Меню

Разработка эскизов моделей платья

5.2.3 Разработка эскизов и характеристика моделей-предложений

По итогам проведенного анализа направления моды разрабатывается коллекция моделей-предложений платьев, которые представляется в виде технических рисунков (5-6 эскизов), в реальных пропорциях со всеми конструктивными особенностями.

Технические рисунки моделей могут выполняться вручную в черно-белой технике ручкой, тушью или карандашом на листе формата А4 в масштабе так, чтобы были соблюдены пропорции фигуры человека. Приветствуется подача эскизов в программах САПР.

Изображение человека дается в статике. При разработке технического рисунка нужно следовать некоторым правилам изображения фигуры человека. Так, если за модуль m принять высоту головы человека, то высота фигуры должна составлять 8 m, при этом линия груди находится на расстоянии 2 m от верхушечной линии, линия талии – на расстоянии 3 m, линия бедер – 4 m, коленей – 6 m, низа – 8 m. Ширина плеч фигуры должна равняться 2 m, ширина талии 1 m, ширина груди, полученная при соединении плечевых точек с талиевыми, — ширине бедер. Линия локтя проходит на уровне линии талии, длина руки такова, что конечная точка кисти располагается на уровне середины бедра.

Эскизы каждой модели — предложения представляются на отдельном листе формата А4 (с видом сзади) и наименованием рисунка, например: Рисунок 3 – Модель 1.

Модели-предложения в коллекции должны быть конструктивно не сложными, с втачным рукавом и воротником.

В пояснительной записке следует описать коллекцию моделей – предложений, акцентируя внимание на моментах объединяющих модели. Затем дать описание художественно-технического оформления каждой модели представленной в коллекции.

Описание внешнего вида модели дается по следующей схеме:

Наименование, назначение изделия, используемый материал и т.д.

Форма (силуэт), покрой, форма линии плеч, застежка.

Характеристика конструкции переда.

Характеристика конструкции спинки.

Характеристика конструкции рукавов: покрой, членение, объем по всей длине.

Характеристика горловины, конструкции воротника.

Характеристика отделки: отделочная строчка (с указанием месторасположения, ширины и цвета), вышивка, тесьма, кант и т.д.

Пример:

Платье женское для младшей и средней возрастных групп из шелковой гладкокрашеной ткани, малообъёмное, прилегающего силуэта, с активным расширением по линии низ, начинающимся от середины бедра;

Перед – с рельефными швами, выходящими из плечевого среза (и доходящими до низа детали).

Спинка – с рельефными швами, выходящими из плечевого среза (и доходящими до низа детали), со средним швом, в шве — застежка на потайную тесьму молнию;

Рукава — короткий цельно выкроенное «крылышко»;

Воротник – цельновыкроенная невысокая стойка на легка расширенной горловине ;

Юбка состоит из двух полотнищ.

Переднее полотнище – с 2 мягкими складками по верху.

Заднее полотнище – с двумя талиевыми вытачками. Длина до середины икры.

Проектируемая модель женского платья представлена на техническом рисунке 4.

Источник

Как рисовать эскизы одежды: инструкция для начинающих

Стиль жизни

Содержание

Точно так же, как возведение дома никогда не начинается без проекта, так и одежда не шьётся без эскиза. В мире моды новые модели одежды до того, как их воплотят в выкройки и сошьют, сперва рисуют от руки. Сначала делается набросок – реалистичная фигура в виде манекенщицы, на которую примеряются придуманные платья, сарафаны, юбки, блузы, кардиганы. Набросок даёт представление о том, как будет выглядеть наряд в конечном итоге.

Эскиз – это своего рода мостик между модельером и ценителями, которые поддержат или раскритикуют. Им надо в цвете и образах представить удивительную и неповторимую дизайнерскую задумку, чтобы она их зацепила.

Как рисовать эскизы одежды для начинающих дизайнеров? Об этом мы и собираемся поговорить.

В каком стиле будет рисунок?

Теперь необходимо продумать, как сделать тот самый цепляющий предварительный технический рисунок – в академическом или в фэшн-стиле? Первый способ, безусловно, отображает на бумаге все пропорции тела, но одежда будет смотреться, прямо скажем, – скучновато.

Остаётся fashion drawing, кстати, – очень популярный в мире: на всех дизайнерских факультетах ему посвящается много времени. Этот метод подразумевает изображение фигур обычных моделей с нормальными пропорциями, за исключением одной детали – непропорционально длинных ног. Эти фигуры нужно одеть в яркую, смелую, красочную, немного утрированную, выдержанную в журнальной эстетике дизайнерскую одежду.

Учимся рисовать фигуры

Итак, чтобы нарисовать эскиз одежды, следует предварительно правильно изобразить фигуру, на которую эта одежда будет надета. Основная трудность – передача изгибов рук, ног и бёдер, поворотов головы. Для этого необходимо хотя бы немного узнать об анатомическом строении человека, опорной ноге и балансе тела, представлять себе, куда упадёт тень.

С этой целью вглядывайтесь в движения тел на фотографиях и пробуйте это нарисовать. Всё получится при определённой тренировке. Появится память пальцев, и тогда вы сможете красиво изобразить одежду.

Подготовка к созданию эскиза

Чтобы набросок получился именно таким, каким вы его видите в своём воображении, постарайтесь нарисовать его правильно, следуя нашим советам

Подготовка материалов

  • твёрдый карандаш для контурной штриховки;
  • плотная бумага;
  • ластик;
  • цветные маркеры, чернила или краски, чтобы раскрасить модель одежды.

Выбор позы модели

Подумайте, как вам нарисовать модель: идущую, сидящую, стоящую. Последнее положение – самое распространённое и лёгкое в исполнении. Теперь поищите в интернете похожую модель и, глядя на неё. потренируйтесь рисовать такую же. Если не сможете, то просто изготовьте клише и обведите его по контуру.

Рисунок рабочей модели

Голова

Начинайте с разметки фигуры – для этого проведите на листе бумаги сверху вниз ровную линию. Это будет центр тяжести вашей модели, своего рода скелет. Затем нарисуйте овал – будущую голову. При разработке дизайна одежды нет нужды в соблюдении пропорций, ведь на первом плане – одежда, а не анатомия.

Зона ниже пояса

Изобразите квадрат чуть пониже середины. Для стройных моделей потребуется небольшой квадрат, для бодипозитивных – побольше. Учитывая выбранную позу для вашей модели, квадрат наклоняйте влево или вправо. Для стоящей модели не надо его наклонять.

Читайте также:  С чем надеть короткое кожаное платье

Торс и плечи

Линии торса протяните кверху, начиная от углов тазового квадрата, в области талии их необходимо сузить. Затем вновь расширьте к плечам. Бёдра и плечи сделайте одного размера. Высота торса должна равняться 2-м головам

Шея и голова

Шея составляет третью часть от ширины плеч и половину длины головы. Голова должна быть пропорциональна телу. Сотрите первоначальный овал. Рисунок головы можно изображать так и эдак, наклоняя вниз, вправо, влево или вверх.

Их длина составляет не менее 4-х голов. Они состоят из бёдер – начиная от низа тазового квадрата до колена, и икр – от колен до щиколоток. Следуя манере дизайнеров, можно увеличить рост модели за счёт удлинения ног. Верхняя часть бедра – одной ширины с головой. К колену – сужайте до трети от самой широкой части бедра. Затем сужайте дальше к щиколоткам, которые должны быть равны четвертой части ширины головы.

Ступни и руки

Ступни нарисуйте узкие, это красиво – в виде треугольников той же длины, что и голова. Руки нужно сужать к запястьям и чуть удлините, чтобы гармонировали с удлинёнными ногами. Дорисуйте пальцы.

Рисуем одежду и аксессуары

Теперь наступило время одеть вашу фигурку в придуманную вами одежду. Дорисуйте на ткани принты, рюши или бантики, добавьте аксессуары. Воротник, горловина, застёжки, пояса, пуговицы, блёстки, карманы, швы, – важно всё.

Прорисовывайте складочки и заломы ткани на локтях, у талии, у запястий. Если будущая ткань по текстуре будет шелковистой и тонкой, то на рисунке она должна словно стекать по телу. Плотная, типа джинсовой чуть скроет форму тела. Для правильного изображения направления складок используются прерывистые мягкие штрихи. Не стоит делать жирные линии, когда вы только учитесь набрасывать эскизы. Лёгкие линии проще поправлять или стирать. Тщательно прорисовывайте складки, морщинки и заломы в виде петелек, волнистых линий.

Тени и оттенки

Завершающая стадия моделирования – добавляем тени, краску и оттенки. Сотрите карандашные линии и пометки, затем осторожно закрасьте маркерами, чернилами или красками одежду в задуманные вами цвета и тона. Присовокупите волосы, солнцезащитные очки, сделайте вашей модели макияж. Эти штрихи сделают ваш эскиз полнокровным.

Источник

Курсовая работа: Проектирование и разработка модели женского платья

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна

Допускается к защите:

Дисциплина: Конструирование одежды

Тема: Проектирование и разработка модели женского платья

Совершенствование конструкции одежды является одним из основных путей улучшения её качества. Улучшение качества швейных изделий, совершенствование и обновление их ассортимента являются важнейшими задачами, поставленными перед швейной промышленностью в условиях жёсткой конкуренции с зарубежными производителями аналогичных изделий.

Конструирование – важнейшая часть проектирования швейных изделий, которая состоит из двух последовательных этапов: творческого, к которому относится выбор метода конструирования и разработки чертежей изделия в объёме эскизного проекта, и технического, включающего разработку чертежей деталей и узлов, а также другой рабочей документации.

Особенно актуальным для швейной промышленности становится создание рациональных, так называемых технологических конструкций одежды, позволяющих при их производстве использовать наиболее производительное оборудование, увеличивать объёмы продукции при меньшем количестве рабочих. Второе основное направление повышения эффективности производства – снижение материалоёмкости изделий, экономия сырья и материалов. В экономном использовании материалов огромное значение имеет усовершенствование конструкции одежды.

Значительно возросли требования к качеству швейных изделий. Как известно, качество будущего изделия и экономическая эффективность его производства и потребления закладываются при моделировании и конструировании одежды. Поэтому необходимо обращать самое серьёзное внимание на возможность повышения качества будущих швейных изделий именно на стадии проектирования.

При проектировании одежды должны быть максимально использованы последние достижения науки, техники и прикладного искусства, выбраны оптимальные композиционные и конструктивные решения, соответствующих созданию швейных изделий, имеющих высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающие потребностям и вкусам различных групп потребителей, и одновременно высокую рентабельность для предприятия.

Главная задача конструирования одежды состоит в придании деталям одежды наивыгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов, технологичностью обработки одежды в процессах швейного производства.

1. Разработка эскизов и обоснование выбора модели

1.1 Направление моды на сезон весна-лето 2009 г.

Модные платья весна-лето 2009

Самым женственным и соблазнительным предметом в женском гардеробе всегда остается платье. И в этом сезоне без него не обойтись. Дизайнеры предоставили очень богатый выбор самых разных платьев на все случаи жизни.

Модные платья весна лето 2009 могут быть строгими, романтичными, сексуальными и даже вызывающими. Главное, чтобы они не были скучными: даже самые предсказуемые классические формы украшены оригинальным декором и дополнены стильными аксессуарами.

Нежность. Дизайнеры воспевают романтику и юный возраст: короткие платья нежных пастельных оттенков украшены воздушными рюшами и пышными бантами. Актуальны двухслойные платья с прозрачной верхней частью. Цветовая палитра романтичных платьев: нежно-розовый, телесный, желтый, оливковый, кремовый, белый. Пастельные цвета вошли в моду как альтернатива ярким. Сезон предлагает нам бесконечное множество нежных карамельно-марципановых полутонов. Лёгкий фиолетовый, ментоловый, топлёно-белый – вот новые хиты модной палитры цветов. В своей коллекции лучших вещей вы должны непременно иметь платье от Lanvin.

Цветы и яркие рисунки. В этом сезоне на поверхности платьев расцветают прекрасные сады: цветочные принты главный хит этого лета. Так же громко звучит восточная тема: пестрые рисунки а-ля «турецкий огурец» и яркие пояса, инкрустированные крупными бусинами и полудрагоценными камнями. В моде графические рисунки: абстрактные полоски, зигзаги и плавные линии.

Акварель. Рисунки в технике акварели – в основе самых остро-модных платьев и аксессуаров. Дизайнеры используют лёгкие растушёвки акварелью по шёлку, хлопку и тафте. Встречаются прорисовки чернилами и аппликации из ткани. Принты на платьях Kenzo.

Асимметрия. Один из главных трендов летней моды — платье с открытым плечом в греческом стиле, которое дизайнеры предлагают носить с сандалиями-гладиаторами на плоской подошве или с соблазнительными босоножками на высоком каблуке. Yves Saint Laurent уже сейчас позаботились о столь примечательных платьях.

Также актуальна асимметричная линия низа или асимметричный декор.

Страсть. В этой теме на первый план выходят платья красного цвета: ультракороткие или максимально длинные с чувственным декольте и летящими многослойными юбками. Также популярны модели с прозрачными вставками и смелыми вырезами.

Основные силуэты этого сезона: прилегающий силуэт, с подчеркнутой линией талии и прямой, немного зауженный к низу (как правило, в коротких платьях). Актуальна трапеция, характерная как для мини, так и для длинных платьев.

Мода давно не диктует одну стандартную длину для всех. И в этом сезоне модная длина представлена двумя противоположными направлениями. Это платья-мини, которые могут быть совсем короткими, или до колена. И вторая тенденция — это платья максимальной длины, выполненные из легких струящихся тканей.

Платья-мини тоже никто не отменял, в этом направлении дизайнеры рекомендуют обтягивающие платья на ладонь ниже колена.

В новом сезоне популярны легкие струящиеся материалы и мягкие формы. В моде самые нежные ткани: шелковый атлас, шифон, вискоза, хлопковый трикотаж.

Полёты в космос. Стильные вечерние платья отделаны блестящими кристаллами или пайетками, блеск которых завораживает, словно сияние звёзд на ночном небе. Под предводительством Стефано Пилати модный Олимп продолжает мерцать пайетками, стразами и камнями. Лучшие сверкающие платья у Yves Saint Laurent.

Дизайнеры предлагают сложные формы с асимметричными складками и фигурными оборками. Главный тренд — открытые плечи. Короткие платья могут быть пышными или облегающими, макси-платья, как правило, подчеркивают изгибы женского тела.

Модная цветовая гамма вечерних платьев: черный, пастельный, красный, желтый, темно-синий. Популярны блестящие поверхности. Дизайнеры предлагают разбавлять однотонные вечерние платья контрастными аксессуарами: например, черное с белыми туфлями, красное с фиолетовыми, телесное с черными.

Новые 80-е, 70-е. Переосмысленная и реализованная по-новому, мода 80-х во всей красе предстала перед нами в качестве основного тренда сезона. Яркая и резкая, она создавалась для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Ярыми сторонниками стиля 80-х стали Марк Джейкобс для Louis Vuitton, Майкл Корс и дизайнерский дуэт 6267.

Платья-саронги с открытыми сандалиями, психоделические принты, цвет морской волны, скульптурные формы, юбки-колокола, клеш, широкие пояса и босоножки на плетеной подошве, экологичные материалы – все это 70-е и, к слову сказать, они многим к лицу!

Феерия цвета. Новый сезон принёс нам новые цвета: бирюзовый, голубой, изумрудный, фуксию, ярко-жёлтый. Возможны самые невероятные сочетания, а также total-look в единой гамме. За вдохновением обращайтесь к Dior и Marni.

«Свисающие» тенденции. Забудьте об устаревших, прошлосезонных платьях, а-ля спецовка и шагните в весну с модными тенденциями в мире моды. Свисающие бархатные платья уже однажды были на пике популярности, а именно в 1920-х годах в период великой американской депрессии. Они четко отражали тогдашнее настроение. Благодаря нынешнему кризису, они вновь собираются завоевать сердца многих женщин. Одевая такое платье в купе с «квадратным» пиджаком, вы станете объектом, притягивающим всеобщее внимание. Такое сочетание будет наиболее актуально этой весной. Особенно удачными моделями свисающих бархатных платьев отличается Кутюрье Jil Sander.

Интеллигентный минимализм. Мятые и жатые натуральные ткани для приверженцев экологичного стиля жизни, к тому же это чертовски удобно, для того, чтобы не выглядеть слишком бледной и бедной, добавляем яркий аксессуар. Архитектурные, чистые линии, блеклые цвета, если вы серьезная девушка и не выносите кокетства, этот образ просто создан для вас.

Футуризм продолжает трансформации силуэтов, они становятся всё более трудоёмкими. Непростые конструкции платьев передают дизайнерское мастерство, а невероятные аксессуары можно назвать шедеврами современности. Свой силуэт можно найти в коллекциях Dolce & Gabbana, Chapurin.

Пышность и роскошь. Для тех, кого не вдохновляет минимализм, для истинных сибариток и тех, кто считает, что много золота не бывает, для всех солнечных натур, в этом сезоне роскошные золотые ткани, вышивка, кружева, каменья и яркие аксессуары. Для лунных девушек подойдет строгая и мрачная роскошь.

1.2 Разработка эскизов

На основе изложенного анализа направления моды на текущий сезон была предложена коллекция моделей из тканей сезона весна-лето 2009 г. Данная коллекция представляет собой 5 моделей легкого вечернего платья, рекомендуемых для женщин младшей возрастной группы. Предлагается исполнение данных моделей в легких, драпирующихся тканях, содержащих натуральные волокна. Наиболее предпочтительной является гамма пастельных тонов.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена трапециевидного силуэта. В боковом шве расположена застёжка тесьма-молния длиной 20 см. Платье состоит из лифа и юбки, изделие с завышенной линией талии на 10 см с притачным поясом шириной 3 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в линию талии и заложена во встречную складку. Спинка с плечевыми вытачками. Юбка заложена бантовыми складками. Воротник прямая стойка с наклонными концами. Рукав втачной одношовный грушевидной формы, короткий (выше уровня локтя на 6 см) с притачной замкнутой манжетой шириной 3 см.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена полуприлегающего силуэта с расширением к низу отрезное по линии талии. Полочка и спинка с притачной кокеткой ниже уровня груди на 5 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в пройму с тремя односторонними складками. Нижняя деталь полочки и спинки по типу корсета с рельефом (от бокового среза 12 см). Спинка со средним швом с застёжкой на тесьму-молнию длинной 50 см, с плечевыми вытачками. Юбка состоит из пяти клиньев. Воротник стойка-воронка с закруглёнными концами. Рукав втачной одношовный длинный, низ обработан высокой притачной манжетой шириной 20 см, застёгивающейся на четыре обмётанные петли и пуговицы.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена полуприлегающего силуэта с расширением к низу. В боковом шве расположена застёжка тесьма-молния длиной 20 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в кокетку, горловина удлинена на 11 см. На второй детали 15 вертикальных фигурных защипов. Спинка с притачной кокеткой, плечевыми вытачками. Вторая деталь со средним швом, 14 вертикальных фигурных защипов. Воротник шаль. Рукав «принцессы» втачной одношовный длинный, состоит из двух частей: фонарика (выше уровня локтя на 6 см) и зауженной нижней части.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена полуприлегающего силуэта с расширением к низу отрезное по линии талии. В боковом шве расположена застёжка тесьма-молния длиной 20 см. Полочка и спинка с притачной кокеткой ниже уровня груди на 5 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в срез кокетки в три односторонние складки, горловина расширена. Нижняя деталь полочки и спинки по типу корсета с рельефом (от бокового среза 12 см). Спинка имеет рельефы, выходящие из плечевого среза и идущие через выступающие точки лопаток до линии талии. Юбка со складками. Воротник стояче-отложной. Рукав втачной одношовный длинный с тремя односторонними горизонтальными складками, заложенными в сторону проймы.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена полуприлегающего силуэта с расширением к низу отрезное по линии талии. Полочка и спинка с притачной кокеткой ниже уровня груди на 5 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в горловину, распределена на односторонние складки. Нижняя деталь полочки и спинки по типу корсета с двумя рельефами (от бокового среза 7 см, между ними 5 см), срез фигурный. Спинка со средним швом с застёжкой на тесьму-молнию длинной 50 см, с плечевыми вытачками. Юбка с восьмью глубокими бантовыми складками. Воротник стойка. Рукав «принцессы» втачной одношовный длинный, состоит из двух частей: фонарика (выше уровня локтя на 6 см) и зауженной нижней части.

1.3 Обоснование выбора модели

Для разработки выбрана модель № 3.

Описание внешнего вида модели.

Женское летнее вечернее платье для младшей возрастной группы из атласной ткани длиной до колена полуприлегающего силуэта с расширением к низу. В боковом шве расположена застёжка тесьма-молния длиной 20 см. На полочке нагрудная вытачка переведена в кокетку, горловина удлинена на 11 см. На второй детали 15 вертикальных фигурных защипов, расположенных на убывание от центра детали (ниже уровня бёдер на 10 см) к боковому срезу. Спинка с притачной кокеткой, плечевыми вытачками. Вторая деталь со средним швом, 14 вертикальных фигурных защипов. Воротник шаль. Рукав «принцессы» втачной одношовный длинный, состоит из двух частей: фонарика (выше уровня локтя на 6 см) и зауженной нижней части.

Данная модель рекомендована для женщин младшей возрастной, 1-ой и 2-ой полнотных групп. При учёте достаточного количества вертикальных защипов, зрительно увеличивается рост и убирается лишний нежелательный объём в талии и бёдрах, поэтому позволяет рекомендовать для женщин с ростом ниже 164 см.

2. Выбор и характеристика используемых материалов

Ассортимент тканей для лёгкой одежды весьма разнообразен. Плательные ткани делятся на летние, демисезонные и зимние. Для одежды лёгкого ассортимента обычно используют хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, искусственные, синтетические, а также смесовые ткани. К летним хлопчатобумажным тканям относятся ситцы, бязи, сатины, батисты, вуали, маркизеты. К демисезонным относятся поплин, шотландка, зефирин. Ткани, предназначенные для изготовления изделий легкого ассортимента должны обладать мягкостью, лёгкостью, высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью и паропроницаемостью для обеспечения комфортного состояния человека. Важные показатели гигиеничности плательных тканей являются влагопоглащение и влагоотдача. Необходимо также иметь в виду, что при увлажнении тканей их воздухопроницаемость уменьшается вследствие заполнения пор водой и разбухания волокон. Гигиенические требования к тканям для нарядных и вечерних платьев имеют меньшую значимость, поэтому их несоблюдение можно компенсировать выбором соответствующей модели или конструкции изделия. Также ткани должны обладать достаточной устойчивостью к действию света и стирке. Для всех этих видов тканей используются разнообразные виды отделки, такие как тиснение (рельефный рисунок), лощение (повышенный блеск), отделка для уменьшения сминаемости материала. Для придания бархатистости шёлковым тканям используется введение микроволокна в их структуру. Применяются металлизированные, фасонные нити, однониточная и кручёная пряжа. Для шёлковых тканей часто используются нити мосс-креповой крутки.

В настоящее время ткани вырабатываются разнообразными переплетениями: полотняным, сатиновым, атласным, сложным, мелкоузорчатым, креповым, жаккардовым, репсовым и даже сложным типа двухслойных.

Ткань, выбранная для данной модели, представляет собой. Характеристики используемого материала и его аналогов приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика материалов для женского платья

Источник

Платье © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Название: Проектирование и разработка модели женского платья
Раздел: Промышленность, производство
Тип: курсовая работа Добавлен 08:19:54 09 июня 2009 Похожие работы
Просмотров: 9240 Комментариев: 10 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать