Меню

Техническое описание свадебного платья

Конфекционирование материалов на свадебное платье для женщин средней возрастной группы

Разработка эскиза модели свадебного платья. Определение строения, структуры, геометрических механических и физических свойств ткани. Выбор и характеристика основных, подкладочных, прокладочных, скрепляющих, отделочных материалов и фурнитуры для изделия.

Рубрика Производство и технологии
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.01.2014
Размер файла 553,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

1.1 Описание модели

2. Выбор и характеристика требований для материалов для изделия

2.1 Общая характеристика требований к заданному изделию

2.2 Общая характеристика свойств основных материалов для заданного изделия

3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЯ ДАННОГО ВИДА

3.1 Определение характеристик строения и структуры основных материалов

3.1.1 Определение состава исследуемой ткани

3.1.2 Определение структуры и строения нитей основы и утка

3.1.3 Определение характеристик толщины ниток основы и утка

3.1.4 Определение переплетения исследуемой ткани

3.1.5 Определение плотности и основных характеристик строения и структуры исследуемой ткани

3.1.6 Определение вида отделки исследуемой ткани

3.2 Определение характеристик наиболее важных свойств основных материалов

3.2.1 Определение геометрических свойств и весовых характеристик ткани

3.2.2 Определение механических свойств исследуемой ткани

3.2.3 Определение физических свойств исследуемой ткани

3.2.4 Определение износостойкости исследуемой ткани

4. ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДКЛАДОЧНЫХ И ПРОКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАДАННОГО ИЗДЕЛИЯ

5. ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛОЧНЫХ, СКРЕПЛЯЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ И ФУРНИТУРЫ ДЛЯ ЗАДАННОГО ИЗДЕЛИЯ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Производство швейных изделий это комплекс взаимосвязанных звеньев, который представляет собой сложную систему, состоящую из ряда подсистем: выбора необходимых материалов, моделирования и конструирования швейных изделий и т.д. Каждая из этих подсистем состоит из элементов, эффективность взаимодействия которых определяет работу подсистемы [24].

Одежда создаёт вокруг тела человека искусственный микроклимат, обеспечивающий оптимальное условие для поддержания постоянной температуры тела. Одежда помогает человеку в любых условиях сохранить здоровье и работоспособность, а также внешне украшать его фигуру.

Большое значение приобретает обоснованный выбор материалов для швейных изделий и рациональное их использование, что возможно только на основе глубоких знаний строения и свойств материалов, их ассортимента и оценки качества.

Свадьба и мода совместимые, а мода и невеста неразделимые понятия. Мода не стоит на месте, заявляя в каждом сезоне о новых позициях, возвращая забытые силуэты, открывая новые сочетания тканей и создавая новые модели. Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:

· проанализировать современное направление моды свадебных платьев и тканей для их изготовления;

· выполнить эскиз модели в соответствии с модными тенденциями;

· составить основные требования к материалам (основным, подкладочным, прокладочным, а так же скрепляющим, отделочным материалам и фурнитуре) для модели;

· разработать номенклатуру показателей качества материалов, подтвердив их требованиями, регламентирующимися в государственных стандартах и выбрать в соответствии с этими требованиями пакет материалов на изделие;

· проанализировать ассортимент тканей на свадебное платье и обосновать выбор конкретных материалов на модель изделия [12].

свадебный платье ткань фурнитура

1. ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

Слово «Мода» от французского слова «mode», которое происходит от лат. «modus» -мера, образ, способ.

Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Следовать моде — это значит уловить ее основное направление, новые силуэты, линии и пропорции, характерные цветовые сочетания, принципы отделки, варианты конструкций в пределах модного силуэта. Современный человек, с одной стороны, ищет максимально простую, удобную одежду высокого качества, а с другой, больше задумывается над смысловой нагрузкой костюма, желая выразить свою индивидуальность [29].

Важная черта моды — сменяемость. Мода — это и новизна, и подражание, и индивидуальность.

Традиционным для невесты, выбравшей официальную церемонию бракосочетания, и наиболее распространенным является атласное платье. Однако далеко не всем хочется надевать наряд из такого плотного материала в жаркий летний день. Поэтому атлас остается излюбленным материалом для подвенечного платья на свадьбах, которые проводятся осенью или зимой. А в остальные времена года свадебный туалет чаще предпочитают шить из более тонкой материи [12].

При выборе подвенечного наряда необходимо учесть множество факторов:

* время года, на которое назначено проведение бракосочетания;

* степень официальности торжества;

* фактуру ткани, ее состав.

В свадебной моде сезона 2014, несомненно, правит балом романтика. Широкие силуэты, нежные размытые пастельные тона, неровные, рваные края нарядов, прозрачные ткани, пояса под грудью, многослойные асимметричные драпировки, игра фактур — наиболее характерные признаки этого сезона.

Еще одно модное направление — строгая элегантность. Для него характерны максимальная лаконичность и исключительная женственность платьев [30].

Что касается цветовой гаммы, то отличительной чертой последних модных коллекций стал отказ от белого цвета в целом и от белого свадебного платья в частности. Разумеется, отдавая дань неизменной классике моды, наряды такого цвета никогда не покинут свадебных церемоний, но вот уже который год они неизменно уступают по количеству свое место разнообразным нежным оттенкам молочного, бежевого, легкого голубого и розового, слоновой кости и светло-кофейного цветов.

Большой популярностью стали пользоваться платья с яркой контрастной отделкой и цветными принтами (в основном с разнообразными цветочными мотивами), но встречались на подиумах варианты и цветного «деграде» и даже с широких черных полос по белому фону [29].

В данном сезоне начали терять свою актуальность корсеты и кринолины, в моде мягкие линии и струящиеся тонкие силуэты в стиле ампир. Силуэт очень тонкий и чистый, благодаря особенностям кроя и неимоверно лёгким тканям — струящемуся шёлку, блестящему атласу, прозрачной органзе и воздушному шифону.[30].

В качестве декоративных элементов выступают романтические цветы, банты, оборки, воланы, изысканные драпировки, вышивка. Сказочное мерцание достигается благодаря вставкам из бисера, жемчуга и пайеток.

1.1 Описание модели

В данной курсовой работе предлагается модель свадебного платья в стиле «Ампир». Эта модель является наиболее современной, так как соответствует направлению моды, является наиболее оригинальной, женственной и практичной.

Платье женское свадебное (рис. 1) предназначено для средней возрастной группы из искусственной шелковой гладкокрашеной ткани, комбинированное; полуприлегающего силуэта; состоит из лифа и юбки.

Лиф, выполненный из основной ткани — атлас, имеет драпировку из комбинированной ткани — шифон в виде веерных складок.

Юбка состоит из трех слоев: первый слой из основной ткани, а второй и третий из комбинированной ткани. Третья юбка имеет разрез посередине переднего полотнища, к низу имеет закругления. Также все три юбки имеют шлейф.

Рис. 1.Свадебное платье в стиле «Ампир»

Застежка-молния расположена в боковом шве.

Отделка: шов притачивания юбки к лифу декорирован искусственными цветами из основной ткани.

2. ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ИЗДЕЛИЯ

2.1 Общая характеристика требований к данному изделию

Все требования, предъявляемые к швейным изделиям, можно разделить на две группы: потребительские и производственные.

Потребительские требования включают:

ь Эксплуатационные (надёжности);

Общими для любого женского платья являются следующие требования: масса, мягкость, хорошие гигиенические свойства, низкая электризуемость, устойчивость окраски, достаточная износостойкость, лёгкость в уходе.

Социальные требования обуславливают соответствие размероростовочного ассортимента одежды объёму потребностей, спросу потребителей, соответствие прогнозу спроса потребителей на одежду данной целевой функции, конкурентоспособность одежды и патентную чистоту модели. Для свадебного платья очень важно, чтобы количество одинаковых моделей соответствовало числу населения таким образом, чтобы невеста чувствовала, что ее платье эксклюзивное.

Функциональные требования обуславливают выполнение функций одежды, определяемых её назначением.

Платье должно не затруднять движение, не нарушать функции кровеносной и лимфатических систем, органов дыхания и пищеварения.

Эргономические требования — совокупность требований, характеризующей соответствие одежды анатомо-физиологическим и психологическим требованиям человека, обеспечивающим удобство и безопасность эксплуатации изделий. К ним, в первую очередь, относятся гигиенические требования, обуславливающие создание определённого микроклимата в пододёжном слое, защиту тела человека от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, создание нормальных условий жизнедеятельности [23].

Эксплуатационные требования (надёжности) обуславливают устойчивость изделия к различным механическим (растяжению, сжатию, трению и др.) и физико-химическим воздействиям (действию воды, светопогоды, тепла, холода и др.). Сюда же относятся требования удобства носки, удобства одевания и снятия, свобода при движении человека, масса изделия. В процессе эксплуатации изделие может подвергаться ремонту, химчистке, стирке и глажению, что не должно отражаться на качестве изделия и его внешнем виде.

Ткани, используемые для свадебного платья, должны быть мягкими, обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, высокой теплопроводностью, должны хорошо стираться, не теряя своих качеств [23].

Производственные требования включают:

ь Требования к конструкции и технологии одежды;

ь Требования к стандартизации и унификации одежды;

ь Требования к экономичности одежды.

Требования к конструкции и технологии одежды направлены на обеспечение сокращения затрат труда, материалов, времени и средств на конструкторскую и технологическую подготовку и процесс производства одежды.

Требования к стандартизации и унификации одежды — это сведение всех возможных решений к минимуму наиболее рациональных из них, возможность упрощения способов обработки, создание условий для механизации операций и повышение производительности труда .

Требования к экономичности связывают между собой потребительские и производственные требования. Они должны обеспечить экономически выгодный сбыт продукции с минимальным расходом материала на изделие, рациональные раскладки лекал, уменьшение трудоемкости обработки и т.п. [19].

2.2 Общая характеристика свойств основных материалов для данного изделия

При создании новой модели свадебного платья и разработке его конструкции одним из условий получения качественного изделия, отвечающего современным требованиям, является правильный выбор материалов. Свойства текстильных материалов играют важную роль на всех этапах производства изделия. Комфортность состояния и самочувствие женщины в большей степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно контактирующая с кожными покровами.

Ткани для свадебных платьев — формоустойчивые, упругие. Атлас представляет классику жанра. Он отличается красивым видом, приятным блеском, мягкостью, пластичностью, прекрасной драпируемостью, небольшой поверхностной плотностью, упругостью, впечатляющей богатой игрой светотени и цветных рефлексов в складках и заломах, а также высокой прочностью и хорошими гигиеническими свойствами [31].

Атлас — гладкокрашеная ткань из шелковых нитей с блестящей поверхностью атласного переплетения. В современной моде из него изготавливают женские платья для торжественных случаев, нарядные блузки и костюмы. Атлас привлекает внимание своей гладкой блестящей поверхностью и всегда имел особое и видное место среди тканей для свадебных платьев. Его можно дополнить интересными эффектами. Например, можно на этой ткани использовать «мятую» отделку или вышивку. Атлас может быть из натуральных шёлковых волокон или из синтетических смешанных. Чаще всего в свадебных нарядах атлас комбинируется с матовыми тканями и декорируется бисером, стеклярусом, стразами, кружевными вышивками и др. Также атлас используется и как подкладочная ткань [22].

Шифон — очень тонкая, нежная полупрозрачная ткань из нитей шелка, хлопка, вискозы или синтетического происхождения креповой крутки. Самым лучшим считается шифон из шелка — гладкий, блестящий, струящийся. Шифон используется в свадебных платьях в качестве декорирования. Шифон в основном применяется для пошива верха свадебных платьев. В зависимости от степени прозрачности часто накладывается несколько слоев материала или создается сложная драпировка [31].

Атлас должен соответствовать следующим требованиям:

— иметь красивый внешний вид и сохранять его в течение определенного периода эксплуатации изделия;

— иметь малую усадку;

— иметь высокую гигроскопичность, воздухопроницаемость;

— хорошо сопротивляться внешним воздействиям;

— быть износостойкими и малоэлектризуемыми;

— иметь прочную к различным воздействиям окраску [32].

Как и к изделию в целом, к составляющим его материалам предъявляются требования, как со стороны потребителей, так и со стороны производства [28].

Поскольку свадебное платье относится к разряду нарядных платьев, то по значимости, требования к основному материалу будут расположены в следующей последовательности:

Эстетические требования — это требования красоты, изящества, выразительности внешней формы, соответствия художественного оформления одежды возрасту, телосложению и внешности человека. Они определяют силуэт, учитывая направление моды, покрой, сочетание цветов в изделии, рисунок, фактуру материалов, блеск, структуру, вид отделочных деталей, форму и размер фурнитуры. Эти показатели характеризуют выразительность, оригинальность и стилевое соответствие материала требованиям моды на данный период времени. Для свадебного платья эстетические показатели имеют одно из первостепенных значений [28].

Социальные требования включают требования соответствия показателей свойств материалов стандартным нормам, которые учитываются при определении сорта: волокнистый состав, поверхностная плотность (масса /1м 2 ), плотность, разрывные нагрузки и удлинение, ширина, равновесная влажность и т.д. Эти требования также устанавливают экономическую целесообразность применяемого материала по показателю ценностной группы.

Эргономические (гигиенические) требования связаны с созданием комфортных условий в пододёжном слое и с защитной функцией одежды. Сюда относится способность материала поглощать и отдавать влагу, различные виды проницаемости, теплофизические свойства, электризуемость, загрязняемость и др. Так, ткани, близко прилегающие к коже, должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью для того, чтобы не препятствовать удалению из пододежного пространства углекислого газа, пота и ряда других продуктов обмена, выделяемых кожей [19].

Требования к износостойкости потребления изделия характеризуют способность материалов сохранять внешний вид, размеры и форму на различных стадиях изнашивания, их целостность и долговечность. Для нарядной одежды, в частном случае для свадебного платья, требования износостойкости и долговечности отодвигаются на второй план и имеют второстепенное значение. По устойчивости окраски к различным воздействиям ткани для свадебного платья должны относиться к прочной либо особо прочной группе.

Конструкторско-технологические требования слагаются из требований, зависящих от особенностей конструкций изделия и технологии его изготовления, т. е они характеризуют свойства материалов, влияющих на технологию изготовления свадебного платья. Это усадка, толщина материала, раздвижка нитей, осыпаемость, прорубаемость, деформируемость и компоненты полной деформации, драпируемость, несминаемость, формовочные свойства, тангенциальное сопротивление и т.д.

Важными свойствами определяющими способность материала образовывать форму в одежде является жёсткость при изгибе, драпируемость, формовочная способность материалов [19].

Все свойства текстильных материалов разного назначения условно классифицируются на:

· геометрические свойства и весовые характеристики;

Геометрические свойства определяют размерные характеристики материала одежды — толщина, ширина, длина. Большое значение имеет учитывание этих показателей при изготовлении не только свадебного платья, но и любого другого вида одежды [19].

Весовые характеристики — линейная и поверхностная плотность — определяют затраты сырья на изготовление текстильного материала. Эти показатели играют важную роль при оценке качества и выбора материала на изделие, в связи с этим их строго регламентируют в нормативно-технической документации на материалы.

Механичными свойствами текстильных материалов называют их способность сопротивляться к действию приложенных к ним механических усилий, которые вызывают деформацию растяжения, сгибания, сжатия, кручения, трения [19].

К группе физических свойств относятся характеристики, с помощью которых можно оценить способность материалов создавать и поддерживать определенные условия, при которых человек чувствует себя удобно и комфортно в одежде. Совокупность физических свойств текстильных материалов, которые обеспечивают гигиеничность одежды, называют гигиеничными свойствами .

Формовочная способность материалов — это способность текстильных материалов создавать пространственную форму и хорошо сохранять ее на протяжении всего периода эксплуатации одежды.

Под износостойкостью текстильных материалов подразумевается их способность определенное время сопротивляться действию комплекса разрушающих факторов, которые действуют не только во время носки, но и при стирке, влажно-тепловой обработке, химчистке и хранении [19].

3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДАННОГО ИЗДЕЛИЯ

3.1 Определение характеристик строения и структуры основных материалов

3.1.1 Определение волокнистого состава исследуемой ткани

Существует четыре метода распознавания природы волокна: органолептический, микроскопический, с помощью химических реагентов и по реакции горения. Для более точного определения волокнистого состава исследуемой ткани мы использовали метод распознавания природы волокна с помощью реакции горения. Отделив несколько нитей основы и утка, я подожгла их. Нити основы горели быстро, желтым пламенем, с образованием на конце бурого твердого шарика, с выделением запаха уксуса. При вынесении из пламени огонь затухал. Из чего можно сделать вывод, что в основе — пряжа из ацетатного волокна. То же самое мы сделали с нитями утка. Пряжа горела без запаха и одновременно плавилась. После удаления из огня горение прекращалось. На конце горевшей нити образовалась медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превратилась в твердый шарик. Из чего можно сделать вывод, что в утке — пряжа из полиамида [1].

Исследуемая ткань имеет гладкую поверхность, скользкая, блестящая, прочная, хорошо драпируется, не мнется, при сжатии слышен скрип. На срезах ткань осыпается.

3.1.2 Определение структуры и строения ниток основы и утка

Нити основы и утка не имеют крутки, а являются пряжей. Пряжа — текстильная нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Сырьем для прядения являются текстильные волокна: хлопок, лубяные, шерсть, отходы шелководства и различные химические и синтетические волокна (ацетатные, триацетатные, полиэфирные, полиамидные, вискозные и др.) [2].

Процесс прядильного производства можно разделить на три этапа:

-подготовка волокнистой массы и формирование из нее ленты;

-подготовка ленты к прядению;

Первый этап включает в себя следующие операции: разрыхление, смешивание, трепание, чесание. Второй этап состоит в подготовке ленты к прядению и предпрядении. Третий этап — прядение, при котором происходят окончательное утонение продукта и его скручивание, т.е. превращение ровницы в пряжу, а также ее намотка на паковку заданной формы и размеров [3].

Способы прядения. В зависимости от набора операций прядения и числа их повторов различают три основных способа прядения: аппаратное, кардное и гребенное.

Аппаратная система прядения включает в себя чесание на кардочесальных машинах, но в отличие от указанных выше систем здесь нет формирования ленты, а волокнистая масса превращается в ровницу. Это наиболее короткая и экономичная система прядения. Волокна в пряже мало распрямлены и мало ориентированы вдоль нити, поэтому пряжа получается рыхлой, ворсистой, пушистой.

Кардная система прядения — самая распространенная. Чесание волокон здесь осуществляется на кардочесальных машинах. Кардная пряжа довольно равномерна, имеет среднюю чистоту, но недостаточную гладкость (рис.2). Такую пряжу используют при выработке тканей, трикотажных полотен, прошивных нетканых полотен, некоторых видов лент, тесьмы, шнуров, кружева [1].

Гребенная система прядения помимо операций кардного способа предусматривает дополнительное расчесывание волокон на гребнечесальных машинах. Из гребенной пряжи вырабатывают изделия наиболее высокого качества. Исследуемая ткань по способу прядения изготовлена из гребенной пряжи [4].

Рис.2. Схема строения пряжи: а — гребенного и кардного прядения; б — аппаратного прядения

По строению различают пряжу одиночную, трощеную и крученую. Одиночная пряжа образуется на прядильных машинах путём скручивания волокон. Кручёная пряжа получается скручиванием двух или более нитей. Трощёная пряжа состоит из двух или более продольно сложенных нитей, не соединённых между собой кручением [1]. По строению пряжа исследуемой ткани является трощенной [1].

3.1.3 Определение характеристик толщины нитей основы и утка

К основным характеристикам толщины пряжи и ниток относятся: линейная плотность, метрический номер, диаметр.

Для определения фактической линейной плотности и метрического номера от пробы размером 50 100 мм исследуемой ткани отделяют 50 ниток основы длиной 100 мм и 100 ниток утка длиной 50 мм. Полученные пучки ниток основы и утка взвешивают и по приведенным ниже формулам определяют линейную плотность и метрический номер.

Линейная плотность определяется как соотношение массы ниток к их длине по формуле:

где Т — линейная плотность ниток (пряжи), текс ;

m — масса ниток, пряжи, г;

l — длина ниток, пряжи, м.

Метрический номер — это характеристика, обратная линейной плотности и определяется как отношение длины ниток (пряжи) к их массе, по формуле:

Диаметр ниток основы и утка рассчитывают по формуле:

где расчетный диаметр ниток,мм;

Т — линейная плотность ниток, текс;

А — коэффициент, который зависит от объемной массы и строения ниток.

3.1.4 Определение переплетения исследуемой ткани

Все ткацкие переплетения делятся на 4 класса: простые, мелкоузорчатые, крупноузорчатые, сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани. Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей. Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение). Применяют такое переплетение при выработке платьевых и подкладочных тканей [1].

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных [5].

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др. [5].

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани [1].

Переплетение определяем по зарисовке, которую выполняем по следующей последовательности. Сначала на пробе исследуемой ткани определяем направление ниток основы и утка, затем иголкой отодвигаем нитку утка по бахроме, смотрим через увеличительное стекло и зарисовываем переплетение на листочке в клеточку. Каждый горизонтальный ряд клеток на бумаге соответствует нитке утка, вертикальный — нитке основы. Таким образом, клетка представляет собой переплетение нити основы с нитью утка. Каждое переплетение имеет раппорт. Раппорт — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре. Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие переплетения основных нитей, называется основным раппортом. Аналогично определённый раппорт для уточных нитей называется уточным раппортом. Прямоугольник, составленный из основных и уточных нитей, называется раппортом переплетения ткани (R).

Исследуемая ткань представляет собой атласное переплетение. С раппортом R= 1/7, со сдвигом вправо (шаг) S =3. На Рис.3. представлена зарисовка переплетений исследуемой ткани.

Рис. 3. Переплетение ткани

3.1.5 Определение плотности и основных характеристик строения и структуры исследуемой ткани

К основным характеристикам структуры и строения текстильных материалов относятся: плотность по основе и утку, линейное заполнение, поверхностное заполнение, объемное заполнение, заполнение по массе, общая пористость, характер опорной поверхности.

Плотностью называется абсолютное количество ниток основы и утка, расположенных на 100 мм длины или ширины ткани. Стандартный метод определения плотности заключается в том, что подсчитывают количество ниток по основе и утку на пробе исследуемой ткани размером 50 100 мм. В исследуемой ткани 80 нитей основы на 10 мм утка, и 29 нитей утка на 10 мм основы.

Линейное заполнение характеризует плотность ткани в процентах от максимально возможной плотности с учетом толщины ниток и показывает, какая часть площади ткани заполнена параллельно расположенными нитками основы и утка.

где Ео, Еу — линейное заполнение по основе и утку, %;

По, Пу — плотность ниток по длине (ширине) 100 мм ткани;

Пу = 29 * 10 = 290

А — коэффициент, который зависит от вида волокон.

Поверхностное заполнение показывает, какая часть ткани заполнена нитками обоих систем с учетом того, что в местах переплетения нитки накладываются одна на другую, а их проекция меньше суммы площади, которая занимает каждая система ниток отдельно.

где поверхностное заполнение.

Объемное заполнение показывает, какую часть объема ткани составляет объем ниток основы и утка.

где — объемное заполнение ткани, %;

— объемная масса ниток основы и утка, мг/мм 3 .

(), показывает массу единицы объема ткани и определяется по формуле:

— масса пробы ткани, г;

длина образца, мм;

ширина образца, мм;

толщина образца, мм.

Заполнение по массе, определяется как отношение объемной массы ткани к плотности вещества волокон:

где заполнение по массе , %;

объемная масса ткани, мг/мм 3 ;

плотность вещества волокон, мг/мм 3 .

Общая пористость характеризуется объемом ткани, не заполненной волокном:

где R — общая пористость, %.

Опорная поверхность — это такая поверхность, которой ткань касается какой-либо плоскости (только при определенном давлении). На опорную поверхность могут оказывать влияние различные факторы, например: степень изгиба основы, утка, вид переплетения, структура и толщина основы. Характер и величина такой поверхности могут оказать решающее воздействие на некоторые свойства ткани (особенно на коэффициент трения и на устойчивость к истиранию). В зависимости от системы, образующей опорную поверхность, ткани разделяются на уточноопорные, основоопорные и равноопорные. Она значительно влияет на эксплуатационные свойства материалов для одежды. Исследуемая ткань по характеру переплетения является основоупорной.

3.1.6 Определение вида отделки исследуемой ткани

Ткани после ткачества называются суровыми (суровьем). С целью увеличения срока службы, улучшения гигиенических и эстетических свойств тканей они подвергаются отделке.

Под отделкой тканей понимают комплекс химических и физико-механических процессов, направленных на улучшение внешнего вида и придания тканям свойств, отвечающих их назначению. В результате этих операций тканям придается определенная белизна, блеск, окраска; улучшается ряд свойств тканей (гигроскопичность, несминаемость, мягкость, драпируемость, прочность и т. д.). В процессе физико-механической обработки тканей они приобретают повышенную теплозащитность, прочность, хороший внешний вид, мягкость и т. д. С этой целью ткани подвергают валке, стрижке, ворсованию, глажению, декатировке и т. п. Характер и условия отделочных операций меняются в зависимости от строения тканей, их назначения и, особенно, от природы волокнистых материалов, из которых они изготовлены. Полный цикл отделки тканей любого ассортимента состоит из ряда самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: предварительной отделки, колористической отделки, заключительной и специальной отделки [25].

Предварительная отделка предназначена для подготовки тканей к последующему крашению и узорчатой расцветке. Характер подготовительных операций и их количество зависит от сырьевого состава, вида сопутствующих и загрязняющих веществ. К операциям предварительной отделки относятся: опаливание, расшлихтовка, отварка, беление, мерсеризация, валка, ворсование, ратинирование, карбонизация, мокрая декатировка, оживление, утяжеление, термофиксация [6].

К колористической отделке относится крашение и печатание (набивка). Под крашением понимают процесс изменения природной окраски тела или вещества путем поглощения красящего вещества из раствора. Красителями называются естественные или синтетические органические соединения, способные в процессе крашения придавать тот или иной цвет волокнистым материалам. При крашении ткань прокрашивается насквозь и равномерно. Такие ткани называют гладкокрашеными. Гладкокрашеную ткань можно получить при использовании окрашенных в массе волокон или нитей, тогда ткань имеет равномерную окраску не только по поверхности, но и по толщине. Крашение шелковых тканей производится кислотными, кислотно-протравными, прямыми и металлсодержащими красителями, но фиброин шелка менее устойчив к кислотам, поэтому шелк красят чаще всего прямыми, хромовыми и реже протравными и кубовыми красителями.

Ацетатное и триацетатное волокно окрашивают специально разработанными целлитоновыми красителями. Крашение синтетических волокон затруднено в связи с их низкой гигроскопичностью. С целью лучшего прокрашивания волокон используют автоклавный метод крашения, ультразвук, повышенную температуру, вещества, вызывающие их набухание, и т. д. Окрашиваются также и ткани из смеси полиэфирных и полиамидных волокон с использованием соответствующих дисперсных красителей. дисперсные красители — специальные неионные красители для гидрофобных волокон, используемые при крашении в виде высокодисперсных водных суспензий. Не содержат групп, придающих растворимость в воде, вследствие чего она очень низка (при комнатной температуре в одном литре воды растворяется несколько мг красителя) [6].

Ткани после предварительной отделки, крашения и печатания не имеют товарного вида. Для окончательного внешнего оформления тканей и улучшения их эстетических свойств необходима заключительная отделка. Под заключительной отделкой тканей понимают ряд процессов, которые улучшают внешний вид, качество, структуру и потребительские свойства тканей. Основными операциями заключительной отделки являются: аппретирование, ширение, каландрирование.

Аппретирование — нанесение на ткань аппрета. Аппрет — состав из крахмала, эфира, синтетических смол и других веществ, которым обрабатываются текстильные материалы для придания им жесткости, безусадочности, несминаемости. В зависимости от количества нанесенного аппрета получают ткани с мягкой отделкой — муслиновой (1—3 % аппрета), средней (5—6 %) и жесткой (до 10 %) отделкой.

Ширение — растягивание ткани на специальных сушильно-ширильных машинах, приспособленных для восстановления или получения стандартной ширины, ликвидации перекосов, выравнивания и т.п. (в текстильном производстве).

Каландрирование— пропускание ткани через горячий каландр. Каландр — машина, состоящая из системы горизонтальных валов (обычно расположенных один над другим), между которыми пропускают ткань для придания им плотности, гладкости, глянцевитости, для нанесения тисненного узора и т.п. После этого ткань становится мягкой и приятной на ощупь [2].

Применяются и другие виды заключительных отделок. Например, для устранения электризуемости тканей из синтетических волокон, при заключительной отделке их пропитывают растворами антистатиков (стеарокс 6, препарат ОС-20 и др.). Пропитку производят на плюсовке, агрегированной с сушильно-ширильной усадочной машиной [6].

Специальные виды отделок производят для придания тканям новых, специальных свойств (водонепроницаемость, малая сминаемость), устранения имеющихся недостатков, или для создания каких-либо эффектов, улучшающих эстетические свойства. К специальным видам отделок относят также антистатическую отделку, противомолевую, гофре, металлизацию и др.

В процессе предварительной отделки шелковые ткани опаливают (ткани из пряжи). Отваривают в мыльном растворе для придания мягкости, эластичности и нежного блеска. Оживляют слабыми растворами органических кислот, что придает тканям характерное туше, хруст и скрип. Отбеливают, но редко, утяжеляют минеральными или органическими соединениями, синтетическими солями, что повышает плотность и улучшает драпируемость. Колористическая отделка шелковых тканей предполагает крашение разнообразными красителями и узорчатое расцвечивание. Крашение тканей из шелка выполняют прямыми, кубовыми или активными красителями. Активные красители наиболее предпочтительны, так как сообщают тканям особенно яркую и стойкую окраску. Заключительная отделка тканей из шелка в зависимости от их структуры предполагает ширение, аппретирование и каландрирование [7].

Таблица 3.1 Технические показатели структуры строения исследуемой ткани

Источник

Читайте также:  Платья юбки костюмы крючком для
Adblock
detector