Меню

Щетка для платья с суффиксом ан ян

Правила для суффиксов -ИН, -АН/ЯН в прилагательных

Для того, чтобы писать без ошибок Н и НН в прилагательных и причастиях, нужно установить, от какой части речи образовано слово: от имени сущуствительного или от глагола. Например, СЕРЕБРЯНЫЙ (поднос) – сделанный из серебра (серебро – имя сущ.). Это отыменное прилагательное. СЕРЕБРЁНЫЙ (поднос) – тот, который серебрили (серебрить – глагол). Это отглагольное прилагательное. Второе необходимое условие – хорошо знать правило и исключения из него.

Отыменные имена прилагательные

Прилагательные с суффиксами -ИН; -АН/-ЯН образуются от имен существительных.

Суффикс Значение
-АН/ЯН
Ржаной, льняной, водяной
Указывает на материал, из которого состоит предмет
-ИН
Мышиный, утиный, комариный
Принадлежность кому-либо, его еще называют «звериным»

-АН/ЯН указывают, на материал, из которого состоит предмет. С их помощью образуются относительные прилагательные:

  • песок + АН = песчаный;
  • рожь + АН = ржаной;
  • трава + ЯН = травяной.

-ИН обозначает принадлежность кому-либо. С помощью суффикса -ИН образуются притяжательные прилагательные:

  • зверь + ИН = звериный;
  • гусь + ИН = гусиный;
  • лев + ИН = львиный.

В суффиксах -ИН, -АН/-ЯН пишется одна буква Н.

-АН/ЯН песчаный, костяной
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный (легко запомнить так: дом деревянный, окна стеклянные, ручки оловянные)
-ИН пчелиный

Нет суффиксов в словах: свиной, багряный, румяный, бараний, пряный.

  • машинный (машина + Н) – мышиный (мышь + ИН);
  • барабанный (барабан + Н) – кожаный (кожа + АН);
  • ветреный день – безветренная погода – ветреный человек – ветряной (двигатель);
  • старинный (старина + Н) – гостиный (гость + ИН), гостиница;
  • овчинный (сделанный из овчины) – свиной (нет суффикса);
  • целинный (целина) – бараний (нет суффикса);
  • масленые блины (их пропитали маслом) – масляные краски сделаны из масла);
  • соленое (от гл. солить) озеро – соляные (из соли) залежи;
  • посеребренный (посеребрили) – серебряный (сделанный из серебра);
  • недюжинный (дюжина) – безымянный (без имени).

Отглагольные прилагательные

Отглагольные прилагательные не могут иметь суффиксов -ИН, -АН/-ЯН.

Стираная (кофта) от гл. стирать + глагольный суф.А + суф.Н, при помощи которого образуется прилагательное: СТИР+А+Н+АЯ. Таким образом, здесь 2 суффикса.

Образованные от глагола прилагательные подчиняются правилу для отглагольных прилагательных и причастий. Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несов.вида – званый (ужин), драный (носок), вареный(суп) с помощью суффикса -Н. Такие прилагательные не имеют приставки и зависимого слова.

Отглагольные прилагательные (образованы от гл.несов.в.) Причастия
Рваный: рва +н+ый

писаная красавица: писа-н-ая

златотканый ковер

рваная (как?) на куски скатерть.
(кем?) никем не рваная
по+рванная тетрадь

писанное (чем? как?) аккуратным почерком письмо.
на+писанное письмо

вы+тканный (чем?) золотом ковер

Искл.: раненый (от гл.сов.в.) раненный (где?) в бою; из+раненный боец

Отглагольные прилагательные на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ, если неправильно выделить суффикс, можно отнести к отыменным с суффиксом -АН/ЯН и допустить орфографическую ошибку. Такие слова пишутся с НН: линованная тетрадь, рисованный контур, асфальтированный переход. Исключение из правила: жеваный (но пережеванный, с трудом жеванное мясо); кованый (но кованный в кузнице, подкованный конь).

Необходимо запомнить написание следующих слов: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, жеманный, чеканный, священный, медленный, обещанный, доморощенный самонадеянный, окаянный.

Источник

В каких случаях мы пишем в прилагательных Н, а в каких НН? Насущный вопрос для каждого из нас.

Каждый человек хотя бы раз затруднялся в том, как ему быть при написании прилагательных, в суффиксах которых встречается одна или две буквы Н.Так давайте же и рассмотрим, при каких условиях нужно писать одну Н,а когда НН.

Необходимо уточнить, что прилагательные отвечает на следующие вопросы:какой?какая?какие?

Для начала разберем все случаи, при которых мы должны написать одну букву Н.

1.Если прилагательное имеет суффикс : -АН-,-ЯН- . Данные суффиксы показывают,что прилагательное, сделанное из чего-либо.

Например: песч ан ый (суффикс -АН-) — сделанный из песка;глин ян ый(суффикс -ЯН-) -сделанный из глины.

Однако у всех правил есть свои исключения. В данном случае это слова «стеклянный» , «деревянный» и «оловянный» . В них пишутся 2 буквы «НН», и их следует обязательно запомнить.

2.Если прилагательное имеет суффикс: -ИН- (также его называют «звериным» суффиксом, т.к. он показывает принадлежность к какому-либо животному).

Например: гус ин ый,осл ин ый,ут ин ый.

Теперь рассмотрим условия, при который необходимо писать НН.

1.Если прилагательное имеет суффиксы: -ОНН-,-ЕНН- .Данные прилагательные произошли от имен существительных с помощью подстановки к ним суффиксов -ОНН- или –ЕНН-.

Например: революци онн ый(революция+ суффикс -ОНН-);клюкв енн ый (клюква+ суффикс -ЕНН-)

2.Если прилагательное,которое образовано от существительного, имеющих основу на «н» (то есть, если первая буква «н» является конечной буквой корня или же суффикса, а вторая представляет собой суффикс прилагательного).

Например: карма нн ый (карма н (основа существительного оканчивается на н)+ суффик -Н-,при образовании прилагательного): стари нн ый (старина+ н).

Также не стоит забывать о кратких формах прилагательных,которые отвечают на вопросы: каков?какова? какого? каковы?

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме.

Например: щеки рум ян ы( краткое прилагательное «румяны» образованно от полной формы прилагательного «румяный»,поэтому мы и пишем одну Н).

Для того,чтобы систематизировать свои знания, предлагаю рассмотреть таблицу, в которой собраны все правила.

Не забывайте ставить лайки,а также комментировать статью.

Правописание «н» и «нн» в прилагательных» — это очень важная тема в русском языке. Ведь без знаний таких простейших правил довольно сложно составить грамотный текст или даже письмо.

Источник

Образование прилагательных при помощи суффиксов ИН,АН,ЯН

Русский язык 6 класс Дата: Исаева А.И.

Тема: Образование прилагательных при помощи суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН-

Тип урока: урок «усвоения» новых знаний

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие орфограммы -Н- в прилагательных.

Развивающие: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»; закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах; научить различать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Предметные: з нать условия написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.

Личностные : создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

СлИвовый, грУшевый, красИвее, оптОвый, украИнский.

· Задание выполняется самостоятельно, затем самопроверка

Ребята, к какой части речи относятся данные слова??

Правильно, к прилагательному.

Сейчас я вам предлагаю на ответить на вопросы.

Блиц-опрос «Закончи фразу»

· Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

· Имена прилагательные изменяются по…

· В предложении имена прилагательные бывают…

· По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда…

· Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

· Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А теперь рассмотрите рисунки (на экране). Образуйте прилагательные от существительных (предметов), изображенных на рисунках. Запишите их.

Дрова – дровяной Курица – куриный

Ребята, скажите, в чем вы затруднились при образовании прилагательных? (в написании буквы –Н-)

Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия? (В каких случаях пишется одна Н в суффиксах прилагательных?)

— О каких суффиксах будем говорить сегодня?

— Может, кто-то уже догадался, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

4) Первичное усвоение новых знаний.

Давайте, еще раз повторим с помощью, какой части речи мы образовали имена прилагательные? (от имен существительных)

Правильно, от существительных.

Такие имена прилагательные называются отымёнными. Мы ещё раз с вами убедимся в том, как важно видеть образование нового слова, чтобы его написать.

Ребята, скажите, в какой морфеме изучаемая орфограмма?

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание:

Обратите внимание на морфемный состав слов.

А какую орфограмму мы с вами изучали на прошлом уроке?

Верно, правописание –НН- в суффиксах прилагательных.

Давайте, мы с вами вспомним правописание прилагательных –НН-, для этого я предлагаю вам выполнить морфемный разбор слов.

Куриный, песчаный, дровяной, телевизионный, соломенный, сонный.

С помощью какого способа мы образовали слова? (суффиксальный)

Попробуйте сформулировать условия правописания н- в суффиксах прилагательных.

(Ребята пытаются сформулировать правило написания н- в суффиксах прилагательных).

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный-безветренный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Количество букв Н зависит от того, с помощью какого суффикса образуются прилагательные. Если при образовании берутся суффиксы -ан-, -ян-, -ин-, то надо писать одну Н. Если же суффиксы -енн-, -онн-, то пишется две Н, а если в корне уже есть Н, то нужно писать две Н.

Это правило тоже не обходится без исключений. Отгадайте загадку:

Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные. (Окно)

Это и есть 3 слова-исключения, в которых пишется две буквы н: стеклянный, оловянный, деревянный.

А какое исключение мы с вами еще добавим?

Прочитайте правило в учебнике, сравните с нашей формулировкой. (стр. 29)

Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:

5) Первичная проверка понимания.

Ребята, сейчас вам необходимо будет вставить пропущенные буквы и прокомментировать на основании чего вы сделали свой выбор.

Жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мыши…ый писк, тума..ый день,стекля…ый шар, берестя…ой ковш, ветре…ый день; тополи…ый пух, утро тума..о.

Образуйте краткую форму от прилагательных (у доски).

ценная вещь – вещь ценна

ветреная погода – погода ветрена

румяное яблоко – яблоко румяно

Ребята, а теперь мы проверим как вы усвоили правило.

У вас на столах лежат таблицы заполните ее.

6) Первичное закрепление.

Ребята, а теперь мы с вами поработаем с предложением. Выберите из объяснительного диктанта два слова и запишите с ними 2 предложения.

Не забудьте обозначить орфограмму.

Образование прилагательных. Развитие грамматического строя речи.

— Ребята, я недавно была в магазине и увидела странные ценники к товарам.

Давайте мы поможем продавцам записать данные ценники правильно.

Замените предложенные на доске словосочетания сущ. + сущ. на словосочетания прил. + сущ.:

шляпа из соломы – соломенная шляпа

Портфель из кожи- кожаный портфель

Ваза из глины- глиняная ваза

игрушка из дерева – Деревянная игрушка

шарик из стекла – Стеклянный шарик

кисель из клюквы – Клюквенный кисель

желе из лимона – Лимонное желе

котлеты из курицы – Куриные котлеты

яйца гуся – Гусиные яйца

Учащиеся, объединившись в две группы, выполняют задание.

В одну строку записываются цифры от 1 до 10. Диктуются прилагательные, а под цифрой записывается Н или НН:

Лебединый, оловянный, шерстяной, румяный, стеклянный, юный, деревянный, песчаный, синий, журавлиный.

Работа с интерактивной доской

Теперь, нам необходимо прилагательные распределить в 2 колонки.

Слова: соломенный, львиный, ледяной, кожаный, вещественный, деревянный, общественный, революционный, телевизионный.

Итак, следующее задание, вам нужно заполнить таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите:

(1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: параграф 67-выучить правила, выполнить упр. 412, стр.29-30, творческое задание (карточка)*,

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться применять правила написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных).

· Какие трудности вы испытали при усвоении правила?

· Где могут пригодиться полученные вами знания?

Жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мыши…ый писк, тума..ый день,стекля…ый шар, берестя…ой ковш, ветре…ый день; тополи…ый пух, утро тума..о.

Заполнить таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-; суффиксы прилагательных выделите:

(1) Машина, (2) клюква, (3) сокол, (4) корень, (5) искусство, (6) ястреб, (7) овес, (8) листва, (9) телефон, (10) осень, (11) операция, (12) восторг, (13) кожа, (14) овчина, (15) камень, (16) песок.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

-НН- в суффиксах прилагательных пишется:

1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-;

2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный.

-Н- пишется в прилагательных:

1. с суффиксами –АН-,-ЯН-;

2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный

Источник

Читайте также:  Выкройка модели легкого платья