Меню

Римское платье для женщин реконструкция

Римское платье для женщин реконструкция

Капля пурпура в римской крови

У древних римлян тоги пурпурного цвета имели право носить только императоры, цари, судьи и полководцы. Специальная торжественная одежда полководцев – паладаментум, предназначалась для посещения Капитолия после победных сражений. Она выглядела как пурпурный плащ из тяжелой ткани, который оставлял открытой правую руку. На правом плече он закреплялся дорогой застежкой.

Впоследствии эта одежда стала исключительно привилегией императоров, и предшественницей королевских мантий в Европе. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. С его помощью можно было легко определить социальный статус человека.

Символом гражданского достоинства римлянина была тога, ее не имели права носить рабы, чужеземцы и преступники. Несовершеннолетний свободный римлянин носил тогу с двумя широкими пурпурными полосами, такие же нашивки были у магистратов. На тоге сенатора была нашита широкая вертикальная полоса («клавус»), на тунике всадника – были две узкие полосы. Полководец-триумфатор облачался в пурпурную тогу, затканную золотом.

Римские матроны, которые вначале одевались исключительно в белые одежды со скромной каймой пурпурного цвета, несмотря на запреты власти, постепенно начали шить одежду из ярких тканей, в том числе, пурпурных цветов.

Пурпурный цвет — это практически фиолетовый, но несколько красноватее. «Да, это цвет триумфа, поэтому люди так сходят по нему с ума. Но вот стоит ли он этих денег, учитывая
отвратительный запах. » — говорит о пурпуре римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.).

Римские сенаторы поверх туники носили пурпурные ленты. Насколько осведомлены голливудские художники по костюмам о цвете тогдашнего пурпура? Насколько можно
доверять данным костюмам?

Так называемый тирский пурпур получали в Финикии по особо охраняемым рецептам из трёх видов морских моллюсков, например из Murex brandaris L. (буковка «L» в
названии моллюска означает, что систематическое название ему придумал Карл Линней). Плиний не приводит точного описания процесса выработки красителя. Только совсем недавно
рецепт финикийцев удалось расшифровать. Неприятный запах производства связан с технологией ферментации мяса моллюсков в анаэробной среде (то есть при отсутствии воздуха).
В течении нескольких дней мясо «настаивалось», затем «бульоном» желтоватого цвета окрашивалась ткань, и она на солнечном свете и на воздухе приобретала фиолетовые оттенки.
Александр Викторович Волков в книге «Загадки Финикии» резонно замечает, что финикийцы не были пурпурными монополистами. Из раковин моллюсков краситель добывали и в Риме,
однако качество пурпура из Финикии прославило города Тир и Сидон на весь тогдашний мир. Тир и Сидон были центрами пурпурного производства в Финикии. Только возле Сидона
археологи раскопали «полигон промышленных отходов» длиной 120 метров и высотой — восемь: сплошные скелетики морских моллюсков. По данным Волкова за один фунт красителя свои
жизни отдавали 60 000 улиток! Однозначно, тирский пурпур ценился выше золота. Что ж, рецепт тирского пурпура полностью разгадан лишь в конце 20 века и красить ткань по
древнему способу можно лишь в развлекательных целях исторической реконструкции.

— СТОЛА- одежда, по крою схожая с туникой, надевавшаяся, соответственно, поверх туники. Могла иметь рукава короче, чем у туники, могла — длинее, а могло вообще не быть. Длина столы зависела от соц.статуса женщины: длинная стола, закрывающая полностью ноги — это удел свободных барышень, имеющих хорошую репутацию. В общем, как и везде/всегда — чем круче у тебя статус, тем длиннее у тебя одежда.:)

Материал — ситуация примерно та же, что и с туникой. Это лён и шерсть, в крайнем случае — шёлк.
Девушки, даже если вы делаете простой небогатый костюм, не стоит думать, что нужнопокупать дерюгу (предки дураки были. ) — кто занимается серьёзно ранятиной знают, что в разностатусных погребениях одинаково находят очень тонкой работы образцы ткани — особенно шерсти. Если вы не хотите выглядеть стрёмно — ищите тонкую ткань, котораябудет хорошо драпироваться и облегать тело.

В интернете гуляет информация о так называемой instita (инстита) — пришиваемой к подолу столы плиссированная (ну или по крайней мере более драпирующаяся) юбка/оборка. Этот термин есть в словаре моды (Инстита. (лат.) — в 8-5 вв. до н.э. в Древнем Риме плиссированная оборка, пришиваемая к подолу столы.), в других также что-то подобное встречается, но как она выглядет на образце — непонятно. Все статуи, как правило, так обмотаны своими паллами (см. далее), что границы шва не видно, или его вообще нет. Но одно могу сказать точно: посмотрев на некоторые римские статуи вживую (копии в Пушкинском), мне показалось, что вверху ширина ткани значительно меньше, чем по подолу. Т.е. чисто теоретически возможен вариант расширения нижней части одежды с помощью отельно плиссированной оборки.

Столу разделяют на «замужнюю»/»незамужнюю»:
«Незамужная» стола — крой максимально схож с кроем туники, длина ткани=расстоянию от плеча до пятки.
«Замужняя» стола — кроилась из большего куска ткани и имела перекидную часть на плечах, а также мешок над поясом.

Столу подпоясываем. Из чего делался пояс сказать сложно: на статуях есть варианты широких лент (возможно из шелка), есть тонкие круглые шнуры (вполне вероятно, плетёные), длина пояса также зависела, каким образом фиксировалась стола.

Источник

Во что одевались древние римлянки?

Древние римлянки, как и любые женщины, любили принарядиться. Римская мода за века многократно изменялась — появлялись новые ткани, узоры и фасоны. Римские императоры пытались законами против роскоши приструнить женщин, которые тратили на одежду и украшения целые состояния, но ничего не помогало. Поначалу одежду изготавливали почти исключительно из шерсти или кожи, потом появился лён, а с развитием торговли с востока начал поступать шёлк. В поздней античности умели изготавливать очень тонкие, полупрозрачные ткани. Мы знаем их названия — виссон, синдон, аморгин и другие.

С цветами обстояло также — в суровые республиканские времена, когда Рим был маленьким, а денег немного, одевались в основном одежду из светлой шерсти, разве что кайму могли покрасить. Но чем дальше, тем чаще использовались яркие цвета. Известен косский шёлк — шёлк, который изготавливался из китайского сырья на острове Кос и окрашивался в цвет морской волны

Основой женского костюма была туника — что-то вроде длинной простой рубашки, с рукавами или без рукавов. В ней ходили дома — на улицу в тунике показаться было также неприлично, как сейчас в халате. Поначалу покрой туники был самым элементарным: кусок ткани складывался пополам и в нем прорезалось отверстие для головы, а бока зашивались. Вся эта конструкция подпоясывалась, а длину регулировали, просто выпуская лишнюю ткань над поясом. Потом стали появляться туники с полноценными рукавами и линией плеч.

Читайте также:  Свадебное платье панк рок

На тунику надевалось уже полноценное платье — стола. Если туника была с длинными рукавами, то стола могла быть без рукавов и выглядела примерно как сарафан. Если туника была без рукавов, то с рукавами была стола. Именно в Древнем Риме придумали рукава на застежках — вроде бы прилично и руки закрыты, но смотрится соблазнительно. Подпоясывалась стола под грудью, выше талии. Стола — одежда свободных римских гражданок, ни рабыни, ни вольноотпущенницы такого не носили. Столы могли расшиваться золотыми нитями, и почти всегда украшались орнаментами. Любимыми орнаментами римлянок были довольно простые: стилизованные листья, ромбы, квадраты.

Стола могла быть любой в зависимости от моды. Она подпоясывалась поясами, украшалась оборочками, жемчугом или вышивкой. Сенека писал: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины» — значит, в его время матроны все время почему-то старались надеть не строгую белую столу с маленькой пурпурной каймой по подолу, а что-то цветное и яркое. А уж продажные женщины отрывались как могли.

Верхней одеждой для мужчин и для женщин поначалу была тога — просто кусок шерстяной ткани, в которую заматывались как попало. Потом тога стала мужской официальной одеждой, вроде нашего делового костюма и каждую складочку на ней регламентировали. А женской одеждой стала палла. Палла, это по сути своей современный «палантин», широкая длинная накидка, которую можно наматывать на себя самыми разными способами. Были короткие накидки с чем-то вроде капюшона, были толстые шерстяные пальто-пончо — пенулы.

Впрочем, туники и столы — это все-таки традиционный костюм и продержался он примерно до времен первых Цезарей. Во времена поздней римской империи самым модным видом платья стала далматика — расширяющаяся книзу свободная туника с широким рукавом. Впервые далматика упоминается в IV веке н. э., а уже в Византии она стала самым распространенным видом парадной одежды, как мужской, так и женской.

Разумеется, римлянки носили украшения. Украшения тоже мало изменились — это были серьги, браслеты, бусы, иногда изящные, иногда грубоватые. В поздние времена могли носить по нескольку колец на одном пальце или по нескольку серег в ухе. Уже тогда самыми популярными были кольца и браслеты в виде змеек. Особенно часто использовались украшения для волос — мода на прически в Риме менялась стремительно и требовались новые виды заколок, шпилек и диадем. В традиционном республиканском Риме матронам запрещалось красить волосы, но чем дальше, тем меньше соблюдался этот запрет.

А теперь о самом интимном. Древние римлянки отлично знали о том, что такое нижнее белье, и под этим всем, то есть под паллой, столой и туникой (или под далматикой) носили повязки на бедра и грудь. Судя по многочисленным изображениям девушек, занимающихся в таком виде спортом — эти повязки были довольно удобными и с виду мало отличались от современных купальников.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Источник

«Гай, мне нечего надеть» или женская мода Древнего Рима

Современная мода предлагает самые разные виды одежды и варианты её ношения. Но как с этим обстояло две тысячи лет назад? И во что же одевались римлянки в то время?

Начать стоит с оговорки: римляне всегда старались удивить сограждан своим внешним видом. В свое время Луций Сенека жаловался, что мужчины позволяют себе одеваться в женские одежды, даже непристойные. Пройдемся по ним подробнее.

Начать стоит с самого простого, а именно— Strophium и Subligaculum. Сублигакулум — вид нижнего белья в древнем Риме, своего рода набедренная повязка. Эта повязка делалась из кожи и на одной из сторон закреплялась завязками, другая сторона была сшита. Сублигакулум больше всего похож на современные бикини. Грудь и бёдра римлянки бинтовали, а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — строфиум и мамилларе , прототипы современного бюстгальтера.

Нагрудная повязка была обычным, если не обязательным, предметом в женском нижнем белье. В принципе, это была адаптированная римлянами греческая льняная лента — аподесма . Римляне считали чрезмерно большие размеры груди комичными или характерными для стареющих и непривлекательных женщин. Поэтому строфиум не просто закрывал женские прелести, но и сдавливал их. Таким образом, женщины скрывали слишком большие или отвисшие груди.

Исследования артефактов и эксперименты показывают, что полосы приходилось несколько раз обматывать вокруг груди, в основном, чтобы сгладить большую и увеличить маленькую грудь. Иногда даже в самых откровенных римских фресках грудь покрыта строфиумом . Разумеется, трудно понять, почему автор предпочел такое изображение. Что странно, подобного рода фрески встречаются в лупанариях (публичных домах). Другие примитивные аналоги бюстгальтера встречаются ранее на настенных росписях, сохранившихся в печально известных Помпеях.

Еще один интересный факт связан с Феодорой, византийской императрицей VI века, прежде бывшей актрисой. Современники сообщают, что та выступала в похожем белье, прежде чем завладеть сердцем императора Юстиниана I.

Теперь давайте рассмотрим тунику . Куда же в Рим, да без туники, мы же не варвары? Но рассмотрим мы именно женскую версию. Вообще, рубахоподобная tunica (аналог греческого хитона ) использовалась римлянами как домашняя одежда на каждый день. Тунику шили из двух полотнищ так, чтобы она закрывала оба плеча. Надевали ее через голову, просовывая руки в боковые проймы — рукавов у туники поначалу не было. Позднее, когда рукава таки появились, их долго считали признаком щегольства и изнеженности.

Как и любая античная одежда туника не имела воротника. Для удобства ношения длинных туник (до колена) их подпоясывали. Эта одежда в среде римского общества имела некоторый символизм. Длина, наличие полос, а также их ширина и орнамент — всё это указывало на статус носителя. Римские сенаторы, например, использовали Laticlavus с широкими фиолетовыми полосами, в то время как эквиты (сословие всадников) — Angusticlavia , с более узкими полосами.

Читайте также:  Philosophy di lorenzo serafini платья

Хотя туника не предназначалась для женщин, она была частью их римского костюма. Это была основная одежда, которая носилась под столой, паллой или тогой. Впрочем, носить её можно было и без них. Кроме того, дама могла носить или не носить какую-то форму нижнего белья под ней.

Изначально туника была шерстяной и продолжала бы быть шерстяной для тех, кто не мог позволить себе более роскошные волокна. Римская туника была перенята от греков в 3 веке до н.э. Носить её могли как граждане, так и неграждане. В целом, это была по-настоящему народная одежда.

Перейдем к более статусным вещам — Stola . Стола была длинным плиссированным платьем, надетым на нижнее белье, называемое tunica intima . Хотя стола была без рукавов, ее версии могли иметь короткие или длинные рукава. Эти рукава могут принадлежать самой столе или быть частью туники. Традиционная безрукавная стола закреплялась застежками на плечах, называемыми фибулами.

Стола, как правило, была покрыта лентами и имела 2 пояса. Первый носили чуть ниже груди, создавая множество складок. Второй и более широкий пояс носили вокруг талии. Столы, как правило, делались из льняных или шерстяных тканей. Более богатые женщины носили столу из шелка.

Состоятельная дама могла добавить к своей столе limbus . Он представлял собой отдельный кусок ткани со множеством складок, который вшивался в подол столы, создавая видимость нижнего платья. Такое украшение создавало иллюзию многослойности, демонстрируя богатство и статус уважаемой римской матроны, хранительницы семейного очага.

Цвета римляне разделяли на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого , жёлтого , и зелёного цветов. Напротив, если мужчина одевался в желтое или зелёное, это давало повод окружающим заподозрить его в гомосексуальных наклонностях.

Столы окрашивали в различные цвета: красный, желтый и синий. Декольте и подол старались украсить. Для простолюдинок это была простая цветная полоса или рисунок. Более богатые гражданки Рима дополняли одежду различными деталями и украшениями.

Впрочем, всё тот же римский философ Луций Сенека считал, что стола не должна сильно выделяться: « матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины » (Sen. nat. quaest. VII. 31).

Хотя стола это римская одежда, её корни также уходят в Древнюю Грецию. Она была одним из главных образцов моды в Древнем Риме, начиная с раннего Res Publica Romana и заканчивая Римской и Византийской империями, вплоть до 1-го тысячелетия.

Еще один интересный факт: ныне самым известным носителем столы является статуя Свободы в Нью-Йорке.

Ну и последняя у нас на очереди — Palla . Палла представляла собой плетеный прямоугольник из шерсти, который римская матрона надевала на Столу, когда выходила на улицу. То была традиционная древнеримская мантия, скрепленная брошами, которую носили женщины. В сущности, палла — это единый кусок материи, накинутый через плечи и обернутый вокруг тела или головы.

У мужчин примерным аналогом такой одежды выступал паллий. И если он пришел на смену тоге, то женская палла пришла на смену столе, примерно во II веке н.э. Популярность её объясняется простотой ношения, ведь это не тога, для надевания которой вам нужны рабы.

Если приводить аналоги из современности, то она схожа с шалью. Палла могла иметь разные цвета, в том числе синий, зеленый и желтый, обрамляться золотом и украшениями. Палла, как и тога ткалась целиком, а не сшивалась.

Изначально женщины тоже носили тоги. Однако после II века до н. э. тога стала одеждой исключительно для мужчин, и римлянкам стало носить её неприлично: ношение мужской одежды женщинами ассоциировалось с проституцией и прелюбодеянием.

Лучшие друзья девушек — это margaritae.

Что касается украшений, то с ними у римлян все было строго, но неоднозначно. Мало того, что роскошь осуждалась моралистами, вводились целые законы против оной! Но римских дам это не сильно смущало. Не удивительно, ведь это самый простой способ продемонстрировать статус свой и мужа.

Женщины использовали самые разные виды украшений из серебра, золота, бронзы и даже стекла: диадемы , кольца , золоченые ленты , вплетавшиеся в волосы. Привычные ныне серьги временами вдевали по несколько штук сразу.

В ходу были и ожерелья с кулонами или без, браслеты, в том числе и надевавшиеся на плечо ( spintera ). Плиний упоминает так же цепочки на бёдра. Кроме того, застежки для одежды могли сами по себе являться украшениями.

Не обходилось и без драгоценных камней: изумрудов, сапфиров, гранатов и алмазов (бриллиантов в Древнем Риме не знали). А в правление императора Августа в моду вошел и жемчуг (margaritae), который в больших количествах привозился с Римского Востока. Жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой состоятельной женщины. И говоря о любви к украшениям, стоит заметить, что даже рабыни носили имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Такой был мир античной моды. Даже в древности окружение диктовало всё новые правила не самой экстравагантной римской моде, с историей которой интересно знакомиться и в наше время.

Источник

Римское платье для женщин реконструкция

ТОП ошибок в реконструкции женщины римской империи 1-2 вв. н. э.

Исправлять «косяки» после опыта пошива первого костюма – это нормально. Но продолжать ходить в косячном – моветон.

Каюсь, несмотря на то, что в реконструкции уже ровно 5 лет. Чтобы не переходить на личности — а ошибок в создании костюма на древний Рим, мягко говоря, очень много, — пройдусь катком по себе, дабы кидать камни не только в «чужой огород», но и на собственном опыте показать, что делать, если случился «косяк», и как его исправить.

Самые частые ошибки, которые всплывают при подготовке костюма:

Ошибка 1: Прическа.
Уж простите, но в моем случае это самое больное. Безошибочным вариантом было бы сшить шиньон, «прибить косу», сделать пучок.
Дифирамбы петь не умею, но пальма первенства в прическах принадлежит девушкам из 5-го Македонского: Любовь Скрипченко и Евгения Голицына, изучившим данный вопрос давно и обстоятельно. Именно они показали мне, как прическа может довершить образ и подчеркнуть разницу между женщинами Греции и Рима. Заплетаемся и используем шиньоны, они историчны ! ( см. фото)

Читайте также:  Платье полиняло после первой стирки как вернуть цвет

Ошибка 2: Не успела подготовиться к фестивалю, прострочила тунику на машинке.
Ок, в такой тунике можно походить на паре мероприятий, но всё-таки лучше исправить. Девушки, дамы, вы же умеете шить, так почему всё чаще встречаются костюмы в РЕКОНСТРУКЦИИ, которые сшиты на машинке и НЕ ПЕРЕШИТЫ? Ведь швы достаточно простые!
Метод: После завершения сезона, длинными томными вечерами можно, глядя какой-нибудь суперский сериал, вручную перешить костюм — это не настолько сложно.
Опять же каюсь, не замечала (не хотела замечать) очевидный факт. Ольга Куцый , спасибо тебе большое, что в свое время обратила на это внимание. Женская римская туника никак не подшивалась в верхней части. Для тех, кто занимается реконструкцией на 1-2 в. н. э., информации предостаточно: идем в любой музей с экспозицией античности и смотрим бюсты. Или просто заходим в группе в альбомы с источниками. Подшитый верх в туниках — это новодел, кромка которую мы видим, — это кромка ткани. (см. так же фото к посту)

Ошибка 3: Застежки-фибулы.
Когда информации было мало, я не обращала на это внимание. Но факт остается фактом: делать «реконструкцию реконструкции», глядя на других и покупая, что есть у всех подряд мастеров, не очень хорошая идея. Фибулы должны соответствовать образу и веку. Такие популярные фибулки с эмалью никак не могут относиться к 1 веку нашей эры.
Исправляем ситуацию. Есть замечательный мастер, который не только поможет вам определится с тем, что нравится, но еще и подобрать в соответствии с источниками нужную и важную деталь — Иван Тимощук .

Ошибка 4: Украшения.
Для своего первого образа я купила (стыдно до сих пор!) пластиковый обруч под жемчуг и первые попавшиеся серьги-висюльки. Но — опять спасибо мастерам! Ольга Куцый шикарно делает незамысловатые, но при этом классически строгие украшения для 1 (и не только) века н.э. Хотите что-то посложнее, пожалуйста, — Иван Тимощук в помощь.
Хотите, что-то вызывающее, но соответствующее эпохе, например, украшения из серебра? Павел Дмитриевич или мастерская в г. Санкт-Петербург KORDEGARDIA.RU.
Если вы реконструируете женщин более низкого сословия, чем аристократы, забудьте об украшениях. Они если и были, то самые простые. Особенно на 1-2 века нашей эры. Например, маленькие золотые серьги, плетенные, как проволока, или серебряные. Стеклянные бусы были слишком дороги для низших сословий. Одна бусина, может быть, — но не целая нить. Жемчуг? Вряд ли. (по стеклянным бусам сюда — Вредный бусодел.

Ошибка 5: Ткани – цвет и материал.
Очень многие (а я себя из этого списка не исключаю – иду честно по себе катком дальше!) покупают сразу шелк — яркий, красивый, легкий материал. Но тонкий шелк в Риме появился гораздо позднее, в 3-4 веках нашей эры.
Все римские ткани известны и популярны и сейчас, но это не повод сразу шить из первого попавшегося материала. Небеленный лен — идеально. Сюда же — смесовые ткани: шерсть/лен, шерсть/шелк, шерсть/хлопок, а также дикий шелк и шерсть, пока не будет новых археологических находок, работ и переводов, подтверждающих 100 %-ое использование других тканей. Чаще всего археологи находят шерстяные ткани (большинство находок) и смесовые (шерсть/лен).
Что делать? Читаем публикации, книги. Материалов предостаточно.

Цвет: Конечно, самый римский — пурпур. Но, если вы реконструируете образ дамы высшего сословия – матроны (замужней женщины), то должны знать: пурпур – только для семьи императора или его ближайшего окружения.
Приемлемые цвета: золотистые, желтые, оранжевые, зеленые, коричневые. В целом —пастельные оттенки, если мы говорим о Риме. Если говорить о состоятельных людях из провинций, то хороший источник — фрески. Люди более низкого статуса (а особенно вольноотпущенники) в погоне за модой могли себе позволить цвета яркие, и прямо противоположные традициям и нравам аристократии Рима. Таких людей высмеивали, а в Риме они становились героями сатирических поэм. Не будем повторять их ошибок, но, возможно, у нас найдутся смелые реконструкторы, которые воссоздадут театр, где соответствующие наряды будут к месту?

Ошибка 6: Обувь.
Вопрос, который для меня открыт до сих пор.
Моя первая обувь — это шлепанцы на шнурках. Дешево и сердито — и вроде как исторично. Ещё вводят в заблуждение прекрасные ножки статуй древних римлянок. Они выставлены открытыми, но парадокс состоит в том, что нравы 1 века нашей эры были совершенно консервативными. Общество было непреклонно и подчас жестоко, поэтому сандалии для благородных матрон – благочестивых дам, хозяек дома — должны быть закрытыми, при прогулках. Хотя дома (в отсутствии мужа и гостей!) женщина могла носить всё, что пожелает: открытую обувь и даже деревянные шлепки. Но так это или нет, увы, доказать я не могу. Для себя я выбрала ориентиром книгу Сергеенко М. Е. «Жизнь древнего Рима». Если у кого-то есть информация более точная, готова принять и опубликовать с указанием авторства! Ибо информацией надо делиться.

Ошибка 7: Тесьма.
В Риме, конечно же, ткали, а еще ткани потрясающего качества приходили из Египта и Греции: вышивка золотой нитью, золотые нити, вотканные в само полотно… Воссоздать всю красоту невозможно, даже если уметь. Именно поэтому о своих образах я говорю, что реконструирую не жительницу Рима, а состоятельную провинциалку: в провинции с ее более свободными нравами, смешанными традициям вполне допустимо нашивать тесьму (доказательства — находки, выставленные в Эрмитаже и Херсонесе).
Что делать? Изучаем, читаем… Вопрос пока остается открытым и очень, очень спорным. Доказывать что-то кому-то не буду. Лишь повторюсь: если у кого-то есть информация более точная, готова опубликовать с указанием авторства, ибо информацией надо делиться.

Provenance unknown. The portrait may have come from the Horti Vettiani in 1873 or from S. Prassede in 1875 (museum info).

Capitoline Museums, Rome.

Inv. 848; Luna marble

Toronto: Royal Ontario Museum inv. 939.17.24

Источник

Adblock
detector