Меню

Женское платье петровской эпохи

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Гороскопы (337)
  • астропрогнозы (178)
  • Аспекты планет (48)
  • Планеты в знаках (24)
  • Зодиакальная астрология (21)
  • Транзиты (13)
  • Синастрия (7)
  • Планеты в Домах (6)
  • Структурный гороскоп (4)
  • Лунный календарь (3)
  • Книги. (194)
  • Рецензии, критика, отзывы (109)
  • Зарубежная литература (88)
  • Новинки литературы (54)
  • Литературные герои (17)
  • Российские писатели (11)
  • Книжные цитаты (10)
  • Зарубежные писатели (7)
  • Русская литература (5)
  • История моды. (192)
  • Родословная вещей (47)
  • Средние века (29)
  • Возрождение (22)
  • Античность (17)
  • 20 век (15)
  • 17 век (14)
  • 19 век (14)
  • 18 век (8)
  • Барокко (3)
  • Древний мир (1)
  • Изобразительное искусство (119)
  • Тематические подборки (47)
  • Графика (46)
  • Живопись (37)
  • Путешествие в картину (5)
  • О художниках (1)
  • Художественная культура (118)
  • Фотография (75)
  • Скульптура (17)
  • Декоративно-прикладное искусство (16)
  • Креатив (5)
  • Современное искусство (4)
  • Архитектура (3)
  • История. (112)
  • Эпоха и нравы. (40)
  • Предметы из прошлого (12)
  • Великие личности (5)
  • Изобретения человечества (3)
  • Памятники древности (1)
  • Кругосветка (108)
  • Европа (37)
  • Памятники, фонтаны и скульптуры (27)
  • достопримечательности (25)
  • Азия (6)
  • Америка (6)
  • Памятники природы, парки и заповедники (4)
  • музеи мира (4)
  • Россия (4)
  • В мире женщин (73)
  • Знаменитые женщины прошлого. (39)
  • Секреты красоты (15)
  • Женские типы и профессии (13)
  • Идеал эпохи (8)
  • Магические штучки. (73)
  • Исполнение желания (15)
  • Гадания (14)
  • Привлечение денег (13)
  • Домашняя магия (7)
  • Легенды, предания, суеверия. (6)
  • Привлечение любви (4)
  • Волшебство простых вещей (4)
  • нумерология (2)
  • Заговоры (1)
  • Обретение здоровья (1)
  • Семейная магия (1)
  • Психология (61)
  • Взаимоотношения (35)
  • Саморазвитие (11)
  • Детская психология (1)
  • женская типология (1)
  • мужская типология (1)
  • Все для оформления дневника. (53)
  • Рамочки (23)
  • Мода (52)
  • Женские штучки (22)
  • Словарь моды (6)
  • Азбука стиля (5)
  • Прически (3)
  • Знаменитые кутюрье (2)
  • Кино. (39)
  • Знаменитые актрисы (12)
  • Зарубежные фильмы (9)
  • Отечественное кино (4)
  • Советское кино (3)
  • Снимается кино. (1)
  • Экранизация (1)
  • Сериалы (1)
  • Юмор (38)
  • Лирика (35)
  • Стихи (21)
  • Коротко о главном. (6)
  • Рецепты блюд. (30)
  • Сладкая выпечка (11)
  • Салаты и закуски (4)
  • Домашнее консервирование (2)
  • Кухня разных стран (1)
  • Детская тема (29)
  • сказочные места для отдыха с детьми (5)
  • игрушки (5)
  • мультики (2)
  • Воспитание без наказания (1)
  • Зверье мое (24)
  • Кошки (14)
  • Собаки (1)
  • всякие полезности (23)
  • Советы (15)
  • Нужные ссылки (3)
  • Этника (21)
  • Культура и быт. (5)
  • Национальный костюм (5)
  • Национальные праздники (3)
  • Народные традиции и обычаи (3)
  • Советская эпоха (20)
  • Наша жизнь (7)
  • Советское детство (6)
  • Старые фотографии (6)
  • Символы эпохи (4)
  • Мудрые мысли. (19)
  • О любви (3)
  • О счастье. (2)
  • Праздники (12)
  • Новый Год (7)
  • Пасха (1)
  • Тесты (12)
  • Интересное (11)
  • Общество (11)
  • Истории из жизни (7)
  • Неопознанное (10)
  • Призраки и духи (5)
  • Инопланетные цивилизации (1)
  • Эзотерика (8)
  • Ручная работа (4)
  • вязание (2)
  • (0)
  • (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Женщины петровской эпохи.

Понедельник, 24 Сентября 2012 г. 11:34 + в цитатник

Казалось бы, женский мир, связанный с вечными свойствами человека: любовью, семейной жизнью, воспитанием детей, — должен был быть более стабильным, чем суетный мир мужчин. Но в XVIII веке получилось иначе: реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад.

Ассамблея при Петре I. 1858 — Хлебовский Станислав.

Изменилось само представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения — ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине — затворнице терема — была предоставлена возможность появляться в публичном месте: отменился поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского общества.

Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователь проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н.Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”.

Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру петербургского общества, еще не обладающего ярко выраженной дифференциацией на различные сословия. Танцы создавали условия для установления более тесных контактов между присутствующими. Обычно на ассамблеях танцы открывались Полонезом, который относился с последующим за ним Менуэтом к церемониальным танцам: «Менуэт был мерным, церемонным танцем, танцующие двигались мелкими размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы грациозно опустив руки, слегка приподымали платье». Затем следовал английский танец Контрданс. К английским танцам также относились Англез, Аллеманд, которые отличались живостью и картинностью движений.

Лебедев (1852-1916) «Ассамблея при дворе Петра I»

Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения. где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества. Жизнь женщин допетровской эпохи была изолирована от всех социальных процессов. Не имея контактов с внешним миром, женщина была лишена всяких гражданских прав. Ее личные качества — ум, воспитание, чувство собственного достоинства — не были востребованы обществом. Она представляла собой лишь заповедный товар, которым распоряжались ее родственники.

Петр I очистил брак от значения торговой сделки, дал мужчине «помощь достойную». Женщина после своего заточения в теремах и светелках, вдохнув глоток свободного воздуха, стала достойной ученицей царя-реформатора. Она не только поддерживала замыслы Петра I в области культурных новаций, но и образцово усваивала петровские уроки по выработке европейского поведения и норм светской жизни. На страницах своего дневника Ф. В. Берхгольц отразил впечатления о русских женщинах, наблюдая их поведение на ассамблеях: «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает Немкам и Француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущества». Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», вынужден был признать положительное отношение женщин к их устройству: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их, и оказующими их хороший стан; не малое же им удовольствие учинило, что должен прежде видеть с кем навек должен совокупиться, и что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами».

Женский быт изменялся стремительно, и вскоре моды, костюмы, поведение бабушек внучкам представлялись карикатурными и вызывали смех.

Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I.

Читайте также:  Бизнес план предприятий по пошиву платьев

Антропов Алексей Петрович — Портрет статс-дамы Марии Андреевны

Первое последствие реформ для женщин — это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически — например, появляется обязательный парик. Кстати, парики, для того чтобы они хорошо сидели, надевались на остриженную голову. Поэтому когда вы видите на портретах XVIII века красивые женские прически, — это прически из чужих волос. Парики пудрили. В «Пиковой даме», как вы помните, старуха-графиня, хотя действие повести происходит в 30-е годы XIX века, одевается по модам 70-х годов XVIII столетия. У Пушкина есть фраза: «. сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы». Действительно, так оно и было.

Платья, разумеется, тоже стали другими. Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ и последующие женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок).

Посмотрим на портрет Нарышкиной с детьми, созданный неизвестным художником.Мы видим женщину, одетую по указанной моде для ассамблей Петра. Похожая на заводную куклу, она не привыкла к своему новому обличию и стыдиться обнаженной шеи и груди, о чем красноречиво говорит жест правой руки.

В модах царила искусственность. Женщины тратили много сил на изменение внешности. Моды были разные. Купчихи, например, красили зубы в черный цвет, и в купеческом мире это считалось идеалом красоты

В более европеизированном обществе зубы, конечно, не чернили. Но и здесь имелись способы изменять свою внешность. Например, на лицо налепляли мушки, которые делались из тафты или из бархата. Место, куда прилеплялись мушки, не было случайным. Например, мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», мушка на верхней губе: «Я хочу целоваться». А поскольку в руках у женщины был веер, движения которого также получали особый смысл (например, резкое закрывание веера означало: «Вы мне не интересны!»), то комбинации мушек и игры веера создавали своеобразный «язык кокетства».

Дамы кокетничали, дамы вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более — в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо.

А. П. Антропов. 1759 г.

На портрете перед нами статс-дама Анастасия Михайловна Измайлова, урожденная Нарышкина. Предельно откровенно дан образ стареющей дамы, слывшей в молодости красавицей и полной еще жизненной энергии и властного ума.
С портрета смотрит немолодое обрюзгшее лицо с тонкими язвительными губами и ярким румянцем на щеках. Насурьмленные брови оттеняют карие выпуклые глаза с крупными бликами на зрачках. Темный чепец наполовину скрывает пудреную прическу. По бокам он украшен розовыми цветочками. Художник детально выписывает алмазы вокруг портрета императрицы Елизаветы Петровны на груди придворной дамы.

При Петре издавалось наставление о правилах поведения. Одно из них «Юности честное зерцало» содержало и правила поведения для девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями, то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, молчаливость, чистоплотность и т.д. У девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия.

Ассамблея при Петре I. II пол. XIX в. Гравюра с оригинала Хлебовского

В петровский период женщина еще не привыкла много читать, еще не стремилась к разнообразию духовной жизни (конечно, это лишь в массе: в России уже были писательницы). Духовные потребности большинства женщин удовлетворялись еще так же, как в допетровской Руси: церковь, церковный календарь, посты, молитвы. Разумеется, до конца XVIII столетия, до «эпохи вольтерьянства», в России все были верующими. Это было нормой, и это создавало нравственную традицию в семье.

Однако и семья в начале XVIII века очень быстро подверглась такой же поверхностной европеизации, как и одежда. Женщина стала считать нужным, модным иметь любовника, без этого она как бы «отставала» от времени. Кокетство, балы, танцы, пение — вот женские занятия. Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей грудью. Это делают кормилицы. В результате ребенок вырастал почти без матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дворянской, чаще всего — петербургской, знати).

И. П. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» 1785 г

До сих пор неизвестно, кто же изображен на этом прославленном портрете. Принято считать, что, даже если изображенная не была крестьянкой, то она могла быть или кормилицей, взятой в барский дом, или дворовой горничной. В то время, когда создавался этот портрет, в кругах передовой российской интеллигенции возрос интерес к крестьянской теме. Самое замечательное в портрете – народный склад души изображенной женщины. Массивный, шитый золотом кокошник подчеркивает красоту открытого лба. При этом он воспринимается как корона. Замечательно написаны золотые сережки, красные бусы, круглые нарядные пуговицы на сарафане, узоры позумента.

Источник

Как одевались в петровское время

В допетровскую эпоху знатные люди носили долгополую одежду (до самой земли) с рукавами до колен (отсюда выражение «работать спустя рукава», то есть кое-как). Карманов на одежде не было. Ножи и необходимые бумаги носили за голенищем сапога, деньги нередко прятали за щеку.

В петровское время быстро менялся облик русских людей некоторых сословий, особенно знати. Петр Первый насильно заставлял стричь бороды под страхом огромного штрафа («имать по штидесять рублей с человека»). Те, кто не хотел расставаться с бородой, платили налог. Им выдавали особый знак — металлическую дощечку с изображением бороды и выбитой надписью: «Деньги взяты».

Выходили царские указы носить верхнее платье по французскому, саксонскому и венгерскому образцам (первый такой указ вышел в 1700 г.). За торговлю русским платьем и ношение русской одежды приходилось платить штраф. Женщинам велено было носить немецкие платья, юбки, шляпы и башмаки, «фонтажами и корнетами голову украшать».
В мужской одежде появились короткие кафтаны и камзолы, «но многия с галунами, с шитьем и с пондеспанами делать начали».

Обувались в ботфорты (кавалерийские сапоги) или башмаки с чулками до колен, носили напудренные парики и шпаги.

У самого Петра за всю жизнь было всего два парадных кафтана. Обычно он носил мундир капитан-бомбардира Преображенского полка или простой кафтан темного цвета. Кружевных манжет не любил, так как они мешали работать. Зато белье предпочитал из тонкого полотна и ежедневно менял его. В карманах царского кафтана, по мнению очевидцев, можно было найти записную книжку и готовальню с чертежными инструментами, простой набор инструментов хирургических и… коробочку с иглой и нитками.

Источник

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

Бурные страницы русской истории, связанные с деятельностью Петра I, рассказывают о коренном переломе политической, экономической, государственной и культурной жизни России начала XVIII в. Образование Российской империи, обеспечение ее морских границ и удобных путей для торговли и культурного общения с Западом; создание регулярной армии и флота, перестройка государственного аппарата; развитие просвещения, техники, науки, европеизация всех обычаев дворянства — таков лишь краткий перечень преобразований Петра I, которые проводились в суровой, а подчас и жестокой борьбе со сторонниками старого. Прогрессивные преобразования Петра I в области культуры и быта носили специфический классовый характер. Они обусловили глубокий разрыв, который станет с этого времени определяющим во внешних формах быта дворянства и народных масс России. Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

Читайте также:  Lime женская одежда платье пиджак

Указом от 4 января 1700 г., подписанным Петром I, дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотнооблегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, интенсивная декоративная косметика (румяна и белила).

Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы — хрупкость, изящество, утонченность.

Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.

Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу Петра I, представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего темно-красного и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой (рис. 162); плащ из двустороннего синего и малинового сукна (носился на обе стороны), отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из темно-голубого шелка. Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось, но, судя по портретам Екатерины I, они не отличаются от костюмов более позднего периода: корсаж, шелковая юбка, верхнее платье — роб, надетые на каркасную основу (корсет и фижмы).

Европеизация внешних форм быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали Петру развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров из-за границы. Одной из наиболее активно развиваемых отраслей промышленности была текстильная. Вначале производство сукна для армии, а затем шелка и льна для светских одежд усиленно поощряется Петром. В 1717 г. он издает указ об ограничении ввоза дорогих заграничных тканей, а в 1718 г. появляется другой указ: «Велеть людям боярским либереи (ливреи. – Н. К.) или платья носить из сукон российской мануфактуры, а заморских не носить…». При Петре появляются шелковые и полотняные мануфактуры в Москве, Петербурге, Ярославле. Русские художники создают для них декор шелковых и золотых тканей.

Распространенными шелковыми узорными тканями начала XVIII в. были штоф и гризет, гладкими — атлас, тафта, бархат. В середине XVIII в. ассортимент тканей значительно увеличивается: появляются парча, гродетур (плотная шелковая ткань без применения золотой нити), линобатист, тонкие шерстяные шали.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ОДЕЖДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II (1762 —1796 гг.), связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период. Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.

Мужской костюм

Основные формы мужского костюма с начала века и до 70-х годов изменяются незначительно; попрежнему остаются французский кафтан с прямыми полами длиной до коленей, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты (рис. 163). Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. Различные сорта шелка, бархата, парчи применяются для кафтанов и кюлотов. Самой нарядной частью одежды был обычно атласный камзол, который надевали под кафтан, расшитый золотом, серебром, драгоценными камнями. В конце 70-х годов кафтан с расширенным книзу силуэтом выходит из моды. Его заменяют французский и английский фраки, приталенные и облегающие по линии бедер, со стоячим воротником и скругленными, уходящими назад полами (рис. 164). Французский фрак с более скошенными полами и длинной спинкой, выполненный из шелка или бархата, считается вечерней и нарядной одеждой. Его носят с кюлотами, белыми шелковыми чулками и черными туфлями с пряжками. Английский фрак с более прямой линией борта и короткой длины в сочетании с узкими длинными панталонами и невысокими сапогами служит дневным костюмом.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами из золотисто-желтой парчи и кюлоты из этой же ткани, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным. В конце XVIII в. ассортимент одежды дворянства обогащается одеждой по назначению. Кроме вечерней, нарядной, дневной, особая роль начинает отводиться домашней одежде. Ее шили из цветного атласа или бархата с отделочными обшлагами и воротником шалью. Отделкой часто служил мех. В красной атласной одежде, надетой поверх серебристо-серых шелковых камзола и кюлотов, изображен на портрете Д. Г. Левицкого один из известных русских богачей XVIII в. П. А. Демидов.

Женский костюм

Основным силуэтом женского костюма рассматриваемого периода, за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка. Изменения моды касались в основном форм юбки, цвета и рисунка ткани, формы декольте, прически и дополнений.

До начала 60-х годов юбки нарядных платьев носят на панъе (нижней юбке на обручах, обшитых плотной тканью, и косточках из китового уса), затем на эластичных фижмах, сильно расширяющихся в боках (рис. 165). Такое платье мы чидим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова. В конце 60-х годов в моду, как и на Западе, входят турнюры. Силуэт приобретает новый характер: расширение в боках заменяется выразительной профильной линией спинки (рис. 166). Вместе с турнюрами в моду входят высокие прически, шляпы, чепцы. Вырез корсажа прикрывается кисейной косынкой или мантильей.

Читайте также:  Платье той чики фнаф

Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей. Она основывалась на жестокой эксплуатации народа, усиливающемся произволе крепостников. Распространенная в период расцвета дворянского государства иллюзия о разумном и образованном монархе, который с помощью гуманных и справедливых законов решит все социальные конфликты, нашла свое определенное отражение в указах Екатерины, предписывающих умеренность в использовании дорогих тканей, отделки, украшений.

Один из указов Екатерины определял форму придворного женского платья в праздники. Именно отсюда появился придворный национальный сарафан — распашная одежда из дорогой ткани, надевавшаяся на корсаж и каркасную юбку. Костюм дополнял невысокий кокошник. Тяготение к созданию национального облика, к нарядным русским формам костюма нашло свое отражение в творчестве художника Аргунова, написавшего серию портретов женщин в национальных костюмах («Девушка в кокошнике», «Портрет неизвестной» и др.). Обувью служили кожаные, шелковые, парчовые туфли на высоких каблуках, украшенные пряжками, бантами, розетками. В особо торжественных случаях расшитые жемчугом и драгоценными камнями туфли имели красный каблук.

В 90-е годы под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие платья-рубашки с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр. Такие костюмы можно видеть на портретах [Боровиковского («Портрет М. Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных»). Существенным дополнением к костюму является веер — шелковый расписной, затем костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой и инкрустированный перламутром.

ВЛИЯНИЕ ДВОРЯНСКОГО КОСТЮМА НА КОСТЮМЫ ДРУГИХ СОСЛОВИЙ

С 1700 по 1725 г. но указу Петра 1 горожане не имели права носить русское платье. Но тяготение к его основным формам всегда было сильно, особенно в средних и низших по имущественному положению кругах. После смерти Петра, когда многие купцы и горожане вернулись к национальному костюму, западное влияние не исчезло окончательно. Начал формироваться модернизированный русский мужской костюм — костюм купцов и горожан, полностью сложившийся к середине XIX в. В нем сочетались национальные эстетические представления, ассортимент и манера ношения с модными деталями, дорогими тканями, дополнениями, заимствованными из дворянского костюма. Например, покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налево приближался к покрою западноевропейского кафтана с боковыми веерами складок. На полочках делали модные прорезные карманы с клапанами и пуговицами. В других кафтанах покрой спинки был русский, с отрезной линией талии и присборенной нижней частью, зато форму воротника и отворотов заимствовали из модного фрака.

Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.

Модернизированный костюм включал в себя русские рубахи, штаны и высокие сапоги. Применяемые цвета — в основном темные, материалы — холст, сукно, бархат, дорогой мех. Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в покрое, манере ношения, дополнениях (косынках, чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в виде модной в то время чалмы (рис. 167).

В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.

Иностранец И. Георги, изучавший русский быт в 1770 г., пишет: «В чиносостоянии купеческом сохранены и поднесь между большею частию древние наряды, да и те купеческого или мещанского состояния, кои носят платья шелковые или других бумажных материй на образец немецкий, большею частью повязывают голову шелковыми платками, раснушивая оные очень высоко, в виде корпуса корабельного, или же турецкой чалмы с перевязкою, волосы подобраны кроме небольших висков. Сии носят мантилий и асолопы сверх платья летом, а зимою шубы или асолопы на мехах лисьих, куньих, заячьих и беличьих, крытые атласом и другими шелковыми материями, редко камелотом или полушерстяными и полушелковыми».

ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МОДЫ И ЕЕ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УКАЗАМИ

Русский костюм XVIII в. развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных мастерских.

Регулярных модных журналов в это время еще не было, но информация о модных новинках костюма появляется в таких популярных журналах для чтения, как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Большую роль играют в XVIII в. государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в 1782 г. Екатерина II издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства. Целым рядом государственных указов были встречены в России заимствования из моды революционной Франции. Екатерина II высмеяла моду «инкроаблей» (неподражаемых), которая появилась на петербургских улицах: коротенькие фраки с непомерно высоким воротником, сапоги с большими отворотами, петлями и кисточками, жилеты с тройными отворотами ярких, кричащих тонов, двойные лорнеты. Она приказала одеть в такой нелепый костюм всех петербургских постовых полицейских. Такая мера оказалась весьма действенной.

Павел Л в 1796 г. запретил длинные панталоны санкюлотов, фраки, круглые шляпы и короткую стрижку. Конечно, остановить такими указами развитие моды невозможно, тем не менее при жизни Павла I (в течение пяти лет) дворянство России вынуждено было одеваться, как на маскарад, в старомодные костюмы. После же его смерти новые формы костюма с молниеносной быстротой были восстановлены в быту.

Источник

Adblock
detector