Меню

Узбекские свадебные платья национальные

Традиции узбекской свадьбы: от сватовства до брачной ночи

Сватовство и помолвка

Зачастую родственники начинают искать для юноши невесту, как только ему исполняется 18 лет. Иногда поиски затягиваются на долгое время. Выбирая невесту для сына, родители в первую очередь обращают внимание на:

  • социальный статус,
  • уровень образования,
  • воспитание,
  • навыки ведения домашнего хозяйства.

Если невеста соответствует всем требованиям, начинается первый этап бракосочетания в Узбекистане – сватовство. Для этого в дом девушки отправляются сваты. Родственники невесты встречают их радушно и щедро угощают. В первый визит у сватов есть возможность оценить невесту, ее воспитание, умение общаться с гостями. Традиции узбекской свадьбы предполагают три визита сватов для получения согласия на брак.

В знак согласия представители двух семей разламывают лепешку. Затем в доме девушки отмечается помолвка. Родители невесты устраивают торжество, щедро накрывая стол, а родственники жениха одаривают девушку сладостями, тканями и деньгами.

Сватанье

Эта традиция имеет название «фатиха-туй». Как правило, родители невесты дают ответ не сразу, и свахи приходят в их дом трижды. Во время третьего визита родители невесты должны разломать специальную лепёшку. Это знак того, что они дают своё согласие на этот брак.

Этот день считается днём помолвки молодых и в честь него устраивают весёлые гулянья. В дом приглашают много гостей (одна из причин, почему это делается – чтобы другие свахи видели, что невеста уже занята и не ходили в этот дом). Часто в этот день назначается предположительная дата свадьбы, а родители невесты договариваются с женихом о размере выкупа.

Традиционный плов

Приготовление утреннего плова – это важный обряд, с которого начинается свадьба (на узбекском языке она носит название «Нахор оши»). Подавать еду на стол должны только мужчины. Мероприятие может длиться несколько часов. Веселое застолье сопровождается традиционной музыкой, песнями и танцами. Женщины при этом действии не присутствуют. Они проводят обряд отдельно. Называется он «Хотин оши», что переводится как «плов для женщин».

Головной убор (тюбетейка)

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского ‘тюбе’-верх, вершина)является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив ‘бодом’ — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор ‘илонизи’ (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г.Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырехстручков перца — ‘калампир’; околыш вышит расположенными в рядарочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются ‘крутостью’ орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — ‘Сандали’, ‘Акка икки сум’,’Чимбой’, ‘Суркачекма’ и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике ‘пилтадузи’. Существуют идругие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка ‘калпок’, бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка ‘гилам дуппи’,китабская и шахрисабзская тюбетейки ‘санама’ и ‘чизма’, ‘тахъя’,’тайха’, ‘чумакли’, ‘куш’ — мужские и женские хорезмские тюбетейки.Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Узбекские свадебные наряды

Несмотря на то, что сегодня узбекские невесты могут позволить себе надеть свадебные наряды согласно европейской моде, многие все же продолжают придерживаться традиций и отдают предпочтение национальным костюмам.

Для пошива свадебного платья используют разновидность шелковой ткани – хан-атлас. Поверх платья надевают бархатный камзол, вручную расшитый золотыми нитями.

Узбеки считают, что ювелирные украшения – это лучший оберег от сглаза. Поэтому узбекская невеста старается надеть на себя как можно больше колец и браслетов. В этом есть некая схожесть с традициями тамильской свадьбы.

Читайте также:  Длинное платье рубашка мода

Важной деталью образа невесты является «типля-кош». Это разновидность кокошника. Его обильно украшают вышивкой и подвесками. Когда невеста выходит к жениху, над ее головой держат «болимпуш». Это большое вышитое полотно, символизирующее покровительство в браке.

Традиционный свадебный наряд для жениха – сарпо – покупают родители невесты. В разных регионах страны узбекский свадебный наряд может отличаться, но он обязательно должен выглядеть ярко и богато. На фото ниже вы можете посмотреть примеры узбекских свадебных нарядов молодоженов.

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме икрою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар -широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

Свадьба в Ташкенте – грандиозное застолье

По древним обычаям свадьба проходит в доме жениха и за его счет. Но современные узбеки, живущие в Ташкенте, могут отступить от традиций, например, разделить расходы или провести торжество в ресторане. Но в любом случае узбекские свадьбы отличаются роскошью и большим количеством гостей. Часто в Ташкенте проводят торжества на 300-400 человек.

Традиционно к прибытию невесты расстилают белую дорожку, по которой она зайдет в дом жениха или место празднования. Гости осыпают невесту лепестками, конфетами и деньгами, желая счастливой семейной жизни. Сейчас молодожены часто проходят вместе.

Во время торжества новобрачных усаживают в свадебный шалаш. Перед ними расстилают традиционную скатерть – дастархан. Выкладывание на скатерть разнообразных угощений и сладостей – это ритуал привлечения в новую семью достатка и благополучия.

Свадьба в Ташкенте не обходится без еще одного важного обычая. Молодожены должны обязательно съесть на празднике мед. Это обеспечит им сладкую и счастливую жизнь.

Обязательным элементом развлекательной программы являются национальная музыка и танцы, как и в случае свадеб у разных народов, живущих в восточной части континента.

Видео: как проходит выплата калыма в Узбекистане

Когда узбекские родители невесты отдают ее в другую семью, считается, что они теряют рабочие руки, поэтому требуют за девушку традиционную компенсацию, которая на Востоке называется калымом. Традиции страны подразумевают не просто передачу ценностей или денег, а настоящее представление. Представленное ниже видео позволит вам оценить, как это происходит:

Свадьба в Узбекистане — это очень ответственное мероприятие, к которому готовятся очень тщательно. Мать взрослеющей дочери, на протяжении долгих лет, складывает в сундук все, что в будущем должно понадобиться в ходе подготовки к свадьбе. Это не только приданое дочери, но и те подарки (отрезы на платья, рубашки), которыми нужно будет одаривать будущих родственников.

Сватовство

О девушке и ее семье собирается, со стороны будущего жениха, подробная информация. Умеет ли она готовить, не строптивый ли у нее характер, хороша ли она? Затем в дом девушки засылают сватов. В качестве таковых в наши дни могут выступать мать будущего жениха и кто-нибудь из близких родственниц. Берут сладости, лепешки, кладут один отрез ткани.

Если даже сторона девушки предупреждена, что придут в сваты, стараются на таких встречах не готовить и не подавать горячее, только ставят на стол сладости, чай, так как бухарцы верят в примету, что девушка не сможет долго выйти замуж.

С первого раза не дают согласия. Если сваты неугодны, тогда все принесенное возвращается гостям обратно. Если хотят намекнуть, что подумают, тогда оставляют что-то из принесенного. Только на третий раз дают согласие и предварительно решают сроки проведения свадьбы.

Читайте также:  Базовая выкройка платья для полных женщин

Свадебные мероприятия

Ширини хури («отведать сладостей») или жавоб берди («дали ответ»).

Следующий этап, когда со стороны жениха несколько мужчин (аксакалов) приглашаются в дом невесты, с тем, чтобы обговорить уже конкретные сроки свадьбы. Сторона девушки предоставляет список, по которому оговариваются, какие вещи следует в качестве подарков преподнести невесте: это и отрезы тканей на платья, готовые вещи, костюмы, пальто, обувь зимнюю, летнюю, золотые украшения, национальный костюм. Оговаривается количество гостей на свадьбе с обеих сторон и те расходы, которые предстоят по проведению вечера и всех досвадебных мероприятий. Исходя из этого, семья жениха должна до свадьбы привезти в дом невесты все необходимые продукты: скот, рис, масло, овощи, спиртное, напитки, муку, фрукты, сладости.

Фотия или Занона («Обручение» или «Женщина») – женская свадьба.

Это мероприятие заранее оговаривается, и сторона жениха привозит за день до фотия все продукты и угощения в дом невесты. Рано утром у жениха собираются женщины, которые начинают готовить ляли (подносы), на них ставятся подарки, которые предварительно демонстрируются всем присутствующим. Количество их обязательно должно быть четным.

Фотия иначе можно назвать официальным сватовством или празднеством сговора. Обычно это мероприятие проводится днем. По улице идут празднично одетые женщины и мужчины, на руках у них лали.

Возглавляют шествие музыканты. Громкие звуки карная, сурная (национальные музыкальные инструменты) и барабана слышны на всю округу, как бы объявляя всем, что девушка из такого-то дома засватана, и вскоре здесь начнутся приготовления к свадьбе.

Хино бандон («Наносить хну»)

В доме девушки устраивался вечер, на который она приглашала своих подруг. Девушки пели, веселились, читали стихи. На этом мероприятии девушки наносили хну на ладони и ступни ног, поэтому вечер назывался «хино бандон». Невеста в течение всего вечера постоянно переодевалась и выходила к подругам в новых нарядах.

Падар Ош («Плов отца»)

Вечером, за день до свадьбы, в доме невесты идут приготовления к утреннему плову. Мужчины-ошпазы (повара) и их добровольные помощники чистят и шинкуют морковь, лук, перебирают рис. Знаменитый бухарский плов (ош-софи) готовится в 4-х казанах. Когда-то в глубоком секрете держали рецепт приготовления этого плова и не каждый повар соглашался готовить его.

Падар Ош, буквально, с таджикского переводится «плов отца». Отец девушки отдает свой отцовский долг, провожая дочь в чужую семью. Поэтому, на этом мероприятии, на столы не ставится спиртное, для отца — это грустный день расставания с дочерью, звучит очень печальная старинная песня.

На утренний плов, он подается в 7 утра, приглашаются только мужчины, и обслуживают столы тоже мужчины. Мероприятие заканчивается довольно быстро.

Джума-и-пушон («Одевать халат»)

В этот же день в доме у жениха, но уже под вечер, тоже готовится плов. На этом плове проводится мероприятие, называемое, «джума-и-пушон». Со стороны невесты жениху преподносится в дар золотошвейный халат, тюбетейка или красивый тюрбан, чалма и расшитый поясной платок.

Все эти вещи торжественно надевает на молодого человека старейшина, затем читает молитву. Жениха осыпают деньгами и конфетами. Именно в таком наряде, в сопровождении близких друзей, шумная процессия с горящими факелами, ведет жениха в дом невесты.

«Вечер» (вечернее торжественное мероприятие).

Еще сравнительно недавно свадьбы, по традиции, проходили в доме у невесты. В наши дни строятся большие залы (туй-хона), предназначенные для больших торжеств.

Свадьбы собирают от 150 до 1000 человек. Считается, что свадьбы нужно справлять по четвергам и субботам.

Время берет свое и поэтому национальные свадьбы мало чем отличаются от европейских свадеб, может только числом приглашенных и тем, что на таких мероприятиях звучит национальная мелодия и обязательно присутствие профессиональной танцовщицы.

После свадьбы молодые едут в дом невесты, здесь их ждет еще одно испытание. Девушку переодевают в старинную одежду, на ноги натягивают ичиги (легкие кожаные сапожки), лицо закрывают паранджой.

В углу большой комнаты натягивается что-то, наподобие занавеса, туда, под песнопение, пожилые женщины заводят девушку. Затем, точно также, ведут жениха.

После окончания этого мероприятия гости со стороны жениха вместе с ним удаляются. Невеста в старинном наряде проводит последнюю ночь в доме родителей. На следующий день, на рассвете, приезжает кто-нибудь из мужчин со стороны жениха за невестой.

Руйбинон («Руй — лицо», бинон — смотреть) «Смотрины»

После того, как невесту привезут в дом жениха, начинается еще одна малая свадьба. На это женское мероприятие приглашаются близкие родственницы со стороны жениха, соседки.

Читайте также:  Какие модели платьев подходят для фигуры грушевидной формы

В большой комнате развешивают приданое невесты, те наряды, которыми одарил ее будущий супруг. Женщины приходят ближе познакомиться с новым членом семьи и преподносят невесте подарки (ткани, золото, деньги).

Опять звучат песни, на столах угощение. Когда гости расходятся, для молодых готовится постель. Все это проходит в торжественной обстановке, самая благополучная женщина, у которой сложился удачно брак, есть дети, перекатывается по постели молодых, с пожеланиями, чтобы счастливо сложилась их семейная жизнь.

Домод салом (Приветствие зятя).

Через несколько дней после свадьбы молодых супругов приглашает сторона невесты. Это их первый визит к родителям девушки. Мать девушки готовит каждому гостю и своему зятю подарки.

Сар Шуен или Жой Гундорон («Cобрать постель»).

Через неделю после свадьбы с ответным визитом к молодым идут родители и родные девушки. Они везут подарки. В этот день убирают постель, которая специально готовилась для новобрачных.

Жой гундорон «собрать постель». Для молодых в первую брачную ночь готовятся две постели: одна высокая, другая низкая. На седьмой день после свадьбы эти постели убираются.

Если семья придерживается старых взглядов, то вручается матери девушки простыня, как свидетельство невинности девушки.

Сар шуен – дословно, «мыть голову». В первый визит мать невесты приносит подарки, среди них и таз (офтоба). Это связано с тем, что в первый визит матери невесты после свадьбы, в дом жениха, волосы девушки убирали в специальный головной убор: культапушак. Подтверждая этим, что теперь она стала женщиной.

Первая брачная ночь

Представители восточных стран с особым трепетом относятся к таинству первой брачной ночи. Узбекская свадьба в Ташкенте – не исключение. Жених, согласно обычаю, должен «выкупить» невесту у ее тети или близкой подруги – янги. Происходит это следующим образом.

По окончанию торжества жених и невеста, держась за руки, выходят из свадебного шалаша, но на некоторое время их разлучают. Жених остается с друзьями, в то время как янга провожает невесту в спальню, помогает ей переодеться и прячет за ширмой – гушангой. Только тогда приходит жених с друзьями. Для того чтобы остаться с возлюбленной наедине, жениху после небольших торгов придется заплатить янге выкуп.

О других интересных обычаях, например, о первой брачной ночи у мусульман, можно узнать на сайте svadbagolik.ru.

Хашар

Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.

Для каждой узбекской семьи очень важным событием является строительство нового собственного дома. Разумеется, для этого приглашаются опытные специалисты. Но наступает момент, когда нужно быстро выполнить определённый объём работ и для этого требуется одновременно много рабочих рук. На помощь строящимся приходят многие: родственники, друзья, соседи, знакомые… Это вступают в силу традиции хашара. Так называют совместную работу в пользу одного или нескольких лиц.

Когда людей оповещают о хашаре, никто, как правило, не отказывается. Заранее обсуждается, какой вид работы и за какое время надо выполнить. Сообща выполняется, затем довольно большой объём работ, который заканчивается общим же обедом или ужином.

Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам — например, в ремонте дома или посадке огорода.

В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки — корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже охотно придут на хашар!

Приветствие невесты – красивая узбекская традиция

На третий деть свадебного торжества полагается провести важный свадебный обряд – «Келим салом». Утром молодая жена встречает гостей и родственников в доме мужа. Девушка низко кланяется каждому пришедшему, а гости в ответ одаривают ее различными подарками. Дарят все, что может пригодиться для совместной жизни:

  • ковры,
  • мебель,
  • ювелирные украшения,
  • кухонную утварь,
  • бутовую технику.

До этого момента невеста считается гостьей, а после «Келим салом» становится частью новой семьи. Третий день празднования также отмечают с богато накрытым столом, музыкой и танцами. На этом и заканчивается свадьба в Узбекистане!

Прощание с родительским домом

После ЗАГСа молодожены вновь возвращаются в дом к невесте. Там их уже поджидают родители. Проводится обряд прощания с дочерью. Мама плачет, но при этом радуется за свою кровиночку, предрекая ей счастливую семейную жизнь.

На арбу друзья жениха грузят приданое девушки. Как правило, это полотенца, постельное белье, кухонная утварь и прочие вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Источник

Adblock
detector