Меню

Выкройки для национальной чеченский платья

Национальный костюм чеченцев (фото)

Чечены – один из народов Северного Кавказа, который проживает не только на территории Чечни, но и в Ингушетии, Грузии и Дагестане. Живя и развиваясь в тесном взаимодействии со своими соседями, чеченская культура приобрела некоторую универсальность – черты, характерные для всех кавказских народов. Одна из таких черт — уважение к предкам, поэтому и многие элементы национального костюма, как отражение вековых традиций, сохранились до сих пор.

Для изготовления одежды использовались местные ткани, так как чеченцы издавна занимались производством сукна, крашенины, льна, холста, а в XVI веке научились изготавливать и шёлк.

Детали чеченского наряда

В традиционной одежде чеченцев как мужчин, так и женщин, существовал минимальный набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у женщин к этому набору добавлялся платок. В мужском костюме преобладали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), как правило, контрастировала по цвету с остальной одеждой.

Женские наряды отличались более разнообразной цветовой гаммой, но яркие платья могли себе позволить только девушки и женщины, чеченки постарше такой наряд считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.

Характерные черты мужского и женского костюмов

Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:

  • бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
  • штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.

Особенности мужского костюма

Следующие предметы могли дополнять основной костюм:

Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна. Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора.

Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.

Правом изготовить бурку наделялись лишь женщины — признанные мастерицы своего дела.

Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.

Трогать чужую папаху было нельзя, это считалось оскорблением хозяина.

Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки.

На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.

Женский костюм

Основу женского костюма составляли 4 предмета:

  • длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
  • штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
  • платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
  • девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.

Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.

Женская обувь была разнообразной:

  • кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
  • туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
  • сапоги из сафьяна на каблуке;
  • ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.

Свадебная одежда

Свадебный наряд жениха отличался от повседневного только более дорогими тканями, а вот у верхнего платья невесты было принципиальное отличие: разрез спереди, благодаря которому оно было похоже на два лепестка. Цвет ткани мог быть любым, но декорировалось такое платье с особой роскошью. Голову девушки покрывал традиционный платок или кружевная шаль.

Обязательным элементом женского свадебного платья был богато украшенный пояс с серебряной пряжкой, который преподносил невесте в качестве свадебного подарка жених.

Современный чеченский костюм

С течением времени чеченский национальный костюм почти не изменился. В мужской молодёжной моде по-прежнему распространены рубашки с воротником-стойкой. Испытание временем выдержала и папаха – её носят все поколения чеченских мужчин. Ещё в большей степени народные традиции сохранились в женском платье.

Читайте также:  Бело синее платье валентино

Девушки стараются следовать современной моде, но юбка макси, длинные рукава и платок в одежде молодых чеченок неизменны.

Источник

Чеченский национальный костюм

Немного истории

История и культура каждого народа самобытна и уникальна, и национальный костюм – их неотделимая часть. Условия жизни народа, географические и климатические особенности, верования, социально – экономическое положение оказывают влияние на то, как костюм будет выглядеть и из каких материалов будут его изготавливать.

Чеченский национальный костюм не является исключением.

Чеченцы издревле занимались овцеводством, и на изготовление одежды и обуви шли шерсть, мех, кожа животных. Широко применялись домотканое сукно, войлок.

Детали костюма несут не только декоративную функцию, но являются и историческим отражением жизни чеченцев.

В мягких кожаных сапогах пастухам и воинам было удобно ходить по горам.

К поясу крепились кинжалы и оружие.

Обязательна в чеченском национальном костюме папаха, которая шьется из овчины. Она – символ мужественности, и дотронуться до папахи – значит нанести оскорбление мужчине. В то же самое время она отлично защищает от холода или перегревания на ярком солнце.

Разновидности

Чеченский национальный костюм существует в двух вариантах – мужской и женский.

Детские костюмы, особенно праздничные, их повторяли. Небольшое отличие – мальчики до 14 лет не носили кинжалов.

Особенности

Основу мужского костюма составляют бешмет и штаны, сужающиеся к низу. Штаны заправляются внутрь сапог. Бешмет – это особого покроя полукафтан, длина которого выше колена примерно на 10 сантиметров.

На праздники поверх этого полукафтана надевается черкеска. Она не имеет воротника, а застегивается она только на поясе.

Ее отличительной чертой является наличие так называемых газырниц по обеим сторонам груди – маленьких кармашков для зарядов оружия. Хотя с появлением новых видов оружия необходимость в газырницах отпала, они остались на черкеске как декоративный элемент.

Особенная деталь костюма – бурка. Она имеет вид накидки с зауженными плечами. Ее назначение – защищать от непогоды, в ночное время служила подстилкой и одеялом.

Составные части женского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток. Под это платье женщины надевают широкие шаровары,штанины которых присборенны на щиколотках. Отличительная черта женского платья – нагрудники и очень длинные рукава, закрывающие пальцы на руках. В праздничных платьях длина рукавов могла доходить и до пола.

При изготовлении нагрудников использовали драгоценные металлы и камни.

Верхнее платье походит на халат или накидку. Застежка у него только на талии, чтобы оставить на виду нагрудники.

Цвета и оттенки

Цветовая палитра повседневного мужского гардероба обычно была сдержанных темных тонов – черная, серая, коричневая, бурая. Бешмет мог быть другого цвета, оживляя костюм. Праздничный бешмет шился из разноцветных блестящих тканей. Белый же цвет в одежде свидетельствовал о богатстве человека.

Женская одежда отличалась большим цветовым разнообразием.

Платье-туника было, как правило, однотонным. Но допускались самые яркие цвета и оттенки.

Ткани и крой

Штаны и бешмет шились из прочной легкой ткани – они не должны были стеснять движений. Бешмет кроится по фигуре мужчины и плотно прилегает к торсу. Ниже линии талии он становится расширенным. Такой покрой подчеркивает стройность, силу, мужественность мужчины. Неширокие удобные штаны сужаются к низу, их легко заправлять в сапоги.

От шеи до пояса бешмет застегивается на пуговицы, изготовленные из плетеных ремешков. Воротник-стойка почти полностью закрывает шею и застегивается на такие же пуговицы. Рукава бешмета длинные, суживаются к кисти и могут заканчиваться манжетами. На них также присутствуют аналогичные застежки.

Покрой черкески совпадает с покроем бешмета. Поскольку это праздничный вид одежды, ее шьют из более дорогих материалов. Длина черкески ниже колена.

Женское платье-тунику шили из легкой хлопчатобумажной ткани или из шелка. Оно имело воротник-стойку, который застегивался на пуговицу.

Праздничные штаны обшивались внизу шелком.

Верхнее платье имеет похожий крой с черкеской, отличаясь длиной до пола. Оно распашное, у него нет воротника, застегивается только на талии, а грудь остается открытой.

На изготовление верхнего платья шли роскошные дорогие ткани: атлас, парча, бархат. Они богато украшались вышивкой, тесьмой. На них могли быть складки и оборки. Однако очень яркие платья носили только молодые женщины.

Аксессуары и обувь

Пояс – обязательная деталь одежды у мужчин и у женщин. Женские декорировались пряжками, серебром, драгоценными камнями. Самые красивые пояса передавались по наследству.

Платок – это часть женского наряда. У девушек они из легкой ткани. Замужние женщины носили чухту – особый мешочек, куда укладывали волосы, поверх него надевали платок с бахромой.

Представительницы прекрасного пола всегда носили ювелирные украшения. Это различные браслеты, бусы, кольца, перстни и подвески. Серьги могли быть в форме колец. Были распространены височные подвески. Также украшением можно считать пуговицы на верхних женских платьях.

Читайте также:  Камуфляж платье свадебное платье

Первоначально украшения изготовлялись из бронзы, позже стали применять серебро.

Традиционной повседневной обувью чеченского мужчины были мягкие кожаные сапоги. Их длина доходит почти до колен. Богатые люди часто носили чувяки (вид мягких туфель без каблуков), а на голени поверх штанов надевали ноговицы из сафьяна.

Подошва обуви, как правило, не была жесткой, что было очень удобно для наездников и пеших путников в горах.

Женская обувь была разнообразнее. Для ее изготовления применялись кожа, сафьян, войлок, шерсть.

Часто носили род кожаных тапочек как домашнюю и выходную обувь.

Молодые представительницы прекрасного пола также носили туфли без задников. У них была жесткая подошва и имелись каблуки. Некоторые женщины носили сафьяновые сапоги. Они тоже были с каблуком и могли иметь украшения.

Еще один вид обуви – ботинки. Они шились по ноге из нескольких кусков кожи и выглядели очень изящно.

Современные модели

К настоящему времени чеченский национальный костюм не претерпел значительных изменений.

Конечно, современные чеченцы, особенно молодежь, не носят его повседневно, предпочитая городскую моду. Однако многие мужчины носят национальный головной убор – папаху, сохраняя верность традициям. Пожилые мужчины продолжают носить бешмет и черкеску.

Однако национальные традиции прослеживаются в современной моде – распространены кавказские рубашки со стоячим воротником.

В женской моде традиции прослеживаются ярче. На пожилых женщинах можно увидеть широкие темные платья и шаровары.

Молодые женщины и девушки одеваются современно. Но вы вряд ли увидите чеченку в короткой юбке, в платье с открытыми плечами или глубоким декольте.

Свадебный наряд шьется, как правило, в национальном стиле. Он обязательно состоит из нижней рубахи и верхнего платья. Последнее всегда имеет разрез спереди, оно богато декорировано и расшито. Главное украшение – серебряный пояс.

Чеченский национальный костюм широко используется театральными коллективами в качестве сценического костюма. Исполнение зажигательной лезгинки немыслимо в каком-либо другом наряде. И у нас есть прекрасная возможность оценить по достоинству всю красоту этого одеяния.

Источник

Выкройки для национальной чеченский платья

состоит из элементов:
1. Длинная рубаха (платье)
2. Юбка
3. Полувенок
4. Сапожки
5. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань голубого и желтого цвета для юбки, широкие атласные ленты, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки.
Описание работы:
Платье-рубаха.
Сшить платье-рубаху с воротником стойкой по выкройке и описанию (см. здесь). На раскроенные детали настрочить узкую тесьму (полочка и рукава), после декорирования стачать детали. Широкой тесьмой украсить воротник и подол.
Можно использовать более простое построение выкройки. О том, как раскроить и сшить славянскую рубаху, см. здесь. В женском варианте нужно сделать разрез под застежку по центру.
Юбка.
Сшить юбку-восьмиклинку, чередуя голубые и желтые клинья.
Венок.
К широкой атласной ленте с боков пришить искусственные цветы. Добавить несколько атласных лент. Завязать сзади на пышный бант, предусмотреть невидимки.
Еще один вариант: на заколку прикрепить искусственные цветы, приколоть к волосам с боков, прихватывая атласную ленту.
Сапожки.
Подобрать готовые красные сапожки. Как вариант, можно сшить сапожки из мягкой искусственной кожи или замши. Удобнее всего обшить готовые тапочки, отдельно сшить голенища, предусмотрев штрипку внизу и широкую резинку вверху.
Бусы.
Использовать готовые красные бусы в несколько рядов.

состоит из элементов:
1. Блуза
2. Юбка
3. Передник
4. Жилета
5. Сапожки
6. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань синего цвета для жилета и фартука, ткань в крупную клетку для юбки, широкие атласные ленты, нарядная тесьма, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки, термоаппликация «цветы» или любая ткань с цветочным узором; широкая эластичная лента (резинка).
Описание работы:
Блуза.
Традиционно в состав украинского костюма входит платье-рубаха (см. вариант 1), но т.к. комбинация [платье + юбка + фартук] слишком тяжела для ребенка, предлагаем сшить короткую блузу. Описание см. выше.
Юбка.
Сшить простую юбку-«татьянку» длиной до колена.
Жилет.
Выкройка жилета очень простая. Её можно построить на глаз, а можно вычертить по готовой одежде (например, по пижамной блузе). Жилет необходимо украсить тесьмой и крупной аппликацией «цветы».
Передник.
Передник сшить из той же ткани, что и жилет, декорировать тесьмой и аппликацией.
Венок.
Из атласа сшить длинную трубу (охват головы + 20 см), вставить в нее широкую эластичную ленту (резинку) по размеру головы. При этом трубу надо присобрать.
Концы резинки сшить. Затем сшить концы трубы по кругу. Это основа венка. К основе пришить искусственные цветы и несколько атласных лент.
Бусы. Использовать готовые разноцветные бусы в несколько рядов.

Читайте также:  Под что одевать платья с одним воланом

Женский японский костюм

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

Обувь
Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы
Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика
Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник