گیاهی ترین گیاهی ترین AnzanDigital فروشگاه
Главная / Вышивка / История вышивания бисером

История вышивания бисером

Вышивание бисером имеет длинную историю. Ожерелья, браслеты, пояса и другие украшения из бисера имели большое распространение еще у древних египтян. Так, в каирском музее хранятся очень древние одеяния из бисерной сетки, низанные голубым и зеленым бисером.


Вышивание бисером

В переводе с арабского бисер — очень мелкие стеклянные цветные бусы. Ожерелья, браслеты, пояса и другие украшения из бисера имели большое распространение еще у древних египтян. Так, в каирском музее хранятся очень древние одеяния из бисерной сетки, низанные голубым и зеленым бисером. Сегодня на улицах Каира и Александрии можно встретить осликов и верблюдов, упряжь которых вынизана бисером, на базарах пестрят бисерные поделки в красивом сочетании ярких тонов. Из Египта бусы и бисер доставлялись в самые отдаленные страны Европы почти до начала X в. В эпоху Римской империи знаменитые стеклянные фабрики Александрии достигли высокой степени совершенства выделки пестрых бус со сложным белым узором по цветному фону. Впоследствии Александрийские бусы послужили предметом подражания для венецианского бисера.

В Европе бисер изготовляли в Византии, а с X в. в Венеции. В эпоху расцвета знаменитых венецианских мастерских бисер достиг такой тонкости выработки, что в лучших старинных вышивках ряд бисерин, нашитых на холст, оказывался равным толщине самой нити холста. На ярмарках и базарах в европейских государствах венецианский бисер жадно раскупали; бывали даже специальные бисерные ярмарки. Позднее бисер научились изготовлять и в других странах Европы: центрами производства бисера и стекляруса становятся Италия, Германия, Франция, Чехия (Богемия).

Но все же лучший бисер изготовляли в Венеции и Богемии, причем богемский был богаче венецианского по красоте и разнообразию тонов из-за легкой огранки, дававшей больше игры света. Бисерные украшения любили и знатные дамы, и женщины из народа. Картины итальянских художников эпохи Возрождения донесли до нас различные украшения дамского костюма: бисерные ожерелья, пояса, всевозможные уборы для волос — плетеные сетки, подвески, обручи.

Вышивание бисером

 

Виды изделий из бисера

Все изделия, шитые бисером, в основном можно подразделить на три вида. Так бисер всегда применялся для украшения одежды и изготовления различных предметов ее убранства. В музеях нашей страны хранятся многочисленные шитые бисером образцы народной одежды, головных уборов, поясов, ожерелий, поднизок, серег. Ряд изделий из бисера предназначался для церковного обихода: украшенные бисером иконы и оклады к ним, различные ритуальные предметы — одежда, подсвечники, посохи.

Наибольшее количество произведений бисерного шитья составляют самые разнообразные предметы быта и декоративного убранства интерьера выполненные из бисера и стекляруса картины и панно, расшитые бисером бумажники, кошельки, сонетки, подстаканники, футляры и многое другое. На Руси бисер узнали благодаря торговым отношениям с Азией и Византией. В одной старинной арабской рукописи X в. упоминается, что русские женщины предпочитали бисер зеленого цвета. В средние века в России бисер всегда ассоциировался с жемчугом. Жемчуг в то время был очень распространенным материалом: его добывали почти в 200 реках и водоемах Московского государства. Бисер же ввозился с Запада и был сравнительно редок.

Бисер на Руси

Рукодельницы Руси применяли бисер в своих вышивках наравне с жемчугом и перламутром: в виде объемного и цветового акцента бисер вводили в вышивку. Часто бисерные украшения являлись своеобразной оторочкой, например края головного убора (таковы ажурные воланы каргопольских кокошников). В XVIII-XIX вв. природные запасы речного жемчуга истощились, поэтому при украшении одежды стали заменять жемчуг бисером.

Вышивание бисером
Крестьянки низали бисер на нить или конский волос и плели из них нагрудные украшения, бахромки, однотонные и многоцветные сетки, служащие в качестве оторочки ажурного воротника. Узкие или широкие, частые или редкие, они напоминали объемное кружево. Так, праздничный женский костюм северных губерний украшали тонкие нежные поднизи из жемчуга и мелкого бисера; вышивание бисером распространялось на кокошники, серьги и нагрудные украшения. Уже в XVII в. потребление бисера на Руси достигает значительных размеров, однако его ввозят из-за границы. И только в 1752 г. М.В. Ломоносов начинает в России производство мозаики, бисера и стекляруса по собственным рецептам. Но через несколько лет после смерти Ломоносова эта фабрика закрылась, и бисер продолжали ввозить из-за рубежа. Правда, бисер изготовляли кустарным способом кое-где в Московской, а также в Киевской и Казанской губерниях. Но все же лучшие бисерные работы конца XVIII — начала XIX вв. сделаны из привозного бисера, главным образом венецианского и богемского. В богатых дворянских домах, помещичьих усадьбах, где предметы быта излучают завораживающую красоту и таинственность и будоражат воображение, бисерные изделия занимают не последнее место. В XVIII в. из бисера и стекляруса выполняли и монументальные панно, и миниатюрные вещи. Бисер почти не чувствителен к влиянию света и поэтому дошел до нас именно в той цветовой гамме, которая была создана вышивальщицей.

Почти у всех помещиц того времени были крепостные рукодельницы, работавшие шелками и бисером. Вышивальщицы, которых называли «пялешницами», зачастую были неграмотными, о чем свидетельствуют встречающиеся иногда вышивки с зеркальным изображением текста надписей. Турчанки и турки с огромными трубками, фантастические воины с кривыми саблями, храмы любви, воркующие голуби и домашние животные — вот излюбленные сюжеты крепостных вышивальщиц. Крепостные девушки часто работали вместе со своими хозяйками, так как в деревенском «безделье» такие занятия убивали массу времени, а родственники и друзья деревенских барышень были всегда рады и бисерным домашним туфлям, и ошейникам для любимых собачек. При работе над бисерным шитьем чаще всего использовали готовые узоры из модных журналов, приложений к практическим пособиям по рукоделию. Часто готовые работы помечали шитыми датами, инициалами и надписями, позволяющие не только датировать образец, но и определить художественные интересы и общественное положение исполнителя и заказчика. Бисерные изделия, украшенные вензелями, инициалами и надписями, обычно предназначались в дар, служили своего рода сувениром, вещественным знаком внимания.

Вышивание бисером
Вышивание бисером было очень кропотливым, трудоемким и требовало большой усидчивости, внимания и мастерства. Основой для бисерных вышивок служил холст, а позднее матерчатая или бумажная канва. Обычно каждую бисеринку в соответствии с рисунком наносили на основу и прикрепляли к ней ниткой. Этот путь был очень медленный, так сделано большинство сюжетных вышивок. Иногда несколько нанизанных подряд бисеринок укладывали по линии рисунка: прикрепление к ткани осуществлялось между каждой бисеринкой, реже — через две или несколько. Такой прием, как и шитье жемчугом, назывался «вприкреп». Второй способ — вязание, когда уже нанизанную нить вязали или сплетали в сетку Так исполнены кисеты, ридикюли, воротники, бисерные футляры. Изредка встречаются бисерные изделия, выполненные в технике мозаики по воску. Всматриваясь в вышивки XVIII и XIX вв.. мы переносимся в своеобразный полузабытый мир старинных романов, поэтических вымыслов и грез. В конце XVIII в. излюбленным мотивом бисерных вышивок были цветы: гиацинты, ирисы, нарциссы и гвоздики, сочетающиеся в сложных и прихотливых декоративных композициях с полевыми маками, колокольчиками, незабудками, васильками. Пышные розы оплетают венками девизы и эмблемы, висят свободными гирляндами на ридикюлях, украшают пояса, — это целый цветочный сад, возникший под искусными пальцами рукодельниц. XVIII век любил аллегорию и эмблему. Известно много бисерных вышивок конца XVIII в. с богатой символикой, например, тетрадка нот с лежащей на ней флейтой; ветви лавра, рог изобилия, иногда влекомый двумя белыми голубками; два сердца, горящих на жертвеннике, с деревьями или гирляндой роз вокруг — над ними часто летят птицы с ветвью миpa или плодами в клюве. На одной вышивке мы видим музу с крыльями бабочки над пылающим сердцем. Распространен мотив клетки пустой или с птичкой.

Бисероплетение
Переходом к символическим мотивам можно считать идиллии и пасторали. В символических вышивках, пышный расцвет которых относится к концу XVIII в. мы видим влияние гравюр и акварелей с одной стороны, и отголоски литературы и поэзии тех лет — с другой. Большой отпечаток в сознании современников оставила героическая эпопея 1812 г. Вплоть до 30-х годов XIX в. в бисерном шитье находит отражение военная, героическая и патриотическая тематика. Значительное влияние на тематику изображений на вышивание бисером оказывала литература сентиментального направления. Популярными были мотивы любви, дружбы, верности и разбитых надежд. Очень распространено было изображение героини печальной повести Карамзина «Бедная Лиза». К 30-м годам XIX в сентиментальные мотивы постепенно уступают место романтическим сюжетам с многочисленными изображениями замков, странников, отшельников, трубадуров и т.п. Благодаря моде на иностранные гравюры весьма популярной становится охотничья тематика. Распространенным был узор с различными изображениями в квадратах по типу старинных боярских вышивок с мотивами шахматной доски. В бисерных изделиях конца XVIII в. преобладает опаловый и молочно-белый фон, наиболее полно выявляющий красочность узора. Позднее, с 30-х годов XIX в. он заменяется бирюзово-голубым и светло-сиреневым. В изделиях первой половины XIX в. бисерная поверхность часто сочетается с золоченой бронзой, кожей, тисненной тонким золотым рисунком строгого узора, с шелком зеленых, розовых, изумрудных, серых, табачных и других цветов, сложных изысканных оттенков.
Яркая занимательная бисерная вещица становится модной не только в домах аристократов — дворянские манеры перенимали и купеческие дочки. Они вышивали бисерные кошельки по примеру дворянских барышень.
В разных слоях населения становится престижным умение шить бисером, однако в большинстве случаев эти изделия очень сильно отличаются от высокохудожественных предметов из бисера, созданных в дворянских усадьбах.

В 1861 г. было отменено крепостное право. Освобождение крестьян стало решающим моментом в гибели старой культуры и крепостного искусства. Одно за другим гибли помещичьи именья, началась трагедия «Вишневого сада». Во второй половине XIX в. интерес к бисерным работам постепенно затухает. Лишь на рубеже XIX-XX столетий бисер появляется вновь в отделке дамских костюмов и дополнений к ним: в театральных сумочках, поясах, накидках.

Посмотри!

gotovo

Изумительное колье из фетра своими руками

Такое яркое украшение станет отличной обновкой к весне. Необходимо только запастись некоторыми материалам и инструментами, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *