Меню

Свадебное платье у казахов

Традиционный наряд казахской невесты

«Костюм невестыэто основа-основ исследований для этнографа» говорят специалисты. Каждая нация воплощала свое ощущение мира именно в этом традиционном наряде. И конечно, национальный костюм казахской невесты не стал, в этом смысле, исключением.

Свадебный наряд казашек, это уникальное явление. Он сложный и потрясающе красивый, любая деталь в нем исполнена глубинного смысла. И каждый костюм – своего рода письмо из прошлого, расшифровывая которое, словно разговариваешь со своими предками.

Детали национального убора казахской невесты остаются неизменными на протяжении многих веков, и по традиции включают: «койлек» —платье-рубаху, камзол, «шапан», «саукеле» — высокий головной убор и «желек» -расшитое покрывало, выполняющее роль фаты.

Интересно, что совсем недавно был расшифрован рисунок одного из свадебных покрывал – «желек», хранящегося в государственном музее этнографии Казахстана.

На нем искусная вышивальщица изобразила целое пожелание-притчу.

В центре покрывала вышито солнце. Очаг и огонь в очаге. Гусиные лапки –«казаяк», черные и белые лебеди. А над всем этим яркая радуга.

По утверждениям ученых, мудрая художница своим творчеством как бы давала невесте родительское напутствие: «Ты еще совсем молода, делаешь только первые шаги в этой жизни. Тебе выпала честь стать хранительницей очага. Знай, в жизни есть место и черным, и белым дням. Но поверь, что в твою жизнь придут все цвета радуги, и огонь в очаге никогда не погаснет, как никогда не погаснет ясное солнышко. »

Знающие люди утверждают, что при всей традиционной ограниченности предметом свадебного наряда, большего разнообразия вариантов, чем у казашек, нет ни у одного народа мира. И это относится как к цвету, так и стилю костюма.

Кстати, традиция белоснежного платья невесты пришла в Казахстан совсем недавно, только в XX веке, а когда то в далеком прошлом, прапрабабушки из Казахстана, собираясь замуж, выбирали для свадебного платья тот цвет, что был принят их кланом или считался традиционным. И щеголяли казахские невесты в красных, зеленых, синих и даже черных платьях, потому что на Востоке черный цвет всегда был цветом авторитета и величия. Белый же – напротив, считался символом траура, а потому невесты в белых платьях в старину встречались совсем не часто.

Вообще, свадебные наряды были чем то, вроде визитной карточки любого клана. И люди, едва взглянув на невесту, безошибочно определяли, из какого рода пришла к ним новая невестка — «келин».

Для каждого казахского рода были характерны веками складывающиеся особенности и традиционные детали свадебного костюма. Так, для южанок отличительной чертой являлись богатые вышивки и обилие узоров. Северные невесты украшали себя монистами, ими же расшивали и подол платья. Невесту с запада «выдавали» характерные детали головного убора – богато расшитые, спускающиеся до плеч «клинья» шапочки. Ну, а уральские красавицы отличались и стилем, и покроем свадебных платьев, которые в большинстве своем напоминали русский сарафан, сверху донизу вышитый крупными цветами.

Самым красивым, ярким и эксклюзивным во всех свадебных нарядах был головной убор невесты – «саукеле».

«Саукеле» всех казахских невест завораживающее прекрасны, и при этом, практически невозможно найти двух одинаковых. Ни один из головных уборов не повторял другого, и только главный принцип оставался неизменным для всех – его высота.

Кстати, высота «саукеле» порой достигала 70 сантиметров и более. Ведь считалось, чем выше свадебный колпачок –«саукеле», тем большее почтение к традициям испытывает девушка. Потому что, при такой высоте головного убора, невеста, входя в юрту жениха, должна изрядно наклониться, тем самым демонстрируя уважение к новому дому. Особенно добрым знаком считалось, если кончик «саукеле» при поклоне доставал очаг жилища. Вот и старались матушки сделать для дочери-невесты колпачок как можно выше, чтобы приняли ее в доме мужа добрее и приветливее.

Традиционно, головной убор был самым дорогим элементом наряда невесты. Шили его из самых красивых тканей, украшали драгоценными камнями, серебром и золотом, вышивали бесценной канителью. У состоятельных невест на «суакеле» сверкали бесценные лалы, рубины и изумруды. И даже очень бедные семьи отдавали практически последнее, чтобы бы украсить головной убор дочери-невесты хотя бы бирюзой и сердоликом.

Каждый «саукеле» изготавливался вручную несколькими мастерами. Опытные умелицы шили шапочку из драгоценных мехов или дорогих тканей. Ювелирызергеры» чеканили и отливали детали из серебра и золота, создавали прекрасные композиции из драгоценных и полудрагоценных камней.

Доподлинно известно, что к концу XIX века стоимость некоторых «саукеле» доходила до тысячи рублей, что было эквивалентно табуну породистых скакунов.

Да, на красоту денег не жалели, и это при том, что ни один «саукеле» не надевался дважды. Ведь у казахов с древних времен к головным уборам отношение особое. Они никогда не носят шапку с чужой головы, и уж тем более не дарят свои шапки другим. Ведь считается, что вместе с головным убором можно отдать счастье, или принять чужую головную боль.

Сразу же после свадьбы молодая жена должна была поменять «саукеле» на более скромную, но все же очень нарядную шапочку – «касаба», которую разрешалось носить до рождения первого ребенка. А уже после рождения первенца свекровь дарила невестке «кимешек». И этот высокий, скромный белый тюрбан, плотно закрывающий голову, волосы и шею, сопровождал женщину всю оставшуюся жизнь.

Все течет, все меняется, но так хочется хоть одним глазком увидеть юную невесту в прекрасном «саукеле», а для этого, как минимум нужно посетить Казахстан!

Источник

Казахское свадебное платье.

У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье.

Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.

К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.

Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.

«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж ( я так подозреваю от арабского слова «тадж» — в переводе «корона») пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом. По краям пришивался «жактау», обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки». (Айжан Хамит)

Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.

Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил «короной» правящей элиты».

Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:

Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.

Красивые современные варианты казахских свадебных платьев

Источник

Казахская свадьба: Традиционные этапы, которым следуют во всех регионах

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Читайте также:  Платье с ажурной спиной спицами схема

Проводы невесты («қыз ұзату тойы»)

Раньше проводы невесты сопровождались подарками для родных жениха и его самого. Чаще всего родители невесты преподносили в дар одежду («капка салар»).

Жених тоже не оставлял будущих родственников без презента, после чего их союз окончательно благословляли.

Современные проводы невесты обросли новыми традициями, часть из которых заимствована из западных свадеб. Так, например, некоторым невестам выстилают дорожку из лепестков белых роз, на прощание дают напутствия родные и подруги.

Некоторые семьи, следуя традициям, собирают для невесты сумки с подарками (қоржын), в которые кладут различные безделушки вроде бижутерии и платков.

Их невеста раздаривает женщинам на свадьбе, а те в свою очередь передают дочерям для удачи в их личной жизни.

Также в некоторых областях Казахстана сохранился обычай прощальной песни сынсу, которую невеста исполняет своим родным, покидая их дом.

Сватовство

Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.

При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.

Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!

Калым мал – плата за невесту

Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.

Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.

Уплата выкупа («калын мал»)

В некоторых семьях до сих пор чествуется древняя традиция уплаты выкупа за невесту. Раньше калым выплачивали рогатым скотом и лошадьми.

Современный «калын мал» куда более разнообразен. Он может предоставляться как в денежном эквиваленте, так и в виде предметов роскоши: украшений, шуб, ковров и т. д.

Также в современном Казахстане есть и другой обряд, замещающий выплату калыма: если в семье жениха есть лошадь, родители невесты могут в любой момент забрать ее. Если лошади не имеется, семья выплачивает ее стоимость.

Приезд невесты в дом жениха

Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.

Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.

Казахская Свадьба


Уважаемые сплетницы, мне было ОЧЕНЬ приятно, что мой первый пост про свадьбу в Корее вам понравился! В комментариях многие интересовались казахскими свадьбами, и я пообещала написать еще один пост. Это заняло бы у меня очень много времени, но к счастью в 2014г. на просторах казнета гулял пост Асем Кенжебек, который на мой взгляд, полностью описывает свадьбы казахов в Алматы, поэтому я решила его отредактировать, дополнить, это не совсем мой авторский пост, и в источнике я указала автора. Еще раз повторюсь, данный пост описывает свадьбы в Алматы, в других регионах Казахстана обычно все по-другому, и как проходят свадьбы там я не в курсе, так как ни разу на тамошних свадьбах не была.


Часть 1. Начало. И вот настал тот момент когда казахский парень нашел себе невесту и решил жениться. Мама, узнав о новости, сразу начинает допрос «Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает? Из какого она рода-племени?». Любой казах обязательно знает из какого он рода. Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть, знать генеалогию и родословную своих предков, чтобы не допустить кровосмешания если у него и невесты есть общие родственники. Даже есть такой прикол, если к тебе клеится неприятный парень, спроси с какого он рода, а потом, скажи, что ты с такого же, его тут же ветром сдует.
Часть 2. Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий. Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть крутой ресторан, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят, надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи. Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте серьги и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие. Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату». Надо о практически не допускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды (невесту иногда настоятельно просят искать платье без глубокого декольте и с рукавами, так что и тут могут не разрешить своеволия), кольца, лимузины и свадебный торт. А все потому, что свадьбы делаются не для молодых, а для родственников, молодые чаще всего просто воспринимаются атрибутом мероприятия, а не его зачинщиками. Часть 2.Сырга тагу (Помолвка)


Мама жениха с ближайшими родственницами проводит поиск сережек для невесты. Желательно, чтобы серьги были в комплекте с кольцом и содержали хоть какой-то намек на наличие бриллианта. Пусть это будет крошка, главное чтобы был намек на углерод, комплект преподнесут так, как будто это каратники от Тиффани! И вот, делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь. Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, речь начинается с презентации своего рода и происхождения. Пафосным тоном необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию. Далее, произносится стандартная речь примерно следующего содержания — Вот жених, с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Мы пришли просить у вас ее руки. Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Приводят будущую келин-невесту. Мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье. Часть 3. Кудалык. (Сватовство).


«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям. К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Обычно приданное- это спальный гарнитур, одеяла, постельное белье, подушки, бытовая техника на кухню, посуда, одежда невесты на 4 сезона вплоть до нижнего белья. В максимальных случаях это может быть мебель и техника на весь дом если квартиру покупает жених, и если по минимуму то хотя бы гарнитур с постельными принадлежностями, все зависит от достатка семьи.

Самое главное в сватовстве это вовремя получить списки делегатов на церемонию. В этом списке имеется статус, регалии, а также размер одежды и размер пальцев женской части для покупки колец. И именно с этим списком теперь сваты рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит» и подготовка крутой казахской свадебной сумки — Коржын.

Читайте также:  Необычный образ невесты без свадебного платья


Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками. Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Часто вместо/вместе сумки даются деньги. Помимо этой сумки и/или денег, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Также за невесту платят Калым, раньше его выплачивали родителям невесты скотом, сейчас платят деньгами, сумма зависит от благосостояния жениха, но обычно составляет от 1 000 долларов США и до бесконечности. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей.

Часть 4. Узату той (проводы невесты)


Узату той, это по факту та же свадьба, но без регистрации и торта. Обычно на Узату невеста надевает свадебное платье в национальном стиле, а на саму свадьбу в европейском, но бывает и наоборот. Узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые заберут невесту после тоя.


Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата-пожелания, некоторые родственники рыдают и жених быстренько забирает невесту. Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Увидела этот коллажик, не сдержалась, решила добавить


Часть 5. Келин шай.


И вот наступает первое утро келин в новой семье, после того, как она встает какие-то татешки заводят ее в гостиную. В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается…


«Келин, не надо лить через край, наливай нормально», «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление», «Келин, налей без молока», «Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по-алматински (т.е. полную пиалушку без уважения)»- говорит апашка посердобольней. (Тут нужна ремарка — чай гостям всегда наливают, заполняя пиалу на 40-50%, полная пиала намекает, что человеку не рады, торопят быстрее выпить чай, или не хотят постоянно наливать горячего чая и хотят от него побыстрее избавиться, и считается признаком неуважения). Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая!».

На составление списков гостей на свадьбу уходит много времени. У любого казаха есть три категории самых близких родственников. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар» (главные сваты). Сюда относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау»(сделать ответку) или «бизди оздеринин тойларына шакырган» (они звали нас на свой той). Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. Если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 60% людей из этого списка, он просто не знает. Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами.


Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамады, который должен добиться что сказали только два человека из толпы. (Ремарка- тосты у нас любят все, особенно бабушки и дедушки. Они могут произносить их самозабвенно, начать со своей жизни, рассказать о своей семье, 10 минут ходить вокруг да около, потом уже 10 минут вести долгие хитросплетения пожеланий. Во время произнесения тостов Молодожены и дружки стоят. Я была дружкой на одной свадьбе и мерзкий Тамада давал слово всем гостям. Нам пришлось стоять в общей сложности не менее 2,5 часов. Это был тихий АД!)

И вот настал день свадьбы. Подъехали лимузины, операторы, фотографы. Все собрались и поехали в ЗАГС. После регистрации молодые уехали кататься и делать фотосессию на фоне всех достопримечательностей города. Близится кульминация. Гости начинают потихоньку собираться. Стоит особо отметить пунктуальность многих казахов. Точнее полное ее отсутствие. Если той назначен на 17,00, то по самым оптимистичным расчетам он начнется в 18,30. На практике обычно свадьба начинается через 2-3 часа позже времени, указанном на пригласительном. Хотя в последнее время люди вроде как стали пунктуальнее. (Вот ролик на эту тему, качество видео не очень четкое, зато почти правда)

Гости собрались. Вроде усадили всех, даже тех, кого не приглашали. ( Да, такое тоже бывает. Вот банальный пример- приглашают, например тетку на свадьбу, а она по простоте душевной берет свою дочку 25 лет от роду, а дочка подружку. И неважно, что ни они ни их никто не знает, их это как-то мало волнует)

Начинается Беташар (Бет -лицо, ашар-открытие).


Беташар это ритуал, когда новая келин стоит с закрытым лицом. Выходит тамада, и, играя на домбре, в виде песни перечисляет всех родственников жениха. Под звуки домбры невеста делает поклон каждому родственнику, а они в свою очередь кладут перед ней деньги в благодарность (деньги тамада потом забирает почему-то себе). При этом невесту с двух сторон берут за руки женгешки (старшие снохи) жениха. Чем красивее и глубже кланяется невеста, тем больше она показывает уважение своей новой семье и тем больше положительных возгласов звучит от толпы родственников. После всех поклонов, поющий беташар тамада, открывает домброй лицо девушки. Не сдержалась, добавила нижнее фото, очень уж оно смешное :))). Кстати, тете подруги на беташаре уже слегка пьяненький тамада, открывая лицо, домброй двинул по носу, сломав его. Вроде брак удался, а свадьба нет…


Родственники жениха с предыханием ждут, когда можно увидеть лицо новой келин, а самые прозорливые сразу на месте делают выводы о характере, интеллекте и богатом внутреннем мире девушки.


Гости расселись по своим местам. Наступает время первого Бата (Благословения). Тамада подносит микрофон самому старшему и уважаемому аксакалу, который даёт своё Бата. Ну вот, гости сели за стол. Здесь вы увидите различные салаты, закуски, но любой гость моментально определяет богатство казахского дастархана не за счет количества и ассортимента салатов, закусок и спиртного, а за счет наличия на столе мясного ассорти из казы, карта и жая (деликатесы из конины).


Заедая казы в виде закуски, гости инстинктивно чувствуют «недогон». Все тихонечко принюхиваются в ожидании Бешбармака. Бешбармак- это тонкие куски теста, сваренные в крепком мясном бульоне, обычно их подают в широких блюдах, сверху раскладывают мясо, обычно говядину, баранину и конину или только конину, обязательно деликатесы из конины, приправляют жирным бульоном с луком, некоторые также добавляют картофель. На самом деле очень вкусное блюдо, не очень жирное, но достаточно тяжелое, пока писала, слюнки потекли. К бешбармаку подают бульон в пиалах, кымыз или шубат (специально приготовленное лошадиное или верблюжье молоко). Обычно, после беша подают еще порционное горячее, рыбу, курицу, итп. Представьте себе масштабы и количество подаваемой еды!


И вот, наступает удачный момент для показа «love story». Сценарий этих краткометражных актерских проб молодоженов практически одинаков. Вот они за ручки гуляют в парке, вот они сидят в кафе, вот они заглядывают друг другу в глаза. Декорации могут быть разными, но сценарий и актерская работа не меняются. Свадьба в разгаре. Разгоряченные и довольные гости выбегают танцевать после каждого тоста. Тамада вспотевший и красный тщетно пытается уложиться в отведенное время. Молодожены и их свидетели находятся в режиме «встали-сели» из-за обилия тостов, во время которых принято стоять. В середине второго стола, начинают ставить десерты и подавать чай. Наступает время подачи «тойбастара». Тойбастар это тоже важный ритуал, когда на каждый стол подаются большие блюда или специальные сумки, загруженные различными подарками, конфетами, печеньками и спиртным, чтобы каждый гость смог с собой забрать частичку этого тоя, и чтобы в его семье тоже наступило радостное событие.


К разгару чаепития, согласно «древнейшей» казахской традиции, выкатывают многоэтажное кондитерское произведение, именуемое «свадебный торт». Счастливые молодожены разрезают его и пытаются скормить своих родителей, желательно всех из одной ложки. Далее, также по еще одной «древней» казахской традиции, невеста кидает свой свадебный букет. Согласно казахским поверьям, поймавшая букет незамужняя девушка, выходит замуж следующей. И вот, столы опустошены, можно потихоньку собираться домой. Уставшие и довольные хозяева мероприятия прощаются с гостями и выпроваживают со словами «Тагыда тойда кездесейк»- Давайте встречаться только на тоях». Ну все, остатки свадебной суматохи подобраны, все едут домой. Конец.

Читайте также:  Платья для фигуристых женщин

Пост получился очень длинным, дорогие сплетницы, я его сократила по максимуму, но вот такие у нас сложные по процессу планирования, и проведения свадьбы. Перечитывая пост, у меня самой закипал мозг, ибо все уж слишком сложно, и я лишний раз была рада, что у меня не было и десятой части всего процесса. Надеюсь вы не слишком утомитесь от чтения!

Для тех, кто не осилил текст предлагаю видео с примером свадьбы, правда видео сделано по заказу государства, поэтому в нем фигурируют звезды, и посыл патриотичный слишком

Всем спасибо за внимание!

Обряд бракосочетания

Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.

Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.

К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.

Портал www.svadbagolik.ru рассказал вам про казахскую свадьбу с ее уникальными традициями и обычаями. Если вам интересно узнать про торжества в других странах, то на сайте вы можете найти много интересного: как про особенности свадьбы в Азербайджане, так и про уникальные черты торжества в Индии.

«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.

Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Выкуп или калым

В старые времена калым выплачивали коровами или лошадьми, сейчас «калын мал» могут преподнести деньгами, украшениями, мехами или коврами. Во время этого торжества сваты дают подарки, и садятся обедать. После заключения договора, режется баран. На стол подают «куйрык бауыр», приготовленный из печени и курдючного сала. После поедания этого блюда пути назад нет, иначе виновные будут платить «неустойку». Всё это время девушка была спрятана в другой комнате, и только сейчас она может выйти и, возможно, впервые встретится с женихом. Вечер проходит с песнями и весёлыми шутками. В конце пиршества родители невесты тоже одаривают сватов, преподнося в подарок одежду, украшения, металлы. Сейчас дорогие подарки переросли в чисто символические презенты, однако некоторые казахи всё же следуют традициям. Окончательный договор о свадьбе происходит во время ответного визита и зовётся «бата аяк». Первое свидание молодых, или «урын келу», происходит во время весёлых гуляний. Обычай этот больше не используют, ведь многие пары уже знакомятся сами, а вот праздники всё также устраивают.

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Интервью в брачную ночь

Иногда участницам проекта приходится давать интервью в свою первую брачную ночь. Ведь впечатления невесты от прошедшей свадьбы записывают уже после торжества. Тогда, как признались создатели проекта, им часто приходится отбиваться от новоиспечённых мужей.

«Если бы вы знали, как нам приходится сдерживать атаку ревнивых мужей. До четырёх утра, бывает, пишем. Она мужу: «Я сейчас буду». А он: «Где ты там, что за съёмки такие!» Прямо двери нам выламывали», – смеётся Игорь Пасько.

Всё больше казахстанцев, по словам авторов «Битвы невест», предпочитают подавать на свадебный стол здоровую пищу и минимизировать количество алкоголя. Но без перебравших гостей всё же не обходится.


Фото 31 канала

«Бывает, конечно, и трэш, это же свадьба, – говорит Игорь Пасько. – Но мы очень трепетно к таким вещам относимся, потому что в Казахстане очень развито понятие стыда. Была история, когда мальчика одного друзья на руках выносили из зала, ну, выпил. Он там только мелькнул на полсекунды. Так родственники нам все телефоны оборвали, прося убрать этот кадр. Хотя там и не видно было практически. Мы всегда идём навстречу, потому что человеку тут жить, а здесь к этому очень серьёзно относятся».

Кыз узату

Кыз узату – важная традиционная составная казахской свадьбы. Выполняя обычай кыз узату сваты в нечетном количестве человек приезжали за будущей супругой. Среди них «бас куда» — самый важный сват, кудалар и товарищ жениха. Действие сопровождается песнями и танцами, преподносились дары. Тут же родственники будущей невесты зазывали сватов к себе в гости.

На следующий день утром, в соответствии с обычаем кыз узату, девушка отправлялась со сватами в путь на рассвете. Во время отбывания она прощалась со всеми национальной песней. Молодые исполняли песни – «аушадияр» «жар-жар». После чего возлюбленная с матерью и младшими братьями и сестрами размещались в повозке. Избраннице нельзя поворачиваться назад, спереди ехали сваты. Замыкали весь этот караван разодетые парни с шутками и весельем. Невесту в аул к жениху везли торжественно, люди, выходившие из аулов, мимо которых проезжала невеста могли попросить подарок, это еще один обычай, который называется туемурындык. Сыновья почетных и высокопоставленных людей, в народе называемые джигиты, отправлялись на смотрины в соседние деревни, приглашая с собой своих друзей. Такие молодые люди считались почетными гостями в любой из деревень. Очень жаль, что на сегодняшний день традиция практически утрачена, молодые люди сами распоряжаются в своих делах сердечных.

Источник

Adblock
detector