Меню

Уйгурские платья для выступления танцев

Уйгурские национальные костюмы

Уйгурские национальные костюмы

Особое место в истории одежды занимает национальный костюм ,хранителем традиций которого является народ. Уйгурский национальный костюм складывается постепенно на притяжении многих веков ,под влиянием многочисленных факторов , причем сложность его формирования зависела и от внешних влияний . Костюм тесно связан с этикой ,законы которой определяют норму общения людей между собой ,обязанности человека к обществу , к семье и т.д. Поскольку ,каждый народ прозодит свой особый исторический путь , то одежда различных стран развивается самобытно , соответственно с географическими климатическими условиями ,с характером нации ,ее обычаями и традициями . Костюм включает в себя не только собственно одежду , но также прическу ,обувь, головной убор , косметику и различные дополнения- сумку , пояс, ювелирные украшения.

Национальная одежда уйгуров «одного из древнейших и интереснейших народов Центральной Азии » с высокой земледельческой и городской культурой

Просмотр содержимого документа
«Уйгурские национальные костюмы»

Уйгурские национальные костюмы

Особое место в истории одежды занимает национальный костюм ,хранителем традиций которого является народ. Уйгурский национальный костюм складывается постепенно на притяжении многих веков ,под влиянием многочисленных факторов , причем сложность его формирования зависела и от внешних влияний . Костюм тесно связан с этикой ,законы которой определяют норму общения людей между собой ,обязанности человека к обществу , к семье и т.д. Поскольку ,каждый народ прозодит свой особый исторический путь , то одежда различных стран развивается самобытно , соответственно с географическими климатическими условиями ,с характером нации ,ее обычаями и традициями . Костюм включает в себя не только собственно одежду , но также прическу ,обувь, головной убор , косметику и различные дополнения- сумку , пояс, ювелирные украшения.

Национальная одежда уйгуров «одного из древнейших и интереснейших народов Центральной Азии » с высокой земледельческой и городской культурой , «известного со времен Огуз-хана »()……………

Мужской костюм уйгуров Семиречья состоял в прошлом из длинной и широкой распашной рубахи (көйнәк) с узким стоячим воротником и широких штанов (тамбал), заправлявшихся в сапоги. Поверх рубахи надевали короткий бешмет, на него длинный халат (чапан) с узким стоячим воротником и узкими рукавами. Халат подвязывали поясом из длинного куска хлопчатобумажной ткани (бәлваг). Зимней верхней одеждой служила шуба из овчины (җуга). На ноги надевали узкие мягкие сапоги с высокими голенищами (мәсә), их носили с кожаными галошами, которые снимали при входе в дом. Носили и сапоги с подбором (өтүк). Обувью бедняков были поршни (чоруқ).

Мужская одежда уйгуров конца XIX -начала XX в.

1 — «топа» — шапка из черного бархата с меховой опушкой; 2 — «допа» — тюбетейка; 3 — «чапан» — стеганный на вате халат;

4 — пояс «бельбаг» из синей хлопчатобумажной ткани; 5-«маса» — кожаные сапоги; 6- куртка из хлопчатобумажной ткани;

7 — «иштан» — штаны из хлопчатобумажной ткани с гашником «баг»; 8 — нож в кожаных ножнах;

9 — мешочек к поясу с машинной строчкой; 10 — «попуч» — кожаные галоши.

Женщины носили длинную широкую рубаху туникообразного покроя с маленьким стоячим воротником, сшитую из хлопчатобумажной ткани, а также широкие, суживающиеся к щиколоткам шаровары. Разрез и застежка на рубахе замужних женщин были спереди, на груди, а у девушек — на плечах. Правая половина груди рубахи замужних женщин украшалась вышивкой. Поверх рубахи и дома и на улице носили часто длинную, до колен, безрукавную одежду без застежки (кәмзәл). Выходя на улицу надевали халат с узкими рукавами (чапан), а поверх него второй — более длинный и просторный (периҗә) или короткую стеганую кофту. Носили и китайского покроя кофту (хтайчә көйнәк), украшавшуюся своеобразной аппликацией (мадихан). Зимой надевали также шубу из овчины. Обувью чаще всего служили мягкие сапоги с галошами.

Национальный костюм уйгуров претерпел большие изменения, некоторые его принадлежности исчезли совершенно, другие сохранились только частично. Мужская одежда старого покроя исчезла почти полностью. Мужчины носят городской костюм: рубаху, брюки, пиджаки, пальто, которые обычно покупают готовыми. После войны в обиход вошел костюм военного покроя. На голове летом носят кепку или тюбетейку, которую иногда надевают под кепку. Зимой ходят в шапках-ушанках, лишь у некоторых стариков сохранились шапки старинного фасона. Обувью служат сапоги, также покупаемые в магазинах, резиновые и кожаные галоши, которые часто употребляют как домашнюю обувь.

Только пожилые женщины носят платья старого образца, штаны и камзолы. Большинство женщин ходит в платьях «казахского» покроя — отрезных в талии, или «узбекского» покроя — с короткой кокеткой и сборчатой юбкой. Кроме того, покупают городские платья разных фасонов, но обязательно с длинными рукавами. Длинные шаровары у большинства женщин вышли из употребления. Широко распространенный раньше камзол изменил свою форму, теперь это короткая открытая безрукавка, обычно темного цвета. Девочки и молодые женщины украшают ее нашитыми бусинками, монетами, бисером. Теплая верхняя одежда — пальто, купленное в магазине. На голове носят тюбетейку. Обувь — сапоги, чувяки, реже — туфли или башмаки. Уйгурки привыкли уже носить нижнее белье и чулки.

Читайте также:  Платья от элегант леди

Шитье одежды лежало прежде на женщинах, причем шили на руках. В настоящее время в семье тоже нередко шьют некоторые виды одежды, поэтому в каждом доме имеется швейная машина. Но чаще покупают готовое платье или отдают шить портным.

Одежда ферганских уйгуров несколько отличается от одежды уйгуров Семиречья. Мужчины носят распашную рубаху (йәктәк) туникообразного покроя, с узким воротником, с завязкой на груди. Поверх рубахи и штанов сшитых, как и рубаха, из белой хлопчатобумажной ткани, надевают халат (тон), схожий с узбекским. Халаты шьют на вате, причем подкладка прострачивается вместе с верхом. Их подпоясывают куском ткани или скрученным платком. На поясе обычно висят нож и табакерка.

Одежда пожилых уйгурок конца XIX-начала XX в.

1 — бархатная шапка; 2 — искусственные шелковые косы; 3 — «чапан» — шелковый халат;

4 — кожаные сапоги; 5 — кожаные галоши; 6 — головной платок;

7 — «иштан» — штаны; 8 — «көйнәк» – платье

Зимой поверх надевают второй халат — из шерстяной ткани, без подкладки (чәкмән).

Женские рубахи и штаны такого же покроя, как у уйгурок Казахстана. Верхняя одежда (тон) представляет собой пальто, сшивное в плечах, немного суженное в талии, с отложным воротником или вовсе без воротника.

Костюм уйгурского населения южной части Синьцзяна и раньше мало отличался от костюма оседлого населения Ферганы, а после переселения между ними исчезли всякие различия. В противоположность семиреченским уйгурам, уйгуры Ферганы почти полностью сохранили национальные формы костюма, прибавив к старым лишь несколько новых покроев платья.

Мужчины помимо яктака носят рубаху такого же туникообразного покроя, но с небольшим разрезом, более узкую и короткую. Яктак считается несколько устаревшим, и молодежь предпочитает второй тип рубахи. Совсем недавно появился новый фасон рубахи — «комсомолка», с отложным воротником, с застежкой, грудным карманом и манжетами. Ее обычно покупают в городе, но умеют шить и сами. Носят ее только молодые люди.

Колхозники, побывавшие в городе, иногда носят рубаху и штаны городского покроя, пиджак. Многие имеют костюм военного образца, привезенный из армии, но надевают его сравнительно редко. Иногда пиджак или шинель подпоясывают платком.

Женщины, кроме прежнего платья прямого покроя (тогри көйнәк) носят платье (бүрмә көйнәк) с короткой отрезной кокеткой, широким отложным воротником, пышной оборчатой юбкой. Шьют его из хлопчатобумажной ткани или из среднеазиатского шелка. Иногда такое платье приобретают в магазине. Поверх платья надевают безрукавку (кәмзүр) или короткий жакет с отложным воротником (кәстүм). Осенью женщины и мужчины носят стеганную на вате куртку (пинҗак).

Материалами для изготовления одежды служат преимущественно хлопчатобумажные ткани. Для изготовления праздничном одежды используют шелк, бархат, сукно. Жители Лобнора носили одежду из кендыря, зимой халаты, подбитые утиными шкурками. Таглыки употребляли шерстяные ткани собственного изготовления.

У мужчин нижней одеждой служит длинная распашная рубаха с длинными, широкими рукавами и шаровары (иштан или тамбал), очень широкие, собранные в поясе на шнурке. Под рубахой турфанцы носят еще короткую, до пояса рубашку — (калта хантай). Верхнее платье составляют халаты разных цветов и короткая, стеганная на вате кофта (чамча). Халат (чапан) шьется на подкладке и покрывается хлопчатобумажной материей темных цветов или же полосатой. Застежки имеются у горла и на груди; пуговицы пришивают иногда на сложенном вдвое шнурке, пришитом почти по всей ширине борта. С другой стороны такой же шнурок заканчивается петлей

Зимой носили бараньи шубы, штаны на ватной подкладке, широкие, кожаные, подбитые мехом штаны, в которые при верховой езде забирают полы халата и шубы. Рубаху, халат и кофту подвязывали поясом из свернутого платка. К поясу слева иногда подвешивали нож в ножнах, носовой платок, трубку и кисет. Обували кожаные чувяки, мягкие кожаные или сафьяновые ичиги (майса) зеленого или красного цвета; при выходе на улицу на них надевали галоши (кепиш). Большинство обувалось в кожаные сапоги с каблуками, обычно очень высокие и с язычком спереди, закрывающим колено. В сапоги надевали чулки из маты, а в холодное время — шерстяные чулки (пайпак).

Национальный женский костюм представлял собой длинное платье прямого, туникообразного покроя с прямыми проймами для рукавов, на кокетке со стоячим воротником. Рукава делались широкие, длинные, иногда с манжетами. Поверх платья женщины надевали безрукавку, борта, ворот и низ которой обшивались тесьмой. Женские шаровары, широкие внизу и перехваченные у щиколотки, иногда украшаются снизу вышивкой или цветной лентой. Платье имеет застежку спереди. Девушки раньше всегда носили платье с разрезом на плечах: ворот и борта по разрезу обшивали цветной тесьмой и застегивали на пуговицы или завязывали тесемками. Платье замужних женщин, имеющих детей, украшалось нашивкой на груди поперечных лент (в Хотане и Курле). Верхняя одежда отличается от мужской только преобладанием ярких цветов (красного, зеленого, желтого) и отсутствием пояса. Кроме короткой, стеганой кофты (чамча), носят кофты и безрукавки маньчжурского покроя, с характерным вырезом ворота и широкой правой полой. Зимний женский костюм не отличается от мужского; у бедных людей нередко одна шуба служила и мужу, и жене. Малышам шьют одежду в виде комбинезона, в котором соединены вместе рубашка, штаны и чулки.

Читайте также:  Белое платье патриция пепе

Волосы женщины заплетают в косы. Раньше девушки причесывались на прямой пробор, оставляя челку на лбу и заплетая пять кос, а две косы женщина получала право носить только после рождения ребенка (в Тур- фане даже 3 детей) или после особого обряда заплетания волос. В концы кос вплетают черные шелковые шнурки с кистями. Иногда они заканчиваются особым украшением (чачгуч) из шелковых черных шнурков и кистей с серебряными подвесками ювелирной работы. На голову надевается тюбетейка, подобная мужской, но богаче украшенная вышивкой, бисером, бусами. В холодное время надевают меховую шапку, обычно с более широким, чем у мужских шапок, околышем. Из-под шапки на спину спускается большое белое покрывало из кисеи или из маты. Спереди из-под шапки выпускается небольшой белый платок из прозрачной кисеи, нередко вышитый по краям и окаймленный кистями. Богатые женщины носили шапки с меховым околышем, иногда шапки делались из выдры, в южных оазисах шапки шились из шкурок барашка. Лобнорские женщины надевают белое покрывало поверх шапки и повязывают его ниже подбородка, как платок, или носят одно покрывало в виде платка. Раньше (XIX в.) носили еще шапочки из лебяжьих и утиных шкурок перьями наружу.

Традиционной одежды в основном придерживаются представители старшего поколения. По-прежнему пользуются спросом уйгурские ювелирные изделия, в том числе знаменитые кашгарские серьги. Но полный комплект женской национальной одежды, в том числе халат и безрукавку с характерным (маньчжурским) вырезом, можно наблюдать лишь у артистов во время выступления. Отметим, что для уйгуров, до переселения в Ферганскую долину, не было характерно ношение паранджи.

Верхняя одежда уйгуров делится по своей конструкции на два типа :

Накладная , надеваемая через голову ,как бы положенная на плечи ;

Распашная , т.е.с разрезом спереди.

Раскрой ткани и пошив делались вручную .Три-четыре мастера иногда объединялись в небольшие цеха , которые выпускали одежду по заказу и на продажу. Услугами портных пользовались , в основном , состоятельные люди ; одежду шаха и его свиты шили дворцовые портные.

В южной части Восточного Туркестана , в городах Кашгар , Хотан ,Аксу, Кучар , отдавая дань старинным традициям , до сих пор проводятся обмен товарами . Приобретаются нитки ,ткани, готовые платья ,камзолы ,платки и т. д. Люди готовятся к лучшие и красивые платья .

Мужской костюм белого цвета , состоящий из рубашки и штанов .

Рубашка длиной до колен , свободного покроя ,распашная , с открытым воротом . Рукава широкие и длинные , иногда бывают зауженными к запястью. Рубашка ,как правило , запахивалось и подпоясывалась вокруг талии цветными кушаком(ПОТОЙ). Штаны тоже широкие ,длиной до щиколоток , крепились на шнуре . Шьется этот костюм из тканей мата или чуту белого цвета .

Это самая распространенная одежда дехкан и бедных горожан Восточного Туркестана.

Женское платье ,прямого силуэта, спереди на кокетке ; воротник отложной : рукава длинные , широкие . Это платье шьется из разнообразных по фактуре и цвету тканей .

Женщины Кашгара носили платье в комплекте с длинными и узкими ,но не облегающими штанами (шароварами) , украшенными у самых щиколоток тесьмой или вышивкой.

Илийские женщины поверх платья надевали жилет – безрукавку , штаны (шаровары)не носили.

3. Хотанское женское платье

Платье накладное , прямого силуэта ,свободное , без воротничка , вырез горловины неглубокий ; рукава длинные и широкие . На правой стороне спереди сделана аппликация из черных ленточек шириной в 1,5 см в форме изогнутых полукругом линий . Платье шьется из хлопчатобумажной тканей пластельных тонов . Это плтье женщины носят с хотанским тумакам . Распространено в основном в городах Чарчан , Чаклык , Ния, Кия, Чия, расположенных недолео от Хотана.

4. Чекмень чапан

Это разновидность верхней одежды в виде халата , длиной чуть ниже колен , без воротника , без карманов , с длинными рукавами , без застежек. Чапан шьется из чекменя темно- синего , черного или серого цвета . Подстегивается тонким ватином .Горловина и борта обшивается косой бейкой , которая простегивается для прочности и четкости силуэта.

Иногда этот халат шьется без ватина на тканевом подкладе . Чекмень чапан носили мужчины всех социальных групп.

Перижа чапан по форме аналогичен чекмень чапану. Шьется без ватина из различных атласных тканей или ткани в полоску .

Перижа чапан носили , в основном , шородские богочи , чиновники , духовенство.

Читайте также:  Платье с высокой талией своими руками

Чапан в форме халата общей длиной чуть ниже колен, с длинными рукавами .Шьется на тканевом подкладе для летнего времени и на ватине для зимы. Название «баксам чапан» происходит от названия ткании баксам , из которой шьется этот халат .Этот чапан надевали дехкане , горожане – юноши и мужчины , редко – женщины , в дни праздников и гуляний . Женский басам чапан несколько короче мужского.

По форме бешмет чапан похож на удлиненный пиджак с воротником –стойкой. Застегивается на пуговицы , которые могут быть металлическими «дутыми» ,золотыми ,узелковыми (из шнура) , деревянными , перламутровыми . Имеются нагрудные и боковые втачные карманы.

Бешмет чапан шьется из полосатой ткани типа чекмень . Для летнего костюма используется ткань шайи белого цвета , для зимы чапан шьется на ватиновом подкладе.

В XIX-начале XX веков этот чапан шили для баев , беков, шахов из жители и городские торговцы носили бешмет чапан с цветастым или однотонным кушаком (потой) . Женшины носили бешмет чапан в сочетании с платками или различными допами.

Лимча- верхней женский халат. Приталенный , с длинными зауженными к запястью рукавами , застегивается на уровне талии на одну –две пуговицы Личма носили девушки и молодые женщины на юге Восточного Туркестана.

Это разновидность женской верхней одежды типа жакета, длиной до талии или чуть ниже .С коротким (выше локтя ) или длинными (широкими у плеч и зауженными у запястья) рукавами. Воротнички бывают разные : стойкая, отложной,косоворотка. Жуязи застегивается встык , т.е . без запаха , при помощи петель или на пуговицы. Застежки бывают посредине переда или сбоку.

Жуязи шьется из парчи и другой гладко – крашенной или набивной ткани , с подкладом . Нижний край и манжеты украшаются вышивкой .

Жуязи носили девушки и молодые женшины.

10. Свадебный костюм

Костюм невесты состоит из головного убора- ханзады тумака или допы (гилям, зяр), поверх которого накидывается , огромный , закрывающий лицо и руки платок из тонкой прозрачной шелковой ткани или кисеи ; жуязи – жакета из парчи , альпака или велюра с застежкой посередине; платья прямого, длиной до икр , сшитого из альпака , с небольими разрезами по бокам снизу, вышитого по низу узорой полосой около 3см , канителью , блестками , бисером ; обуви –туфлей из мягкой кожи , на низком каблуке , с острыми, загнутыми вверх носками, украшенными кисточками из шелка (цвет туфель подбирается под цвет платья). Однажды дополняют ювелирные украшения: золотые серьги с рубином , коралловое или жемчужное ожерелье, браслеты, надетые на запястья , два- три перстня с рубином. Традиционна прическа невесты – волосы , разделенные на прямой пробор , заплетенные в мелкие косички , которых должно быть ровно сорок штук .Брови и ресницы подкрашиваются усьмой ,ногти на рукавах красятся соком бальзамина (хной).

Костюм жениха состоит из головного убора – кама тумака или допы (бадам ,чиман);белой без ворота рубашки (ак яхтак), подпоясанной в талии потой с вышитыми узорами ;широких штанов синего цвета длиной да щиколоток ,сшитых из тонкой или чекменя , заправленных в хромовые сапоги черного или темно – розового цветов; на пояс крепится небольшой кинжал , вложенный в инкрустированные драгоценными камнями , жемчугом ножны.

11. Костюм везиря (советника шаха)

Костюм состоял из головного убора – чалмы из шелковой ткани , кисеи или марли белого цвета . Поверх бешмет чапана зеленого цвета визирь надевал халат (зяр бап чапан)-распашной ,длиной до щиколоток , с короткими рукавами , без карманов , без застежек , декорированной аппликацией из аксамита , имеющий форму большого отложного воротника .

Верхней халат шьется из бархата синего ,черного , темно – зеленого , бежевого цвета , узоры на нем вышиваются золотыми и серебряными нитями Штаны , сшитые из дорогой плотной ткани , не очень широкие ,длиной до щиколоток , заправлялись в хромовые сапоги с острыми загнутыми вверх ноками , красного ,синего или зеленого цвета , украшенные аппликацией из цветных кусочков кожи. Завершает костюм везиря золотой веней (таж) с рубином , окаймленными жемчугом. Этот венец прикрепляли спереди на чалме , чуть выше лба. Руки украшались золотыми и серебряными перстнями

С драгоенными камнями.

Поверх бешмет чапана , сшитого из парчи , опоясанного узорной поой , одевался расшитый позументами халат (зяр бап чапан ),распашной без застежек с короткими рукавами . Длина халата была до щиколоток , обычно он не подпоясывался . Шили зяр бап чапан из бордового бархата . Штаны не очень широкие , до щиколоток длиной , сшитые из парчовой ткани , заправлялись в хромовые сапоги с острыми загнутыми вверх носками . Сапоги шили из кожи красного , бежевого цвета , декорировали аппликацией из кожи контрастного цвета . Золотой венец (таж) с бриллиантом , обрамленным жемчугом , был великолепным украшением чалмы шаха. На руках правителя было по несколько золотых с правителя было по несолько золотых перстней с драгоценными камнями , постоянным атрибутом были четки (тасвий)

Источник

Adblock
detector