Меню

Женская народная рубаха платье

Выкройки и пошив славянской рубахи и русского платья для женщины

Современная мода не редко возвращается не только к прошлым тенденциям, но и к истокам древности. Одним из таких примеров является русская рубашка для мужчин и женщин. Такие одежды для женщины — символ целомудренности и женственности, а для мужчин — простоты и брутальности. О таких рубахах известно, как правило, от историков и ученых, а также неоязычников. В этом материале будет рассказано, что такое платье в русском стиле (выкройка), сшить самой которое поможет данная статья.

Крой женской рубахи

В первую очередь, необходимо отмерить, какой длины будет итоговое изделие, то есть рубашка. Рекомендуют делать минимум до середины бедер. Для начала следует снять следующие мерки:

  • Мерку от плеча до необходимой длины — длина;
  • Мерку размера изделия в плечах + 10 сантиметров — ширина;

Крой простой рубахи

Требуется сложить ткань пополам и отмерить нужную длину. После этого резать. На сгибе материала определяется центр, с лицевой стороны которого делается специальный вертикальный надрез сверху вниз длиной до 10 сантиметров. Это нужно, чтобы в него пролезала голова. Таким образом изготавливается горловина.

Штапель идеально подходит для традиционных одеяний

После этого кроится рукав в количестве двух штук:

  • Верхняя деталь — обхват мышцы бицепса + 5 сантиметров;
  • Нижняя деталь — обхват запястья + 5 сантиметров;
  • Ластовица — пришивается к рукаву с внутренней части к подмышкам. Ее размеры — 15 на 15 сантиметров;
  • Клинья в количестве двух штук. Для женского варианта подойдет размер 80 на 50 сантиметров.

Выкройка мужских славянский портов

Пошив предполагает следующие действия:

  1. Сшить рукава из деталей воедино;
  2. Вшить в район подмышек рукавов ластовицы;
  3. Пришить готовые рукава к рубахе;
  4. Сшить изделие по боковым швам до клиньев;
  5. Вшить сами клинья;
  6. Вырезать полукруг горловины, чтобы изделие располагалось точно на шее.
  7. Вышить рубаху и она будет готова.

Реглан в традиционном стиле

Важно! Рекомендуется вшивать клинья от пояса вниз. Если делать это, начиная от подола, то детали могут оказаться в конце на различной высоте относительно друг друга.

Выкройки и последовательность шитья

Особенность кроя заключается в том, что все детали должны составлять ширину не более 40 сантиметров. Так сложилось исторически из-за того, что долгое время ткань изготавливали в домашних условиях и технологии не позволяли сделать ее существенно шире.

Современные методы позволяют обойти это ограничение и сшить рубаху без боковых вставок. Последовательность действий шитья традиционной рубашки имеет следующий вид:

Почти готовая горловина

  1. Выкроить все детали из натуральной ткани и не забыть добавить припуски по одному сантиметру;
  2. Украсить все детали вышивкой или уже приобрести вышитую или набитую ткань;
  3. Аккуратно снять вышивку и оборвать стабилизатор вокруг нее, если она делалась вручную;
  4. Вышить другую часть дизайна в виде стыкующей строчки стабилизатора;
  5. Наложить на нее первую деталь точно по узору и вытащить булавки, которыми она была прикреплена;
  6. Вырезать все детали и вышить их по желанию;
  7. Сделать горловину путем кругового разреза на груди;
  8. Пришить рукава и оставить непришитыми пар сантиметров с двух краев;
  9. Приделать ластовицу через эти отверстия и обработать весь срез вдоль швов;
  10. Пришить ластовицу от рукава к основе и также обработать части среза;
  11. Сшить рукав путем вшивания другой стороны ластовицы;
  12. Сшить часть ластовицы, которая осталась с ботовой частью рубахи;
  13. По желанию сделать шнурок из пряжи и вшить его в воротник;
  14. Вшить воротник-стойку, обрезав его длину при необходимости;
  15. Обработать срез горловины.

Выкройка народной русской женской рубахи

Отделка «кержацкой» рубахи

Особенность этого вида одежды в том, что ее застежка всегда выполняется на правую сторону. Вышивка делается в квадрате по передку. Для свадебной рубашки использовали мелкое кружево на конце рукавов. Если набирались складки, то вышивка шла по ним. Нижняя часть изделия украшалась яркой лентой или тканью.

Вид кержацкой рубахи

Особенность отделки кержацкой рубахи состоит в том, что кокетку можно сделать на подкладе. Для этого используют специальную рамку на плечи, которая делается из контрастной ткани и работает ограничителем складок.

Важно! По концам рукавов можно самостоятельно организовать складки или бантики и отделать их контрастным материалом или тесьмой. Низ также можно обработать яркой цветной лентой из ткани.

Отделка «поляцкой» рубахи

Такая рубашка может быть как однотонной с контрастными элементами, так и пестрой. Боры делаются на пару ниток, а вышивок по ним не предусмотрено. Воротник составляет приблизительно полтора сантиметра и отделывается ручной вышивкой, кружевами или вьюнчиком. Впереди разрез горла обрабатывают в стиле замка или планки, а украшают тесьмой или тем же вьюнчиком.

Отдельно можно сказать про полики и рукава. Они могут вышиваться или нашиваться в виде ленточки и быть украшены пуговицами. Концы рукавов можно отделать зубчиками.

Как вшить ластовицу в рукав русской рубахи

При изготовлении русской традиционной рубахи важно правильно пришить ластовицу. На этапе сшивания рукавов к ним притачивается и ластовица. После этого рукав складывается вдвое и в него прокладывается ластовица. Соединение происходит обычной строчкой на машинке по краю, но когда доходят до ластовицы, скорость замедляется и шов уходит в край ткани. При этом он не застрачивает ластовицу, а останавливается у ее края. Далее край рукава подгибается и иголка направляется в край ластовицы. От него строчка плавно закругляется вверх и нить обрезается.

Выкройка русской женской рубахи

Выкройка платья в русском стиле

Выкройка русского платья делается по уже имеющейся схеме. Оно идеально подходит и для 48, 50, 56 и 60 размеров. После того как лекала будут скопированы, следует начертить в виде прямоугольников следующие детали:

  • Спинку лифа — 13;
  • Перед лифа — 14;
  • Рукав — 15;
  • Деталь А — окантовка горловины 44 на 2 см;
  • Деталь В — заднее полотнище юбки 73 на 100 см;
  • Деталь С — переднее полотнище юбки 73 на 100 см.
Читайте также:  Платье белль для кукол

Далее на ткани, которая предварительно сложена в сгиб, все детали раскладываются по схеме, представленной на рисунке ниже. Припуски на швы необходимо брать по полтора сантиметра для среднего и заднего срезов. Для остальных же хватит и одного сантиметра. Следует также добавить по 4 сантиметра на подгиб юбки снизу и для рукавов. Горловина выкраивается без припусков.

Раскладка платья крестьянка

Шитье платья в русском стиле

  1. Сшивание средних срезов заднего полотна юбки так, чтобы осталось 11 сантиметров для застежки;
  2. Заутюживание припусков на спинку и прокладывание строчек на плечах и боках лифа;
  3. Прокладывание строчек шва по бокам юбки;
  4. Сборка сбоку участка горловины с помощью наметочных стежков так, чтобы ее длина была такой же, как и длина обтачки горловины;
  5. Равномерное распределение сборки горловины;
  6. Утюженье продольных срезов окантовки горла наизнанку;
  7. Утюженье окантовки вдоль лицевой стороны наружу;
  8. Сборка сбоку верхнего среза юбки платья до длины нижнего среза лица;
  9. Притачка юбки к самому нижнему срезу;
  10. Вшивание молнии сзади в обозначенном ранее месте;
  11. Обработка продольных швов на руках и вшивание их в проймы;
  12. Обработка низа платья и низа рукавов и создание специального шва «вподгибку».

В данном материале была показана рубаха женская славянская, выкройка ее деталей. Как показывает практика швей и мастериц народного промысла, очень легко шьется славянское платье, выкройка которого не отличается особой сложностью. Русский крой очень прост в исполнении и не требует огромных познаний в крое и шитье.

Источник

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Женская рубаха — базовый элемент русского национального костюма. О том, как в древности носили рубаху и как ее можно сшить сегодня, читайте в нашем материале.

Женская рубаха — основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки женский русский сарафан.

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди — расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю — горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах — длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).

Эскиз рубахи из П авловопосадской коллекции

Поверх рубахи богатые женщины надевали летник — наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу — нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять русские сарафаны.

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды — белый, синий и красный.

Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы

Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами»)

Смотреть ткань для русских рубах и коллекция готовых русских женских рубах

Источник

Праздничная одежда русских крестьянок 18-20вв. Базовый элемент костюма — рубаха.

Из цикла: О РУССКОМ НАРЯДЕ ЗАМОЛИТЕ СЛОВО. Обзорная статья.

Недавно я опубликовала обзорную статью о праздничной мужской одежде крестьянского сословия. На ее написание меня сподвигла встреча с публикацией, которая больше дезориентирует читателей в теме исторического наследия по народному костюму, чем раскрывает суть.

Теперь начну рассказ о праздничной одежде русских крестьянок.

Россия очень большая страна, велик и разброс по разнообразию, отличиям в традиционной одежде, с севера на юг, с востока на запад — в каждом районе (уезде), каждой деревне, селе, станице, хуторе свои характерные элементы в одежде. Основа любого традиционного костюма, конечно рубаха. Именно на нее «нанизываются» все последующие элементы, рубаха в жизни человека играла сакральную роль. Бытовали рубахи как праздничные, среди которых отдельной темой свадебные, так и повседневные, еще обрядового назначения, рубахи «печальные» ( это элемент траурного одеяния вдовы), рубахи погребальные, крестильные и другие.

Как уже писала в предыдущих статьях цикла, традиционный русский костюм отличается многослойностью, особенно женский. Рубаха лишь его начальная веха. Большое количество элементов выполнялось вручную, швейные машинки, примерно до середины 20в. были далеко не в каждом крестьянском доме, и даже при наличии машинки, вышивка, отделка, обработка краев, швов — выполнялись вручную. Как мастерица, сшившая все свои костюмы сама, так же в основном без машинки, могу сказать — труд колоссальный. прибавьте сюда тот факт, что у крестьянского сословия (в отличие от нас, городских этнографов), забот было в разы больше, нагрузки с современной жизнью несопоставимые, и тем не менее, девушки, женщины шили-вышивали-создавали свой гардероб сами, с любовью, максимально аккуратно, красиво, насколько могли.

Читайте также:  С чего сделать пышное платье

РУБАХА (как и в мужском костюме, и в детском, и в стариковском повсеместно). Основой рубахи был туникообразный крой, с разными вставками, сборками, отделкой. Ткани для рубахи праздничной предпочитали побогаче: беленый лен, набивной покупной ситец . Для отделки рубахи, помимо вышивки, использовались доборы и вставки кумача и ситца, элементы узорного ткачества, бусины и пуговки, с 20в. вошли в обиход крестьянского праздничного костюма некоторых областей и пайетки, которые были большой ценностью. Особо богато и красочно оформлялись рукава, в некоторых уездах, рукав женской праздничной рубахи был полностью «расписан». Богато украшали и низ подола длинной рубахи, менее активно был украшен ворот (горловина). Горловина в женском традиционном костюме, как и часть груди, а в некоторых уездах и сзади по шее к спине, закрывались другими элементами одежды и большим количеством украшений. ( Про украшения будет отдельная статья).

В вышивке и тканых орнаментах оформления рубахи, часто присутствуют антропоморфные и зооморфные образы ( женские и мужские фигурки, птицы, животные), растительные мотивы ( цветы, деревья, фруктовые и ягодные растения), схематичные символы первоэлементов и значимых планет (вода, земля, воздух, огонь, солнце, луна). Изображения располагались не произвольно и одиночно (ошибка многих начинающих мастериц), а сплошным связным купоном, охватывая всю окружность части рубахи (рукав, подол), таким образом образуется ритм, только не звуковой, а визуальный. Для чего это делалось? Издавна одежда была не просто предметом закрывающим наготу, или показывающим статус человека, но и неким паспортом, по которому можно прочитать из какого рода и места человек, есть ли семья, дети и т.д., так же серьезно относились к обережной функции одежды, а визуальный ритмичный код гармонизировал эмоциональное и физическое состояние, создавал поле защиты вокруг человека. Можно спорить так это или не так на самом деле, но наши предки верили в это и активно использовали.

Короткие рубахи, кофты-рукава носили в сочетании с нижней исподней рубахой-сорочкой, или нижней юбкой, которую еще называли подол (сев. и центральные губ). А сверху непременно была понева, юбка, или сарафан, так же и с длинной рубахой.

Важно отметить, что никогда молодые девушки и женщины не ходили в одной только рубахе на людях, это весьма распространенное заблуждение! Подкрепляемое изображениями белой одежды — если присмотреться на картинке или фото, можно увидеть, что на барышне белый сарафан, либо «подол», так же визуальный эффект продолжения рубахи спереди может создавать белый фартук, или белая завеска. В одной рубахе можно было находиться дома, если никого кроме домочадцев нет. Да и то, в таком виде ходили только самые бедные.

Поздние более богатые образцы нарядной женской одежды включают в себя рубахи-рукава из привозных тонких тканей: шелка, батиста. Такие рукава оформлялись минимально, поскольку сама ткань была богатой. Такая тенденция в крестьянском сословии проявилась уже в 19-20в., и конечно в зажиточных крестьянских дворах.

К праздничной одежде относили и такую разновидность северных рубах, как «покосную», ее надевали выходя на покос, поскольку первый день покоса в крестьянской культуре считался большим праздником. Эта рубаха больше походила на платье, и составляла редкое исключение в плане ношения ее как самостоятельной одежды. Впрочем, под покосной рубахой женщины и девушки носили «подол» — нижнюю юбку, еще ее называли «подолицей».Покосная рубаха шилась из нескольких частей, где становина и подол выполнялись из разных материалов. Подол «покосницы» всегда украшался элементами узорного ткачества, вышивкой, кумачом.

Многообразие женских праздничных рубах сложно охватить, сколько бы я не изучала тему традиционного костюма, а новые образы продолжают радовать и удивлять. Так и во всем костюме.

На сегодня тему завершаю, что бы в следующих публикациях продолжать удивлять и радовать вас!:)

Источник

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Читайте также:  Почему люди видят платье сине черное или бело золотое платье

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Источник