также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье — единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот более плоским.

После смерти Екатерины II впервые в истории Российской империи короновалась императорская чета, император и императрица, Павел I с супругою. В этой церемонии многое было заимствовано из церемонии 1724 года. Вначале корону возложили на императора, затем, обратившись к коленопреклонённой императрице (также как Екатерина I перед Петром) Павел коснулся её своей короной и затем возложил на голову супруги малую императорскую корону. В отличие от большой императорской короны, бывшей собственностью государства, малая корона становилась собственностью императрицы. Её Величество могла распоряжаться малой короной по своему желанию, даже переделать в другие драгоценности.

C начала XIX века императоры стали короноваться в военном мундире. Это была или гвардейская генеральская форма или форма генерала Преображенского полка. В фондах Оружейной палаты сохранились 7 комплектов коронационных военных мундиров.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ, супруги НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА I,

выполнено в переходном стиле от ампира к историзму.

По низу платья пропущена специальная рула, чтобы утяжелить низ платья и сохранить форму колокола. Платье вышито цветными стеклянным пластинками, чтобы оно сияло и переливалось.
В середине века стали носить так называемый офранцуженный сарафан. Это был приказ императора Николая I придворным дамам носить русское платье.
Непременным дополнением к костюму были перчатки. Их очень часто меняли, у каждого придворного было много перчаток. Служили они недолго, быстро растягивались, теряли форму. А за формой перчаток тщательно следили, они должны были облегать руку, как вторая кожа, поэтому выражение «менять, как перчатки» вполне уместно. Шили перчатки из лосиной кожи или шёлка.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, супруги АЛЕКСАНДРА II

представляет собой вышеназванный офранцуженный сарафан. Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или «русскому стилю». Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Горностаевая мантия, представленная в Оружейной палате принадлежала Александре Фёдоровне, супруге Николая II. В фондах музеев Кремля сохранились все 14 коронационных мантий. Мантия Александры Фёдоровн сшита из 800 шкурок горностая, их закупали у сибирских купцов.
Последняя коронация состоялась в мае 1896 года. Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной. Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» — так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.
Карнавальный костюм Николая II. Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.
Костюм Николая II сшили в театральных мастерских Санкт-Петербурга. Травести императора передали в Оружейную палату, потому что оно украшено подлинными запонами и пряжками XVII века. Для украшения карнавального костюма из Оружейной палаты в Петербург передали старинные ювелирные украшения, числом 25 штук. В костюме использовали 16 деталей и, после карнавала, их не стали спарывать, а просто прислали назад часть костюма.

Другая его часть, также, как и карнавальное платье Александры Фёдоровны хранится в Эрмитаже.

Статья написана по материалам кремлёвского лектория.

Источник

Adblock
detector