Меню

Свадебное платье советских времен

В чём выходили замуж в СССР?: свадебные платья советских певиц и жён певцов

Советские свадьбы были размашистыми и весёлыми, ели на них вкусно и обильно, а юные невесты выглядели нарядными и счастливыми. Да, они не красовались в «Диор», а чаще всего заказывали наряд в ателье. Получалось скромно, но модно и со вкусом. Сравнивая фотографии советских звёзд, которые выходили замуж в пору расцвета советского общества, мы видим, что наряжены они примерно так же, как невесты среднего класса в какой-нибудь Англии. Вот давайте присмотримся…

Надежда Бабкина и Владимир Заседателев

На этой фотографии мы видим счастливую и очень модно одетую невесту под руку с красивым, элегантным женихом. Мода 1974 года — переходная между стилем 60-х с его минимализмом и короткими юбками, и модой 70-х, с её силуэтом «Эйфелева башня» и любовью к миди. Именно эта переходность и запечатлена в Надином платье. Согласитесь, оно безупречно.

Надежда Бабкина и Владимир Заседателев

София Ротару и Анатолий Евдокименко

Ротару всегда умела выглядеть эффектно и предпочитала этнический стиль долгое время. Но ее свадебный наряд совсем не «хипповый», он очень элегантный и целомудренный, вполне в стиле 1968 года. Наверняка его шила какая-то классная портниха — тогда не заказывали наряды в западных модных домах, как вы понимаете.

София Ротару и Анатолий Евдокименко

Алла Пугачёва и Миколас Орбакас

Полюбуйтесь на стройненькую Аллу Пугачёву и её ровные ножки на фото 1969 года. Это платье короткое, в стиле эпохи. Короткое всё: каблуки, стрижка, фата… Честно говоря, Алла тут несколько отстала от моды — Ротару выглядит не в пример элегантнее.

Алла Пугачёва и Миколас Орбакас

Виктор Цой и Марианна Ковалёва

Первая жена Цоя была костюмером и могла доставать модные шмотки, что тогда, в 1984 году, для многих было проблемой. Тут мы видим не платье, а очень модный по тем временам костюм — скорее всего, готовый, импортный.

Виктор Цой и Марианна Ковалёва

Людмила Зыкина и Виктор Гридин

Брак двух профессионалов и вполне зрелых людей. На дворе 1975 год, наконец-то 60-е позади, и Людмила может не позировать в коротком. Она всегда была крупной, ей к лицу строгое белое платье.

Людмила Зыкина и Виктор Гридин

Наталья Ветлицкая и Женя Белоусов

Часто шутят, что Ветлицкая и Белоусов поженились 1 января и развелись, как только протрезвели. Что ж, дело примерно так и обстояло, развелись они через 9 дней. Времени шить платье явно не было, скорее всего, Наташа в дорогом импортном наряде — готовом, и вполне по моде 1989 года.

Наталья Ветлицкая и Женя Белоусов

Свадьба Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской

Очень популярный в 80-е ансамбль «Верасы» состоял из Ядвиги, Александра и ещё нескольких музыкантов. Поженились они до того, как прославились — в 1975 году. На Ядвиге скромненькое платье нейтрально-модного фасона. Что ж, у неё всегда был образ скромницы.

Свадьба Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской

Лев Лещенко и Ирина Багудина

1978-ой год, пик и одновременно закат моды на миди. Ирина была очень модной девушкой, бывала за границей, привозила оттуда всё редкое и стильное. И замуж она выходит в очень трендовом платье, в котором есть что-то богемное и романтичное одновременно.

Лев Лещенко и Ирина Багудина

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Поженились в 1974 году. Говорят, свадьба была почти спонтанной. На Тамаре не белое платье — возможно, розовое, кремовое… В СССР считалось, что в белом платье замуж выходит юная девушка, а взрослой женщине лучше подыскать наряд другого оттенка.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Нинель Дризина и Иосиф Кобзон

1971 год, юная невеста в чём-то парчовом. Для Нинель это был брак по расчёту, любовь пришла потом, как она признавалась.

Нинель Дризина и Иосиф Кобзон

Левон и Софья Оганезовы

Познакомились в автобусе, влюбились, поженились в 1969 году. На Софье нечто гипюровое, вполне в тренде. Нельзя не заметить, насколько красива невеста.

Левон и Софья Оганезовы

Спасибо, что прочитали! Не забудьте нажатьи подписаться на мой канал — скучно не будет, Федора Сумкина гарантирует!

Источник

История свадебного платья в СССР

По закону от 1926 года брак регистрировать было необязательно , достаточно сообщить о факте совместного проживания родным и знакомым. Разумеется, никакого свадебного наряда не предполагалось.

Историк моды Александр Васильев считает, что свадебной моды до 1950-х годов в СССР не существовало.

Свадебные платья раньше называли подвенечными . Но так как венчание после революции отменили, то и платья исчезли как вид.

Правда, в период НЭПа до 1929 года иногда все-таки можно было видеть настоящее подвенечное белое платье, но потом о них вообще забыли. Даже колец у молодоженов не было.

В военные годы и позже люди женились буквально в чем попало — в тужурках, ватниках, гимнастерках. Женщины, конечно, прихорашивались: красили губы, подводили глаза, завивали волосы.

Но особенных нарядов для свадьбы не было. Даже обувь, украшения, часы часто брали взаймы.

С 1950-х годов стали возрождаться традиции свадебного платья.

Платья были модны широкие, пышные. На такой наряд шло очень много ткани. Невесты использовали ткани попроще, не всегда белые — ситец, сатин, нейлон.

А вот в 60-х белое свадебное платье возвращается в советскую моду. Платья носили короткие, мини. Довольно простого кроя, для его пошива требовалось совсем немного материала. Особенно популярен был кримплен.

Фата тоже была коротенькая. Продвинутые невесты стали отказываться от фаты, использовали искусственные цветы в прическе. Так же дополняли свадебный образ лаковые туфельки. Причем одну и ту же пару могли надевать невесты с разным размером ноги. Красивая обувь была жутким дефицитом.

В 70-х годах в моде господствовал романтический стиль. Фата и платье становятся длинными. Молодожены получали приглашения в салон для новобрачных. Там можно было приобрести наряды и аксессуары.

К сожалению, выбор был невелик. По мнению Александра Васильева, платья были убогие и уродливые. Но его сестре повезло, эскиз для ее свадебного платья нарисовал сам модельер Вячеслав Зайцев. Так везло не всем. Большинство невест и женихов довольствовалось тем, что есть.

Часто в ЗАГСе можно было встретить пару в такой же точно одежде. Что было не очень приятно. Выход — шить наряды на заказ.

Но и здесь было все непросто. Журналы с выкройками найти получалось не всегда. В Эстонии выпускался журнал «Силуэт», и несколько раз в год в нем печатались свадебные модели. Такой журнал в СССР стоил баснословно дорого, его цена доходила до 300 руб. Практически три зарплаты.

А модный журнал из Европы со свадебными моделями стоит до 1000 руб. Некоторые портнихи копили деньги и покупали его. И даже за такую беспощадную цену найти журнал мод было затруднительно.

В обычном ателье пошив простенького свадебного платья стоит 40-50 руб. Но по неофициальным данным стоимость могла доходить до 800 руб.

Читайте также:  Фотки кукла лол одежда

В 80-е в моду входит объём. На платье в обязательном порядке пришиваются разнообразные оборки, рюши, кружева. Самые модные рукава — буфы или, как говорили в СССР, фонарики. Прически тоже выбирались объемные, пышные. Головные уборы разнообразные: фата с венком, джульетка, шляпа, грозди искусственных цветов.

Наряды так же покупаются в салонах или шьются на заказ. Встречаются платья и не белого цвета: бежевого, голубого. Считалось, что их потом можно надевать на разные торжественные мероприятия.

О том, как свадебное платье тёти стало моим выпускным можно прочитать здесь (надо кликнуть)

А в 90-х уже и Советского Союза не стало. Платья начали привозить из-за границы, открылись салоны проката платьев. Для кого-то взять платье на прокат было очень выгодно, так как покупать было дорого, многим не по карману. Но выглядеть хорошо всегда хотелось каждой невесте.

Уважаемые читатели, делитесь своими воспоминаниями о свадьбах, о ваших нарядах в комментариях.

Источник

Свадебное платье советских времен

Хоть и говорят, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Давайте вспомним, как это происходило.

Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

До революции 1917 года брак в России традиционно регистрировался в церкви или религиозной общине. После революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. После оглашения декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года в стране появились небольшие отделения ЗАГС, представляющие собой бюро, которые не предполагали особых торжественных церемоний и куда обращались желающие поставить штамп в паспорте. Брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло. ), назывался гражданским браком. Из обстановки были лишь типовой стол (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью), два стула для новобрачных и бюст Ленина в красном углу. В это время практиковались так называемые «красные свадьбы» – роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. Еще долго гражданский (не церковный) брак считали незаконным сожительством.

Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко.

Павел Ефимович Дыбенко с женой Александрой Михайловной Коллонтай в 1919 году

Хотя советская семья не была самоценностью, а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы.

Идеология брала свое. К 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х–начале 40-х годов начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками .

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. И с 50-х годов советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну. А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.

Свадьба в послевоенные годы. 1947 год

Свадьбы после войны проводились очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком. Женихи очень часто были в форме. Невеста – в своем самом лучшем платье и в венке с фатой.

Свадьба в селе Капуловка. Днепропетровская область. Украинской ССР. СССР. 1950 год.

В конце 50-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки. Букеты были только у невесты и в лучшем случае у свидетельницы. Шикарными считались букеты из гвоздик или гладиолусов, ну а розы могли себе позволить только достаточно зажиточные пары. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму.

Первый в СССР Дворец бракосочетаний был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 года. Решением исполкома Ленсовета особняк фон Дервизов на Английской набережной, 28 стал ключевым местом для влюбленных пар и счастливых семей. Тогда все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй.

Да и понятие «советская свадьба» родилось только в 60-е годы, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).

Быть свидетелем считалось особенно почетным, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Жениху и невесте (и свидетелям) в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась специальная книжка, которая называлась «Приглашение».

По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары и посетить салон для новобрачных, где оказывали помощь в организации свадебных торжеств. В этом салоне потом можно было отовариться – взять фату, платье, костюм (или материал на них – кримпленчик там, гипюрчик и прочий синтетический шик) , но самое главное – обувь. Возможно, те, кто поженились в семидесятых-восьмидесятых годах, помнят, что тогда лицам, впервые вступавшим в брак, выплачивалась денежная компенсация на золотые кольца. И, например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца. В самом салоне, продавали одежду далеко не модных фасонов. В принципе, купить свадебные наряды можно было и выбрав из представленного на вешалках ассортимента, но если хотелось чего-то особенного, идти нужно было к заведующей. Заведующие таких салонов для новобрачных, пользуясь тотальным дефицитом товаров легкой промышленности в СССР, ощущали себя богами на Олимпе. Иметь такую «знакомую» в колоде карт по полезным связям было очень удобно.

Читайте также:  Платье свитер для полных спицами

Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.

К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в ЗАГСовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.

По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».

У невесты традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, пышная прическа, обувь на каблуке. Неизменным атрибутом советской невесты была длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. В образе жениха всегда присутствовала бутоньерка. Костюм строгий состоял из 2-х, иногда 3-х вещей.

В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Чуть позже 70-х мини сменили макси, а в моду вошли так называемые «таблетки» – круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.

С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.

За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и прочее.

Чтобы увезти невесту в ЗАГС, нужно было пройти немало испытаний. Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. Здесь помимо подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. После того, как жених добирался до квартиры, его старший друг должен «уломать» родственников невесты на хороший выкуп в виде дешевого шампанского, коробок конфет и небольших подарков.

После выкупа невесты все усаживались в «свадебный поезд». На регистрацию простые люди ездили на «Москвичах», состоятельные – на черных «Волгах». Считалось, что в ЗАГС жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой». Обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками – через крышу перекрещивали шелковые ленты и воздушные шары. Неизменным украшением свадебного автомобиля времен Союза была кукла-невеста в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты.

Московская свадьба 1975-го

В церковь, понятное дело, почти никто не ходил, расписывались только в ЗАГСе. Там собирались все родственники и друзья. Традиция обмениваться кольцами пришла не сразу, где-то с начала 70-х это уже стало обычным делом, но до этого кольца присутствовали не на каждой свадьбе. В ЗАГСе оформляли все необходимые документы, ставили в паспорт штамп, а после этого устраивали торжественную регистрацию брака. После того, как молодых объявляли мужем и женой, им дарили цветы и подарки. В ЗАГСе обычно делали общую фотографию пары с гостями.

Венчаться в церкви пары стали только после перестройки, так как до этого времени молодое поколение воспитывалось в духе коммунизма и атеизма.

Появляется традиция после ЗАГСа прогулок по городу. Чаще всего – пара ехала возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата, а родственники отправлялись в столовую или домой, чтобы подготовить застолье.

Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.

Интересно, в середине 80-х, в разгар сухого закона молодоженам полагалось не более десяти бутылок вина на свадьбу. А дальше – выкручивайся как хочешь. Часто спиртное наливали в чайники и распивали из чайных кружек. Гостей на свадьбах все больше. 80-100 человек — это норма. В ресторанах – профессиональный тамада. В подарок – сервизы, ковер, подушки, белье, деньги.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.

Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».

Чтобы показать достаток – молодых фотографировали на фоне ковров или стенки «горки».

Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном, будучи студентами. Родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.

Простите, не по теме — интересное название афиши за спиной свадьбы.

Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.

Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года. Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.

Читайте также:  Туалетные духи маленькое черное платье

В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.

Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.

В начале 90-х свадьбы еще гуляли по всем традициям 80-х. Размах зависел от количества денег и родни. Но многие традиции живы и сегодня.

Несколько фото одной свадьбы.

Свадебный кортеж — это один из главных атрибутов свадьбы, и чаще всего он состоит из вереницы машин. И поэтому одной из важных деталей в подготовке автомобилей к свадьбе является их соответствующие оформление.

В советские времена капот свадебной машины неизменно украшался традиционной куклой в белоснежном одеянии невесты, мимо которой не мог равнодушно пройти ни один ребенок.

Традиция крепить куклу на свадебный автомобиль тоже уходит своими корнями в Древнюю Русь, и не является советской, как считают многие. В те далекие времена славяне искренне верили в то, что на судьбу человека можно влиять, создав его образ в виде человеческой фигурки. Причем, влиять, как в плохом, так и в хорошем смысле.

Интересно, что свадебный кортеж назывался на Руси свадебным поездом.

Свадебному поезду наши предки уделяли особое внимание. Ведь, покидая стены дома, молодожены становились особенно доступными для завистливых взглядов да злых козней колдунов. Число возов в нем было непарным, но не менее трех. Экипаж всегда выделялся ярким красивым и богатым декором для того, чтобы привлечь внимание к событию. В гривы лошадей вплетали яркие ленты и колокольчики. Звон бубенцов на всю округу оповещал о радостном событии и по поверью должен отпугивать злых духов. Под дугой упряжи подвешивали пару кукол которые оберегали молодых от недобрых взглядов и завистливых людей. Свадебный поезд петлял обходными путями, обманывая духов и заметая следы. На его пути строились различные преграды, чтобы, опять-таки, защитить молодую семью от дурного глаза.

В некоторых районах Руси самодельные куклы-обереги «неразлучники» от сглаза и как символ семейного благополучия, крепились на повозку, в которой ехали молодые. Эта кукла потом должна была всю жизнь прожить в доме супругов.

А в некоторых, кукла-оберег собирала на себя весь негатив, потому невестой и обряжена. Типа «чтоб невесте. » на куклу легло, а настоящая-то под фатой да за дрУжками укрыта. Но здесь, кукла в череде свадебных мероприятий подлежала торжественному сожжению.

И вот во времена СССР широко распространилась традиция крепить на капоте автомобиля, в котором ехала невеста в ЗАГС, куклу в свадебном платье.

В 60-70-е годы, вроде, как к народным истокам возвращались, фольклор собирали, этнографические работы в журналах печатали, делали обработки народных песен. Кто вспомнил такой обычай и в жизнь претворил неизвестно.

Куклами в свадебном наряде украшали автомобили свадебных кортежей, чтобы отличить их в потоке машин. Когда другие водители видели свадебную машину с лентами и двумя сплетёнными кольцами и колокольчиками на крыше и сидевшими на капоте куклами-невестами, они притормаживали пропуская свадьбу вперёд, тем самым желая молодым счастья. Правильная была традиция, Светлая. А дарить невестам кукол, это значит пожелать семье потомства скорого и многочисленного.

И сегодня все чаще можно увидеть под радиатором свадебного авто симпатичную куклу в фате. Более того, автомобильные свадебные куклы успели уже «обрасти» своеобразными приметами, которые так быстро распространяются среди суеверных молодоженов.

Нельзя куклу на капот брать в прокате. Считается, что счастливая семейная жизнь ждет ту пару, которая сможет сохранить свадебную куклу дома с целью в будущем украсить свадебный кортеж своих наследников. Или, по крайней мере, в виде игрушки для своих будущих детей.

Если во время поездки из ЗАГСа кукла на капоте сбилась в сторону, это обещает неожиданности в семейной жизни. (Впрочем, какая же семья обходится без неожиданностей?)

Существует еще одна примета – украденная кукла с автомобиля грозит паре бездетностью. Родилась эта примета из традиции выкупать свадебную куклу. Поэтому крали на свадьбе не только невесту, ее туфельку, но и куклу с капота автомобиля, что сопровождалось веселым ритуалом выкупа.

Хорошим знаком считалось, если на куклу-невесту обратит внимание какой-нибудь ребенок. Как гласит примета, в этом случае нужно дать малышу подержать игрушку в руки. Пол будущего первенца определялся в зависимости от того, чье внимание привлекла свадебная кукла.

Нашла такой красивый сценарий с куклой-невестой —

Жених забирал невесту из родного дома, веселил соседей самодеятельностью на выкупе или откупался монетами-сладостями-шампанским. Затем кортеж украшенных машин следовал в ЗАГС (иногда и на венчание);
После регистрации старшие чаще всего сразу следовали в кафе: пообщаться, проследить за порядком;
Молодёжь ехала кататься по семи мостам (след запутывать) и при этом весь кортеж сигналил (пугал-разгонял «силы злые-недобрые» – вместо колокольчика под дугой) Другие водители кортеж пропускали и сигналили в ответ;
ДорОгой молодые посещали памятные для себя места, могли заехать на могилку к родным. Фотографировались, угощали прохожих (шампанское-водка-конфетка-бутерброд);
Через седьмой мост жених нёс невесту на руках. Маршрут строили так, чтобы седьмой мост оказался самым длинным (или коротким, кому как) Свидетель был на подхвате, но считалось, если просить «помощь зала», семейная жизнь не удастся. Пока невесту несли, она посередине моста желание загадывала о семейной жизни, бросала цветы в воду;
Затем кортеж ехал «за столы». Кукла часто оказывалась на столе перед молодыми;
Второй день окупал свадьбу. Покупать нужно было всё: вилки-ложки-блины-угощение из рук молодой.
А ещё «конкурсы». Родня развлекалась за счёт молодых, демонстрирующих свои навыки хозяина и хозяйки, согласие в паре и многое другое. Это был самый насыщенный день. Кукла так же присутствовала в зале. Тогда дарили пупсов на конкурс пеленания, игрушки «со смыслом» будущим детям.
Третий день молодые с друзьями чаще всего ездили «на шашлыки». Гости постарше приходили в себя перед рабочей неделей, разъезжались по домам. Именно, в третий день, по одной версии – куклу сжигали. Или, по второй версии – мама и бабушка невесты чистили куклу водой, ветром и солнцем. Эта кукла оставалась в семье.

Источник